Настоящая война транспортников разгорается в Челнах. Две фирмы не гнушаются ни чем, пытаясь поделить рынок объемом в 100 млн. рублей в год Настоящая война транспортников разгорается в Челнах. Две фирмы не гнушаются ничем, пытаясь поделить рынок объемом в 100 млн рублей в год Фото: Валентина Шистерова

«ПРИЕХАЛА РОСГВАРДИЯ, НО БЫЛО НЕПОНЯТНО, КОГО «ЛАСТАТЬ»

Настоящая война транспортников разгорается в Челнах. За поток пассажиров борются две компании — ООО «Трансфергрупп» и ООО «Даль-Кама», продающие билеты на челнинском автовокзале. Причем в конфликте самое активное участие приняли и пассажиры. Утром 8 декабря отъезжающие с автовокзала Челнов по разным направлениям столкнулись с тем, что их перестали пускать в автобусы по билетам, купленным через кассы «Трансфергрупп». По словам администратора компании Евгения Суворкова, люди в оранжевых жилетах преграждали пассажирам дорогу в автобус, в результате чего последним приходилось возвращаться в кассы, сдавать билеты и брать их снова у конкурирующей компании  — ООО «Даль-Кама».

«Сначала мы нажали тревожную кнопку, — рассказал Суворков. — Приехали сотрудники Росгвардии. Но толку большого не было. Они сказали: у нас задача — „заластать“ и увезти. А тут непонятно было, кого „ластать“. Мы их попросили зафиксировать весь этот беспредел. Но они в этом нам отказали. Потом мы пошли в линейный отдел полиции, который находится тут же, в здании ж/д вокзала. Они вызвали следственную группу. Мы написали заявления, приложили договоры с перевозчиками, рейсы которых были сорваны. Но и они решили, что на самоуправство тут вроде не тянет и вообще подведомственность не их. И мы поняли, что никто там разбираться не будет. Единственное, что мы постарались сделать, — собрать доказательную базу: записали видео (имеется в распоряжении „БИЗНЕС Online“ прим. ред.), взяли с людей, сдавших билеты, объяснительные, написали жалобу прокурору. Теперь собираем документы, чтобы обращаться в суд».

Как утверждает Суворков, только срывом расписания маршрутов противостояние конкурентов не ограничилось. Острая фаза миновала, но началась «тихая партизанщина». «У нас на Киров в 7 утра идет автобус, они ставят на 6:45 в Вятские Поляны свой Largus. Направление то же, и часть людей, которые могли бы поехать на кировском автобусе, утекают на их Largus. И такое происходит на самарском, уфимском рейсах. У нас сейчас не вокзал, а базар какой-то», — приводит пример администратор.


Кроме того, работа справочных двух операторов, видимо, никак теперь не сводится в одно общее расписание, поэтому зачастую происходят накладки, когда с одной и той же платформы объявляют посадку на автобусы разных направлений. Люди пугаются, думают, что они что-то перепутали. А у автобусных касс в здании вокзала теперь обосновались зазывалы в оранжевых жилетах, которые «перераспределяют» потоки пассажиров к нужным кассам.

Собственно развязалась вокзальная война в результате открытия касс «Даль-Камой» в здании РЖД — как известно, железнодорожный и автовокзалы города находятся в одном месте. По мнению их оппонентов, день для этого был выбран не случайно: пятница в плане пассажиропотока для челнинских перевозчиков — самый наваристый день. Однако, сказать, что подобные маневры «Даль-Камы» стали неожиданностью, было бы неправильно. Тот же Суворков рассказал, что вечером 7-го числа к ним пришел представитель транспортной компании «АкБарс Трансфер», которая осуществляет львиную долю перевозок в Казань, и предупредил, что расторгает с оператором договор в одностороннем порядке и уходит к «Даль-Каме». «Мы им говорим, что, по Гражданскому кодексу, даже если у нас не прописан порядок расторжения в договоре, один месяц мы имеем право с ними работать, причем не факт, что согласимся расторгнуть договор, потому что должны быть веские причины. Но нас просто послали. И вообще, перед Новым годом такую ситуацию создавать... Мы несем расходы по содержанию посадочной платформы, мы держим ЧОП, который охраняет эту площадку. Мы теоретически могли бы сейчас все перекрыть и допускать до платформы только тех пассажиров, которые покупают билеты у нас, а остальных разворачивать. Но мы „“Даль-Каме» уподобляться не стали», — рассказывает Суворков.

