Два десятка медицинских «Ансатов» — столько заказов на машины для санавиации уже есть у КВЗ. А вообще, как узнал «БИЗНЕС Online», в «Вертолетах России» полагают, что потребность минздрава — минимум 60 таких воздушных судов. В конце прошлой недели заказчику передали очередную летающую скорую помощь. И рост в этом секторе для КВЗ как никогда кстати. Финансовые результаты первого полугодия для предприятия оказались худшими за все время, прошедшее после кризиса 2008–2009 годов.
КВЗ передал Государственной транспортной лизинговой компании два очередных вертолета для санитарной авиации
МЕДЭКСПАНСИЯ «АНСАТА»
В минувшую пятницу КВЗ передал заказчику — Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) — два очередных вертолета для санитарной авиации. Первый — Ми-8МТВ1 пойдет в АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд». Второй — «Ансат» (в переводе с татарского — «простой») — будет летать в интересах Псковской областной клинической больницы.
Особо радует передача именно «Ансата» (все-таки Ми-8 — «накатанный» продукт) — за последний год эта разработка конструкторского бюро КВЗ хорошо продвинулась на рынке. Причем сдача машин идет регулярно. Крайняя была передана 2 сентября. На сегодня медицинские «Ансаты», насколько можно понять, заказаны по трем контрактам. Первый, на 6 «Ансатов», был заключен между «Вертолетами России» (ВР) и ГТЛК 27 декабря 2016 года. В рамках него небесная скорая помощь уже залетала в Волгоградской, Курганской и Кировской областях (таким образом, псковская машина стала четвертой). Стоимость одного вертолета по этому контракту — 222 млн рублей, ежемесячный лизинговый платеж — 2,3 миллиона. А вообще первым «Ансатом» санавиации стала машина, переданная минздраву РТ в октябре 2016 года.
Плюс к этому на МАКСе-2017 ГТЛК и ВР заключили контракт на поставку в 2018 году еще 12 медицинских «Ансатов». Также такие машины, предположительно, будут превалировать среди 8 «Ансатов», которые поставят в Китай.
Российские санитарные «Ансаты» производятся под приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». В соответствии с ним в 2017 году 34 российских региона получат на развитие санитарной авиации 3,3 млрд рублей федеральных субсидий, аналогичные деньги будут выделены в 2018 - 2019 годах, а с 2020-го субъекты будут самостоятельно финансировать эту сферу.
Как можно понять, параметры проекта вертолетный холдинг устраивают не в полной мере. «На сегодня в нем участвуют только 34 региона, мы же считаем, что санитарная авиация должна работать во всех субъектах», — заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» помощник генерального директора ВР Дмитрий Сергеев. По его словам, первые поставленные медицинские «Ансаты» уже доказали свою супервостребованность, например, в Волгограде и в Кирове, где они уже вовсю спасают людей. По мнению экспертов холдинга, минимальная потребность России в медицинских вертолетах среднего и малого класса — 60 Ми-8 и 60 «Ансатов».
Радует и то, что сами медицинские модули для Ми-8 и «Ансатов» тоже поставляет татарстанское предприятие — ООО «Казанский агрегатный завод». По словам Сергеева, никаких нареканий к его продукции нет, есть только предложения по улучшению, например, необходимы дополнительные кислородные баллоны. Как сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор предприятия Георгий Муштаков, наблюдается увеличение интереса к медицинским модулям. Если в 2016 году компания поставила 6 единиц такого оборудования, то в 2017-м уже есть контракты на 6 модулей для «Ансатов», 28 — для Ми-8 и 7 самолетных.
Российские санитарные «Ансаты» производятся под приоритетный проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации»
ЗА ДВА ГОДА ВЫРУЧКА УПАЛА В ЧЕТЫРЕ РАЗА
Медицинская вертолетная программа подоспела (или была пролоббирована вертолетостроителями) весьма вовремя. Согласно квартальной отчетности, за первые 6 месяцев 2017-го его выручка по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 47% с 12,9 млрд до 6,9 млрд рублей. К слову, в первом полугодии 2016-го была аналогичная история — выручка тоже упала вдвое. В отчете за 2016 год это объяснялось снижением объемов реализации продукции. Иначе говоря, заказов у предприятия стало меньше. Судя по всему, в этом году ситуация ухудшилась. В 2015 году, самом наваристом для КВЗ за послекризисные годы при проектной мощности завода в 135 условных машинокомлектов он был загружен лишь на 53,7%, то есть чуть больше чем наполовину. Исходя из этих цифр и данных по падению выручки, можно предположить, что в первой половине 2017-го загрузка КВЗ составляет мизерные 14% от проектной мощности.
