Банк Ростеха — РФК — вместе с агентством по страхованию вкладов начал оздоравливать чуть не лопнувший «Тимер Банк». Скоро в банке будет назначен постоянный председатель правления — 29-летний менеджер РФК Антон Фомин. На этом фоне за декабрь активы «Тимера» выросли вдвое — в частности, 11 млрд рублей на повторную санацию выделил-таки Банк России. О судьбе санируемого банка и кадров Роберта Мусина узнавал «БИЗНЕС Online».
Как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников, в ближайшее время в татарстанском «Тимер Банке» будет избрано новое руководство
29-ЛЕТНИЙ КАПИТАН
Как стало известно «БИЗНЕС Online» из собственных источников, в ближайшее время в татарстанском «Тимер Банке», который после неудачной санации Татфондбанком нашел нового владельца — банк «Российская финансовая корпорация» (РФК) «Ростеха», будет избрано новое руководство. Председателем правления банка после утверждения кандидатуры в ЦБ, по нашим сведениям, должен стать 29-летний руководитель временной администрации банка, назначенной АСВ, Антон Фомин. В «Тимер» он пришел 15 декабря с поста начальника службы управления рисками РФК — в тот же день, когда ЦБ объявил банк новым санатором «Тимера». Ранее функции руководителя временной администрации исполнял Александр Машир.
На 22 февраля назначено внеочередное собрание акционеров «Тимер Банка» — на нем новые владельцы должны сформировать совет директоров. Курьезно, но до сих пор, по данным сайта банка, председателем совета остается Рамиль Насыров — соратник Роберта Мусина, находившийся под следствием по делу Татфондбанка.
Назвать Фомина тяжеловесом сложно хотя бы в силу возраста — ранее за время карьеры он не дорастал даже до зампреда. Впрочем, источники характеризуют его как перспективного и толкового специалиста. В РФК он, судя по биографии, относительно недавно — с июня 2016 года. До этого работал в такой же должности в небольшом частном Профит Банке, откуда ушел после отзыва у банка лицензии в 2015 году, пару лет проработал в Альфа-Банке ведущим специалистом отдела сопровождения. Выпускник Финансового университета при правительстве РФ. Увлекается путешествиями, футболом, хоккеем и рыбалкой.
Сам будущий предправления в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» от комментариев воздержался. «На данный момент я сам комментарии не даю. Можно обратиться в пресс-службу АСВ», — сказал нам в телефонной беседе Фомин.
Набирает банк новую команду. Любопытно, что на ряд должностей, в том числе и топовых, принимают и освободившихся специалистов Татфондбанка
А КАДРЫ-ТО МУСИНСКИЕ?
Напомним, о том, что РФК станет новым санатором «Тимер Банка», стало известно в ноябре прошлого года, официально это подтвердилось 15 декабря 2017-го. Банк искал инвестора почти год — временная администрация АСВ работала в нем с февраля 2017-го. Дыра в банке, который неудачно санировал Татфондбанк, оценивалась как минимум в 4–5 млрд рублей.
В ноябре Центробанк РФ уменьшил размер уставного капитала «Тимер Банка» до символического 1 рубля — «в связи с установлением Банком России отрицательного значения величины собственных средств (капитала) банка», после чего и состоялась передача собственности: в январе «Тимер» выпустил допэмиссию акций на 10 млн рублей, которые тут же выкупил РФК.
АСВ предоставило «Тимеру» межбанковский кредит в размере 11 млрд рублей под 6% годовых до 27 марта 2018 года
Источник «БИЗНЕС Online», близкий к банку, рассказывал, что АСВ пришлось долго убеждать инвестора — тому «Тимер Банк» был не особенно-то и нужен.
Лишь после того, как Центробанк посулил льготные кредиты, руководство «Ростеха» согласилось взяться за дело. Отчасти регулятор тут наступил на горло собственной песне, поскольку дал согласие на санацию по старой схеме, заклейменной как неэффективная (сейчас банки санирует сам ЦБ через так называемый фонд консолидации банковского сектора).
Еще один любопытный момент: по словам источника, одной из причин, по которой агентство обратилось именно к «Ростеху», стало то, что именно госкорпорация в свое время якобы предложила регулятору ООО «Новая нефтехимия» (принадлежало Роберту Мусину — прим. ред.) в качестве санатора «БТА-Казань» (бывшее название «Тимер Банка»).
