Григорий Явлинский Григорий Явлинский: «Сейчас все не так и движется совсем в другую сторону...» Фото: Сергей Елагин

 «А ВЫБОРОВ НЕТ. НЕ ТО ЧТО ДИСКРЕДИТИРОВАНЫ, ИХ ПРОСТО НЕТ!»

С порога редакции — Григорий Явлинский еще и куртку снять не успел — его огорошили вопросом: а вы вообще знаете «БИЗНЕС Online»? «Ну как же?! — весело отозвался опытный, искушенный и отнюдь не простодушный политик. — Что же еще читать в Татарстане, если не „БИЗНЕС Online“!»

Будем надеяться, что это не только комплимент... И если Явлинский знаком с нашей газетой, то и наши читатели хорошо знают легендарного основателя «Яблока». Ознакомившись с вопросами читателей нашего издания, Григорий Алексеевич поблагодарил их: «По этим вопросам можно судить о качестве вашей работы и о том, какие у вас читатели... Приходишь иногда в некоторые средства массовой информации, там говорят: вот сейчас вам наши слушатели зададут вопрос. И задают... Но это такие вопросы, что потом говоришь: как же вы работаете, что вы натворили, до чего слушателей довели? Ваши слушатели ничего не соображают, зачем вы с ними такое сделали?» Зато аудиторию «БИЗНЕС Online» он охарактеризовал как замечательную. 

К сожалению, значительная часть вопросов от читателей осталась без ответа: программа однодневного визита Явлинского в Казань супернасыщенная, время на общение в нашей редакции было ограничено всего полутора часами. «Вот стану президентом, будем общаться чаще, — пошутил наш гость. — Да и вообще, будете меня на телеэкранах видеть 20 часов в сутки...»

О президентских выборах и был первый же вопрос гостю. Читатель Борис Гришанин спросил: «Григорий Алексеевич, какой смысл вашего участия в выборах — поддержать выборы как таковые (никто не скажет, что не было альтернативных программ и не было из чего выбирать)? Или смысл в том, чтобы донести свои идеи до широких масс? Повысить рейтинг „Яблока“? Написать книгу „Как я был кандидатом в президенты“? Оттянуть у кого-то голоса? Или что?» Пожестче выразился читатель Хаким: «Фундамент нашего государства состоит из ложных выборов. Какие проценты за кого надо нарисовать — спускается сверху». А Ринат Нугаев в лоб заявил: «Вам не надоело участвовать в этом балагане?»

В самом деле, зачем Явлинский идет на президентские выборы с предопределенным, скажем мягко, благодаря административному ресурсу результатом? Чего ради? «В России выстроена жесткая авторитарная система. Я бы даже сказал, такая современная гибридно-тоталитарная. То есть мы, конечно, сравниваем с Советским Союзом — и на фоне Советского Союза это выглядит совсем иначе. Просто времена другие. Вот есть такое слово, не знаю, насколько оно хорошо отражает суть дела, — „гибридная“. То есть она какая-то смешанная, но суть остается та же самая. Это как гибридная война — вроде войны нет, а людей убивают. Так же и в этой системе. Вроде бы она формально не тоталитарная... А выборов нет. Не то что дискредитированы, их просто нет!»

Тем более, казалось бы, зачем участвовать в том, чего нет? Явлинский заявил, что намерен воспользоваться моментом. «Сейчас такая очередная развилка, в которой есть одна особенность — это момент, когда можно относительно громко успеть что-то сказать... Всем моим соотечественникам, всей моей стране. Я этим занимаюсь профессионально, почти всю жизнь... Я просто вижу, что происходит с российской экономикой, как она остановилась и деградирует. А по телевизору говорят, что все хорошо, начинается рост. Никакой рост не начинается. Я вижу, что бедность разрастается огромными шагами. Просто реальная бедность. Вот я был сейчас в Сибири, перед вами (поездки Явлинского по регионам страны продолжаются уже два месяца прим. ред.), люди опять — это очень яркий пример — стали в магазинах яйца покупать по штукам. Это верный признак того, что на жизнь не хватает...» — объяснил политик. 

