«Процесс либерализации тарифов ОСАГО может быть начат после выборов, потому что они не хотят экспериментировать с ценообразованием в тот момент, когда население и так раздражено» «Процесс либерализации тарифов ОСАГО может быть начат после выборов, потому что они не хотят экспериментировать с ценообразованием в тот момент, когда население и так раздражено» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«18 ПРОЦЕНТОВ — ЧИСТЫЙ УБЫТОК НА ОСАГО»

С марта 2018 года может начаться процесс либерализации тарифов ОСАГО, надеются в российском союзе автостраховщиков (РСА). Пока же, по словам президента РСА Игоря Юргенса, власти боятся экспериментировать с ценообразованием в столь чувствительной сфере. «Этот процесс может быть начат после выборов, потому что они не хотят экспериментировать с ценообразованием в тот момент, когда население и так раздражено. Я лично считаю несправедливым, что мы крайние. ЖКХ растет на 15 процентов в месяц — это никого не волнует. Я сейчас припарковался часа на два, и это 400 рублей, когда раньше было 120, — это никого не волнует. Почему-то Собянину можно, ЖКХ можно, а страховщики должны заморозиться до „после выборов“. Мы будем настаивать на том, что с марта, когда будет избран Владимир Владимирович [Путин] (я надеюсь, что он выдвинется), начнется святой процесс либерализации тарифов ОСАГО», — заявил он накануне на пресс-конференции в «Интерфаксе».

О либерализации тарифов автогражданки страховщики просят несколько последних лет. В 2015 году глава Центробанка Эльвира Набиуллина даже давала предварительное согласие на движение в этом направлении и поручала РСА разработать дорожную карту. Однако с тех пор принципиальное решение по либерализации тарифов принято так и не было. Сейчас страховщики стали более настойчивы, поскольку, по словам Юргенса, «ситуация в ОСАГО критическая». В РСА огорчены тем, что с начала года ежемесячно падает средняя цена на полис: сейчас она составляет 5,8 тыс. рублей, тогда как в прошлом году была 6,6 тысячи. Юргенс отметил, что возрос новый вид мошенничества: на 30% увеличилось число тех, кто покупает электронный полис ОСАГО, регистрируясь в Крыму или других регионах, где ЦБ по социальным причинам установил низкий тариф. «При покупке электронного полиса машину никто не предоставляет на осмотр, сканы документов могут быть поддельными», — полагает глава РСА. Так что в итоге размер премии не растет, зато увеличивается средняя выплата — сейчас она 77 тыс. рублей. «За 10 месяцев мы собрали 187,5 миллиарда рублей —  на 4 процента ниже, чем в прошлом году, а выплаты увеличились на 18 процентов до 155 миллиардов. При этом комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) ОСАГО в РФ — 118 процентов. Это означает, что 18 процентов — чистый убыток на ОСАГО», — пожаловался Юргенс.

Отдельная головная боль страховщиков — автоюристы, которые особенно активно действуют на юге России, например, в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях. Там выплата по ОСАГО превысила 100 тыс., а в Адыгее и вовсе составила 180 тыс. рублей. Поэтому страховщики продавили принятие закона о «натуральном» возмещении по ОСАГО, однако документ в итоге, по словам главы РСА, получился «корявый» и оставляет достаточно лазеек для мошенников. Так что убыток страховщиков от автоюристов в этом году уже превысил 60 млрд рублей. Все это, по словам Юргенса, заставляет страховщиков уходить из тех регионов, где власти ничего не делают, чтобы навести порядок в сфере страхования.

