КАМАЗ все дальше от кризиса: выручка ПАО выросла на треть до 94,5 млрд рублей, следует из опубликованной на днях бухгалтерской отчетности. Основные издержки автогиганта отставали по темпам, но все равно превысили эту сумму — ситуацию привычно выправили федеральные субсидии, увеличившиеся на 4,5 млрд рублей. Как растущий экспорт съел дополнительный миллиард и в какие новые долги пришлось влезть заводу из-за стратегических инвестпроектов — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Когогин заявлял о намерениях «КАМАЗа» превысить бизнес-план в 36 тыс. грузовиков и выйти в этом году на уровень продаж в 39 тыс. машин. Получится ли это сделать, узнаем уже в следующем году / Коллаж из фото «БИЗНЕС Online»
ВЫРУЧКА ВЫШЛА НА НОВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МАКСИМУМ
Челнинский КАМАЗ, как и другие производители грузовиков, продолжает наверстывать упущенное в прошлые «тощие» годы. Выручка автогиганта за 9 месяцев текущего года выросла на треть до 94,5 млрд рублей, и это новый исторический максимум. Предыдущий, образца «золотого» 2012-го с его 82,1 млрд рублей, был перекрыт сразу на 15%. Рекорд по прибыли обновить не получилось — не хватило десятой доли, зато она взлетела в 10,6 раза и по итогам сентября выросла до 3 миллиардов. В натуральном выражении все выглядит тоже весьма неплохо. По данным компании, КАМАЗ увеличил производство на 15% до 26,5 тыс. машинокомплектов, а также отгрузил дилерам, сервисным центрам и потребителям запчастей на 16,8 млрд рублей, что на 64% больше, чем годом ранее.
Увеличению спроса на коммерческую технику способствовало несколько факторов. Стабилизация курса рубля на приемлемых уровнях позволяет компаниям строить сравнительно долгосрочные планы и обзаводиться дорогостоящей техникой, которая окупит себя за несколько лет. У бизнеса больше нет желания «пересиживать в кеше» неспокойные времена. А снижение стоимости денег (о которой чуть ли не ежемесячно отчитываются крупнейшие банки РФ) позволяет активнее пользоваться кредитными ресурсами. Как известно, цена займа для каждого предприятия рассчитывается сугубо индивидуально, но можно примерно прикинуть динамику, ориентируясь на среднюю максимальную ставку по депозитам в 10 ведущих банках страны. По сравнению с январем – сентябрем 2016 года она упала на 1,7 п. п до 7,7%.
Все это привело к взрывному эффекту на рынке новых грузовых автомобилей в России. В сентябре его объем составил 7,2 тыс. единиц — на 53,9% больше, чем годом ранее, сообщило на днях агентство «Автостат». КАМАЗ остается безоговорочным лидером, на него в прошлом месяце пришлось более 30% от общего объема продаж (в «штуках» это составляет 2,3 тыс. авто — на 35% больше результата годичной давности). Далее с большим отрывом идет немецкий MAN с 639 автомобилями, но тут показателен прирост продаж в 3,4 раза. Еще более впечатляющий рывок, в 5 раз, совершил идущий на третьем месте шведский Volvo (609 авто). В общем, все торопятся «снять пенку»: из Топ-10 участников рынка только белорусский МАЗ сократил продажи на 15%.
Отечественных производителей не оставляет попечением государство, которое по программам лизинга компенсировало 10% стоимости, до 550 тыс. на авто и до 10 млн на покупателя. А со второго полугодия заработала программа «Российский тягач», в рамках которой компенсация увеличена до 12,5%, или 625 тыс. рублей. Наконец, еще одна увесистая «плюшка» для российских автозаводов — участие в госзаказе. Напрямую КАМАЗ за 9 месяцев подписал подобных контрактов только на 1,14 млрд рублей против 5,5 млрд рублей за весь прошлый год. Напомним, что в 2016 году завод серьезно поддержали «Газпром» (заказы на 900 млн рублей), военно-строительное управление №12 (1,4 млрд рублей), «Росатом» (630 млн рублей). Такого изобилия сегодня не наблюдается, но сравнительно скромная сумма госзаказа самого КАМАЗа не отражает всего спроса со стороны госструктур, приобретающих авто и запчасти у партнеров автогиганта. К примеру, дилер КАМАЗа «РариТЭК» собрал за 2015 - 2017 года заказов на 2,6 млрд рублей, его коллеги из РИАТа – на 750 млн и т. д.
Впрочем, неважно, кому — государству или частнику — КАМАЗ продаст грузовик: компенсацию утильсбора и некоторых других издержек он все равно получит. Общий объем субсидий, полученных за январь – сентябрь, составил 16 млрд рублей — на 4,5 млрд больше, чем за аналогичный период прошлого года. При таком росте продаж это неудивительно.