Администратор «Трансфергрупп» Евгений Суворков утверждает, что только срывом расписания маршрутов противостояние конкурентов не ограничилось. Острая фаза миновала, но началась «тихая партизанщина» Евгений Суворков утверждает, что только срывом расписания маршрутов противостояние конкурентов не ограничилось. Острая фаза миновала, но началась «тихая партизанщина» Фото: Валентина Шистерова

Потерянную прибыль в «Трансфергрупп» пока не подсчитывали, но вынуждены были временно прекратить перевозки пассажиров по маршрутам перевозчиков-«изменников». Как выяснилось, конкуренты подмяли под себя не только казанское направление — 8 рейсов в день. О расторжении отношений уже заявила компания с бугульминским маршрутом «Автомиг», Мензелинское АТП, ГК «Альтекс» (Мензелинск), Менделеевское АТП, Нурлатское АТП, Жигулевское АТП, курирующее тольяттинское, самарское направления, и одна компания из Агрыза. Кроме того, переметнулись к «Даль-Каме» и частники — водители Largus, которые работают под одним ИП Гайнутдинов. Не исключено, что за ними последуют и другие перевозчики — всего с челнинским вокзалом сотрудничают около 50 трансферных компаний.

ЭФФЕКТ ДЕЖАВЮ, ИЛИ ЗАЧЕМ ТРАНСПОРТНИКИ КУПИЛИ «ДАЛЬ-КАМУ» У ДИРЕКТОРА РЫНКА

Пассажиропоток челнинского вокзала составляет 800–1000 человек в сутки. Годовой оборот держится в строжайшем секрете. Однако собственный источник пояснил, что валовая выручка в день с автобусных касс составляет 300 тысяч. Итого в месяц — около 9 млн рублей, а в год — свыше 100 млн рублей соответственно.

Пассажиропоток челнинского вокзала составляет 800-1000 пассажиров в сутки. Валовая выручка в день с автобусных касс составляет 300 тысяч Пассажиропоток челнинского вокзала — 800–1000 человек в сутки. Валовая выручка в день с автобусных касс составляет 300 тысяч Фото: Валентина Шистерова

В целом же от всей этой истории веет стойким эффектом дежавю. Дело в том, что полтора года назад «Трансфергрупп» уже отстаивала свою долю на рынке междугородных перевозок. Правда, тогда оператор носил другое название — ООО «Экспресс-Кама НЧ». Компания контролировалась известным в Челнах бывшим директором ныне обанкротившегося ЗАО «ПАК-Инвест» Раисом Гимадиевым. Соперник тоже был солидным — ООО «Гарантия Плюс», близкое к семье бывшего министра транспорта РТ Владимира Швецова. Напомним, что компания Швецова выиграла конкурс на аренду 8 касс из 11 для продажи билетов на автобусы в здании железнодорожного вокзала, принадлежащего ОАО «РЖД». Цена ежегодной аренды за 34 кв. м тогда составила 19 млн рублей. Руководитель «Гарантии Плюс» Роберт Исламов, имеющий некие родственные связи с семьей Швецова, аналогичным образом пытался перетащить под свое крыло перевозчиков, работавших с «Экспресс-Камой». Однако у Исламова сделать это не получилось. По всей вероятности, осилить такую высокую арендную плату компании не удалось, она естественным образом ушла с рынка перевозок. В мае «Экспресс-Кама НЧ» теперь уже под вывеской «Трансфергрупп» выиграла аукцион РЖД на аренду четырех помещений общей площадью 35 кв. м в здании железнодорожного вокзала. Согласно конкурсной документации начальная цена годовой арендной платы за все четыре участка составила 192 тыс. рублей.

