Историческое событие ожидается в Набережных Челнах — компания «Камгэсэнергострой» готовится объявить о распродаже большинства своих производственных и офисных зданий, включая здание дирекции на улице Гидростроителей, откуда легендарный Евгений Батенчук руководил строительством города и КАМАЗа. Как ожидается, после этого предприятие, которое исторически считалось градообразующим для Челнов и в котором на пике работали 120 тыс. человек, окончательно свернет свою деятельность в автограде.
«Камгэсэнергострой» готовится к массовым продажам производственных и административных объектов в Набережных Челнах, включая главный административный корпус на улице Гидростроителей
«ЕСЛИ БУДЕТ ХОРОШАЯ ЦЕНА, И МАГДЕЕВ ЗДАНИЕ МЭРИИ ПРОДАСТ»
ПАО «Камгэсэнергострой» готовится к массовым продажам производственных и административных объектов в Набережных Челнах. Как рассказал «БИЗНЕС Online» замгендиректора холдинга Рустем Хамидуллин, у предприятия есть несколько десятков баз и офисных зданий, которые давно пустуют. Сейчас, когда в городе нет большой стройки, содержать их стало нецелесообразно.
«Мы хотим сделать упор не на наличие шикарных офисов, а на наличие хорошего парка строительной техники, — пояснил Хамидуллин. — У нас есть три офисных здания на заводе ЗЯБ: два не введенных в эксплуатацию, одно — введенное. Одно здание в Елабуге, база „Камгэсфундаментстрой“, здание на Низаметдинова, 16. Отличные, комфортные офисные здания. Объемы работ мы практически в самих Челнах не осуществляем, вся дирекция „Камгэса“ находится в Казани — нам столько зданий не нужно».
Символично, что одним из первых «под раздачу» попал главный административный корпус на улице Гидростроителей, 17. Это здание многие годы было дирекцией «Камгэсэнергостроя» и фактически штабом строительства КАМАЗа и Набережных Челнов. В здании более 5 тыс. кв. м, и, по словам Хамидуллина, сейчас здесь работают 1 замдиректора, 1 секретарь, 1 архивариус, 10 техсотрудников, 10 сотрудников службы имущества, 6 уборщиц и 8 охранников.
«Если будет хороший покупатель, я это здание продам, — заявил Хамидуллин. — Все можно продать. Я вас уверяю: здание мэрии Магдеев продаст, если будет хорошая цена. Пока мы не проводили оценку и не приняли официального решения о продаже — особого желания прямо сегодня взять и продать нет. Я готов к торгу. Цена будет в любом случае чуть ниже рыночной».
Он ярко расхваливает товар: «Есть елочки, есть кафе, парикмахерская, зал для совещаний, конференц-зал на 350 человек. Есть шлагбаум, парковка, оптоволоконная связь. Кабинеты предназначены для управленцев, а не для производственников. Большая компания или большая чиновничья структура могла бы здесь расположиться. Я бы предложил, чтобы сюда переехала администрация Комсомольского района. Сейчас подразделения раскиданы по всему району, а это крайне неудобно для властной структуры — глава не может видеть своих сотрудников. К тому же у главы кабинет неподобающий его должности и неудобный для работы».
При этом Хамидуллин добавляет: с самой администрацией представители «Камгэса» еще не разговаривали. Но если «Наиль Гамбарович позвонит и скажет: мужики, мне нужно это здание», то переговоры начнутся завтра же.
В челнинских агентствах недвижимости «БИЗНЕС Online» пояснили, что реализовать такое здание целиком будет практически невозможно. Подобный объект в старом районе города может выставляться на продажу из расчета 20 тыс. рублей за квадратный метр. Учитывая общую площадь помещений, цена за здание достигает 100 млн рублей. По мнению риелторов, такие объекты целесообразнее продавать частями или же сдавать помещения в аренду.
