Сегодня стало известно о смерти знаменитого некогда «советского мага» и экстрасенса Аллана Чумака Накануне стало известно о смерти знаменитого некогда «советского мага» и экстрасенса Аллана Чумака Фото: Уткин Игорь /Фотохроника ТАСС/

КАК АЛЬФА ЦЕНТАВРА НАПОЛНИЛА ВОДОПАДОМ ЭНЕРГИИ «ТИХОГО ТРОЕЧНИКА»

Когда то при рождении отец дал ему необычное «американское» имя Аллан, и под ним он и вошел в нашу жизнь в 1989 году вместе с остальными американскими новинками: кубиками «Галина Бланка», «ножками Буша» и первым «Макдоналдсом», открывшимся в те же годы в Москве на Пушкинской площади. Страна активно «перестраивалась»: от афганской границы отползали последние советские танки, украшенные гирляндами красных флагов, Прибалтика провозгласила свой «государственный суверенитет», подлодка «Комсомолец» уже лежала на норвежском дне, Михаил Горбачев обнимался на Мальте с Джорджем Бушем-старшим, а на центральном телевидении появился вот этот тихий человек в тяжелых роговых очках и начал, шевеля губами и словно кому-то подмигивая, заряжать «энергией» водопроводную воду по всей стране. Так началась целая эпоха, оборвавшаяся с падением СССР, но, по сути, завершившаяся лишь вчера, со смертью на 83-м году известного «целителя и экстрасенса» Аллана Чумака.

О его кончине первым сообщил в своем «Фейсбуке» известный украинский «оранжевый» журналист Дмитрий Гордон. И это тоже, наверное, неслучайно – то, что вести про «первого советского мага» пришли к нам не с экранов бывшего ЦТ, где когда-то начинал свою «экстрасенсорную карьеру» Аллан Владимирович, а из «незалежной», где многие опять пляшут под дудочку американских «крысоловов». Здесь же, на родине Чумака, о его смерти узнали лишь на следующий день. «Это произошло вчера вечером», — подтвердила РБК жена покойного Людмила, добавив, что не собирается раскрывать подробностей: «Ушел из жизни человек — этого достаточно». Сын целителя Дмитрий Чумак также не стал уточнять диагноз, с которым ушел из жизни его знаменитый отец, сказав ТАСС, что  «комментарии он пока не готов давать». Между тем уже стало известно, что в Москве в память об экстрасенсе может появиться мемориальная доска или даже целая улица. Такое мнение высказал председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. По его мнению, покойный был «порядочным и интеллигентным человеком» — поэтому, «если соответствующая заявка поступит от неравнодушных к Аллану, комиссия ее рассмотрит».

Москва, кстати говоря, стала для Аллана Владимировича и колыбелью, и смертным ложем. Здесь он родился в далеком 1935 году, здесь же и умер вечером 9 октября 2017-го. Для ХХ века, большую часть которого Чумак застал, это довольно богатырский размах, вместивший в себя все самые запутанные узлы отечественной истории: и войну, и оттепель, и брежневский «бархатный» застой, и горбачевский демонтаж социализма, и мутную, словно вода в «заряженной банке», постсоветскую историю. Как признавался сам Чумак на своем персональном сайте, еще в школе он увлекся звездами. Нет, не теми, что рубиновыми кристаллами мерцали над башнями Кремля, а другими, от которых, как ему верилось, он и получил свой «дар». «Учился с тройки на четверку, причем делал это сознательно: старался не загружать голову ненужными знаниями». Зато «взахлеб читал книги о жизни космоса, о далеких планетах, звездах и галактиках, кометах и астероидах». «Работники планетария знали меня в лицо: я не пропускал ни одной новой лекции, а на прослушанные приходил вновь и вновь», — вспоминал впоследствии «всесоюзный целитель».