Битву на тендерах за кассы РЖД среди автобусников понять несложно — для этого достаточно было один раз приехать в Челны на междугородном транспорте. Дело в том, что основная доля продаж до лета текущего года осуществлялась в малоприспособленном для этого здании бывшей гостиницы «Украина», так как в 2010 году РЖД решили поднять цены по аренде в 4–5 раз. Тогда основной перевозчик «ПАК-Инвест» вынужден был купить рядом стоящее здание гостиницы, реконструировать его, взять в аренду полгектара земли под парковку автобусов и собрать под свое крыло перевозчиков. Лишившись пассажиропотока, РЖД решили пойти навстречу. И в марте 2015 года РЖД и «ПАК-Инвест», где место гендиректора на тот момент занял Швецов, договорились о возвращении местного автовокзала в здание железнодорожного, вновь  открыв там автобусные кассы. С тех пор за кассы и идут бои местного значения.

Развязалась вокзальная война в результате открытия касс «Даль-Камой» в здании РЖД Развязалась вокзальная война в результате открытия касс «Даль-Камой» в здании РЖД Фото: Валентина Шистерова

В свете вокзальных перипетий стоит подробнее остановиться на компании «Даль-Кама» и нынешнем ее руководителе — Ильшате Фазлееве. По данным базы «Контур.Фокус», в составе учредителей «Даль-Камы» состоят известные в Челнах перевозчики, которые в числе первых и расторгли договоры с компанией «Трансфергрупп». По 40% принадлежит Василию Михайлишину и Альфириту Закирову, по 10% — Фазлееву и Зинаиде Автономовой. Михайлишин является совладельцем компании «АкБарс Трансфер». В числе собственников недолгое время числился и владелец ГК «Альтекс» Ильдар Фахразиев. Но самые интересные метаморфозы произошли с Фазлеевым — они во многом и объясняют текущее положение дел в кассах.

Дело в том, что до осени этого года Фазлеев был директором и в «Экспресс-Каме НЧ», и в «Трансфергрупп». Однако, по всей видимости, он задумал создать собственный бизнес и уйти от Гимадиева. Со слов Суворкова, переход Фазлеева в стан врага выглядел следующим образом: еще находясь в должности директора «Трансфергрупп», он начал вести целенаправленную работу с перевозчиками. «Под соусом реорганизации он стал закидывать договоры перевозчикам от имени „Даль-Камы“. С 9 октября вовсе перестал выходить на связь, причем даже печати по обеим компаниям не передал. И тут среди писем мы обнаруживаем его заявление об увольнении 6-м числом. Следом за Фазлеевым один за другим начинают увольняться главный бухгалтер, старший кассир, посадчицы. И все берут больничный на период двухнедельной отработки. Пока мы в аврале затыкали кадровые дыры, Фазлеев перетягивал на свою сторону наших перевозчиков», — объяснил Суворков.

Основная доля продаж билетов до лета этого года осуществлялась в малоприспособленном для этого здании бывшей гостиницы «Украина» Основная доля продаж билетов до лета этого года осуществлялась в малоприспособленном для этого здании бывшей гостиницы «Украина» Фото: «БИЗНЕС Online»

Чтобы обосноваться в здании РЖД, компания перевозчиков выкупила «Даль-Каму» у прежнего владельца, которым оказался Джумбер Есартия, председатель грузинской общины города и бывший директор Комсомольского рынка. Есартия в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» подтвердил факт продажи транспортникам своей компании как готового бизнеса вместе с действующими договорами, в числе которых был и самый нужный — бессрочный договор аренды с РЖД на вокзальные площади. Экс-директор рынка пояснил, что два года арендовал кассы у РЖД, причем они ему достались без тендера, потому что на тот момент никаких претендентов на кассы не было. «Даль-Кама» платила железнодорожникам на тот момент по 200 тыс. рублей в месяц и по договорам с перевозчиками продавала билеты в основном на маршруты по Татарстану. В качестве причин продажи бизнеса Есартия назвал ухудшившееся состояние здоровья. Сумму сделки он назвать отказался, однако собственные источники издания сообщили, что примерная стоимость компании составила около 3 млн рублей.