В начале декабря была закрыта крупная сделка: все электросетевое хозяйство дочерней организации «Камгэса» — ПЭС — было продано Сетевой компании
ПЭС ПРОДАЛИ, СПЕЦСТРОЙ ЗАКРЫЛИ
О том, что в компании началась глобальная распродажа, говорит хотя бы тот факт, что в начале декабря была закрыта крупная сделка. Все электросетевое хозяйство дочерней организации «Камгэса» — Предприятия электрических сетей (ПЭС) — было продано Сетевой компании, возглавляемой Ильшатом Фардиевым. По нашей информации, за актив, который обеспечивал практически 3/4 промышленных предприятий автограда электроэнергией (за исключением КАМАЗа, у которого есть собственное подразделение «КАМАЗ-Энерго»), «Ак Барс Холдинг» как главный бенефициар предприятия выручил почти 650 млн рублей.
После закрытия сделки на баланс Сетевой компании были переведены все воздушные линии электропередачи, а это более 200 км сетей разного уровня напряжения и все трансформаторные подстанции. Интересно, что сам ПЭС после «изъятия» средств производства ликвидировать не стали. По некоторой информации, компания займется подрядами по строительно-монтажным и пусконаладочным работам по договорам самого «Камгэсэнергостроя».
Буквально на днях появилась еще одна печальная для челнинских строителей со стажем новость. «Камгэсэнергострой» принял решение ликвидировать ООО «Спецстрой» — в прошлом одно из крупнейших подразделений холдинга, которое специализировалось на земляных работах. Конкурсным управляющим с 3 ноября 2017 года был назначен Евгений Борисов. До введения процедуры ликвидации директором «Спецстроя» был Ильнар Ялалов. Согласно базе данных «Контур.Фокус», выручка «Спецстроя» за 2016 год составила 315 млн рублей, чистая прибыль — 641 тыс. рублей, активы на 1 января 2017 года оценивались в 625 млн рублей.
Казалось бы, ничего особенного, но именно «Спецстрой» был одним из ключевых подразделений «Камгэсэнергостроя» в период строительства Челнов и КАМАЗа. Как ранее уже писал «БИЗНЕС Online», сейчас компания входит в список крупных должников по налогам и сборам. Кроме того, предприятие имело большие долги по зарплате перед работниками. Так, в июне прошлого года, только после вмешательства прокуратуры, «Спецстрой» выплатил 157 сотрудникам более 13 млн рублей долга по оплате труда с ноября 2015 года по апрель 2016 года. В 2015 году руководитель компании был привлечен к административной ответственности за долги по зарплате в 6,5 млн рублей.
После закрытия «Спецстроя» в Челнах у некогда крупнейшей в стране строительной организации остается 8 дочерних обществ — это ООО «Железнодорожник», «КамгэсЗЯБ», Предприятие электрических сетей (ПЭС), «Камгэс-Гравзавод», «Строй-Кран», «Лаборатория Камгэсавтозаводстроя», «Камгэсжилстрой» и «Камгэсстройцентр». Некоторые из них, к слову, находятся в процедуре наблюдения. Картину весьма красноречиво дополняет информация, размещенная на официальном сайте предприятия. Здесь в разделе «Продажа / сдача в аренду» перечислено как минимум 10 баз и производственных объектов в Челнах, с которыми «Камгэсэнергострой» также готов расстаться без сожаления.
В шорт-лист попали такие производственные базы, как АТС-11, УМС, «Камгэсфундаментстрой», «Дизельстрой», «Камгэсгражданстрой», Авторемонтный завод, СУМР, УМСБ, Арматурная мастерская и ЖБИ-210. Здесь же говорится о том, что компания готова рассматривать также и варианты сдачи в аренду указанного имущества, а помимо производственных активов продается и две базы отдыха — «Дружба» и «Теремок», расположенные в национальном парке «Нижняя Кама». Указано, что на всех продаваемых объектах права собственности на здания зарегистрированы за «Камгэсэнергостроем», а земельные участки под ними находятся в аренде у муниципалитета до 2050–2051 годов. Общая площадь выставленных на продажу объектов недвижимости впечатляет — почти 120 тыс. кв. м, а земли под ними более 300 тыс. кв. метров.
Фактически процесс ухода «Камгэса» из города был предопределен, еще когда гендиректором предприятия в январе 2013 года был назначен Рамиль Шайдуллин. Все руководство компанией тогда переместилось в Казань, поближе к материнскому «Ак Барс Холдингу». Тогда сам этот факт многими челнинскими строителями воспринимался весьма болезненно, но мало кто мог предполагать, что переезд зайдет так далеко.
