На ближайшие 10 лет завод им. Горького будет обеспечен заказами, пообещали сегодня на закладке патрульного корабля в Зеленодольске большие правительственные чиновники. Причем, как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», это будут не только боевые корабли прибрежной зоны, на которых зеленодольский завод им. Горького сегодня собаку съел, но и совершенно новые для России суда для Арктики.
Рустам Минниханов наградил Дмитрия Рогозина медалью «За доблестный труд»
ЧЕГО СТРАНА ЖДЕТ ОТ КОРАБЕЛОВ ТАТАРСТАНА
Похвалить коллектив завода им. Горького за достойный труд сегодня приехали вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. Повод — закладка шестого патрульного корабля проекта 22160.
«Стало доброй традицией присутствовать в Зеленодольске при закладке нового боевого корабля, и делаем мы это в последнее время все регулярнее и регулярнее, — обратился к заводчанам Рогозин. — И, несмотря на то, что наша страна любит праздники (а сегодня – Старый Новый Год), такова уж традиция зеленодольцев — работать и в праздники, и в выходные. И это правильно: страна ждет сегодня от корабелов, от корабелов Татарстана особых усилий, чтобы чувствовать себя еще более защищенной. Это уникальный, маневренный и очень зубастый корабль».
Насчет «зубастый» Дмитрий Олегович, кажется, несколько погорячился. Патрульный корабль проекта 22160 (проектант — питерское Северное проектно-конструкторское бюро) предназначен для охраны территориальных вод, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах, для охраны кораблей и судов, военно-морских баз и водных районов. Предполагаемые характеристики: водоизмещение — 1300 т, автономность — 60 суток, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение артиллерийское. Словом, нанести сокрушительный удар или отбиться от серьезного противника патруль не сможет. Его дело — продемонстрировать Андреевский флаг там, где это потребуется. Эксперты указывают, что руководство страны начало понимать: ВМФ как государственный инструмент способен помочь в решении политических задач стратегического масштаба, поэтому 22160 заточены под плавание в любой точке Мирового океана. Из чисто практических задач — замена в операциях мирного времени (например антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс.
Патрульный корабль предназначен для охраны территориальных вод, пресечения контрабанды и пиратства, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах
Проекту 22160 уделяется повышенное внимание и с технической точки зрения. Прежде всего потому, что у российского ВМФ до сих пор не было специализированных патрульных кораблей. К тому же это первый российский корабль, создаваемый по модульному принципу: для каждого построенного корабля создается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударный, ПВО, противолодочный, спасательный. И вот тут заявка Рогозина на «зубастость» вполне может реализоваться. Учитывая модульность, то есть перспективу установки зенитно-ракетного комплекса «Штиль» и ракетного комплекса «Калибр-НК», возможности 22160 выглядят серьезными. С присутствием таких кораблей нельзя будет не считаться.
Сегодня Борисов сообщил, что такой корабль будет на каждом флоте. Ну а первый, как уже известно, пойдет на Черноморский — в Новороссийске уже сформирован экипаж. Головной корабль («Василий Быков») заложили 26 февраля 2014 года и летом спустили на воду. Первый серийный («Дмитрий Рогачев») заложен 25 июля 2014-го. Второй («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Третий («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го. Четвертый («Виктор Великий») — 25 ноября 2016 года. Пятый («Николай Сипягин») — сегодня.
Ранее головной корабль планировалось сдать в 2017 году, но теперь срок передвинут на 2018-й (в этом же году сдадут и «Дмитрия Рогачева»). Дело в том, что из-за санкций немецкая компания Man отказалась поставлять двигатели и редукторы, теперь все это будет делаться в Коломне.
Добавим, что сегодня на закладке, пожалуй, впервые публично были отмечены заслуги генерального директора завода им. Горького Рената Мистахова. «Важно, кто управляет предприятием, стоит во главе этого большого и сложного хозяйства, — подчеркнул Рогозин. — Если человек болеет за свое дело, переживает за каждого рабочего, технолога, инженера, думает о перспективе, зарплате, заказах, жилье, то и отдача от коллектива будет такая, какую мы ожидаем». Вице-премьер вручил Мистахову от имени военно-промышленной комиссии часы.