Основатель «Яблока» напомнил: «Вопрос в том, что будет со страной, куда она двинется... За мной не стоят ни лоббистские, ни банковские, ни какие-то бизнес-группы. То, что я говорю вам, отражает интерес всей моей страны. Всей: и детей, и взрослых, и стариков, и молодых. И тех, у кого либеральные взгляды, и тех, у кого демократические взгляды, и тех, у кого консервативные и патриотические... Потому что всем нужно, чтобы в стране начал появляться независимый суд. Всем нужно, чтобы в стране появилась неприкосновенность частной собственности. Всем нужно, чтобы были предсказуемые правила игры, чтобы закон был одинаковый для всех. Ну просто для всех — что для Сечина, что для вас лично. Сейчас все не так и движется совсем в другую сторону...»


«Ответственный политик, с моей точки зрения, должен использовать любую возможность для того, чтобы разговаривать с людьми, — вот для чего Явлинский, по его словам, идет на президентские выборы. — Моя задача — говорить то, что соответствует правде и будущему. Моя задача — не приспособиться. Желающих приспособиться и дать каждой женщине по мужику, а каждому мужику по бутылке водки много. Это не моя работа, есть там специалист, пускай он делает. У меня другая работа — сказать моему народу, как, я думаю, нам вместе с ним нужно двигаться дальше, чтобы не случилось того, что случилось в 1917 году, когда вся российская государственность рухнула, а потом власть захватили странные люди, чтобы не случилось того, что случилось в 1991 году, когда уже новая государственность снова разрушилась дотла...»

«МЫ НЕ ЛЮБИМ НАЦИОНАЛИСТОВ, ПОТОМУ ЧТО НАЦИОНАЛИСТЫ — ЭТО СЕРЬЕЗНАЯ УГРОЗА МИРНОЙ, НОРМАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

Что интересно, наш гость тактично уклонился от вопросов читателей о том, как он относится к намерению участвовать в президентских выборах Ксении Собчак: «Подождите, пусть ее зарегистрируют. И потом неизвестно, что будет. Подождите, не торопитесь. Пока еще даже кампания не началась, это еще разговоры накануне кампании...»

Про Алексея Навального политик заметил: «Я знаю, что последние опросы показывают, что его рейтинг порядка 2–3 процентов». На вопрос, нужно ли пускать такую фигуру на выборы, Явлинский ответил как истинный демократ: «Пускать нужно всех. Но по закону. Но всех».

— А власть боится его? — уточнили журналисты нашего издания.

— Думаю, что нет, — ответил Явлинский. — Я не вижу там особой страсти. Наверное, он неприятный [для власти] человек.

— Он выходец из вашей партии, вы его породили фактически.

— Мы его выгнали из партии, вы знаете, да? Именно выгнали, исключили из партии. За национализм.

— За русский национализм?

... Об Алексее Навальном: «Пускать нужно всех. Но по закону. Но всех»

— Ну не за татарский... Мы не любим националистов, потому что националисты — это серьезная угроза мирной, нормальной жизни. Мы любим все национальности, мы всех уважаем, мы всех считаем гражданами России и думаем, что все должны иметь равные права. Мы с огромным уважением относимся к разным культурам и к разным конфессиям. Мы очень интернациональная партия.

7 ШАГОВ ДО НЕЗАВИСИМОГО СУДА

В основе предвыборной программы Явлинского — экономика. Свой труд о ней «Путь в будущее» Григорий Алексеевич подарил нашей редакции с личным автографом. Впрочем, отвечая на «экономические» вопросы наших читателей, он не раз подчеркнул, что пытаться построить в России новую экономику без политических преобразований бессмысленно, а цель всех этих преобразований — свободные, творческие люди, живущие без страха.

Еще одна, с точки зрения Явлинского, важная проблема, которую надо решить в нашей стране, — независимые суды: «Я вам назову 7 основных пунктов, по которым нужно делать первые шаги в совершенствовании судебной системы. Во-первых, назначение всех федеральных судей Советом Федерации по предложениям судейского сообщества. Не по предложению президента, а по предложениям судейского сообщества, чтобы они чувствовали себя независимыми... Второе — давайте избирать председателей судов голосованием судей, закрытым, тайным голосованием судей, с ограничением срока председателя — только три года. Вот только три года, без повтора, и выбирают его судьи. Третье — я разработал закон, он соответствует Конституции: давайте введем выборность мировых судей. Пусть люди выбирают... Четвертое (вот сейчас вы меня очень хорошо поймете) — это совсем простая вещь: а давайте введем порядок, что дела в суде между судьями распределяются по жребию. Все — вы не можете заранее с кем-то о чем-то договориться. Пятое — расширьте использование суда присяжных. Тут я не буду комментировать, все понятно. Шестое — еще один вопрос, дискуссионный: я бы считал, что необходимо восстановить Арбитражный суд. Арбитражные суды жизненно важны для работы, для бизнеса.