Еще ему нравился велосипед, как, впрочем, и многим шестидесятникам («Я бужу на заре своего двухколесного друга, мать кричит из постели: „На лестнице хоть не трезвонь!“», — как писал тогда Евгений Евтушенко). Это увлечение едва не переросло в профессию: молодой Чумак «довольно быстро стал мастером спорта, участвовал в выступлениях сборной страны». В общем, с какой стороны ни посмотришь: нормальный советский юноша, романтичный, спортивный, целеустремленный, разве что слегка небрежный к знаниям, этакий тихий троечник. Однако образование получил по высшему разряду, причем сразу два диплома: тренерский в Государственном институте физической культуры и журналистский в МГУ. И карьера его стартовала неплохо: через райком комсомола и обучение в элитных вузах он вышел в спортивные комментаторы и редакторы АПН. Появлялся на центральном телевидении, с 1983 года официально взялся за научную работу в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Но в какой-то момент ровное течение этой жизни переломилось: должно быть, Альфа Центавра, в чьи звездные очертания когда-то так пристально вглядывался юный «троечник», наконец-то настигла своего верного адепта. Это было в брежневские 70-е, когда советский журналист Чумак готовил серию разоблачительных статей о шарлатанах-целителях в СССР. Однако вирус «шарлатанства» оказался заразным: вскоре Аллан Владимирович почувствовал, как его просто распирает от загадочной энергии.

«Когда у меня открылся Дар — а в ту пору мне стукнуло 42 года, — я в одно чудесное мгновение узрел мир во всем фантастическом разнообразии энергоинформационных взаимодействий, — писал он в своей автобиографии. — Я обрел способность видеть ауры людей. А потом мне показалось, что на меня обрушился водопад. Я испытывал такое ощущение, будто на меня падают, давят, меня обмывают потоки невидимой воды — плотные, тяжелые, осязаемые, я чувствовал их каждой порой. Но воды ни надо мной, ни вокруг меня не было. Была энергия. Мощнейшие ее потоки, проходящие через мое тело. Через некоторое время ощущения ослабли, но от этого не стали менее явными. Энергия переполняла меня. Когда я раскрывал ладони и концентрировался на истечении потока через них, они багровели, на запястьях выделялись напряженные вены, пальцы вздувались. Порой у меня повышалось кровяное давление, накатывала дурнота — организм не справлялся с той силой, которую он получал».

На дворе был глухой 1977 год, поэтому никаких перспектив найти понимание у коллег для человека «с багровыми ладонями» не было. Тогда Чумак оставил работу на телевидении и занялся частным целительством. Странным образом его миновали все чистки позднего советского времени: за подпольным экстрасенсом не пришли ни чекисты, ни санитары, ни даже андроповские блюстители порядка, боровшиеся с тунеядцами. Советский Союз стремительно входил в свой последний «черный туннель», а Чумак уже заряжал воду, гладил воздух руками и получал «благодарственные письма от исцеленных». Тем временем генсеком КПСС стал Горбачев. Тут-то и пробил звездный час для советского «белого шамана».

Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления» Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления» Фото: ©Борис Ельшин, РИА «Новости»

СО СТРАНОЙ, ЗАРЯЖАВШЕЙ БАНКИ И ЖИГУЛЕВСКОЕ ПИВО, МОЖНО БЫЛО ДЕЛАТЬ ЧТО УГОДНО

«Черным шаманом» эпохи перестройки, безусловно, был Анатолий Кашпировский, здравствующий и поныне.  Но его впервые выпустили в эфир ЦТ СССР в октябре 1989 года, в то время как с лета того же года на голубом экране уже царил Чумак.

Загадка появления обоих в святая святых советского телевидения до сих пор кажется не разрешенной. Ну да, были у бывшего спортивного комментатора Аллана Владимировича знакомые среди телевизионщиков. Да и у врача-психотерапевта сборной СССР по тяжелой атлетике Кашпировского такие приятные знакомства, конечно же, имелись. И что же? Сам Чумак объяснял свое пришествие на ЦТ тем, что там однажды узнали о его «феномене» и решили пригласить на передачу. Но это объяснение для наивных: какие бы творческие планы ни вынашивали в редакции ЦТ и Гостелерадио, они требовали самого тщательного согласования с отделом пропаганды ЦК КПСС и другими аналогичными структурами, которые находились под контролем бывшего главы этого отдела, «архитектора перестройки» Александра Яковлева. Не исключено, что этот член Политбюро и дал санкцию на допуск к массовому зрителю Чумака и Кашпировского.

