.
Фото: ©Нина Зотина, РИА «Новости»

БАНКОВСКАЯ АССОЦИАЦИЯ 2.0 И КРЕДИТНЫЕ РЕКОРДЫ 

Сегодня жарким сочинским днем в «Рэдиссон Лазурная» собрался весь банковский свет на международный банковский форум «Банки России — XXI век». В основном были все те, кто еще накануне, как рассказывал «БИЗНЕС Online», превращали ассоциацию региональных банков «Россия» в более значимое объединение — ассоциацию банков России, которую теперь ненароком можно перепутать с ассоциацией российских банков, откуда свершился массовый исход крупнейших кредитных организаций страны после яростной критики президентом объединения Гарегином Тосуняном политики Центробанка. Сам регулятор, кажется, такое форматирование в банковской сфере только поддерживал.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина в светло-голубом костюме, как сочинская утренняя дымка, каким-то чудесным образом оказалась на сцене, пока банкиры, преимущественно мужчины в строгих костюмах, переговаривались, порой спорили, но, безусловно, все находились в каком-то особо приподнятом настроении. А Эльвира Сахипзадовна, такая строгая и одновременно скромная, со сцены следила внимательным взором за тем, как они в спешке рассаживались, едва завидев столь высокую гостью. 

У Набиуллиной, очевидно, были большие ожидания от этого обновленного 28-летнего объединения банкиров, которое теперь всякий раз заверяет в настрое на конструктивное сотрудничество, а отнюдь не на критику. Но это, впрочем, неудивительно, учитывая, что новым президентом ассоциации банков России стал человек регулятора: Георгий Лунтовский только 1 сентября покинул пост первого зампреда ЦБ. Сомневаться в том, то он не пойдет против Банка России, в котором проработал 18 лет, явно не приходится.

«Очень важно, чтобы рыночные участники, добросовестные, которые своей целью видят долгосрочное успешное развитие своего бизнеса в конкурентных условиях, приняли решение о том, что ассоциация станет площадкой для диалога между крупными и малыми банками, помогая находить баланс интересов разным игрокам, а также быть эффективной площадкой взаимодействия банков и регулятора», — дала Набиуллина свою оценку свершившейся накануне трансформации ассоциации. 

Георгий Лунтовский Георгий Лунтовский Фото: ©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

Глава ЦБ была и в целом довольна положением в банковской сфере, которая месяц от месяца демонстрировала, что кризис остался где-то в прошлом. Об этом свидетельствовал рост основных показателей деятельности банков. Так, например, за 8 месяцев этого года активы банковского сектора увеличились на 4,5%, кредиты экономике — на 3,5%, кредиты нефинансовым организациям — на 2,3%, а также на 7% вырос объем кредитов физическим лицам. «В целом можно с уверенностью говорить о восстановлении розничного кредитования при одновременной стабилизации его качества на фоне перехода банков к более консервативным скорринговым моделям, — констатировала Набиуллина. — Удалось стабилизировать качество кредитного портфеля. При этом по корпоративным кредитам удельный вес просроченной задолженности чуть вырос, по розничным кредитам чуть сократился. Изменения очень небольшие, скорее можно говорить о стабилизации просроченной задолженности». 

Как чуть позднее рассказал пока еще глава ВТБ24 Михаил Задорнов, тенденция роста кредитования населения началась в июле 2016 года. С этого времени устойчивые темпы роста кредитования стали свойственны всем сегментам рынка потребительского кредитования. «Быстрее всего, почти на 40 процентов, росли автокредиты, на 25 процентов — темп роста кредитования наличными, POS-кредитования — около 10 процентов. Ипотека сейчас показывает устойчивый двадцатипроцентный рост», — рассказал Задорнов.

Он уверен, что наибольшую роль для поддержки кредитования сыграли две госпрограммы — субсидирование процентной ставки по ипотеке и льготное автокредитование. «Они дали реальный весомый результат при очень небольших бюджетных затратах. Это позволило сохранить рынок жилищного строительства, а сейчас позволяет развиться рынку автокредитования», — отметил Задорнов. Особо в этом ряду можно выделить ипотеку, которая, как считает глава ВТБ24, станет рекордом этого года. «Мы наблюдаем в мае, июне и июле рекордные для всей истории ипотечного рынка темпы выдачи ипотечных кредитов. Мы сейчас опережаем самый лучший исторический 2014 год. Я не сомневаюсь, что 2017 год по объемам выдачи ипотечных кредитов станет лучшим годом за всю историю», — отметил он.

Помимо этого, радует ЦБ и рост вкладов населения: этот показатель увеличился за 8 месяцев на 5 процентов — до без малого 25 трлн рублей. Гораздо скромнее растут депозиты и средства организаций на счетах. «Характерно, что для банковского сектора доля вкладов населения в пассивах банков превысила долю корпоративного фондирования», — отметила Набиуллина.