Более того, инсайдеры сообщают «БИЗНЕС Online», что новое руководство весьма лояльно к кадрам из империи Мусина. Так, главным претендентом на должность главного бухгалтера банка считается Татьяна Кузнецова, ныне сотрудник «АК БАРС» Банка, ранее десятилетие проработавшая начальником управления методологии бухгалтерского учета ТФБ. Впрочем, похоже, и к прошлой команде «Тимер Банка» серьезных претензий у АСВ нет — со дня прихода временной администрации должность главбуха здесь занимает давний сотрудник еще времен «БТА-Казани» Чулпан Акулова.
Но, что еще более показательно, руководителем службы экономической безопасности «Тимера» якобы хотят оставить Василия Лукина, который пришел в банк в 2014 году вместе с командой Мусина. До назначения в «Тимер Банк» он занимал высокий пост начальника УБЭП МВД по РТ. Лукина называют креатурой главного «безопасника» экс-предправления ТФБ Мусина — Ильгиза Минуллина.
На ряд более мелких должностей также охотно набирают бывших сотрудников группы ТФБ. Что это — следствие дефицита кадров на рынке или сознательная политика, остается только гадать.
Лишь после того, как ЦБ посулил льготные кредиты, руководство «Ростеха» согласилось взяться за дело
«ТИМЕР БАНК» — ТРЕТИЙ ПО РАЗМЕРУ АКТИВОВ В ТАТАРСТАНЕ
Опубликованные накануне Банком России ежемесячные сведения о состоянии «Тимер Банка» показали, что новые собственники рванули буквально с места в карьер. За декабрь 2017 года активы нетто «Тимера» удвоились и составили 61,6 млрд рублей против 29,4 млрд месяцем ранее. Благодаря этой процедуре банк подскочил аж до третьего места в регионе по размеру активов — после «АК БАРС» Банка и «Аверса». Далеко позади в рейтинге остался татнефтевский «Девон-Кредит» с 29 млрд активов и Акибанк с его 26,3 миллиарда. А все благодаря тому, что «Тимер» привлек 32,7 млрд рублей денег, которые определены как средства предприятий и организаций. Это длинные деньги — средства были размещены в банке на срок более трех лет.
По нашим сведениям, как минимум 11 млрд рублей из них — это кредит Банка России, которые традиционно раздает регулятор для поддержания санируемых банков. Интересно, что у ЦБ уже возникли вопросы по поводу размещения своих средств. Их в полном объеме перекачали в РФК — на депозит под 6% годовых до 27 марта 2018 года. При этом в тот же период «Тимер» размещал депозиты в самом Банке России дороже — под 6,75–7,75% годовых, не говоря уже о размещениях в других банках. Другими словами, ЦБ, наученный горьким опытом, подозревает, что санатор заботится в первую очередь сам о себе, а не о доверенном ему «больном». Такие же претензии, к слову, предъявлялись и Мусину, который перевел в ТФБ 15 млрд рублей, полученных на санацию «Советского».
Насколько серьезны планы «Ростеха» и Сергея Чемезова в банковском секторе Татарстана и вообще в экономике Татарстана, покажет время
Несмотря на «матпомощь свыше» и собственные заработки, «Тимер Банк» еще не успел выйти в плюс. Так, его капитал по форме 123 банка даже упал — с минус 4 млрд рублей до минус 5,2 млрд рублей. О прибыли говорить также рано — чистый убыток «Тимера» за декабрь составил 3,3 млрд рублей против 2 млрд рублей ранее.
Любопытно, что незаметно и оттока вкладов физических лиц из санируемого банка — похоже, вкладчики не особо беспокоились и не забирали свои деньги обратно. Их сумма остается на отметке около 12 млрд рублей. Кредиты физлицам в целом тоже остались на прежнем уровне — 1,4 млрд рублей.
Насколько серьезны планы «Ростеха» и Сергея Чемезова в банковском секторе РТ и вообще в экономике республики, покажет время. Но как минимум «Тимер» оказался удобной точкой входа на рынок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 81
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.