К 1989 году советской идеологии как таковой уже не существовало: со здания МГУ демонстративно сняли мемориальную доску «кремлевского кардинала» Михаила Суслова, в то время как команда Яковлева вовсю вела подготовку к отмене 6-й статьи Конституции СССР «о руководящей роли партии» (была аннулирована в феврале 1990 года — прим. ред.). В этой ситуации срочно требовалось достать из пыльного идеологического чулана какой-то симулякр, способный столь же мощно ударить по мозгам трудящихся масс, как это делало когда-то учение Ленина — Сталина. Церковь на эту роль еще никак не годилась: она была слабой, диссидентской, «старушечьей» и, в общем, никак не массовой. И тогда кто-то удачно предложил поменять Ленина — Сталина на Чумака — Кашпировского.

И началось: в утреннем эфире ЦТ, когда сознание наиболее открыто и беззащитно, первым появился «белый шаман», говоривший миллионам советских телезрителей что-то вроде: «Наш нынешний сеанс будет направлен на то, чтобы помочь людям с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Но это не значит, что всем остальным надо уйти от экрана телевизора...» И «остальные», разумеется, не уходили — наоборот, они тащили к пыльному телеящику не только пресловутые банки с водопроводной водой, но и тюбики с детской мазью и косметическими кремами, кастрюли с борщом и даже жигулевское пиво. Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления». Непонятно было лишь то, куда потом в постсоветской России делись все эти многочисленные «исцеленные» Чумаком и Кашпировским? Ведь РФ откровенно вымирала, и аналитики ЦРУ уже предсказывали время, когда на бывшей «шестой суши» останутся жить лишь 20 - 30 млн «славянских рабов».

Тем не менее тогда оба «экстрасенса» собирали не только миллионную аудиторию ЦТ, но и огромные стадионы советских граждан, жаждущих «мертвой и живой воды» Чумака и сурового слова Кашпировского. Некоторые из зрителей прямо во время эфира в Останкино впадали в транс: начинали крутить головой, совершать судорожные движения и дергаться, как бесноватые. Вероятно, такие и достигали «совершенного исцеления». Результат этих массовых сеансов был очевиден: со страной, доверчиво сунувшей голову под подобный «энергетический душ», заряжающей банки и жигулевское пиво, можно было делать что угодно. Стесняться здесь было уже некого.

Последние свои телевизионные сеансы Чумак и Кашпировский проводили уже тогда, когда СССР перестал существовать. Как-то разом с голубых экранов исчезли и оба шамана, «белый» и «черный». Теперь вместо них нас учили «свободному рынку» и «правам человека» другие люди, внешне более респектабельные и трезвые. Они больше не заряжали банки — не потому что не могли, а потому что не видели в этом необходимости: разжалованная советская держава и так уже была «заряжена» в нужном для них направлении.

Впрочем, Чумака и Кашпировского не сбросили в мусорную корзину истории, как это бывало с другими маврами, сделавшими свое дело. Кашпировский еще успел побывать депутатом Государственной Думы (избран в 1993 году от ЛДПР), в 1995-м он попытался загипнотизировать террориста Шамиля Басаева во время захвата заложников в Буденновске. Однако номер, который отлично и с блеском получался на стадионах, здесь не прошел: Басаев не стал вращать головой, не исцелился от «джихада», но все-таки позволил Анатолию Владимировичу вывести на свободу нескольких пленных. Как вспоминал впоследствии бывший межрайонный прокурор Буденновска Сергей Гамаюнов, «Кашпировский был тем, кто пообещал сначала всех их усыпить, и загипнотизировать, а, в конце концов, когда он увидел всю эту кровь, увидел этих заложников, которые по 20 - 30 человек были в палате, изможденные, перепуганные, ему там стало плохо, и его на руках оттуда буквально вынесли».