А прибыль банков за 8 прошедших месяцев уже превысила финансовые показатели прошлого года — они заработали 997 млрд рублей. 

Михаил Задорнов Михаил Задорнов Фото: ©Нина Зотина, РИА «Новости»

СОБСТВЕННИКИ «ЮГРЫ» «КРАЙНЕ АГРЕССИВНО ОБХОДИЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ РЕГУЛЯТОРА»

Но не все кредитные организации успешно переживают этот год. Набиуллина решила прокомментировать только два самых скандальных случая — отзыв лицензии у «Югры» и введение временной администрации в «Открытие». Что касается «Югры», то для регулятора этот случай стал «крайне неприятным кейсом» в череде отзыва лицензий. Однако в Банке России уверены, что собственники «Югры» сами виноваты в таком результате, поскольку создали «карманный банк для финансирования прежде всего своих проектов». «Но при этом активно и крайне агрессивно обходили ограничения регулятора, привлекая средства вкладчиков. Кредитный портфель был низкого качества», — возмущалась Набиуллина.

ЦБ не устроил предложенный собственниками план спасения банка, который, по словам главы Банка России, не соответствовал законодательству, да еще и предполагал долгосрочное 10-летнее субсидирование государством, по сути, бизнес-проектов группы частных лиц. «Отзыв лицензий стал закономерным итогом действий собственников и менеджеров банка. Надеюсь, что присутствующие банки понимают, что не надо пытаться обманывать регулятор через запутанные схемы владения и неформальные договоренности, — строго отметила Набиуллина. — Банковский бизнес должен быть именно банковским, а не инвестиционным. Если собственники банка хотят заниматься иным бизнесом, пусть его финансируют не из средств вкладчиков своих же банков. А то у нас получается асиммитричное распределение вершков и корешков: если бизнес успешен, то владельцы богатеют, а если нет, то АСВ должно выплачивать вкладчикам страховое возмещение. Такой подход для нас неприемлем».

А вот ситуацию с «Открытием» в Банке России считают несколько иной, поэтому было несколько причин не отзывать лицензию, как у «Югры», а санировать. Во-первых, too big too fall: «„Открытие“ является системно значимым банком, а „Югра“ — нет. Во-вторых, «Югра» практически не интегрирована в финансовую систему, ее связи с другими институтами слабы, в то время как ситуация в „Открытии“ отражается на многих банках, пенсионных фондах, страховых организациях. „Югра“ не обладала бизнес-моделью, которая даже при докапитализации могла стать жизнеспособной. Это модель привлечения средств в основном населения и финансирования бизнес-проектов, связанных с собственниками, — пояснила Набиуллина. — При всех изъянах и рискованности бизнес-модели „Открытия“ она может быть вылечена, починена и может развиваться».

«Лечить» и «чинить» «Открытие» в ЦБ решили путем прямого вхождения в капитал банка фонда консолидации банковского сектора. «Этот механизм нам позволяет решать проблемы даже крупных банков, не создавая риски финансовой стабильности», — объяснила глава ЦБ выбор регулятора. Более того, по ее словам, негативный эффект от случившегося в «Открытии» на финансовую систему был минимален. «Таким образом, перерастания проблем одного крупного банка в системную проблему удалось избежать», — довольна Набиуллина.

Эльвира Набиуллина Эльвира Набиуллина Фото: ©Нина Зотина, РИА «Новости»

Впрочем, глава ЦБ уверена, что подобная модель никоим образом не несет риски огосударствления банковского сектора, как об этом могли подумать некоторые. «Нет, не несет, — успокаивала она банкиров. — Мы планируем достаточно быстро приводить в порядок финансовые институты, которые получают средства фонда консолидации и при необходимости реструктурировать такие банки, в том числе объединять и выводить на рынки. У нас нет задачи увеличить долю государства в банковском секторе — наоборот, наша задача в том, чтобы на рынке работали здоровые, успешные частные банки, имеющие жизнеспособную и прибыльную бизнес-модель».

Но если «Югру» к краху привела недобросовестность собственников, то в «Открытии» все несколько иначе. «Причина проблем в банке — слишком рисковая, базирующаяся на постоянной экспансии и крупномасштабных рискованных операциях, бизнес-модель. Не уделялось достаточного внимания управлению рисками», — объявила глава ЦБ. По ее словам, серьезным испытанием для «Открытия» стала санация «Траста». Но если бы это был единственный рискованный проект банка, то, вероятно, он бы устоял. «Однако дальнейшая экспансия и большое количество других рисковых сделок сделали банк уязвимым к рискам и привели к столь серьезным проблемам, что Банк России вынужден был вмешаться в ситуацию. Среди рисковых проектов была покупка „Росгосстраха“», — рассказала Набиуллина. 