Фактически процесс ухода «Камгэса» из города был предопределен, еще когда гендиректором предприятия в январе 2013 года был назначен Рамиль Шайдуллин
С назначением же летом прошлого года на должность гендиректора Рустема Лихачева компания, судя по всему, решила разом избавиться от «челнинского балласта», вытягивающего из нее немалые деньги. Очевидно, что для свертывания бизнеса в Челнах есть объективные причины. Масштабных строительных проектов, которые были в советские времена, когда «Камгэс» гремел на всю страну, в автограде давно уже нет. Контрактов, которые смогли бы прокормить четырехтысячный коллектив, явно не хватало. Да и содержать приходящие в упадок производственные базы становится с каждым годом все дороже.
Как уже писал «БИЗНЕС Online» осенью прошлого года, выручка, полученная «Камгэсом» по итогам трех кварталов (более свежих данных нет), составила всего 2,9 млрд рублей. Практически двукратное падение, если сравнивать даже с итогами позапрошлого далеко не самого удачного для компании года, выглядит поистине удручающе. Но при этом, конечно же, следует отменить, что чистая прибыль предприятия по итогам трех кварталов, напротив, увеличилась почти в три раза — с 14,1 млн рублей в 2016 году до 40,5 млн рублей, а прибыль от продаж при этом сократилась со 126,6 млн рублей до 35 млн рублей. Это указывает на то, что «пожарные меры», предпринимаемые новым руководством холдинга по оптимизации бизнес-процессов, приносят пусть и скромные, но результаты. Для сравнения: в 2013 году общий объем консолидированной выручки по генподряду «Камгэсэнергостроя» составлял 12,2 млрд рублей.
«МЫ ЖЕ ЗДЕСЬ В ЧЕЛНАХ КАК ХВОСТ АППЕНДИЦИТНЫЙ!»
По отзывам коллег Лихачева, он один из самых опытных строителей Казани. С 1999 по 2014 год был гендиректором ООО «Проектно-строительное объединение „Казаньнефтехиминвест“», учредителем которого, по данным системы «Контур.Фокус», являлась некая «Инкорпорация Роял Стайл Дизайн Инк» с пропиской в США. Компания, выполняя работы по строительству и проектированию, активно работала и по госзаказу. На ее счету строительство здания представительства уполномоченного по правам человека в Казани, школы искусств в Чистополе, реконструкция здания ГИМС и т. п. В 2014 году «Казаньнефтехиминвест» был признан Арбитражным судом несостоятельным. После банкротства ПСО «КНХИ» сыном Лихачева Юрием в Москве была учреждена компания со схожим названием — НПП «Казаньнефтехиминвест».
О многом говорит то, что Лихачев с начала нулевых являлся бессменным директором автодрома «Высокая Гора», на котором проходят престижные соревнования по кроссу и ралли-кроссу. Кроме этого, Рустем Николаевич на протяжении ряда лет возглавляет учрежденное в свое время Иваном Егоровым ООО ТФ «Тимерхан» и СК «Тимерхан», в разные периоды носивший разные названия — ООО «Техническая Фирма „Тимерхан“», ООО «Спортстрой», ООО «Спортивно-Технический Клуб „Тимерхан“».
Будучи 100-процентной креатурой Егорова, Лихачев, судя по всему, получил от него полный карт-бланш в принятии управленческих решений — и «новая метла» в его лице, как водится, начала с оптимизации управленческих структур. В челнинской гендирекции корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказывали, что якобы уведомления о сокращении получила едва ли не половина штата компании. В извещениях адресатам было предложено рассчитывать еще на два месяца работы, а день Х должен был наступить 1 октября — к этому времени камгэсовцам рекомендовалось найти новую работу. По слухам опять же, оптимизация практически не затронула бухгалтерию, имущественный отдел, ПТО. Служба безопасности компании, напротив, сокращалась едва ли не полностью. А пару недель назад стало известно, что корпоративная газета «Камские зори», отдельно затронутая в первом сообщении о массовых сокращениях, в печатном виде выпускаться перестает.