Чумак вел себя скромнее: он не претендовал на то, чтобы исцелять чеченских боевиков, и больше не стремился к всероссийской популярности, как некогда. Правда, в 2000 году он попытался баллотироваться от Самарской области на выборах в Госдуму, однако набрал чуть больше 3% голосов избирателей. После этого он с головой ушел во врачевание: вел собственный сайт, распространял свои видеозаписи, открыл персональный канал на YouTube. Но такой рекламы, как в 1989 году, он уже не получил никогда. Тем более что комиссия РАН по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований опровергла наличие «эффекта Чумака» и отказалась признать, что существует хотя бы один случай исцеления. В итоге минздрав издал приказ, по которому деятельность Чумака попала под запрет, что, конечно, ничуть не мешало ему заниматься «запретным» в интернете — вплоть до своей недавней смерти.

В древней китайской философии есть такое понятие, как «музыка гибели». Это то состояние исступления и помешательства, которое способно охватить целые империи накануне их краха. В музыкальном выражении «музыка гибели» ближе всего к року: здесь господствуют рваные ритмы, ноты теряют изначальную гармонию и беснуются в хаотическом беспорядке, который постепенно распространяется на все сферы общественной жизни. Китайцы верили, что музыка и другие  массовые «сеансы» способны сломать целые государства, потому что ритм лежит в основе всего. Поэтому неслучайно в конце 1980-х целые стадионы собирали такие носители «музыки гибели», как тогдашние рок-кумиры, да еще Чумак с Кашпировским. Потребовалось не меньше десятка лет, чтобы в России появились другие мелодии.


«ДУША ЕГО БУДЕТ ОБРЕЧЕНА НА ВЕЧНЫЕ МУКИ. 50 МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ БУКВАЛЬНО ЧОКНУЛИСЬ НА СЕАНСАХ ГИПНОЗА»

На вопросы, какую роль сыграл Чумак в истории позднего СССР, почему так быстро сошел со сцены, когда страна перестала существовать, и есть ли у него преемники в сегодняшней России, «БИЗНЕС Online» попросил ответить своих экспертов:

Владимир Соловьев  телерадиоведущий, писатель, журналист:

— Это было, конечно, удивительное зрелище, и понять этот феномен может только человек, живший в те годы, потому что в нашем народе все-таки удивительный уровень суеверия и веры в чудо. Необходимо это определенным образом исследовать и попытаться осознать это иррациональное, которое пробивается через любые идеологические догмы. Но то, что делал Чумак, по крайней мере воспринималось как нечто незлобное. Во всяком случае, в памяти людей он остался не таким трагическим персонажем с элементами дьявольского окраса, каким воспринимался Кашпировский. Образ Кашпировского был таким трагичным. А Чумак производил впечатление очень доброго человека, который почему-то прицепился к воде. И, конечно, его пассы, которые он совершал перед телевизором, лично у меня всегда вызывали улыбку. Но учитывая высокий фактор психосоматики у наших граждан, кому-то это, возможно, помогало. С другой стороны, кто бы знал, сколько людей тогда действительно понадеялись на излечение от этой заряженной воды, не пошли к врачам вовремя и в конечном итоге потеряли свою жизнь. Но в любом случае Чумак был безвредным, по-своему милым и, на мой взгляд, очень далеким от медицины, но хорошим человеком.

Есть ли у него преемники сегодня? Если бы они были, мы бы о них, наверное, знали. Это направление ушло вместе с героями того времени. Не случайно и Кашпировский сейчас уже путешествует только по провинции и небольшим клубам. В любом случае он не на больших экранах. Это время прошло. Медицина ушла далеко вперед, люди сильно изменились, а каждое время вызывает к жизни своих героев. Но тогда всем казалось, что достаточно пасса с телевизора, одного правдивого слова, и жизнь сразу изменится. И только с течением времени стало ясно, что ни речи депутатов, ни пассы Чумака, ни внезапно принятые декреты либо отмененные статьи советской Конституции не приводят к построению нового общества, излечению всех и появлению счастья. Чудо придется подменять тяжелой каждодневной работой.