И последнее, очень важное, — вы знаете, что есть такие „оборотни в погонах“. Их без конца ловят — тех, кто работает в СКР, в МВД. Все время это происходит. Но люди-то, которых они посадили (многих — за взятки), продолжают сидеть. Никто их приговоры не пересматривает. А их же сажали за взятки, там же тарифы есть, любого человека можно посадить... Так вот я 7-м пунктом предлагаю программу пересмотра неправосудных приговоров. И в ходе этой программы тем самым судьям будет предложено прийти и самим рассказать о тех случаях, когда они выносили приговоры по телефонным звонкам, под административным давлением. И надо сказать: если вы сами расскажете обо всех этих приговорах и это станет основанием пересмотра дел, то вы останетесь в профессии; если же потом будет обнаружено, что вы действовали таким образом, а вы об этом сами не скажете, то вы не останетесь в профессии и, мало того, сами пойдете под расследование».


О «ДОБРОВОЛЬНОМ ТАТАРСКОМ»: «Я ДАЖЕ НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПУТИН ЭТО ИМЕЛ В ВИДУ»

Ответил «яблочник» №1 и на вопрос о запущенной (не в первый раз!) в общественное пространство идее объединения российских регионов. Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин вбросил ее, заговорив о создании агломерации из Татарстана, Ульяновской и Самарской областей, чем еще раз взбудоражил народ. Это ли не квазиликвидация республик?

«Абсолютно так, — согласился Явлинский. — Это тестирование, он тестирует, что можно сделать. Его попросили — и он тестирует. Я против таких идей, потому что первое, что за этим стоит, — неуважение к людям, неуважение к их истории и культуре. Один разговор — это административное деление, которое было создано в советское время для более удобного управления партийным аппаратом регионов. Поэтому сделали маленькие регионы в центре России, их много. Это одно дело, один вопрос... Не надо эти регионы называть, зачем людей дергать?.. Татарстан — другая история. Это другая основа, другая культура. Эта культура по своей историчности, по своей глубине сопоставима со всеми другими национальными культурами России в целом и вообще России. Как же можно тут вот так — раз-раз. Это опять будет та же история, как Хрущев передал Крым — там удобнее, и все. Это будет то же самое, что Беловежская пуща — сели и решили все в одну ночь, как можно все разрезать и все поделить. Это на ту же тему. Точно такие же способы управления. Они чреваты потом большими проблемами, катаклизмами и, как сейчас мы видим в случае с Украиной, кровью...»

Высказался Григорий Алексеевич и о «добровольном» татарском языке. «Я считаю, что это просто административный раж, ведущий к огромному недовольству, раздражению и демонстрирующий предельное неуважение к людям... Я даже не думаю, что Путин это имел в виду, при всей моей критичности к нему. Если вы решили, что должен быть второй государственный язык, то пожалуйста! Какая проблема? Мы многонациональное государство. Почему? В чем дело? У нас что, не хватает пространства для русского языка? Русский язык такой мощный, что ему ничего не угрожает, а татарский язык требует внимания, специальной работы, выращивания».

Политик заметил, что «языковой вопрос» имеет и существенную коллизию в законодательстве, связанную с Конституцией Татарстана. Явлинский также напомнил, что сам родился и вырос на Украине, где до пятого класса учился в русской школе, а начиная с пятого класса — в украинской: «Все предметы у нас были на украинском языке. Два раза в неделю был русский язык. Мой отец говорил: ты живешь на Украине, ты должен знать украинский язык, украинскую культуру. Мы здесь живем, а русский будешь учить дома, потому что дома все разговаривали на русском. Я сдавал украинский как госэкзамен, получал аттестат зрелости».

...Во время интернет-конференции Явлинский высказал свои предложения по решению проблемы Крыма. Рассказал, о чем в 1993 году говорил с Александром Руцким накануне расстрела Белого дома. Заявил о безграничности западных санкций в отношении России. Высказал предположение, как поведут себя депутаты Госдумы РФ через час после того, как страна выберет нового президента...

Полная стенограмма интернет-конференции будет опубликована на сайте «БИЗНЕС Online».