«Хороший, нормальный, адекватный водитель, которых большинство – 70% и больше, не должен платить за остальные 25%» «Хороший, нормальный, адекватный водитель, которых большинство — 70 процентов и больше, — не должен платить за остальные 25 процентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СТРАХОВЩИК САМ БУДЕТ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С КЛИЕНТОМ, КАКОВ ЕГО ТАРИФ ПО ОСАГО»

Поэтому в РСА настаивают на изменении тарифной политики, а именно на либерализации тарифов. «Целый ряд коэффициентов надо отменить, и страховщик сам будет договариваться с клиентом, каков его тариф по ОСАГО», — отметил Юргенс. Иначе говоря, страховщики предлагают отменить установленные государством фиксированные значения по пяти коэффициентам сразу: территория, возраст и стаж водителя, ограничение по допуску на руль, мощность автомобиля и использование автомобиля с прицепом. «Каждый страховщик устанавливает свои тарифы в коридоре, который обозначает ЦБ. Сначала с этим поэкспериментируем. Смысл: хороший, нормальный, адекватный водитель, которых большинство — 70 процентов и больше, — не должен платить за остальные 25 процентов. Свободный тариф приводит страну в единый тонус, тогда сразу видно, какие губернии вообще ничем не занимаются», — пояснил Юргенс.

По его словам, либерализация тарифов не обязательно приведет к их повышению. В пример глава РСА привел страны Европы: «Либерализация в тех странах, в которых она осуществилась на той же модели, что и наша (Польша, Эстония, Литва, Латвия, Венгрия и т. д.), сначала привела к небольшому скачку до 10-15%, потом привела к падению цен и стабилизации на каком-то уровне».

Однако Юргенс пообещал, что тарифы существенно вырастут в «токсичных» регионах, где процветает мошенничество на страховом рынке. «Компании, исходя из актуарных расчетов, повышают в каком-то регионе, в 14 регионах выходят на высшую планку. Люди говорят: „Мы не можем“, — и пишут губернатору. Тот пишет Москве: „Доколе?“ Мы выезжаем на место и говорим: „Знаешь, почему у тебя высокий тариф?“ Сейчас это все размазано — москвичи платят за эту Адыгею», — привел пример глава РСА. Впрочем, ни одного конкретного примера с цифрами, насколько вырастет цена полиса в том или ином регионе, Юргенс приводить не стал.

Впрочем, ему пришлось признать, что даже либерализацией тарифов нельзя победить автоюристов окончательно: «Даже если бы массово перешли на натуральную форму, они найдут свою нишу. С мошенничеством ничего не сделаешь. Люди очень опытные. Но если мы с этим займемся, то доведем до средних 20 процентов. Это нам сообщил Скотланд-Ярд, там есть отдел по борьбе со страховым мошенничеством. Говорят, что 20 процентов все равно вынимают автоюристы. Страховое мошенничество — тонкая профессиональная вещь, это не домушники. Их можно подавить правильным законодательством и правоохраной». А эти условные 20%, которые у страховщиков отнимают мошенники, естественным образом заложат в тариф.

79% опрошенных указали, что положительно оценивают возможность установления индивидуальных тарифов, когда аварийные водители платят больше, а аккуратные – меньше 79% опрошенных указали, что положительно оценивают возможность установления индивидуальных тарифов, когда аварийные водители платят больше, а аккуратные — меньше Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ОЧЕНЬ НОРМАЛЬНЫЙ СРЕДНЕЕВРОПЕЙСКИЙ ВОДИТЕЛЬ, КОТОРЫЙ ВСЕ ПОНИМАЕТ»

Как отнесутся к либерализации тарифов автовладельцы? Большинство (53%) поддерживают подобные изменения в ОСАГО, а каждый третий (33% респондентов) относится к нововведению нейтрально. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Ромир», которые накануне представила глава департамента количественных исследований холдинга Светлана Поликанина. При этом 79% опрошенных указали, что положительно оценивают возможность установления индивидуальных тарифов, когда аварийные водители платят больше, а аккуратные — меньше.

Кроме того, большинство опрошенных (64%) полагают, что либерализация тарифов приведет к снижению стоимости полиса ОСАГО для добросовестных водителей и повышению — для любителей погонять. На то, что тарифы станут более свободными, указали 54% респондентов, 52% считают, что это позволит снизить число подставных аварий и наконец упростит покупку полиса автогражданки. В целом исследование социологов показало, что большинство водителей (61%) удовлетворены ОСАГО в том виде, в котором оно сейчас существует.

