«Скоро открытие», — гласит надпись на одном из зданий в центре столицы Татарстана, анонсируя скорое появление здесь музея самогона, в котором за умеренную плату будут рассказывать об «истории возникновения спирта». Причем дети до 6 лет, если верить информации сайта заведения, смогут попасть сюда бесплатно. Однако в центре исламской культуры «Иман» считают, что такой музей не нужен городу. Позиции сторон — в материале «БИЗНЕС Online».
«ЕСЛИ МЫ УЧЕНИКОВ ПРИВЕДЕМ В ТАКОЙ МУЗЕЙ, ЧЕМУ ОНИ ТАМ БУДУТ УЧИТЬСЯ: КАК САМОГОН ВАРИТЬ, ЧТО ЛИ?»
Еще не открывшийся в Казани так называемый музей самогона уже получил неплохую рекламу. Центр исламской культуры «Иман» на этой неделе выпустил официальное заявление, в котором выступил против его появления. Несмотря на большое количество алкогольных маркетов на улицах города, внимание общественников привлекло именно новое заведение. Представители центра обратились к властям республики с просьбой проверить «запланированную культурную „новацию“ на предмет соответствия ее законодательству о рекламе алкоголя». «С огромным недоумением мы узнали из средств массовой информации о намерении в Казани открыть музей самогоноварения. В центре столицы Татарстана появится „музей“, где будут популяризировать распитие спиртных напитков, — пишут авторы заявления. — Изначальная функция любого музея — просветительская, однако в случае с музеем самогоноварения, где планируется организовать дегустацию алкоголя, куда будут пускать детей, она, по-видимому, будет нарушена. Если так дело пойдет, то в этот музей могут начать водить школьников на экскурсии». В центре исламской культуры считают, что если бы это был музей, где рассказывалось о том вреде, который несет алкоголь людям, то появление такого культурного заведения можно было бы приветствовать, но в данном случае «планируется сформировать „чувство гордости“ у посетителей рассказами об истории производства самогона».
Как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель «Имана», экс-имам Апанаевской мечети Наиль Гарипов, соответствующее обращение направлено в аппарат президента Татарстана и мэрию Казани. «В столице РТ собираются открыть музей, который не совсем, по нашему мнению, подходит нашему городу, который, в свою очередь, в какой-то мере ассоциируется и с исламом. У нашего города есть давняя традиция борьбы за трезвый образ жизни — в Казани еще со времен Российской империи существует общество трезвости. Оно тоже активно работало, боролось. Мы не совсем понимаем, для чего нужен этот музей. Если мы учеников приведем в такой музей, чему они там будут учиться: как самогон варить, что ли? Получается так, если это музей самогоноварения», — задается вопросом Гарипов. По словам религиозного деятеля, кто-то должен был выступить по этому поводу, и общество «Иман» решило взять инициативу в свои руки. «Мы надеемся, что власти города и республиканские власти задумаются над тем, можно ли подобные музеи открывать, пусть это даже и для привлечения туристов», — говорит он.
Гарипов уверен, что у Татарстана есть много других способов привлечь туристов: «Цель-то понятна — для чего хотят открыть такой музей, но у нас есть другие скрепы, духовные ценности, которые могут представлять нашу республику. У нас есть очень сильная мусульманская община и русская культура. И то, что делает первый президент Татарстана на острове-граде Свияжске, — такого рода памятники как раз-таки показывают самобытность нашей культуры», — уверен руководитель центра «Иман».
«ЛИЦАМ, НЕ ДОСТИГШИМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ, ДЕГУСТАЦИЯ, КОНЕЧНО, ЗАПРЕЩЕНА»
Сам музей самогона откроется в самом центре улицы Баумана, где ежедневно бывают тысячи прохожих и туристов. Витрины помещения еще прикрыты серыми плакатами, а металлические двери запечатаны плакатом с ярким узором. «Скоро открытие», — гласит надпись на окнах.
«БИЗНЕС Online» связался с представителем музея самогона по телефону, указанному на сайте заведения. «Всегда найдутся сторонники и противники любого действия. Они не представляют, что там будет. Выносят вердикт не совсем обоснованно. Представитель духовенства не знает, что первыми изготовили спирт арабы», — заявил наш собеседник, отказавшийся представиться и назвать имена владельцев новой площадки. «Музей нисколько не опозорит город. В нем нет пропаганды алкоголизма. Мы не говорим, что пить спиртное — это полезно, мы рассказываем об истории возникновения спирта. Это не заведение, которое выходит за рамки закона и норм морали», — продолжил представитель музея самогона. По его словам, аналогичный музей работает в Санкт-Петербурге и Беларуси. «БИЗНЕС Online» поинтересовался, будет ли в музее проходить дегустация алкоголя. «Дегустация в планах есть, но дело это добровольное... за отдельную плату», — уклончиво ответил собеседник. «Лицам, не достигшим совершеннолетия, дегустация, конечно, запрещена», — добавил мужчина. Открыться точка должна в конце февраля.