«Работы у строителей нет. Единственный дом доделывают в Замелекесье, а также реконструируют больницу. Все идет к тому, что челнинское подразделение ликвидируется»
По данным нашего источника в коллективе компании, слухи о сокращениях начали курсировать сразу после назначения нового директора. «Мы все сидим как на пороховой бочке. Мы же здесь, в Челнах, как хвост аппендицитный. У нас тут завхоз остался, один помощник — зам генерального Ямашев, вот он за все и отвечает. Работы у строителей нет. Единственный дом доделывают в „Замелекесье“, а также реконструируют больницу, которая на въезде в город находится (горбольница №2). Все идет к тому, что челнинское подразделение ликвидируется. Прежний директор-то еще свой был, а новый даже и не появлялся в Челнах. Его по селектору народу представили», — рассказали газете «БИЗНЕС Online».
Еще один источник, близкий к руководству предприятия, сообщал о том, что сокращения будут и не только в Челнах, но и в Казани, однако слухи об их массовости сильно преувеличены. Просто с приходом нового руководства было решено сделать ставку на производственников, а с офисным планктоном проститься. Причем началось это не с низов, а с верхушки. «Руководство поменялось. Это было сделано для усиления компании. Рустем Николаевич пришел не один. Вместе с ним пришли первый зам по строительству Станислав Микрюков, коммерческий директор Алексей Наумов, советник по экономике и финансам Ирина Евстафьева, директор по транспорту и логистике Марат Закиров и целый ряд высокопрофессиональных специалистов. В то же время предприятие покинули по собственному желанию заместитель гендиректора по финансам Жамиль Тагиров, зам по корпоративному развитию Виктор Ельцов, зам по производству Саитзян Шакиров, исполнительный директор Камиль Валиуллин. Спешу заверить, что массовых сокращений нет. Убираем тех, кто просто отбывал время на работе. Наоборот, в дочерних предприятиях много вакансий, нам требуются профессиональные строители. Более 20 многоэтажных домов ООО „Замелекесье“ будет поднимать. Туда люди нужны. Сейчас третий дом уже заложили. Мы не строим детсады и не ремонтируем квартиры. Наш профиль — строительство больших промышленных объектов. У нас договоров на строительство на несколько лет вперед хватит, это все федеральные госзаказы», — заверил источник.
Если проанализировать финансовые данные стройхолдинга, то можно увидеть, что планомерно ухудшаться состояние экономики компании начало с 2013 года, когда ее покинул Александр Евдокимов, а на должность гендиректора решением совета директоров назначили Рамиля Шайдуллина. Вместе с ним тогда в «Камгэс» тоже пришло много новых кадров, сместивших с ключевых должностей прежних руководителей. Обозначив весьма амбициозные задачи, новый рулевой так и не смог обеспечить достаточный портфель заказов, а после полутора лет работы и вовсе покинул холдинг. По официальной версии, Шайдуллин был освобожден от должности по собственному желанию и планировал начать развивать собственный бизнес. Но, по сведениям из неофициальных источников, его «ушли» после вскрывшихся злоупотреблений.
В апреле 2015 года решением совета директоров «Камгэса» и. о. генерального директора компании был назначен Ильдар Шагитов, с 2006 года работавший в компании директором по подготовке производства. Но и ему, судя по всему, приблизиться к поставленным материнской компанией целям так и не удалось. За время его руководства показатели холдинга упали еще значительнее. При этом существенно возросло и количество судебных исков к компании. Если смотреть на статистику судебных тяжб, ведущихся концерном, то становится понятно, что юристам «Камгэса» приходится в Арбитражный суд ходить в буквальном смысле как на работу. Только в прошлом году в картотеке дел было зарегистрировано 66 гражданских исков к компании от ее партнеров, причем два — даже с требованиями о банкротстве.