Относительно двухгодичной деятельности «Даль-Камы» в сфере перевозок, впрочем, есть разные мнения. В частности, их конкуренты утверждают, что никакой хозяйственной деятельности «Даль-Кама» до момента переезда касс из «Украины» в здание РЖД не вела. Более того, в перечне 20 видов деятельности компании перевозки числятся в конце списка, пропуская вперед всевозможные строительные работы, а также торговлю разнообразными продуктами питания. Отметим также, что выручка «Даль-Камы» за 2016 год составила 585 тыс. рублей, при этом компания сработала с убытком в 841 тысячу. Баланс составил 6,2 млн рублей.

«ГИМАДИЕВЫ ТОЛЬКО КОМАНДУЮТ, А В ТРАНСПОРТЕ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ»

В «Даль-Каме» тем временем потирают руки и говорят, что уже получили согласие на сотрудничество от 22 из 50 перевозчиков. Администратор Ирина Волочко при упоминании «Трансфергрупп» приводит в пример «здоровую конкуренцию среди городских магазинов». Однако на вопрос, могут ли тогда пассажиры приобрести билет дешевле, чем у конкурентов, на этот же рейс, Волочко сказала, что это коммерческая тайна. «Мы насильно людей в нашу кассу не тащим, — уверенно заявила женщина. — Люди в оранжевых жилетах просто дают людям справочную информацию и говорят, кому куда пройти. Вы поймите, „Даль-Кама“ здесь с 2015 года платила аренду в 6 раз дороже, чем они [„Трансфергрупп“]. Они 20 тысяч в месяц платят за 8 касс, а мы 200 тысяч за три. Перевозчики с ними работать не хотят, к ним идут письма о расторжении договоров, а у них паника. Надо было просто нормально работать с людьми, чтобы такой ситуации не возникло».

При этом Волочко ставит в упрек своим конкурентам то, что они занимаются только посредничеством и у них якобы не имеется ни своих автобусов, ни лицензий, а у медика, проводящего предрейсовый медосмотр, нет медобразования. «Агрыз — сломался автобус, люди пишут жалобы, а они людей отправить не могут. Они сорвали рейс, и пассажир втридорога пошел на такси. Конечно, к ним претензии будут. А наш козырь в том, что у нас 150 своих автобусов и лицензии, все договоры свежие. А у них машины смотрит механик без обучения. Он просто роспись ставит и деньги за это получает», — вытащила из рукава козыри администратор.

Ситуацию с пассажирами, которых не пускали в автобусы, в «Даль-Каме» перевернули на 180 градусов. «Когда они („Трансфергрупп“ прим. ред.) начали продавать билеты на наши автобусы, перевозчик наш к ним сам подошел и сказал, что не пустит их в свой автобус с нашими билетами. Они специально это сделали — на наши автобусы начали продавать билеты. Их директор сам дал команду. И билеты не возвращали. Первые билеты они с удержанием 25 процентов приняли у людей», — прокомментировала Волочко.

«У нас на Киров в 7 утра идет автобус, они ставят на 6.45 в Вятские Поляны свой „Ларгус“. Направление то же и часть людей, которые могли бы поехать на кировском автобусе, утекают на их «Ларгусе» «У нас на Киров в 7 утра идет автобус, они ставят на 6:45 в Вятские Поляны свой Largus. Направление то же, и часть людей, которые могли бы поехать на кировском автобусе, утекают на их Largus» Фото: Валентина Шистерова

Пояснила она и непонятную ситуацию с поездками пассажиров на Largus. «Это у нас вообще лицензированное такси. Мы его организовали, когда еще у них работали. У них все есть — лицензия, разрешение минтранса, более того, они страхуют своих пассажиров. Там есть все, кроме тахографа», — заверили в «Даль-Каме».

Главный зачинщик «вокзальной войны» Фазлеев во время разговора корреспондента «БИЗНЕС Online» с Волочко сидел молча и прокомментировал лишь причины ухода из «Трансфергрупп». «Там никого не осталось из тех, кто со мной работал. Ильнур Батыршин (замдиректораприм. ред.) — это зять Гимадиева. Они многих вещей не понимают. Просто решил уйти от них, потому что они не транспортники. Что Ильнур, что его теща Наиля Наильевна только палки в колеса суют, поэтому пришлось уйти. Гимадиев-старший, его жена, Ильнур — все командуют, а в транспорте никто ничего не понимает», — объяснил он.

