Спор хозяйствующих субъектов или мошенничество на уровне руководства Тюлячинского района — ответ, по словам бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова, сейчас ищут компетентные органы. Проверка стала реакцией на открытое письмо 12 предпринимателей к Рустаму Минниханову, опубликованное в минувший понедельник. Авторы говорят, что их кинула строительная компания, связанная с главой исполкома и получающая львиную долю муниципальных заказов. В том, все ли так однозначно, разбирался «БИЗНЕС Online».
Предприниматели обратились к президенту РТ с просьбой разобраться в ситуации. По их словам, они стали жертвами мошенничества со стороны руководства Тюлячинского района
«МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ДЕНЬГИ ИЗ ЭТОЙ КОМПАНИИ ПОЛУЧАЛИ РУКОВОДИТЕЛИ РАЙОНА»
В минувший понедельник группа из 12 татарстанских предпринимателей обратилась с открытым письмом к президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой разобраться с проблемой долгов тюлячинской компании «Строительная фирма „Строитель“». По словам подписантов, они стали жертвами мошенничества со стороны этой компании, за которой, по их мнению, стоит руководство Тюлячинского района. В связи с этим подписанты предложили Минниханову провести кадровые чистки в районе, а заодно привлечь директора компании к уголовной ответственности. «Мы уверены, что деньги из этой компании получали руководители района. Есть прямые доказательства вывода денег со счетов „Строителя“, полученных от государства, в обход оплаты поставщикам и подрядчикам», — говорится в открытом письме.
ЧТО СВЯЗЫВАЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛКОМА ТЮЛЯЧИНСКОГО РАЙОНА СО СТРОИТЕЛЬНЫМ БИЗНЕСОМ?
Согласно базе «Контур.Фокус», ООО «Строительная фирма „Строитель“» было зарегистрировано в 2004 году. С 2008 года его единоличным владельцем становится Рустям Нуруллин, который с 2000-го по 2005 год занимал пост заместителя главы администрации по строительству архитектуры Тюлячинского района, а в 2006 году стал заместителем руководителя исполкома Тюлячинского муниципального района по инфраструктурному развитию. На обеих должностях Нуруллин отвечал за строительный сектор района. В 2011 году Нуруллин возвращается на ту же должность в исполком, выйдя из состава учредителей «Строителя», как того требует закон. Новым владельцем и директором компании стал Халил Хасаншин. Наконец, в октябре 2015 года Нуруллин возглавил исполком Тюлячинского муниципального района.
Хотя Нуруллин формально больше не был связан со «Строителем», так совпало, что именно эта компания регулярно получала крупные строительные госконтракты от муниципалитета Тюлячей. Всего с 2011 года компания получила 51 госконтракт на общую сумму 240 млн рублей. Однако с 2015 года поток резко иссяк. В октябре 2015 года в Арбитражный суд РТ поступило заявление ООО «Гранит» о признании «Строителя» банкротом. Всего на компанию было заведено 52 арбитражных дела на общую сумму долга 22 млн рублей.
Хотя Рустям Нуруллин формально больше не был связан со «Строителем», так совпало, что именно эта компания регулярно получала крупные строительные госконтракты от муниципалитета Тюлячей
ДВА «СТРОИТЕЛЯ» — ОТ РАСЦВЕТА ДО БАНКРОТСТВА
Впрочем, Хасаншин был готов к такому повороту. Еще в декабре 2014 года он под тем же именем — «Строительная фирма „Строитель“» — и по тому же адресу зарегистрировал новую компанию, не хуже прежней, и в 2015 году она продолжила получать госконтракты от исполкома Тюлячинского района. В том же году директором стал Ришат Гилазов, по совместительству — собственник и руководитель зарегистрированной в 2015 году другой строительной компании из Тюлячей ООО «Стройсервис», которая выступала спарринг-партнером «Строителя» на торгах по госзаказу исполкома Тюлячей. Третьим соперником «Строителя» стала компания ООО «Цереком», которой владели Альберт Нуруллин (возможно, родственник руководителя исполкома) и Нияз Сабирзянов. До 2012 года директором компании был сам Нуруллин. В конце 2014 года компания была переписана на Фаниса Нуриева. В 2015 - 2017 годах «Цереком» получил от исполкома Тюлячинского района 24 госконтракта на общую сумму 24 млн рублей.
«УМОЛЯЛ, ГОВОРИЛ, ЧТО СРОЧНО НАДО — ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СРОК СДАЧИ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА, НА ЕГО ОТКРЫТИЕ ДОЛЖЕН ПРИЕХАТЬ ПРЕЗИДЕНТ»
Кроме этой троицы, других компаний, которые бы получали строительные госконтракты в Тюлячинском районе, мы найти не смогли. Но достаточно ли этого, чтобы обвинять руководство района в коррупции? Сами подписанты считают, что все очевидно. «Я встречался с Нуруллиным в Казани. Он мне сказал, что действительно, ранее был владельцем компании „Строитель“, но потом ее продал и больше за нее не отвечает. В такую сказку только дети могут поверить», — сказал «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Витал+» Иван Ашанцев, который поставил свою подпись под открытым письмом президенту.
