Зачем школьникам биде, а также где лучше встречаться с министрами — за чашкой кофе или на лыжных склонах, обсуждали сегодня на встрече Дмитрия Медведева с губернаторами в рамках сочинского инвестиционного форума. Впрочем, говорили и о серьезном: о распределении полномочий между регионами и центром, а также о том, что такое модельный бюджет. Как Силуанов мимоходом воскресил резервный фонд, а Минниханов упомянул о том, что «нас слышат не до конца» — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Медведев: «Деньги станут не только своеобразной премией регионам за хорошую работу, но и помогут компенсировать возможное уменьшение дотаций из федерального бюджета»
МЕДВЕДЕВ: «РЕГИОНЫ САМИ ДОЛЖНЫ УСТАНАВЛИВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ СВОЕЙ БАЗЫ ПОЛНОМОЧИЙ»
Центральным событием заключительного дня российского инвестиционного форума в Сочи стала встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с главами регионов. Сюда же был приглашен кабмин в полном составе. Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» источник в правительстве, поездка в Сочи на эту встречу обязательна для всех министров. После нее все члены правительства должны отправиться кататься на лыжах — процедура не менее обязательная для всех. «Встретимся на склонах», как обмолвился по этому случаю сам Дмитрий Анатольевич. И действительно: утверждают, что Медведев после форума не будет спешить в Москву, а останется на выходные осваивать сочинскую горную лыжню.
Но, прежде чем крепко стать на лыжи, следовало на деловой встрече с губернаторами обсудить чувствительную для регионов тему межбюджетных отношений. В своей вступительной речи глава правительства, кажется, прошелся по всем темам, которые должны тревожить лидеров регионов. Тем более губернаторский корпус существенно обновился, а значит, многие губернаторы лишь в последние месяцы столкнулись лицом к лицу с проблемами региональных бюджетов. «У некоторых из вас уже есть опыт подготовки решений на уровне всей страны, когда коллеги работали как раз в структурах правительства, а теперь появилась возможность увидеть, как эти решения работают на местах, в чем их сильные и слабые стороны», — премьер-министр с улыбкой окинул взором зал, полный губернаторов, приехавших из самых разных уголков страны. Тут можно было бы вспомнить, например, тех, кто еще совсем недавно являлся заместителями министра экономического развития, а именно — Станислава Воскресенского и Александра Цыбульского. Первый отправился в Ивановскую область, второго командировали в самый малочисленный регион России — Ненецкий автономный округ.
«Вы уже погрузились в проблемы регионов, понимаете, что ждут от вас люди, на каких направлениях нужно сконцентрировать основное внимание и вашим управленческим командам, и на федеральном уровне», — отметил Медведев. И в самом деле, все губернаторы по очереди докладывали и о том, о чем тревожатся жители регионов, и о том, что беспокоит их самих.
В представлении Медведева, естественно, первой по важности темой были межбюджетные отношения. И тут, по мнению главы кабмина, есть определенный успех: число профицитных бюджетов увеличилось, дефицитных — сократилось. Вот только проблема долговой нагрузки по-прежнему остается неразрешенной, как бы ни пытался федеральный центр с ней справиться, выделяя 1 трлн рублей в виде бюджетных кредитов. «В прошлом году состоялось очень важное событие: мы провели реструктуризацию задолженности по таким кредитам для 73 регионов — там, где долговая нагрузка наиболее чувствительная. Срок возврата кредитов продлен до 7 лет, на определенных условиях — даже до 12 лет. В результате только на этот год эффект от реструктуризации составит около 240 миллиардов рублей. Для регионов это серьезный финансовый ресурс», — напомнил премьер-министр.
И это, как обещал Медведев, далеко не все, что правительство намерено делать для улучшения состояния региональных бюджетов. Так, в планах «максимально справедливое, прозрачное и предсказуемое» распределение трансфертов, согласованное на ближайшие три года. «Регионы смогут более уверенно планировать свои финансы, проводить более взвешенную долговую политику», — добавил Медведев.
Что касается регионов-доноров, в число которых входит и Татарстан, то тут, как считает премьер-министр, задача более сложная — поощрять, а не отбивать желание развивать свой экономический потенциал. Если с прошлого года субъектам-лидерам выдали в качестве «пряника» 20 млрд рублей, то в этом году — нововведение: региональным бюджетам будет возвращаться прирост налога на прибыль организаций. «Для этого в федеральном бюджете на текущий год предусмотрено почти 37 миллиардов рублей. Деньги станут не только своеобразной премией регионам за хорошую работу, но и помогут компенсировать возможное уменьшение дотаций из федерального бюджета», — отметил премьер-министр.