Ильдару Шагитову приблизиться к поставленным материнской компанией целям так и не удалось. За время его руководства показатели холдинга упали еще значительнее
ОТ КАМАЗА ДО «КАЗАНЬ АРЕНЫ»
История старейшего строительного предприятия автограда ведет свой отсчет с 60-х годов, времен сооружения Нижнекамской ГЭС, в 1969 году стартовало строительство КАМАЗа и Набережных Челнов. В советское время в Закамской зоне не было ни одного объекта, где бы не присутствовал «Камгэсэнергострой». Достаточно сказать, что в 70-е, на пике развития компании, в ее многочисленных и в большинстве уже не существующих подразделениях работали 120 тыс. человек. Кстати, именно наличие мощной базы стройиндустрии, опытный коллектив повлияли на то, что после КАМАЗа именно в Елабуге в 80-е началось строительство Камского тракторного завода, позже преобразованного в ЕлАЗ. Для этого «Камгэсом» были созданы крупные подразделения «Тракторозаводстрой» и «Жилстрой», последнее строило жилье в Елабуге. В этот же период «Камгэс» был задействован на строительстве АЭС в Камских Полянах. Другими словами, предполагалось, что компания сохранит свой масштаб благодаря новым мегапроектам.
История старейшего строительного предприятия автограда ведет свой отсчет с 60-х годов, времен сооружения Нижнекамской ГЭС, в 1969 году стартовало строительство КАМАЗа и Набережных Челнов (нажмите, чтобы увеличить)
Однако в конце 80-х – начале 90-х компания начала испытывать серьезный кризис. В 1989 году в силу возраста пост гендиректора покинул легендарный Евгений Батенчук, на смену ему в результате модных тогда выборов директоров пришел Виктор Ельцов. Ему удалось сохранить основу компании, найти новые заказы и провести «Камгэс» через самый мрачный период. Одним из крупных проектов тогда стало строительство Завода микролитражных автомобилей. Но былой масштаб предприятие растеряло: в 2003 году в одном из своих интервью Ельцов говорил, что в компании работают 8 тыс. человек.
Виктору Ельцову в 90-е удалось сохранить основу компании, найти новые заказы и провести «Камгэс» через самый мрачный период
Покинул Ельцов Камгэс» в 2003 году — «золотым парашютом» для него стал мандат депутата Госдумы РФ четвертого созыва, куда Ельцов прошел по партийным спискам. Там он стал первым заместителем председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. У руля же его сменил опытный камгэсовец Александр Евдокимов, при котором компания и досталась Ивану Егорову.
В нулевые у предприятия работы хватало: оно участвовало в возведении практически всех объектов нефтехимии — ТАНЕКО, ТАИФ-НК, «Нижнекамскшины», строило объекты Универсиады, в том числе «Казань Арену». Сегодня компания выступает традиционным генподрядчиком по строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга». В особой экономической зоне холдинг построил распределительную подстанцию и технопарк «Синергия», коттеджный поселок и специализированную школу с иностранным уклоном. Буквально в декабре 2017 года были сданы в эксплуатацию железнодорожные пути длиной более 5 км для нужд резидентов особой зоны. А «дочкой» «Камгэса» — ООО «Гидропромжилстрой» — там же было сдано в эксплуатацию пожарное депо.
В нулевые компания строила объекты Универсиады, в том числе «Казань Арену»
Кроме этого, «Камгэс» как основной подрядчик минздрава РТ построил единственный в регионе центр переливания крови и центр ядерной медицины, реконструировал РКБ, перинатальный центр, участвует и в жилищном строительстве, правда, куда в более скромных масштабах, например, с переменным успехом занимается возведением комплекса «Салават Купере» в Казани и «Замелекесье» в Набережных Челнах.
Но сегодня «Камгэсэнергострой» помимо проектов, которые нечасто перепадают ему по линии госзаказов в Татарстане, задействован в основном за его пределами. Это строительство вертолетного завода в Ростове-на-Дону, фабрика Гознака в Краснокамске Пермского края и санаторий в Сочи, который строится по заказу министерства финансов РФ.
В 2016 году «Камгэс» выиграл госконтракты на первый этап масштабной реконструкции Казанского авиационного завода им. Горбунова
В 2016 году «Камгэс» выиграл госконтракты АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) на первый этап масштабной реконструкции Казанского авиационного завода им. Горбунова (КАЗ). Программа возобновления производства сверхзвукового бомбардировщика, но уже в модернизированной версии Ту-160М2, обещала стать антикризисным спасением не только для оборонных заводов, но и для татарстанских строительных компаний, испытывающих острую нехватку подрядных работ в Казани. Стоимость работ — 4,3 млрд рублей. К 2019 году застройщик должен полностью завершить реконструкцию производственных корпусов, где предполагается сборка стратегических бомбардировщиков.
