Известная международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией на этой неделе обнародовала расследование, согласно которому во многих московских театрах заключаются контракты с собственными руководителями как с индивидуальными предпринимателями или физическими лицами. «БИЗНЕС Online» выяснил, есть ли такая практика в государственных театрах Казани и насколько авторские вознаграждения главных режиссеров из столицы Татарстана уступают их именитым коллегам из столицы России.
Под «замес» Transparency International попали такие мэтры, как Олег Табаков (слева) и Константин Райкин (справа)
«ВЫЯВИЛИ ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ...»
На фоне громкого уголовного дела «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова российское отделение Transparency International — неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру — на этой неделе опубликовало расследование в отношении ведущих российских государственных театральных учреждений. Международные борцы с коррупцией «выявили признаки конфликта интересов и написали заявления в прокуратуру в отношении 14 руководителей государственных театров». Именно эти учреждения, как следует из материала, «в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок». Под «замес» Transparency International попали такие мэтры, как Олег Табаков (худрук МХТ им. Чехова), Константин Райкин (худрук театра «Сатирикон»), Геннадий Хазанов (худрук Московского театра эстрады), Олег Меньшиков (директор и худрук театра им. Ермоловой) и другие.
При этом авторы расследования констатируют, что, согласно выводам прокуратуры, «большинство художественных руководителей согласовали подобные сделки с департаментом [культуры города Москвы или минкультом РФ], хотя конфликт интересов от этого в реальности не разрешался». Прокуратура лишь подтвердила, что «Юрий Куклачев (театр кошек Куклачева — прим. ред.) и Кирилл Серебренников („Гоголь-центр“ — прим. ред.) пошли на нарушение закона, не уведомив свое руководство о сделках, в которых они были лично заинтересованы». Причем о каком-то вопиющем нарушении речь идет только в случае с Куклачевым, который арендовал помещение у фирмы собственного сына. Тот же Серебренников через свое ИП переносил спектакли «Седьмой студии» на сцену «Гоголь-центра», руководителем которого стал, но не уведомил об этом работодателя — департамент культуры Москвы. А еще два нарушителя — Меньшиков и лауреат «Золотой маски», худрук ярославского театра им. Волкова Евгений Марчелли — согласовывали сделки на постановку спектаклей и дополнительные актерские гонорары задним числом, уже после их заключения.
Олег Меньшиков согласовывал сделки на постановку спектаклей и дополнительные актерские гонорары задним числом, уже после их заключения
Надо сказать, что расследование Transparency International не вызвало большого резонанса в культурных кругах. Во-первых, фигурируемые в них суммы явно не дотягивают по масштабу до «легендарных» дел полковника Захарченко или сотрудницы минобороны Васильевой. Во-вторых, в минкульте РФ заявили, что некорректно говорить о том, что руководители театров «платят гонорары сами себе», тем более что это не запрещено законом. От себя добавим, что один выход на сцену МХТ им. Чехова 82-летнего Табакова позволяет его театру заработать больше денег, чем ежемесячная доплата худруку за его актерские свершения. В-третьих, сама ситуация, описанная международными борцами с коррупцией, во многом связана с системой отношений, сложившейся в России между театрами и государством, которое их финансирует. Например, когда деньги на постановку приходят в момент, когда она уже реализована, и в нее вложены часто деньги самих режиссеров, директоров, продюсеров. «Все пытаются разобраться, как работает механизм финансирования организаций культуры, удивляются суммам гонораров руководителей крупнейших театральных и музейных организаций, оставляя вне внимания факты, говорящие о тисках бюджетного законодательства для творческих проектов», — писала на «БИЗНЕС Online» экс-заместитель министра культуры Москвы Сергея Капкова, отвечавшая именно за театральную сферу, Евгения Шерменева.
Александр Славутский не жалеет гонораров приглашенным режиссерам
«МОЛОДЫЕ ЛЮДИ СЕГОДНЯ НЕ ХОТЯТ БЫТЬ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ТЕАТРА: «МЕНЬШЕ ДЕНЕГ»
В общем, российской сенсацией материал Transparency International не стал, репутации Хазанова и Райкина устояли. Однако для «БИЗНЕС Online» это стало поводом обратить взор на казанские театры. Есть ли в них конфликт интересов? Как оказалось, есть. Во всяком случае, главные режиссеры государственных театральных учреждений столицы Татарстана действительно получают авторское вознаграждение за те спектакли, которые ставят на своих площадках со своими актерами. Сверх заработной платы.
«Руководитель „Геликон-оперы“ Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тысяч рублей за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев — по 480 тысяч рублей, руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин — по 180 тысяч рублей, руководитель „Гоголь-центра“ Кирилл Серебренников — по 345 тысяч рублей», — рассказывается в антикоррупционном расследовании. А сколько же получают казанские главрежи? Оказалось, что некоторые из них вполне считают себя достойными гонораров уровня Серебренникова — между прочим, одного из самых известных современных российских художников, спектакли которого, к примеру, в 2015 и 2016 годах («Идиоты» и «Мертвые души») представляли Россию на самом главном мировом театральном форуме — Авиньонском фестивале.