Теперь на оздоровление «Открытия» ЦБ готов потратить несколько месяцев, после чего банк докапитализируют, а новым председателем правления станет нынешний глава ВТБ24 Задорнов. «Приняли это решение исходя из того, что Михаил Михайлович — один из сильнейших управленцев в банковском секторе нашей страны, имеет опыт управления крупным банком, опыт антикризисного менеджмента, имеет опыт интеграции разных банков в группу. У него очень хорошая деловая репутации, доверие клиентов», — объяснила Набиуллина журналистам выбор ЦБ. При этом, по ее словам, во временную администрацию Задорнов входить не будет, поскольку пока завершается процесс объединения ВТБ и ВТБ24. Сам Задорнов назвал для себя будущую работу в «Открытии» новым вызовом. «Я благодарен ЦБ за доверие. Это очень сложный случай, мы еще будем вместе разбираться. Но это и серьезный вызов — построить рыночную финансовую группу», — заявил он журналистам в кулуарах форума.

Два этих события теперь непосредственно отразятся и на жизни других банков. Так, ЦБ до 1 ноября этого года ждет от банков с активами выше 500 млрд рублей специальную отчетность по системам управления рисками и процедурам оценки достаточности капитала. Если выявится, что объем капитала недостаточен, то для таких кредитных организаций будут устанавливаться повышенные требований по этому показателю. «ЦБ будет анализировать не только отдельные совершенные транзакции, а комплексно оценивать качество управления рисками. Надзорные требования будут предъявляться не постфактум, а превентивно», — предупредила Набиуллина.

Еще одно новшество от ЦБ — это вопрос о материальных стимулах для менеджмента банка. Регулятор хочет добиться возможности откладывать выплату бонусов и дивидендов тех банков, которые испытывают проблемы до их устранения. «Если деятельность менеджера приводит к тому, что банк уходит с рынка или санируется с использованием госденег, то вряд ли работу менеджеров банка можно признать эффективной и достойной бонусов», — пояснила глава ЦБ. В частности, теперь регулятор намерен в суде оспорить выплату менеджерами «Открытия» себе бонусов за первое полугодие 2017 года. 

Анатолий Аксаков Анатолий Аксаков Фото: ©Нина Зотина, РИА «Новости»

«КРИПТОМАНИЯ ОПАСНА, МЫ ВИДИМ РИСКИ ПРИ ВВЕДЕНИИ В ЛЕГАЛЬНЫЙ ОБОРОТ КРИПТОВАЛЮТ»

Еще одна любопытная и, скажем так, модная тема криптовалют была поднята на форуме с легкой руки председателя комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолия Аксакова. Удивительно, но он, вчерашний президент ассоциации региональных банков, рассуждал о возможной легализации криптовалют. «Мы определили задачу, что необходимо все-такие легализовать, дать определение, что такое криптовалюты, определить площадку, на которой они должны обмениваться, ввести реестр майнеров так называемых, в том числе вовлекая их в уплату налогов в российский бюджет», — фантазировал Аксаков. 

Но оказалось, что он, кажется, единственный, кто позволил себе либеральное отношение к феномену криптовалют. В этом плане ЦБ, напротив, последовательно придерживается жесткой линии. «„Криптомания“ опасна, мы видим риски при введении в легальный оборот криптовалют, потому что это может дополнительно поддержать интерес к использованию криптовалют. Мы категорически против вводить криптовалюты в качестве денежного средства, против приравнивания к иностранным валютам. Нынешние механизмы использования криптовалют имеют признаки пирамиды, стоимость во многом растет за счет того, что вовлекаются в эти схемы все большее количество участников. Большой вопрос: нужно ли легализовывать? Мы пирамиды не легализовываем. Надо предупреждать инвесторов о высоких рисках, это высокорисковые спекулятивные инвестиции, которые делают наши граждане», — недвусмысленно отреагировала Набиуллина на предложение депутата.

Вероятнее всего, столь же непоколебима в позиции по криптовалютам будет и обновленная ассоциация банков России. Во всяком случае, ее новый президент Георгий Лунтовский признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что еще до конца не оторвался от Банка России. «Мне ближе позиция ЦБ, поскольку я только вышел оттуда. Я в свое время занимался этой проблемой, в том числе мы эту тему не раз обсуждали в рамках совета безопасности. Там есть нюансы, которые надо учитывать. Я бы не торопился с легализацией так называемых валют», — заявил он. Более того, Лунтовский согласился с Набиуллиной и насчет пирамид, которые «неизвестно в какой момент могут рухнуть». «У меня нет прогноза, я просто осторожный человек. Присматриваюсь, но не вкладываю свои деньги», — отрезал он.