...И УЕХАТЬ ИЗ ЗОНЫ ПОРАЖЕНИЯ

Нижнекамское ООО «Научно-технический центр „Кама“» разработало покрышки для новой десантируемой бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». Такая, казалось бы, прозаическая новость появилась вскоре после форума «Армия-2017». «Все намного интереснее: создана не одна, а целое семейство боестойких шин, а если говорить более точно, то речь идет о боестойких колесах, в конструкции которых использованы боестойкие шины. Настоящий прорыв в этой области!» — прокомментировал «БИЗНЕС Online» новость главный скептик экспертного автосообщества, известный журналист, освещающий военную автомобильную тематику, и ВПК-блогер Александр Привалов.

О чем идет речь? Боестойкими нижнекамские колеса делает установленное внутри них распорное резинометаллическое кольцо, которое в случае потери давления в шине (пуля, осколок) не дает автомобилю сесть на диски. Это необходимо для того, чтобы экипаж выполнил задачу, вышел из зоны обстрела, да еще и доехал до места назначения, на одной или на всех спущенных шинах, по дороге какой угодно сложности.

В России таких шин и в целом колес до сих пор не делали. «Проблему разработки боестойких шин поднимали еще в 1990-х, но реально что-то начали делать только в нулевых (тема „Равнина“), — говорит Привалов. — Но после октября 2008 года все разработки по линии главного автобронетанкового управления были остановлены — ставку сделали на импорт. Например, все „Тайфуны-К“ 6х6, которые КАМАЗ поставил военным, оснащены французскими колесами и, соответственно, импортными шинами. Фактически во времена Сердюкова произошел серьезный откат назад. Вряд ли в НТЦ в те худшие времена полностью остановили разработки (но то, что они были существенно замедлены, очевидно), и как только стало понятно, что нужны отечественные боестойкие шины, разработчики предложили реальную конструкцию. Можно констатировать: в России впервые выполнены разработки, которые позволили осуществить серийное производство боестойких колес».

«ТИГРЫ» И «МУСТАНГИ» МЕНЯЮТ «ОБУВКУ»

В 2012 году минобороны и заводы-изготовители военной автомобильной техники (ВАТ) бросили клич — обратились к шинным компаниям с предложением разработать боестойкие колеса. Откликнулся, по словам главного конструктора «Камы» Марата Хафизова, только НТЦ. «Военные и автомобилестроители указали, что современные образцы колесной техники обладают повышенными техническими требованиями, а нынешние шины их не обеспечивают, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — У нас были инициативные разработки, которые финансировались „Татнефтью“ в рамках наших текущих работ (НТЦ создан в 2007 году на базе центральной заводской лаборатории  и проектно-конструкторского отдела ОАО „Нижнекамскшина“, входит в нефтехимический комплекс ПАО „Татнефть“прим. ред.). Тогда была техническая возможность изготовления шины только одного размера, тем не менее, в ходе ее разработки мы получили кое-какие знания, опыт, и потом решили взяться за другие размеры, но уже при поддержке руководства „Татнефти“ — без этого проект бы не состоялся, поскольку не было технической возможности изготовления этих шин».

Военным был нужен комплекс: диск, боевая вставка, шина, гель, снижающий трение при пробое. По словам главного конструктора, иностранные коллеги-конкуренты — французы, англичане, турки — производят только вставку, клапаны, систему подкачки, а шины используют от Michelin, Goodyear, Pirelli, у НТЦ же покупной только диск. «С этим проблемы. Да, есть партнерские отношения с Челябинским кузнечно-прессовым заводом, но пока не все хорошо получается». А выбирать, по словам Хафизова, особо не из чего: рынок колесных дисков для грузовиков в России неразвит, поскольку они, в отличие от шин, служат долго — как правило, весь цикл эксплуатации машины.

Насколько оригинальна разработка? «Такими колесами занимались многие еще в советские времена, — объясняет главный конструктор, — но к серии в том исполнении, которое делаем мы сейчас, никто не подошел. Конечно, мы опирались на опыт коллег, но есть и свои изобретения, которые патентуем». Созданы колеса трех размеров, закрывающих большую часть потребностей минобороны. По словам Привалова, на «Армии-2017» они были представлены на стенде не только НТЦ, но и КАМАЗа с АО «Ремдизель». В них были «обуты» все семейства их защищенных автомобилей: и «Мустанги», и «Торнадо», и «Тайфуны-К».

 Хафизов не сомневается, что разработка пойдет в серию, предприятие уже почти модернизировалось под нее. Сегодня идут испытания, в частности, колеса устанавливали на бронеавтомобиль «ГАЗ-2330» «Тигр». О результатах «прогона» докладывали на совещании военно-промышленной комиссии. Пока же, чтобы не простаивало (а испытания в этом году не завершатся) закупленное под проект дорогостоящее оборудование, в НТЦ разработали и наладили выпуск линейки гражданских шин больших размеров, например для грузовиков повышенной проходимости. «Таких шин в той конструкции, которую мы предлагаем, в России не делают, ближайший изготовитель — в Беларуси», — отмечает Хафизов.