Волочко, перехватив эстафету, рассказала, что в момент прихода Фазлеева на вокзал у Гимадиева было 9,6 млн долгов, еще 1,5 млн зависло в рухнувшем Татфондбанке. «Входную группу Ильшат Валиахметович перекрыл, служебную машину взял. Все отопление в здании поменяли. Когда он туда пришел, там была разруха. Сейчас им оставили на счету хорошие деньги, все им обновили. И перевозчики пока до Нового года остались. Так что пусть они не создают ажиотаж», — подытожила администратор.

В «Даль-Каме» уверены, что в здание РЖД компания «Трансфергрупп» вошла специально, чтобы помешать конкурентам. В качестве подтверждения там приводят описанный выше прошлогодний тендер, который выиграл у железнодорожников Исламов. По убеждению Волочко, «Трансфергрупп» тогда намеренно подняла цену на тендере до 19 млн рублей в год, чтобы конкурент задохнулся. В нынешнем же тендере, по заявлению Волочко, участвовали обе компании Гимадиева, а все потенциальные участники сразу отказались заявляться, опасаясь, что цену загнут. «Сейчас ФАС этим занимается, данный тендер вот-вот признают недействительным, поэтому их касс тут не останется и они будут вообще вне закона», — отметил он.

«Они не имеют права вести свою деятельность на этом посадочном павильоне — договора аренды у них нет на него. Это мы платим за аренду, а не они. РЖД выгоднее работать с нами», — сказала напоследок Волочко.

В «Даль-Каме» уверены, что в здание РЖД «Трансфергрупп» вошел специально, чтобы помешать конкурентам В «Даль-Каме» уверены, что в здание РЖД компания «Трансфергрупп» вошла специально, чтобы помешать конкурентам Фото: Валентина Шистерова

Секрет магического воздействия «Даль-Камы» на партнеров «Трансфергрупп» лежит на поверхности. Михайлишин в разговоре с «БИЗНЕС Online» признался, что у «Даль-Камы» ставка, которую перевозчики платят с продажи билетов, — 18%, а у «Трансфергрупп» — по 20%. Кроме того, перевозчик сказал, что доверяет и хорошо знает Фазлеева. В целом же Михайлишин пояснил, что при расторжении договора в одностороннем порядке сложностей у него не возникло. «У нас же с ними договор не по карте маршрута, у них заказные перевозки. Мы выставляли им автобусы, когда они их заказывали. Не поступило заказа — не выставляли. Если бы у меня были регулярные рейсы, то я был бы обязан их выполнять всегда», — объясняет ситуацию представитель перевозчика. Кроме того, он объясняет, что проблемы для пассажиров на автовокзале возникли только из-за того, что «Трансфергрупп» поначалу продолжала продавать билеты на автобусы фирм, которые уже расторгли с ними договоры. Сейчас ситуация стабилизировалась. К тому, что на вокзале работают две компании по продаже билетов, Михайлишин относится положительно. «Конкуренция — это же нормально, — высказывает он свое мнение. — Это дополнительные маршруты, рейсы, выбор автобуса. Соперничая между собой, они же будут стараться что-то делать, чтобы пассажиры к ним шли. Цены на билеты вряд ли кто-то будет снижать. Мы как перевозчики не можем на это пойти. Солярка, комплектующие, ремонт — все это постоянно дорожает. А работать в убыток себе кто станет? Но какие-то акции будем предлагать, например десятая поездка бесплатная, подарочки какие-нибудь».

Любопытно, но гендиректор ГК «Альтекс» Ильдар Фахразиев отрицает факт разрыва договорных отношений с «Трансфергрупп». Более того, он сообщил нам, что не знает о конфликте на автовокзале. «Не было такого, не расторгали с ними договор пока. Договор с ними действует, мы совершаем перевозки, как и раньше. Просто сейчас стоит вопрос о пролонгации соглашений на следующий год, а „Трансфергрупп“ не состоит в реестре остановочных пунктов. Мы направили им письмо с пожеланиями изменить ситуацию. Возможно, поэтому и появилась информация, что мы расторгли с ними договор, — сказал наш собеседник, однако признал, что „Даль-Кама“ вышла на его компанию с предложением о сотрудничестве. — Договор от них лежит, но пока еще не подписан. Вопрос этот находится на обсуждении. К какому решению мы придем, сказать пока не могу. Какие условия предлагает данная компания, я раскрывать не буду. Это взаимоотношения двух предприятий, о которых вы можете не знать, и я не обязан о них говорить. Как навести порядок в организации перевозок, честно говоря, я не знаю. Там много нюансов. В первую очередь это дисциплина, выполнение всех нормативных требований. А в остальном — не знаю. Я продажей билетов никогда не занимался и не намерен заниматься, я выполняю перевозки — и все».