Он рассказал, что его компания поставляла «новому» «Строителю» газовые плиты, трубы и металлосайдинг. Последнюю поставку он сделал в декабре 2015 года. «Ко мне приезжал директор „Строителя“ Ришат Гилазов, просил отгрузить плиты в долг. Они к этому времени уже были мне должны, и я не хотел делать отгрузку без оплаты предыдущих поставок. Гилазов умолял, говорил, что срочно надо — заканчивается срок сдачи многоквартирного дома, на его открытие должен приехать президент. Гилазов обещал оплатить все долги в январе 2016 года. Я поверил ему на слово, отгрузил сантехники примерно на 300 тысяч рублей. Потом они перезвонили с благодарностью — объект успели сдать до Нового года и вновь пообещали оплатить в конце января. Потом стали писать письма о том, что срок оплаты переносится из-за того, что деньги из ГИСУ не поступили. А на самом деле, как потом выяснилось, деньги в компанию поступали и уходили непонятным юрлицам. Сейчас компания „Строитель“ должна мне 1,389 миллиона рублей. Но получить с компании их невозможно — активов у нее нет», — рассказал Ашанцев.
«Я не поверил и перезвонил руководителю исполкома [Нуруллину] и главе района Ильдусу Зарипову (на фото). Они подтвердили: да, это наши ребята, поддержите их, поставьте продукцию без предоплаты»
В свою очередь, директор ООО «Промышленные технологии +» Адель Мазитов рассказал «БИЗНЕС Online», что «новый» «Строитель» должен его компании более 1,6 млн рублей. Он тоже поставлял продукцию — железобетонные изделия — в долг. «Изначально, когда Гилазов и Хасаншин вышли на меня от имени Рустяма Нуруллина, я не поверил и перезвонил руководителю исполкома и главе района Ильдусу Зарипову. Они подтвердили: да, это наши ребята, поддержите их, поставьте продукцию без предоплаты. Пообещали, что с оплатой все будет нормально. Поставки осуществлялись с июля по август 2015 года. Часть стоимости поставки действительно была оплачена, но вскоре оплата прекратилась. Руководитель исполкома извинялся за руководство „Строителя“, меня продолжал заверять, что скоро долг будет погашен: „Вот сейчас деньги из бюджета заберем и вам оплатим“», — рассказал Мазитов, добавив, что подрядчики денег так и не дождались и в итоге в отношении «нового» «Строителя» тоже была начата процедура банкротства.
«МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ОЧЕВИДНОМ МОШЕННИЧЕСТВЕ»
Инициаторы банкротства вскоре убедились, что игра не стоит свеч. «До конкурсного производства доводить дело экономически нецелесообразно. У компании нет никаких активов. Максимум, что мы могли получить, — это субсидиарную ответственность директора Гилазова, который выполнял там роль зиц-председателя. К сожалению, привлечь учредителя к субсидиарной ответственности очень сложно. В этих условиях платить почти полмиллиона рублей за процедуру конкурсного управления, имея долг в 1,6 миллиона рублей, мы посчитали нецелесообразным», — рассказал Мазитов.
«Мы считаем, что речь идет об очевидном мошенничестве. Выступая на суде, представители должника убеждали, что у компании нет финансовой возможности погасить задолженность, „поскольку заказчиками являются бюджетные организации, оплата от которых поступает несвоевременно“. На самом деле в ходе процедуры наблюдения было установлено, что компания исправно получала деньги от ГИСУ, но они уходили на обналичивание», — утверждает Мазитов, уверяя, что, согласно отчету арбитражного управляющего, с расчетного счета «Строителя» было выведено и обналичено под видом хозрасходов и выплаты зарплат около 11 млн рублей, еще порядка 8 млн рублей было перечислено все той же компании «Цереком», а также «Управляющей компании» и «Глории», в том числе в качестве беспроцентного займа.
«В связи с этим мы пытаемся инициировать в отношении руководства компании „Строитель“ уголовное дело. Однако местная полиция уже несколько раз отказала в возбуждении уголовного дела, а тюлячинская прокуратура поддержала их решение. Они считают, что в данном случае речь идет о споре хозяйствующих субъектов. В понедельник я написал заявление в прокуратуру РТ, сейчас ждем ответа», — в свою очередь рассказал Ашанцев.
