... Стоимость нового здания отдела полиции «Сафиуллина» составила 260 млн рублей, которые выделены МВД РФ, республика же оплатила проектные работы Фото: president.tatarstan.ru

«НАДЕЮСЬ, ЭТОТ ОБЪЕКТ БУДЕТ СЛУЖИТЬ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В МИКРОРАЙОНЕ»

«Мы фактически впервые за последние 15 лет в Казани открываем абсолютно новый отдел полиции», — с этих слов сегодня начал свое выступление перед подчиненными министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин. Церемония долгожданного открытия нового здания отдела полиции «Сафиуллина» — одного из важнейших в Казани (ранее ОП «Дальний») — в последний момент сдвинулась по времени: запланированное на 11:00 мероприятие началось в 13:00. Открывать трехэтажное здание собирался сам президент республики Рустам Минниханов. По графику в этот момент он должен был находиться в Госсовете РТ на обсуждении «языкового вопроса».

В ожидании президента томились сотрудники личного состава отдела во главе со своим руководителем — начальником ОП Алексеем Ершовым, которые репетировали встречу важных гостей. В нескольких метрах от них расположился оркестр культурного центра МВД. Сам Хохорин встретил уполномоченного по правам человека в РТ Сарию Сабурскую и депутата Госсовета Рафила Нагуманова, бывшего до 2009 года заместителем главы МВД по РТ. Вместе с гостями Артем Валерьевич прошел в коридор нового здания. О чем беседовали Хохорин, Нагуманов и Сабурская, неизвестно. Вежливый, но непреклонный сотрудник полиции по ту сторону двери журналистов внутрь не пускал.

Мероприятие началось вместе с приездом Минниханова, который с подмостков новой крепости МВД выступил со словами благодарности в адрес федерального ведомства. Стоимость объекта составила 260 млн рублей, которые выделены МВД РФ, республика же оплатила проектные работы. Что будет со старым зданием, расположенным по адресу Сафиуллина, 1, пока точно неизвестно. Сам министр позже рассказал журналистам, что теоретически республиканская полиция может вообще избавиться от этого помещения.

Минниханов акцентировал внимание на оснащенности здания. К слову, трехэтажный объект площадью 5 тыс. кв. м вмещает в себя 150 кабинетов, экспертный центр, спортзал и даже тир. «Мы понимаем, что наша полиция должна иметь хорошую материальную базу. Естественно, население тоже чувствует, когда есть внимание к правоохранительным структурам со стороны государства, — сказал президент республики. —– Я надеюсь, что этот объект будет служить для безопасности и правопорядка в этом микрорайоне».

Фото: president.tatarstan.ru

«СЛЕДУЮЩЕЕ ЗДАНИЕ БУДЕТ В ЮДИНО»

После окончания формальной части — вручения почетных наград или, например, ключей от нового служебного автомобиля — министр вместе с начальником отдела провел небольшую экскурсию для президента. К слову, строительство здания отдела было завершено в рекордные сроки — начало было положено в январе 2016 года, по плану объект должны были сдать в декабре текущего года. Однако успели к Дню полиции, который отмечается в эту пятницу.

Президенту показали так называемые прозрачные камеры для задержанныхФото: president.tatarstan.ru

Минниханову показали современный пункт дежурной части, который расположен у самого входа в здание и находится за пуленепробиваемым стеклом, затем президента провели мимо так называемых прозрачных камер для задержанных, которые расположены на первом этаже. Правда, пока остается непонятным, почему они называются именно так: с одной стороны, в камерах расположены решетчатые двери, с другой — небольшое окно, также укрытое за решеткой.

Затем компания высокопоставленных гостей направилась в тир. Однако журналистов туда уже не пустили, а вывели на третий этаж. В этот момент сотрудники отдела готовили полупустые кабинеты к визиту президента — большая часть работников еще не успели перевезти свои вещи из старого здания.


«Следующее новое здание будет в Юдино, мы ОП „Юдино“ переводим в „Салават Купере“. Это их территория, данный микрорайон сильно растет. До конца года мы введем»,  — рассказал журналистам Хохорин уже после того, как проводил президента.

По словам министра, намечается «глобальная реконструкция» и в отделе по Авиастроительному району. «Там нам мэрия помогает. Там тоже лет 50 капитального ремонта не было. И переводим Московский РУВД в бывшее здание Московского суда на улицу Сабан. Тоже принципиально переезжают туда. Четыре новых подразделения в этом году мы переведем», — добавил глава республиканского МВД.