Буквально в ноябре появилась еще одна весьма позитивная для компании новость: «Камгэс» стал одним из подрядчиков завода «Протон-Пермские Моторы», занимающегося производством ракетных двигателей. Согласно заключенному договору «Камгэсэнергострой» должен построить для компании новый корпус механосборочного и гальванического производства. Как сообщала пресс-служба «Протон-ПМ», строительство гальванического и механосборочного корпуса — это самый крупный инвестиционный проект в новейшей истории предприятия. Контракт был заключен на 3,5 млрд рублей.
«ЭТО СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОШИБКА»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у экспертов, что они думают по поводу исхода «Камгэса» из Набережных Челнов.
Юрий Петрушин — председатель правления ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье»:
— Я могу сказать, что это большая стратегическая ошибка — вывести «Камгэсэнергострой» из города Набережные Челны. В политическом, моральном и социальном плане она ничем не оправдана. Это для города большая потеря. Видимо, руководство компании что-то в свое время не сумело доказать, власти пошли на поводу, не доработали — в общем, никто не обратил на это внимания. Непринципиальный подход администрации города был в тот период, когда решался вопрос по «Камгэсэнергострою», — другого не может быть. Судьба ветеранов плачевная — никто им пока ничем не помогает. Ветераны остались брошены — коллективов нет, коллективы обанкрочены. Дирекция предприятия в Казани, а там пришли люди, которые никакого отношения к этому не имеют, — просто новые люди. Поэтому ситуация сложная.
Альберт Петров — генеральный директор УКС «Камгэсэнергострой»:
— Для меня вопрос ухода «Камгэса» из Челнов слишком болезненный. Было сделано огромное преступление — это началось с того, что дирекцию компании перевели в Казань. Традиционно руководителями «Камгэсэнергостроя» были выходцы из него. Как только назначили 35-летнего казанца, ни дня не работавшего в «Камгэсе», — это как раз и было решение об уничтожении предприятия.
Я в «Камгэсе» с 1971 года. Что я чувствую по отношению к нему? А что вы чувствуете к своим маме и папе? Хорошо, когда они живы и здоровы: когда их нет, все равно любишь. Примерно так же и мы относимся к «Камгэсу». Мы приехали на завод молодыми специалистами после института, нам было по 22 года, и практически всю жизнь — в «Камгэсе» и рядом с ним.
Сейчас у компании почти нет проектов в Челнах — все предприятия и подразделения, которые были здесь, уничтожены. Почему? Нормальный человек на этот вопрос ответить не сможет. Последние объекты «Камгэса» еще работают по Елабуге, ну и в Пермском крае в этом году сдается фабрика.... Все остальные подразделения разорены, обанкрочены. Продали Предприятие электрических сетей — хорошая компания: прибыль наработала, никогда в убытках не была, всегда вовремя зарплату платила, прекрасный коллектив. Единственный остался работать ЗЯБ, и то вокруг него кружится воронье.
Слава богу, мы в свое время, когда шла приватизация, отделились от «Камгэса». Чисто в хозяйственном, финансовом плане. Нас все это, в общем, не касается в прямом смысле. Мы в самостоятельном плавании, но от этого не легче. Чего больше всего жалко — были прекрасные коллективы, прекрасные специалисты, а для новых ребят ничего святого нет. В конце концов, есть же ветераны, которые построили город и КАМАЗ... А новички уничтожают организации и говорят: «Мы ваших ветеранов знать не знаем — что хотите, то и делайте». Бесчеловечное отношение, слов нет. И непонятное. Любой руководитель, который был бы выходцем из «Камгэса», не мог бы себе позволить такого. У нас сотни ветеранов остались, большинство уже в возрасте — и им никакой поддержки. А ведь «Камгэс» всегда был силен тем, что поддерживал своих ветеранов, — и при Ельцове, и при Евдокимове, я уже не говорю про Батенчука. Новое руководство не знает, что такое коллектив, ветераны, и считает себя освобожденным от всех этих дел. Есть такая болезнь — жадность называется. Через нее все эти пакости и вылезают.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 177
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.