Всеволод  Чаплин  экс- заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

— Я не знаю, как он провел последние годы, но мне кажется, что душа его будет обречена на вечные муки. Хотя мне бы интересно было знать, что он думал и делал в последнее время. Но то, что он делал в период своей славы, было ужасно с моей точки зрения. Я прекрасно помню, как государство еще недавно кичилось своим атеизмом, культом разума и социальной справедливости, однако 50 миллионов людей буквально чокнулись на сеансах гипноза, которые транслировали крупнейшие телеканалы. Это было массовое помрачение, одержимость. Сам Чумак оставлял у меня впечатление довольно предприимчивого человека, расчетливого. Он, возможно, зарабатывал деньги и играл запретными материями, и люди ему верили. Хотя вера эта была ложная.

Помешательство произошло из-за того, что людей в нашей стране лишали доступа к истинной вере, создали ее вакуум, и, когда начал вещать Чумак, государственная власть еще руководствовалась инерцией советского атеизма, а либеральная тусовка  находилась в истерике по поводу любого, тогда еще робкого возрождения православия. И получилось так, что вакуум безрелигиозности и панический страх перед возвращением православия на общественную сцену создавал почву для массового увлечения такими людьми, как Чумак и Кашпировский.

А после распада СССР люди нашли настоящий путь к Богу. Стали возрождаться традиции православия, ислама, других религий вроде буддизма, иудаизма. Люди начали читать Библию, метафизическую литературу, обучающую основам веры, и стали разбираться что к чему. Появились эксперты и журналисты, которые разоблачали шарлатанство, и за несколько лет люди разобрались, где настоящее, а где — бесовщина.

Сегодня у преемников есть попытки добиться подобного успеха, но в целом темные мистические манипуляции оказались в глубоко маргинальной части общественного пространства. Там им и место. В идеале нужно вообще запретить любые попытки связать медицину с оккультными действиями. Они не лечат, а калечат, причем как тело, так и душу.  Я не так давно был приглашен в ток-шоу, где действовали черные маги, и, увидев священника, они стали браниться, устраивать истерику, бегать по помещению, говорить, что в моем присутствии они выступать не будут. Пришлось удалиться из студии, высказав при этом Андрею Малахову, а это было тогда еще на Первом канале, все, что я думаю по этому поводу. То есть какое-то количество подобных деятелей в стране существует, но они ушли из того центра общественного пространства, в каком находились.

«Вакуум безрелигиозности и панический страх перед возвращением православия на общественную сцену создавал почву для массового увлечения такими людьми, как Чумак и Кашпировский» (на фото) «Вакуум безрелигиозности и панический страх перед возвращением православия на общественную сцену создавал почву для массового увлечения такими людьми, как Чумак и Кашпировский» (на фото) Фото: ©Игорь Костин, РИА «Новости»

«ПРЕЕМНИК ЧУМАКА — ЭТО АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ»

Виталий Милонов  депутат Госдумы:

— Поскольку страна тогда пересаживалась с одних рельс на другие, те, кто заряжал воду по телевизору, пользовались популярностью. Но к концу жизни, думаю, к нему никто серьезно не относился.

Но век Остапов Бендеров недолог, а к нему я отношусь как к хорошему проходимцу. Экспресс-матч в Нью-Васюках  заканчивается поражением единственного гроссмейстера и последующим его бегом. Поэтому те наивные  ожидания, которые советские граждане испытали в отношении Чумака, так же быстро рассеялись. В отношении всех этих  жуликов всегда ходили слухи, что это очередной проект КГБ — про Джуну, Кашпировского, Чумака... Если бы это и было на самом деле, то только ради того, чтобы отвлечь население от негативных моментов в жизни, отводов от реальных проблем в некое мистическое русло.

Преемник Чумака — это Алексей Навальный. Ну а если говорить про условия, в каких шарлатаны могут существовать, на это счет есть прекрасный фильм «Буратино». «Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки».