Фото: president.tatarstan.ru

«ГОВОРИТЬ ПО НИЖНЕКАМСКУ ПОКА РАНО»

Напомним, что новое здание полиции в Казани косвенно имеет связь с трагическими событиями 2012 года, которые произошли в ныне несуществующем отделе полиции «Дальний». Отдел был расформирован 16 марта того года — ровно через неделю после того, как туда был доставлен казанец Сергей Назаров. Имевшего уже 6 судимостей мужчину подозревали в краже мобильного телефона. Чуть позже в полицию были вызваны медики — мужчина жаловался на боли в животе, однако врачам о причине возникновения боли не сказал. Уже на следующий день он снова обратился за медицинской помощью. Назарова госпитализировали, а врачи определили у него разрыв прямой кишки. Ни операция, ни искусственная кома не помогли — мужчина скончался.

Однако до смерти Назаров успел рассказать врачам, что после задержания был изнасилован сотрудниками полиции с помощью бутылки от шампанского. Моментально было возбуждено уголовное дело, пятеро сотрудников ОП «Дальний» были тут же уволены из органов, а позже задержаны и помещены под стражу. В их числе были зам начальника УГРО отдела Алмаз Василов, оперуполномоченные Ильнар Ибатуллин, Рамиль Ахметзянов и Марат Сабиров, участковый Ильшат Гарифуллин. Все они позже получили реальные сроки лишения свободы.

Однако до этого в деле «Дальнего» возникли новые эпизоды полицейского насилия. В правоохранительные органы, например, обратилась Алия Садыкова, которая также утверждала, что ее пытали и угрожали изнасилованием. Были и другие потерпевшие, которые рассказывали страшные подробности полицейского произвола. После расформирования печально известного отдела его бывший руководитель Сергей Ефремов был уволен из органов. В подвисшем состоянии находился 81 сотрудник МВД по РТ. Все они пошли на переаттестацию. Фактически,с дела «Дальнего» в МВД по республике началась эра борьбы с пытками.

«Я против пыток! Это же дураку понятно, что так делать нельзя... Напомню мою реакцию, когда в Актаныше после массовой драки в кафе в отдел доставили 10 человек. Правильно доставили, но зачем-то потом одного избили. Когда мы установили, что такой факт действительно был, я отдал под суд заместителя начальника полиции района. Это к вопросу о персональной ответственности руководителей. Надо быть идиотом, чтобы после „Дальнего“ так себя вести! А самое главное: зачем?! Кроме как профессиональной деформацией я объяснить это не могу», — рассказывал «БИЗНЕС Online» Хохорин. По его инициативе все отделы полиции Татарстана были оснащены видеокамерами, которые хранили записи на протяжении 30 суток.

Само здание отдела в итоге решено было снести, что выглядит весьма символично. О новом проекте отдела полиции стало известно еще в сентябре 2014 года. Одним из основных нововведений здания должны были стать прозрачные стены отдела, который теперь уже носит название — «Сафиуллина». Так удалось ли избавиться от «духа „Дальнего“»? Министр уверен, что да.

Фото: president.tatarstan.ru

«„Дальнего“ нет больше — все, кончилось, мы с этим боремся постоянно, и у нас позиция непримиримая... — сказал Хохорин. — Вы же видите: все камеры прозрачные, как и обещали. Стенки антивандальные. Везде видеокамеры — любое действие записывается, снимается, потом его можно поднять. Условия для приема граждан, для содержания есть. Условия для работы личного состава с потерпевшими — все есть. Для спорта — есть, для тира — есть. Здесь дефицита кадров нет. У нас в принципе дефицита кадров нет».


Более того, глава МВД по РТ сам прокомментировал резонансную историю в Нижнекамске, где покончивший с жизнью 22-летний Ильназ Пиркин оставил видеообращение с обвинением сотрудников полиции в пытках. Полицейские находятся под арестом, а следствие ищет доказательства их вины. Министр дал понять, что если вина полицейских будет доказана, то они понесут заслуженное наказание, если же будет доказана их невиновность, обвинения наверняка будут сняты.

«Пусть с ситуацией в Нижнекамске разберутся следственные органы вместе с нами. Мы не можем ее комментировать, дело расследует следственный комитет. Внутренняя проверка еще не завершена, она идет параллельно с расследованием. Наша позиция принципиальная и непримиримая по вопросам всякого, даже потенциального, насилия. Говорить по Нижнекамску „да“ или „нет“ пока рано. Там может быть и да, может быть и нет. Будет „да“ — будут жесткие меры; „нет“ — значит, обвинения с этих оперативников будут сняты следственным комитетом», — заключил Хохорин.