Год назад на сокращение дотаций успешным регионам жаловался президент Татарстана Рустам Минниханов вместе с губернатором Калужской области
Год назад на сокращение дотаций успешным регионам жаловался губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, который вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым организовал настоящий «бунт губернаторов». И Медведев был в курсе. «Я знаю, что есть мнения у некоторых наших коллег – руководителей регионов, что эффективная работа может в ряде случаев приводить к сокращению финансовой поддержки. Такие подходы небезосновательны», — понимающе отметил он. Но тут же всем напомнил, что все-таки ключевая и стратегическая задача — это уход от дотаций.
Впрочем, цель хоть и благородна, но в короткой перспективе кажется недостижимой. Поэтому пока что в планах с 2019 года дотации все же значатся, но при распределении бюджетных денег будут учитывать не только налоговый потенциал, но и потребность в финансировании расходных полномочий региональных и местных органов власти на среднероссийском уровне. «Это станет дополнительной мотивацией прежде всего для тех регионов, где потребность в деньгах сопоставима с собственными доходами. Для таких регионов это хорошая возможность накопить ресурсы для экономического рывка, для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест и увеличения доходной базы регионального бюджета. Также со следующего года будем учитывать, насколько эффективны налоговые льготы, которые предоставляются региональными и местными властями», — объявил Медведев.
Не осталась без внимания еще более болезненная тема, касающаяся распределения между регионами и центром не только финансов, но и полномочий. Как недавно признавался депутат Госдумы Андрей Макаров, в конце 1990-х при написании Налогового кодекса было сделано все, чтобы лишить субъекты их конституционных прав, забрать как можно больше полномочий на уровень центра. «Последние несколько десятилетий мы только и занимаемся „переупаковкой“ этих полномочий и пока не пришли к оптимальной модели, если она, конечно, достижима, согласился премьер-министр. — В любом случае важно очистить законодательство от установленных на федеральном уровне избыточных и излишне детализированных, а подчас просто устаревших норм. Регионы должны сами устанавливать требования к исполнению собственной базы полномочий. Хочу подчеркнуть, что это собственная ответственность самих регионов». Так что, судя по всему, вскоре случится новое перераспределение ролей на уровне «центр-регионы».
По мысли Силуанова, «именно в регионах формируется инвестиционный климат», поэтому задача правительства — как можно активнее содействовать этому процессу
«ШКОЛУ ПОСТРОИЛИ, ВСЕ СДЕЛАЛИ, НО БИДЕ НЕТ, СДАТЬ НЕВОЗМОЖНО»
Сменивший Медведева у микрофона глава минфина Антон Силуанов заговорил о необходимости выстраивать экономики субъектов внутри большой российской экономики. По мысли Силуанова, «именно в регионах формируется инвестиционный климат», поэтому задача правительства — как можно активнее содействовать этому процессу. Тем более, как уже раньше в рамках Сочинского форума заявлял министр финансов, большинство субъектов РФ уже выбрались из долговой ямы благодаря реструктуризации бюджетных кредитов. Теперь дело за созданием на местах предсказуемой и равномерно распределенной налоговой системы вкупе с упорядочением сборов. «Перечень таких сборов должен быть четко прописан федеральным законодательством, — считает Силуанов. — Субъекты Федерации при своих решениях должны руководствоваться этим перечнем и устанавливать сборы, которые будут предсказуемы для бизнеса, с одной стороны, а с другой стороны, будут пополнять казну субъектов Федерации». Также регионы могут сами выступить в роли администраторов по ряду сборов.
Что касается минимального размера оплаты труда (МРОТ), то глава минфина категорически пообещал губернаторам выделить средства из резервного фонда на его повышение. Это касается и МРОТа, который «посчитан уже с учетом решений Конституционного суда по северным надбавкам и коэффициентам». Каким образом это будет сделано, Силуанов так и не объяснил. Напомним, что еще в начале января резервный фонд объявили несуществующим и слили его с фондом национального благосостояния (ФНБ). Так откуда же в итоге будут черпать средства, если искомого фонда уже не существует? Или Антон Германович просто оговорился?
Еще одним любопытным заявлением министра финансов стало его бодрое уверение: «Мы выполнили все обязательства — в первую очередь по социальным позициям, которые содержались в майских указах президента». Неужели наконец-то свершилось то, что многие политологи считали мало исполнимым, тем более что свои знаменитые распоряжения президент России Владимир Путин подписал еще в мае 2012 года? Тем не менее Силуанов рассчитывает: «Мы надеемся, что 2018 год станет последним сложным годом с точки зрения финансов, потому что мы в этом году в полном объеме выполним указы президента, а в дальнейшем рост заработной платы бюджетников будет сопровождаться и ростом оплаты труда в целом по экономике, и ростом налога на доходы физических лиц».