Юрий Борисов: «Год для вас начинается очень хорошо — с закладки корабля. Значит, будут зарплаты, будут развиваться Зеленодольск и Татарстан, а мы всегда будем способствовать»
ЗЕЛЕНОДОЛЬСК ОТПРАВЯТ В АРКТИКУ?
Но очевидно, что закладка не самого важного по классу для флота очередного патрульного корабля не могла стать причиной визита столь важных персон, как Рогозин и Борисов.
«Руководитель предприятия доложил руководству страны о наших планах. Важно, чтобы завод был обеспечен заказами, и у нас огромные планы», — порадовал сегодня корабелов президент РТ Рустам Минниханов. Эстафету по обозначению перспектив у него принял Борисов: «Мы очень довольны вашей работой. Вы начали с противодиверсионных катеров „Грачонок“, а сейчас вышли на рынок создания кораблей ближней морской зоны, которые стали гордостью российского флота. Корабли, построенные здесь, отлично проявили себя в Сирии. Они хоть и маленькие, но очень зубастые. Огромное вам спасибо!.. Год для вас начинается очень хорошо — с закладки корабля. Значит, будут зарплаты, будут развиваться Зеленодольск и Татарстан, а мы всегда будем способствовать. Верховный главнокомандующий в конце прошлого года подписал новую госпрограмму вооружений (до 2027 года – прим. ред.), и в ней достойное место занимает вооружение для флота, и, конечно, для вас найдется работа на все 10 лет».
Далее, общаясь с журналистами, Борисов несколько уточнил виды минобороны на завод: «Он вышел на рынок с кораблями ближней морской зоны и, думаю, продолжит строительство таких кораблей и в ближайшие 10 лет, потому что нужда в них у ВМФ сохраняется. Но с приобретением новых активов открывается еще ниша — по строительству кораблей вспомогательного флота. И вот сейчас на презентации нам докладывал директор, что у них есть серьезные проработки вместе с Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (ЗПКБ) по кораблям арктического плана, которые тоже нам очень интересны».
В словах Борисова прежде всего обращает на себя внимание фрагмент о «приобретении новых активов». Его, по всей видимости, надо понимать как то, что вопрос с передачей заводу окончательно решен. А вспомогательный флот — один из коньков ЗПКБ: совсем недавно там спроектировали гражданское обстановочное судно, а для военных — футуристического плана малый танкер.
Еще один важный момент в словах Борисова — о «кораблях арктического плана». Они означают, что в жизнь наконец-то может пойти давняя разработка ЗПКБ — суда с аутригерами (САР) тримаранного типа. В перспективе это пассажирские теплоходы, научные суда или корветы, более простые по сравнению с их традиционными собратьями в строительстве и обслуживании, с высокими характеристиками и необычайным комфортом для экипажа.
Дело в том, что уже еще в 70-х годах было ясно: комплексно решить такие проблемы, как мореходность, энерговооруженность, безопасность, обитаемость, на основе традиционной однокорпусной схемы судов невозможно. Увеличение размеров не выход: как показывает практика, оно не поспевает за стремлением напичкать корабль техникой и грузами. Предположительно, тримаран от ЗПКБ решает эту проблему. Идея в том, чтобы вынести энергетическую установку и обеспечивающие ее системы в боковые модули-аутригеры. Тогда приоритетным становится расположение полезной нагрузки и людей. Исчезает традиционная корабельная теснота, экипаж размещается в каютах в средней части корпуса с минимальным влиянием качки. Становится возможным принять на корабль в 1,5 - 2 раза больше полезной нагрузки без увеличения его размеров.
ЗПКБ уже разработало концептуальный проект скоростного высокомореходного комфортабельного грузопассажирского тримарана (шифр — «Россиянка-1»). А для освоения Арктики и континентального шельфа предложило многоцелевую платформу с аутригерами тримаранного типа.
Напомним, Мистахов в случае объединения двух предприятий (что весьма желаемо для завода и его материнского холдинга «АК Барс) обещал коллективу бюро достойную загрузку и всяческое продвижение проектов ЗПКБ. Посмотрим, как выполняются обещания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 64
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.