Владимир Гурболиков  первый заместитель главного редактора журнала «Фома»:

— Мне кажется, что воду «заряжали» (конечно же, в кавычках) не только до, но и после распада СССР. Тогда множество телеканалов отдали свое эфирное время массе таким же, как он, псевдоцелителям, сектантам. Зачастую это был просто бизнес, построенный на суевериях. И это приобрело такой размах, что Чумак просто потерялся среди множества других таких деятелей или организаций.

Я не думаю, что можно говорить о неком феномене Алана Чумака — нет, потому что различные языческие культы существовали постоянно и никуда не уходили. И парадокс: борьба с церковью не привела к расцвету научного атеизма, а только усилила интерес к псевдорелигиозным идеям, суевериям, «восточным» культам. Православное христианство всегда очень осторожно и критично относилось к суевериям, видениям, снам... И, ослабив церковное просвещение, получили обратный эффект. Атеизм в головах людей не уместился. Напротив, в народной среде, лишенной подлинного религиозного просвещения, началась эпидемия увлечения оккультизмом. Это до сих пор очень сильно ощущается на селе. Для православных священников, которые сейчас служат в деревнях, борьба с огромным количеством суеверий — настоящая драма. Безумные слухи, идеи, вера в действа, которые ничем не отличаются от того, чем занимался Чумак и другие. Эту борьбу постоянно приходится вести, но многие откровенно обманные и бредовые идеи еще долго будут владеть сознанием. Возможно, общими силами удастся иначе воспитать наших детей и внуков...

«Чумак был безвредным, по своему милым и очень далеким от медицины, но хорошим человеком» «Чумак был безвредным, по-своему милым и очень далеким от медицины, но хорошим человеком» Фото: ©Виталий Савельев, РИА «Новости»

«ОН ОБЪЕДИНЯЛ СТРАНУ ТАК, КАК НА ТОТ МОМЕНТ НЕ МОГЛИ ЕЕ ОБЪЕДИНИТЬ ПОЛИТИКИ»

Роман Баканов — медиакритик, доцент кафедры журналистики Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ:

— Это был, конечно, феномен. Перестраивалась вся страна, перестраивалось телевидение, и людям нужна была сказка, поддержка, потому что политическая и экономическая ситуация ухудшались. Аллан Чумак пришел на телеэкраны до появления в 90-х телевизионных сериалов. Он стал нам ближе, чем «Дикая Роза», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара» и так далее.

Это был человек, который приходил к нам в дом пять раз в неделю. Он объединял страну так, как на тот момент не могли ее объединить политики. Заряжение кремов, воды, помады — чего угодно — сейчас выглядит каким-то мракобесием, но тогда люди в это верили. Мне кажется, зла он в данном случае никому не сделал. Не знаю, помог ли он кому-то, но зла он никому не причинил. У меня остаются такие впечатления об этом человеке. Да, немного шарлатан, да, проходимец. Но любой ли проходимец соберет такую аудиторию? Далеко не каждый, а сегодня-то и подавно.

На мой взгляд, сейчас в обществе есть запрос на отвлечение от проблем, усилится интерес к телевизионным шарлатанам, лекарям, но которые делают шоу. Все-таки Чумак шоу не делал, Чумак был один. Вот Кашпировский потом шоу делал. Запрос на это есть, народ устал.

Галина Александрова — доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ:

— Это было достаточно непростое время, когда в обществе начали качаться, шататься привычные представления, устои. Люди, имевшие до 80-х годов опору на общую позицию, ее потеряли и нуждались в универсальной таблетке, чтобы снять неопределенность в отношении различного рода проблем.

Нельзя говорить о явлении Чумака, явлении целительства без контекста того времени и состояния того общества. Тогда же появилось огромное количество разных религиозных, псевдорелигиозных сект, проповедников. Кого только не было, и до сих пор их остатки, ошметки присутствуют.

Нет, уход Чумака с телевидения я бы не связывала с тем, что страна перестала существовать. Любое достаточно яркое явление сначала является гиперпривлекательным для людей, а потом интерес к нему затухает, потому что ожидания не оправдываются. Мне кажется, нет четко обозначенных примеров, чтобы это работало. В психологии есть такой термин — «эффект плацебо».