Кстати, на симпатичном сайте музея самогона представлен прейскурант цен на билеты в музей и статьи об истории самогона. Бесплатно в него смогут попасть одиночные посетители: ветераны ВОВ, военнослужащие срочной службы, дети-сироты, дети-инвалиды, престарелые граждане из домов-интернатов и дети до 6 лет. По так называемому льготному билету за 150 рублей в эпатажное заведение попадут дети от 7 до 17 лет, студенты-очники, пенсионеры и инвалиды. Остальным простым смертным вне этого списка придется заплатить 250 рублей за билет.
«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЭТО МУЗЕЙ»
Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор музея самогона в Санкт-Петербурге Кирилл Брага, он никакого отношения к аналогичному музею в Казани не имеет, за консультациями к нему также никто не обращался. Что касается недовольства мусульманского духовенства в Татарстане, Брага обращает внимание на то, что в России живут не только мусульмане. В Питере организаторы музея с подобными проблемами не сталкивались.
Что касается реакции властей, то они получили обращение центра «Иман», но пока не готовы публично озвучить свою позицию по отношению к частному проекту музея самогона. «Я не думаю, что это музей. Под видом музея пытаются такое сделать. Такое сейчас очень часто практикуется — музей детства, музей счастья и тому подобные проекты. К музеям они не имеют никакого отношения», — при этом отметил в разговоре с нашим корреспондентом высокопоставленный чиновник республиканского культурного ведомства.
Стоит вспомнить и о прецедентах, когда под давлением общественности были закрыты те или иные питейные заведения в Казани. Так, в начале 2000-х союзу мусульманок «Муслима» во главе с Альмирой Адиатуллиной при поддержке общественности удалось уговорить Минтимера Шаймиева убрать пивной бар «Раки», который располагался перед стенами Казанского кремля. Аргументация активисток носила следующий посыл: пивной бар «Раки» на фоне мечети «Кул Шариф» оскорблял религиозные чувства. Власти тогда пошли на уступки — бар «Раки» был снесен.
В начале 2000-х союзу мусульманок «Муслима» при поддержке общественности удалось уговорить Шаймиева убрать пивной бар «Раки», который располагался перед стенами Казанского кремля
«ЕСЛИ ЭТО МУЗЕЙ О ЖИЗНИ, ЕСЛИ ОН ПРАВИЛЬНО ПОДАН, ТО Я ЛИЧНО НЕ ВИЖУ КАКИХ-ТО ВОПРОСОВ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что не стоит нагнетать ситуацию вокруг еще не открывшегося заведения в центре Казани.
Рустем Валиахметов — директор музея социалистического быта:
— Важна суть открытия музея, если это история какого-то древнего промысла, которая красиво подана. Я не думаю, что там обязательно должны призывать всех начать варить самогон и потреблять его. Это может быть рассказ об истории чего-либо, ведь самогоноварение не было изначально каким-то преступным промыслом, это было частью жизни людей. Если это музей о жизни, если он правильно подан, то я лично не вижу каких-то вопросов. Вообще, любой музей интересен, его появление — это уже событие. Это очередной музей для Казани, а музей играет роль привлекательности для города, несет воспитательную и развлекательную функцию. Я не вижу тут проблем.
Римзиль Валеев — журналист, общественный деятель:
— Я никакого значения этому не придаю. Не думаю, что данный факт достоин того, чтобы устраивать какие-то дискуссии или противостояния, потому что спиртные напитки, их использование — это совершенно отдельная тема. Этот факт не имеет никакого отношения к религиозным убеждениям, я это рассматриваю как технологию изготовления отдельных продуктов, которым занимается значительная часть населения. Я думаю, что это должно беспокоить монополистов, а именно «Татспиртпром», государственные структуры по изготовлению спиртных напитков и органы сертификации, а также налоговую систему. К исламу это никакого отношения не имеет. То, что будут пускать детей? Я не думаю, что детям интересен химический состав изготовления самогона. Смотря какая интерпретация — изготавливать спиртные напитки в частном порядке, реализовывать или употреблять их? Тут уже возникают вопросы законности, нарушения каких-то нормативных актов и норм морали.
Человека, который отрицает употребление спиртных напитков, ничто не заставит и не помешает сохранить его убеждения. Наоборот! Неплохо бы в таких и других местах объяснять пагубные последствия спиртоупотребления. А сам факт наличия спиртных, наркотических, табачных изделий — это совершенно отдельная коммерческая и производственная тема. Поэтому надо заниматься воспитанием людей, убеждать отказаться от вредных привычек и объяснять пагубные последствия воздействия химических и других элементов. Разговор или бум вокруг темы, наоборот, рекламирует это. В данном случае даже этот разговор рекламирует будущий музей! Какой это музей? В очень многих домах имеет место технология самогоноварения. Но это не мешает тому, что даже в семьях выпивающих или изготавливающих людей вырастают абсолютные трезвенники. Надо больше укреплять мораль. Куда вреднее смотреть, когда в кино популярные персонажи поддают виски, коньяк, самогон для передачи состояния стресса или глубокого горя, переживаний.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 123
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.