Ильдар Фахразиев отрицает факт разрыва договорных отношений с „Трансфер-групп“ и утверждает, что не знает о конфликте на автовокзале Ильдар Фахразиев отрицает факт разрыва договорных отношений с «Трансфергрупп» и утверждает, что не знает о конфликте на автовокзале Фото: elitat.ru

МОЯ ХАТА С КРАЮ

Позиция транспортных ведомств — сохранять в споре нейтралитет. «БИЗНЕС Online» направил в РЖД официальный запрос с просьбой прояснить, какая из двух компаний имеет законные права для работы на вокзале. Начальник службы корпоративных коммуникаций Куйбышевской железной дороги Вячеслав Степанов заявил, что ситуация на челнинском вокзале выглядит как спор хозяйствующих субъектов, а РЖД такие споры не комментирует. А если речь идет о воспрепятствовании одной организации деятельности другой, то пострадавшей стороне следует обращаться в прокуратуру.

Минтранс РТ в ответе за подписью пресс-секретаря Наили Клевлеевой дал понять, что «Трансфергрупп» работает на вокзале на законных основаниях. «Компания реализует билеты на основании договоров с предприятиями, имеющими право на обслуживание межрегиональной маршрутной сети РФ и межмуниципальной. „Трансфергрупп“ внесена в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутным регулярным перевозкам минтранса РФ. Что касается оператора „Даль-Камы“, то он обслуживает всех перевозчиков, в том числе реализует билеты и на автомобили Largus, которые работают под видом заказных. В то время как обслуживание регулярной маршрутной сети должно осуществляться только при наличии лицензии на пассажирские перевозки и на автобусах, предназначенных для междугородних перевозок», — написано в ответе. При этом в минтрансе подчеркнули, что главная задача — обеспечить безопасность пассажиров, чтобы уезжали они с автовокзала, а не откуда-то с улицы, а также чтобы транспорт проходил техосмотр, а водители — медицинский.

В исполкоме Челнов мечтают, чтобы вокзал представлял собой единый транспортный комплекс, но финансы готовы выбивать под конкретный проект В исполкоме Челнов мечтают, чтобы вокзал представлял собой единый транспортный комплекс, но финансы готовы выбивать под конкретный проект Фото: Валентина Шистерова

Ответ в бюрократическом духе был получен газетой в транспортном управлении Челнов. Начальник управления Руслан Ибрагимов пояснил, что исполком не должен вмешиваться в дела двух компаний, но в то же время не может закрывать глаза на нарушение законодательства, если оно имеется. «Проверку исполком намерен провести, но только после соответствующего обращения», — пояснил чиновник.

Суворков тем не менее утверждает, что позиция города не такая уж однобокая. В исполкоме мечтают, чтобы вокзал представлял собой единый транспортный комплекс, но финансы готовы выбивать под конкретный проект. Сейчас «Трансфергрупп» уже заказала проект за 100 тыс. рублей. При этом в исполкоме пообещали, что после утверждения проекта выйдут с письмом, чтобы республика на равных началах с РЖД профинансировала создание данного комплекса. Правда, уже сейчас понятно, что вокзальный комплекс будет стоить не одну сотню миллионов, так как он потянет за собой некоторые изменения в городской инфраструктуре, в частности, должны будут перенести остановку общественного транспорта и сделать через проспект подземный переход.

В целом же собеседники издания корень вокзальных войн видят в том, что перевозчики находятся на одной территории и сидят через стенку. Не исключено, что операторам было бы проще конкурировать честно на этом рынке, обоснуйся они на разных площадках.