«БУДЬ МОЯ ВОЛЯ, Я БЫ НАГРАДИЛ»

Привалов подчеркивает профессионализм коллектива НТЦ и грамотную помощь его патронов:

«Другого эпитета, кроме „Браво!“, подобрать не могу: эти колеса ждали, но никто не думал, что все будет так быстро. Тут без инвестиций «Татнефти» не обошлось. Это как раз тот случай, когда нужно пиарить достижение, насколько это возможно. Достижения НТЦ говорят о том, что научно-технический потенциал в этой области не утерян, у России (более конкретно — у Татарстана) есть и необходимый производственный потенциал.

Создание боестойких колес — это не слова, а реальный результат импортозамещения. Однако теперь необходимо двигаться дальше в этих направлениях — вести научную работу, разрабатывать новые материалы, новые конструкции, развивать производство, чтобы иметь возможность соответствовать все более возрастающим требованиям минобороны и других силовых структур как по характеристикам, так и по объемам выпуска. А для этого необходимы инвестиции, и, уверен, они, будучи вложенными, пойдут не на „распилы“, а на реальные дела. И полагать так есть все предпосылки — коллектив НТЦ „Кама“ реальными делами доказал, что он может делать то, что нужно России. Такие колеса может разработать только коллектив, обладающий необходимым опытом и компетенциями. А производство может быть налажено только на предприятии, где есть необходимое оборудование, квалифицированные кадры, культура производства. Увы, в России таких коллективов и заводов крайне мало.

Надеюсь, такие достижения не останутся незамеченными: как минимум коллектив разработчиков надо поощрить, а будь моя воля, я бы наградил. Может быть, руководству Татарстана следует выйти с соответствующим ходатайством к президенту России? Уверен, это будет оценено по достоинству. Полагаю, все согласятся — россияне соскучились по хорошим новостям, а тут есть чем гордиться!»

А КАК ЖЕ ЛИМУЗИН ДЛЯ ПЕРВОГО ЛИЦА?

Не обо всех интересных моментах проекта можно говорить. «Специфика форума „Армия-2017“ такова, что мы должны были рассказывать какие-то вещи, но не все», — интригует Хафизов. И в закромах НТЦ наверняка есть и другие интересные разработки, например, по теме «Кортеж», которую ведет государственный научный центр РФ ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» и курирует минпромторг РФ. Итогом станет создание, в частности, лимузина и машин сопровождения для первых лиц страны. Выпускать их будет (старт производства — не позднее 2018 года) не чужой Татарстану Sollers.

Предположительно, шины «Кортежа» тоже будут боестойкими, и разрабатывает их именно «Кама». Но Хафизов, не отрицая факта самой работы, категорически отказался распространяться на эту тему.

У «Кортежа» обязательно будут боестойкие колеса (и в их составе — боестойкие шины), уверен Привалов. Вопрос лишь в том — отечественные или импортные. Вряд ли представленная НТЦ на «Армии-2017» продукция на 100% удовлетворит разработчиков «Кортежа» — задачи у техники иные. Дело в том, что при разработке ВАТ обязательно решаются вопросы передвижения по всем типам дорог и местности. Если же мы говорим о президентском лимузине, то он для дорог с твердым покрытием, и никогда первое лицо не будут возить на лимузине по пересеченной местности. «Но уверен, если НТЦ будет дано задание разработать боестойкие шины для бронированного лимузина, весь опыт пригодится. Однако это все равно будут совершенно иные шины и иные колеса, то есть это отдельная серьезная тема».

Боестойким нижнекамские колеса делает установленное внутри них распорное резинометаллическое кольцо, которое в случае потери давления в шине (пуля, осколок) не дает автомобилю сесть на диски  Предположительно, продукцию НТЦ «Кама» мы увидим и на машинах «Кортежа» Фото: ©Сергей Субботин, РИА «Новости»

То же самое — по внедорожникам сопровождения «Кортеж». Чтобы следовать за лимузином на предельных скоростях, они должны обладать соответствующими скоростными и иными характеристиками. Это машины не для передвижения по серьезной грязи, а «паркетники», значит, и шины, и колеса для них нужны иные, чем для ВАТ. Уже в брежневские времена скорость лимузинов достигала примерно 200 км/ч и даже более. Значит, нужно создавать совершенно новую линейку боестойких шин и колес с другими скоростными параметрами. Это серьезная работа.

«И уж если создается такая отечественная техника (в отличие от того, что мы видим на парадах на Красной площади начиная с 2010 года), то и шины должны быть российские! — резюмирует Привалов. — Очень хочется надеяться, что для „Кортежа“ уже готовы боестойкие колеса и шины. Впрочем, совсем скоро, в мае следующего года, на инаугурации президента России мы узнаем больше».