«Просто у нас очень нормальный среднеевропейский водитель, который все понимает — и то, что страховщики должны заработать на этом виде. Мне такого рода опрос внушает оптимизм», — прокомментировал результаты исследования Юргенс.

«ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ НИ К ЧЕМУ ДРУГОМУ, КРОМЕ КАК К РОСТУ ТАРИФОВ, НЕ ПРИВЕДЕТ»

Эксперты прокомментировали корреспонденту «БИЗНЕС Online» возможные нововведения:

Петр Шкуматов — координатор общества «Синие ведерки»:

— Я сомневаюсь в таком дружном желании моих соотечественников платить больше, а в среднем эти выплаты и будут больше. Да, безусловно, формула ОСАГО нуждается в трансформации, потому что на текущий момент она не отражает реальность. Мы видим, что те люди, которые создают на дорогах больше рисков, платят мало, а люди, которые аккуратны, платят много. То есть, конечно же, нужно всю эту систему менять. Но делать это через либерализацию на текущий момент нельзя, потому что рынок сейчас находится в квазимонопольном состоянии, и, к сожалению, никакая ФАР не защитит автомобилистов от сговора со стороны страховых компаний.

Я бы все-таки пошел путем расширения тарифного коридора, о чем говорил Центробанк. Сейчас — только 20 процентов, но, возможно, имеет смысл сделать больше и понаблюдать, посмотреть, как это отразится на тарифах, будут ли они иметь действительно рыночную природу образования или все-таки будет какой-то картельный сговор. Вот к этому всему нужно очень аккуратно подходить, очень взвешенно и ни в коем случае не перегибать палку. В противном случае количество автомобилистов, которые не страхуют свои автомобили, резко возрастет.

Леонид Ольшанский — адвокат, вице-президент «Движения автомобилистов России»:

— Эта либерализация на самом тарифе отразится лишь таким образом, что он только повысится, и все. Я как вице-президент «Движения автомобилистов России» могу сказать, что и мы, и депутаты Госдумы получаем обращения на одну тему: ОСАГО — это узаконенный грабеж, и его надо ликвидировать. Он противоречит важнейшему принципу Конституции — презумпции невиновности. ОСАГО исходит из того, что водитель — потенциальный нарушитель и обязательно совершит ДТП. Это все равно что заставлять человека несколько лет отсидеть в тюрьме на случай, если он что-то украдет. Поэтому половинчатыми мерами этот вопрос решать нельзя.

Если мы посмотрим на историю ОСАГО, то его тарифы только растут. И эта так называемая либерализация ни к чему другому, кроме как к росту тарифов, не приведет. Страховщики будут повышать тарифы под любым предлогом. И это ОСАГО нужно было отменить еще вчера, потому что водители все равно ходят по судам. Сначала они идут к гаишникам с жалобой на то, что их неправильно признали виноватыми. Потом — в страховые компании, а поскольку денег в страховых компаниях всегда не хватает, водитель вынужден апеллировать к суду, чтобы «виновник торжества» — другой участник аварии — оплатил ремонт его машины. Поэтому у нас люди и с ОСАГО все больше и больше ходят по судам. ОСАГО нужно отменить.

Рамиль Хайруллин — представитель федерации автомобилистов России в РТ:

— Скорее всего, после такой «либерализации» тариф на ОСАГО только увеличится. На сколько — я сейчас не могу сказать, но то, что он станет больше, очевидно. Страховщики уже не один год твердят о том, что нынешние тарифы очень маленькие, что они работают себе в убыток, и, соответственно, их эти тарифы не устраивают. Но если им дать отпустить цены, то они их, естественно, будут поднимать. Резко это делать, скорее всего, не будут, но тарифы в любом случае вырастут. Все это приведет только к росту прибыли страховых компаний. Понятно, что они будут пытаться лоббировать этот закон, пытаться его продавить. Но мне кажется, что этого делать ни в коем случае нельзя. Регулировать данные цены обязательно должно государство, в данном случае — в лице Центробанка.