Илья Славутский за постановку «Мышеловки» получил 172,5 тыс. рублей
«Вообще, молодые люди сегодня не хотят быть руководителями театра: „Меньше денег“», — прямо заявил на недавней пресс-конференции директор и художественный руководитель театра им. Качалова Александр Славутский. И правда: Славутский не жалеет гонораров приглашенным режиссерам — питерцы Григорий Дитятковский («Дон Жуан») и Игорь Коняев («Укрощение строптивой») получили за свою работу в Казани гонорар в 1 млн 165 тыс. рублей и 920 тыс. рублей соответственно. Немудрено, что оба желают продолжить сотрудничество с Качаловским театром. Сам Славутский за спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» положил себе «скромные» 350 тысяч. Правда, гонорара за новейшую премьеру качаловцев — «Бег» в постановке Славутского — пока на сайте госзакупок нет. Интересно, что со стороны театра контракт с режиссером на «Женитьбу Фигаро» заключала замдиректора Зинаида Ксенофонтова. В продолжении разговора о конфликте интересов заметим, что Илья Славутский, сын художественного руководителя и ведущий актер Качаловского, за постановку на малой сцене «Мышеловки» Агаты Кристи получил 172,5 тыс. рублей.
Туфан Имамутдинов за спектакль «Война глазами детей», поставленный к 70-летию Победы и уже снятый с репертуара, получил 440 тыс. рублей
Однако, как оказалось, есть в Казани и еще более дорогой для своего театра режиссер — это главреж русского ТЮЗа Туфан Имамутдинов. За спектакль «Война глазами детей», поставленный к 70-летию Победы и уже снятый с репертуара, он получил 440 тысяч. Также достойные, вполне себе московские деньги постановщик, имеющий опыт работы в столичном Театре наций, заработал на «Маленьком принце» (290 тыс.) и «Страстях по Семену Семеновичу» (270 тысяч). Добавим сюда еще и гонорары супруги Лилии Имамутдиновой в качестве художника – 354 тыс. («Война глазами детей»), 170 тыс. («Маленький принц»), 150 тыс. («Страсти по Семену Семеновичу»).
Самый большой гонорар Фарида Бикчантаева — 150 тыс. за спектакль «Мой белый калфак», премьеру прошлого сезона
ЗАГИДУЛЛИН ОБОГНАЛ БИКЧАНТАЕВА
Интересно, что татарские театры в этом плане выглядят скромнее. Причем пальму первенства тут держит главреж театра им. Тинчурина Рашид Загидуллин. Он получил за спектакли «Соловушка с шелковым пояском» и «Последняя пьеса» по 200 тыс. рублей. На другом полюсе — главный режиссер татарского ТЮЗа им. Кариева Ренат Аюпов, не получавший авторского вознаграждения более чем в 40 тыс. рублей.
Рашид Загидуллин получил за спектакли «Соловушка с шелковым пояском» и «Последняя пьеса» по 200 тыс. рублей
Скромными оказались авторские и в главном татарском театре республики — Камаловском. Кстати, в его пресс-службе «БИЗНЕС Online» опровергли возможные злоупотребления в связи с вышеназванным расследованием: «В Татарском государственном Академическом театре имени Галиасгара Камала ответственно относятся к возможным конфликтам интересов — они не допускаются. Театр действует строго в рамках федерального закона №44-ФЗ, четко себе представляя, что можно, а чего нельзя. Последняя проверка департамента казначейства минфина РТ нарушений в деятельности не нашла. Что касается заключения контрактов на постановки, в театре имени Камала контракт со стороны заказчика подписывает директор, с со стороны исполнителя — режиссер. Между ними никакого конфликта интересов при нашей структуре управления быть не может». Самый большой гонорар главрежа театра Фарида Бикчантаева — 150 тыс. за спектакль «Мой белый калфак», премьеру прошлого сезона. А за недавнюю постановку на малой сцене «Пришлый» он и вовсе получил скромные 95 тысяч. Для сравнения: за работу над «Антигоной» в башкирском академическом театре им. Гафури в качестве приглашенного режиссера Бикчантаев, согласно сайту госзакупок, получил 317 тысяч.
Рауфаль Мухаметзянов сам не выступает в качестве режиссера. Однако в спектаклях казанской оперы в детских партиях выходят строго его внуки, получая за спектакль 10 тыс. и 5,7 тыс. рублей соответственно
И, наконец, в качестве вишенки на торте в нашем мини-исследовании. Директор театра им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов сам не выступает в качестве режиссера. Однако в спектаклях казанской оперы в детских партиях (в «Любови поэта», «Мадам Баттерфляй», «Даруй нам мир») выходят строго его внуки — Милан Салахов (2005 года рождения) и Агата Салахова (2008), получая за спектакль 10 тыс. и 5,7 тыс. рублей соответственно. Суммы очень скромные, хотя рядовой артист хора или кордебалета вполне может думать иначе. Однако в русле расследования Transparency International очень занимательным выглядит тот факт, что директор театра заключает с собственной дочерью Заремой Мухаметзяновой контракты на гонорары для своих внуков. Кстати, если верить афише театра им. Джалиля, Милан в ноябре дебютирует в партии Федора в «Борисе Годунове», что, видимо, должно открыть юноше новые и солидные артистические, а также финансовые перспективы.
Топ-5 авторских вознаграждений главных режиссеров казанских театров
Место |
ФИО |
Название спектакля |
Сумма гонорара (руб.) |
1 |
Имамутдинов Туфан Рифович (ТЮЗ) |
«Война глазами детей» (2015) |
440 тыс. |
2 |
Славутский Александр Яковлевич (Театр им. Качалова) |
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» (2016) |
350 тыс. |
3 |
Имамутдинов Туфан Рифович (ТЮЗ) |
«Маленький принц» (2017) |
290 тыс. |
4 |
Имамутдинов Туфан Рифович (ТЮЗ) |
«Страсти по Семену Семеновичу» (2017) |
270 тыс. |
5 |
Загидуллин Рашид Муллагалиевич (Театр им. Тинчурина) |
«Последняя пьеса» (2017) |
200 тыс. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 46
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.