Заканчивается открытое письмо следующим призывом к Минниханову: «Мы не просим вернуть наши деньги. Мы просим справедливости. И дать ее нам можете только Вы. И мы верим в Вас. Мы считаем, что такие люди, как Хасаншин, должны понести наказание, а Зарипов и Нуруллин не должны работать в вашей команде. Они дискредитируют Вас. Мы просим вас разобраться и сделать из нашего письма кадровые выводы». Впрочем, по словам Мазитова, главная цель письма — все-таки возврат денег. «Это письмо — шаг отчаяния. Мы обращались уже во все инстанции. Везде формальные отписки. „Мне должны денег, поэтому я не плачу“, — такое объяснение устраивает и полицию, и прокуратуру», — сокрушается Мазитов.
Тимур Нагуманов: «Так как дело связано с госзаказом и при этом подписанты ссылаются на определенную заинтересованность со стороны руководителей района, мы решили разобраться с этой ситуацией»
«Я УВЕРЕН, ЧТО ЭТА ИСТОРИЯ НЕГАТИВНО ПОВЛИЯЕТ НА РЕЙТИНГ ТЮЛЯЧЕЙ»
Подписанты открытого письма вскользь прошлись и по рейтингу делового климата районов Татарстана, который в октябре презентовал бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов. Согласно ему, Тюлячинский район занял первое место в республике по деловому климату и второе место — по деловой активности. «Мы возмущены и считаем это издевательством», — говорится в открытом письме. Сам Нагуманов категорически отвергает обвинения в субъективном подходе к составлению рейтинга. «Исследование не является субъективной оценкой бизнес-омбудсмена или кого-то из его экспертов. Это оценка самого местного бизнеса — то, как они оценивают ситуацию», — отметил он в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online».
Напомним, что, согласно исследованию, проведенному на основе опроса предпринимателей, Тюлячинский район является лидером среди районов Татарстана, где создаются благоприятные условия для ведения бизнеса (66% всех опрошенных предпринимателей района). Тюлячи, согласно опросу, входят в небольшое число районов Татарстана, где наблюдается положительная деловая активность (55,2%). Однако стоит отметить, что в Тюлячинском районе высок процент тех предпринимателей, которые сталкивались со злоупотреблениями властей (56%). Также, опять-таки согласно опросам, район в «лидерах» среди тех районов, где предприниматели чаще всего сталкивались с требованием взяток.
Так что при общей благостной деловой атмосфере в районе явно слышны и тревожные звоночки, которые были уловлены подчиненными Нагуманова. «Я уверен, что эта история негативно повлияет на рейтинг Тюлячей в следующем году. Те, кому мы будем задавать вопросы, узнав про нее, уже будут отвечать по-другому, будут более негативно оценивать ситуацию в районе», — отметил Нагуманов.
В начале года послание Рустаму Минниханову с жалобами на Равиля Кузюрова (в центре) подписали 6 предпринимателей Нурлатского района, с которыми, по их словам, не расплатились за работы, выполненные «под честное слово» руководства района
«В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ НЕДЕЛЬ МЫ СМОЖЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В СИТУАЦИИ МАКСИМАЛЬНО ПОДРОБНО»
Комментируя само открытое письмо, Нагуманов был осторожен. По его мнению, ситуация не такая однозначная. «Один предприниматель что-то делает, поверив на слово другому, а другой рассчитывает расплатиться, строит планы, но по каким-то причинам у него это не получилось, приходится банкротить компанию. Такие истории на каждом шагу», — пожимает плечами Нагуманов. Он категорически против, чтобы такие дела заканчивались уголовным преследованием: «Лучше тогда вообще бизнесом у нас в стране не заниматься».
«Мы начали разбираться в ситуации и видим, что формально это спор двух хозяйствующих субъектов. Но так как дело связано с госзаказом и при этом подписанты ссылаются на определенную заинтересованность со стороны руководителей района, мы решили разобраться с этой ситуацией поподробнее, сделали запросы в разные инстанции, в частности, в ГИСУ и муниципалитет. Сейчас ждем полной картины, и потом станет более-менее понятно, что делать», — рассказал бизнес-омбудсмен, добавив, что соответствующие органы уже начали «проработку вопроса» о степени аффилированности руководства района со строительными компаниями.
«Со своей стороны я дал своим юристам поручение связаться со всеми подписантами письма и выяснить, какие у них есть вопросы. Я думаю, что в течение нескольких недель мы сможем разобраться в ситуации максимально подробно», — сообщил Нагуманов.
Попытки корреспондентов «БИЗНЕС Online» связаться с главой Тюлячинского района Ильдусом Зариповым и руководителем исполкома района Нуруллиным оказались безуспешными. В их приемных вчера сообщили, что оба очень заняты и постоянно в разъездах в связи с подготовкой к намеченному на пятницу приезду в Тюлячи президента РТ Минниханова и полномочного представителя президента России в ПФО Михаила Бабича.
Подобные бунты «кинутых» строителей все чаще случаются в районах Татарстана. К примеру, в начале года послание Минниханову с жалобами на главу района Равиля Кузюрова подписали 6 предпринимателей Нурлатского района, с которыми, по их словам, не расплатились за работы, выполненные «под честное слово» руководства района.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 169
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.