Но отметим, что даже при таком колоссальном падении объемов производства завод сократил численность персонала только на 9% (на 581 человека) до минимальных за 9 лет 5878 сотрудников. Фонд начисленной зарплаты вырос на 1 млн рублей до 1,343 млрд, что привело к росту средней зарплаты в январе —июне 2017 года на 3,5 тыс. рублей до 38,1 тысячи. Словом, менеджмент КВЗ в нынешних непростых условиях пытается сохранить костяк коллектива.
Даже при колоссальном падении объемов производства КВЗ сократил численность персонала только на 9%
Поскольку себестоимость уменьшилась только на 15% до 6,7 млрд рублей, валовая прибыль КВЗ рухнула на 5 млрд (на 80%) до 6,2 млрд рублей. Впрочем, надо отдать должное, основательно сократились накладные расходы. Так, коммерческие расходы (хранение, транспортировка, сбыт) были урезаны на 70% до 550 млн рублей. Опережающее сокращение коммерческих расходов относительно падения выручки показывает, что у завода нашлись существенные резервы в логистике. Скромнее были достижения в оптимизации управленческих затрат, которые урезали только на 34% до 684 млн рублей. Порадовало улучшение баланса прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов сократилось в 10 раз до 312 млн рублей.
Тем временем процентные выплаты КВЗ хотя и сократились на 16 млн рублей, составили весомые 1,17 миллиарда. Такая сумма обусловлена ощутимой долговой нагрузкой завода: кредитный портфель потяжелел на 3 млрд рублей до 24,45 млрд, и это рекордный для КВЗ объем займов. Напомним, завод привлекал средства для двух проектов по техническому перевооружению. Первый заканчивается в 2018 году и оценивается в 10,5 млрд рублей, второй (1,9 млрд) завершат в 2019-м.
Острый дефицит заказов обусловил рост чистого убытка КВЗ на 55% с 821 млн рублей за январь — июнь 2016 года до наихудшего за последние 8 лет полугодового показателя в 1,274 миллиарда.
По словам Вадима Лигая, «очень большой интерес» к «Ансатам» демонстрируют силовые структуры — МВД, Росгвардия и МЧС
«СИТУАЦИЯ МЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ»
Но очевидно, что один лишь медицинский проект столь важную для КВЗ программу «Ансат» не вытянет. По словам Сергеева, у «Ансата» «потрясающий потенциал» и единственный минус — не особо высокая интенсивность выпуска. Но, насколько можно понять, генеральный директор КВЗ Вадим Лигай не совсем согласен с этим тезисом. «БИЗНЕС Online» поинтересовался у него, кого дальше после минздрава будут окучивать вертолетчики. По его словам, «очень большой интерес» демонстрируют силовые структуры — МВД, Росгвардия, а также МЧС. «Если бы у них были средства, они бы уже покупали», — заверил гендиректор. По словам источника «БИЗНЕС Online» в отрасли, «МВД, а теперь Росгвардия, хотели много „Ансатов“, в том числе с системами быстрого десантирования». Но дело пока застопорилось.
Как будет покупаться «Ансат», зависит не только от добровольно-принудительной системы его приобретения, какую мы наблюдаем на примере минздрава, но и от расторопности самого КВЗ. «По программе „Ансат“ под влиянием разного рода причин ситуация меняется в лучшую сторону, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Однако это длительный процесс. Первая отметка — „100“ — не пройдена. Впрочем, на данном (начальном) этапе определяющий фактор даже не численность, а „безболезненность“ ввода программы в эксплуатацию. И здесь важно, насколько не только вертолет, а вся система эксплуатации (персонал, документация, средства наземного обслуживания) готова к работе, насколько она способна быстро решать возникающие проблемы по обеспечению безопасного и интенсивного использования машин».
Первые поставленные медицинские «Ансаты» уже доказали свою супервостребованность, например, в Волгограде и в Кирове, где они уже вовсю спасают людей
При этом, по мнению Матвеева, поскольку у программы «Ансат» есть и недостатки (ценовые, конструктивно-производственные, логистические, кадровые), некоторые богатые регионы не откажутся от приобретения для своих медиков и иностранных вертолетов (такие машины летают, например, в Москве), хотя и сильно сократят такие покупки. «Во-первых, с точки зрения эффективности санитарные вертолеты могут быть и другой размерности, например, более легкие, — говорит эксперт. — Во-вторых, конкуренция „Ансату“ не помешает».
Также в обозримом будущем может порадовать казанских вертолетостроителей и программа Ми-38. Как напомнил в беседе с «БИЗНЕС Online» Лигай, уже есть контракт с минобороны. Кроме того, по его словам, «есть ряд госструктур, которые запланировали закупки этих вертолетов, и мы начинаем их изготавливать в следующем году».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.