Эстафету оптимизма перенял у Силуанова глава минэкономразвития Максим Орешкин, который начал свою речь и вовсе с незамысловатого тезиса: «Мы стараемся делать так, чтобы жизнь регионов становилась лучше». Далее самый молодой член кабмина привел несколько сочных примеров, которые звучали откровенно анекдотически. Говоря о большом количестве отраслевых актов СанПиН, которые провоцируют все бóльшие расходы на местах, Орешкин с печалью отметил, что «особенно серьезно все зарегулировано в стройке: ширина лестниц, этажность, цвет стен». «В одном регионе школу не могли сдать, потому что там не было биде, — поведал Максим Станиславович. — То есть школу построили, все сделали, но биде нет — сдать невозможно. В другом — установленные требования привели к тому, что весь этаж ушел под библиотеку, потому что такие нормы и ничего другого сделать нельзя. То есть опять же очень серьезные потери для региона, для экономики в целом».
Впрочем, эту курьезную ситуацию Орешкин пообещал исправить и сообщил в связи с этим, что уже создан штаб, куда вошли 12 регионов, а также минюст и эксперты. «Будем двигаться к тому, чтобы эти требования отменять, потому что понятно, что все эти требования должны идти не с федерального уровня», — пообещал министр.
«Нужна поддержка из федерального бюджета», — призвал Иван Белозерцев
«У МЕНЯ НЕТ НИ НЕФТИ, НИ ГАЗА. А ЧТО ЕСТЬ? ЛЮДИ ХОРОШИЕ!»
От лица дотационных регионов выступил губернатор Пензенской области Иван Белозерцев, констатировавший, что «такой регион, как Пензенский, не в состоянии выполнить свои обязательства». Да и вообще, как отметил Иван Александрович, «многие регионы Российской Федерации не могут в полном объеме выполнить свои обязательства, свои полномочия из-за недостатка финансовых средств».
— Нужна поддержка из федерального бюджета, — призвал Белозерцев. — Что положительного — раньше за этой поддержкой губернаторы ходили по кабинетам должностных лиц, просили, умоляли с протянутой рукой, уговаривали решить проблему с финансированием, с оказанием финансовой помощи. Теперь ходи не ходи...
— Все равно откажут! — закончил за пензенского губернатора фразу Медведев под легкий смех присутствующих.
— Нет, нужно отдать должное, что с введением модельного бюджета эта необходимость отпала, — спохватился Белозерцев. — Методика отработана, модельный бюджет есть, мы сегодня работаем по модельному бюджету. Для Пензенского региона, как и для многих дотационных регионов, это, конечно, большой плюс.
В связи с этим Иван Александрович решил привести случай из своей жизни:
— Однажды спрашиваю у одного губернатора крупного региона, как дела, — рассказал Белозерцев. — Он говорит: «У меня нормально». — «Как с налогами?» — «Нормально с налогами». — «Что у вас есть?» — «У меня есть и нефть, и газ, есть и перерабатывающие нефтегазовые комбинаты, поэтому хорошие налоговые поступления. У меня проблем нет». Но есть и другие регионы. Меня спрашивают: «А что у тебя есть?» Я отвечаю, что у меня нет ни нефти, ни газа. «А что есть?» — «Люди хорошие».
Минниханову, как представителю «нефтегазового» субъекта, дали слово уже ближе к окончанию встречи.
— Если коллеги просят больше денег, мы, самодостаточный регион, говорим: «Как бы нас ни обирали, мы активно работаем», — прямо заявил Минниханов, который не стал выходить на трибуну, а взял микрофон прямо со своего места в зале.
— Нашлись люди, обогрели, обобрали, — отшутился Медведев фразой из «Иронии судьбы, или С легким паром».
—Ну у каждого своя задача, — смело ответил президент РТ, но тут же сгладил формулировку. — Мы в диалоге, нас слышат, может, не до конца, но тем не менее.
Впрочем, бóльшую часть своего спича Рустам Нургалиевич посвятил борьбе с ввозимым из-за рубежа сухим молоком. В связи с этим премьер-министр РФ произнес уже успевшую стать знаменитой фразу, обещающую стать очередным медведевским «мемом»: «Нафиг нам такие принципы нужны?» И пообещал подумать, как из этой ситуации выйти.
Завершая встречу, Дмитрий Анатольевич еще раз напомнил коллегам про горные лыжи. Встать на лыжню он призвал и губернаторов. «Можно потусоваться с министрами в разных местах: за чашкой кофе или на горке, кто на лыжах катается», — призвал глава кабмина, энергично поднимаясь со своего кресла в президиуме.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.