РАСТУЩИЙ ЭКСПОРТ И ВЫСТАВКА СЪЕЛИ МИЛЛИАРД
Челнинцы обновили еще один рекорд, державшийся последние пять лет. Валовая прибыль ПАО выросла в два с половиной раза до 12,6 млрд рублей. В то же время сразу на 42%, или миллиард, до 3,5 млрд рублей подросли коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) — таким образом дают знать о себе экспортные поставки. «Рост коммерческих расходов связан в первую очередь с поставками на дальние зарубежные рынки. На этот год как раз пришлись экспортные отправки на Кубу и во Вьетнам. В этом году также прошла выставка Comtrans — это тоже коммерческие расходы. Такая выставка бывает раз в два года, мы традиционно в ней участвуем и выделяем на это серьезные ресурсы», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. Напомним, согласно отчетности по МСФО за первое полугодие, экспортные отгрузки компании выросли на 47% до 8,7 млрд рублей. Локомотивом взлетевшего спроса стали запчасти, поставки которых увеличились вчетверо.
Резонные вопросы у экспертов вызывал рост управленческих расходов в 2016 году до невиданных в истории предприятия 4,25 млрд рублей. Однако теперь они сократились на 5%, или примерно на 200 миллионов. И тут мы подходим к операционной прибыли, которая составила 5,6 млрд рублей против 1,7 млрд рублей убытка годом ранее.
В то же время КАМАЗ основательно закредитовался под свою инвестиционную программу на 2016 - 2020 годы, рассчитанную на 65 млрд рублей. Общая сумма долга за счет увеличения долгосрочных заимствований выросла на 9 млрд до 48 млрд рублей на 30 сентября 2017 года (из них 39 млрд — длинные кредиты). Как пояснил нам Афанасьев, деньги были направлены на финансирование двух стратегических проектов КАМАЗа — разработку и производство нового двигателя, а также строительство завода каркасов кабин. Как следствие, несмотря на относительное удешевление денег в системе, проценты завода к уплате выросли на 515 млн до 3,65 млрд рублей. Частично это удалось компенсировать ростом процентов к получению на 234 млн до 2,03 млрд рублей, однако динамика явно не в пользу КАМАЗа.
Не в пользу крупнейшего производителя грузовых автомобилей России оказался и баланс прочих статей. По итогам 9 месяцев КАМАЗ получил по ним отрицательное сальдо на 691 млн рублей, хотя годом ранее заработал 2,6 млрд рублей. Такой тренд на предприятии, не вдаваясь в подробности, объясняют изменением курса валют. Уточним, что рубль укрепился на 14,5% с 68,2 рубля в январе – сентябре прошлого года до 58,3 рубля за 9 месяцев текущего. Этим, кстати, объясняется относительно слабый рост основных издержек — себестоимость производства у КАМАЗа (97,4 млрд рублей) подросла только на 26%, что на 7 п. п. меньше, чем выручка. Хотя, как бы это странно ни выглядело, себестоимость у завода по-прежнему превышает объем вырученных средств.
Как укрепление рубля сказалось на бизнесе КАМАЗа? С одной стороны, для челнинцев это благо, поскольку удешевляет стоимость многих комплектующих: американских двигателей Cummins или немецких Daimler, немецких коробок передач ZF, той же бельгийской стали и, скажем, адаптированных кабин от Mercedes. В частности, это должно было заметно сказаться на цене того же тягача «5490», ставшего лидером своего сегмента на внутреннем рынке.
ИТОГ ДЕСЯТИЛЕТИЯ: СРЕДНЯЯ ПРИБЫЛЬ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ — 340 МЛН РУБЛЕЙ
Резюмируем: за КАМАЗ играли физический рост объема продаж, снижение стоимости комплектующих, основательный рост полученных субсидий. Против — опережающий рост коммерческих издержек, процентные выплаты и баланс прочих статей. К сожалению, подробностей относительно реализации основных средств или балансу курсовых разниц в бухгалтерском отчете нет. Но из отчетности МСФО за первое полугодие, в частности, следует, что в «прочих» доходах на 1,1 млрд до 500 млн рублей сократилась доля госсубсидий, компенсирующих расходы прошлых периодов. Что ж, КАМАЗу в прошлом году бюджет и впрямь неплохо возмещал былые траты.
Несмотря на хороший рост чистой прибыли, она именно из-за указанных негативных факторов не добрала каких-то 300 млн до «золотого стандарта» 2012 года. Всего же с 2008 по 2017 год на интервале «Январь – сентябрь» КАМАЗ заработал 3,4 млрд рублей, извлекая в среднем 340 млн рублей прибыли за первые три квартала. Суммарная выручка за тот же период составила 688 млрд рублей. То есть за 10 лет автогигант при всей господдержке, включая льготные займы и замораживание легендарного «японского кредита», показал среднюю рентабельность выручки на уровне 0,5%.
Впрочем, у Сергея Когогина есть все шансы улучшить будущую статистику. Ранее гендиректор КАМАЗа заявил о намерениях компании превысить бизнес-план в 36 тыс. грузовиков и выйти в этом году на уровень продаж в 39 тыс. машин. Получится ли это сделать, сколько и за счет чего КАМАЗ заработал за 12 месяцев, а также разделят ли прибыль акционеры, в числе которых сам Когогин с 7-процентным пакетом, или оставят ее большую часть на развитие, мы узнаем уже в следующем году.
==table1784==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.