В селе Мусабай на народном сходе жители села, а также соседних  деревень впервые получили возможность официально высказать свое отношение к строительству близ их сел мегаптицекомплекса В Мусабай-Заводе на народном сходе жители села, а также соседних деревень впервые получили возможность официально высказать свое отношение к строительству близ их сел мегаптицекомплекса Фото: Олег Спиридонов

СХОД С ПЯТОЙ ПОПЫТКИ

«Неужели власти так и не услышат наши голоса против строительства этого птичника?» — задавал вопрос пожилой мужчина своему уже тоже немолодому собеседнику, пока мусабаевцы, подтягивающиеся к клубу, томились в ожидании начала сельского схода. — Времена ведь уже не те! Это раньше мнение народа власти могли спокойно проигнорировать, но сейчас-то уже должны учитывать наше мнение, если мы все как один выступаем против!» — размышлял мужчина.

В селе Мусабай-Завод на состоявшемся в минувшую субботу народном сходе жители села, а также соседних  деревень Кзыл-Байрак, Таш-Кичу и Бурдыбаш впервые получили возможность официально высказать свое отношение к строительству близ их сел мегаптицекомплекса, рассчитанного на производство 100 тыс. тонн курятины в год. Получить у властей Тукаевского района разрешение на сход группе активистов удалось лишь с пятой попытки. Четыре раза заявку в администрации района под разными предлогами принимать отказывались — то нет расшифровки имени-отчества организатора, то телефон не указан, то место не подходит...  

Напомним, что к строительству птицефабрики во втором квартале следующего года намерен приступить «Челны-Бройлер», входящий в холдинг «Агросила групп», подконтрольный гендиректору Сетевой компании и депутату челнинского горсовета Ильшату Фардиеву. Общий объем инвестиций в проект превысит 6,1 млрд рублей. Прознав в середине августа о намерениях «Агросилы», местные жители начали сбор подписей под петицией против. Позже к ней присоединились еще три соседних села. Документ направили  сразу по нескольким адресам — руководителю Росприроднадзора по РТ Фариту Хайрутдинову, члену Совета Федерации РФ Олегу Морозову и президенту РТ Рустаму Минниханову. Основной довод сельчан — угроза экологии, которая будет выражаться в первую очередь в дурном запахе. Впрочем, в самом «Челны-Бройлере» опасения жителей по поводу экологии считают беспочвенными. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на действующем предприятии, не почувствовала неприятного запаха — и это, пожалуй, самый сильный аргумент, отличающий ситуацию от конфликта в Мензелинском районе, где «Камский Бекон» так и не смог пока начать строительство свинофермы.

... Холдинг «Агросила групп» подконтролен гендиректору Сетевой компании и депутату челнинского горсовета Ильшату Фардиеву (справа)
Фото: «БИЗНЕС Online»

В «Челны-Бройлере» утверждают,  что проект полностью соответствуют действующим нормативным документам. Так, птицекомплекс должен располагаться в радиусе не менее 1 км от населенных пунктов. В случае проекта «Мусабай» данные нормы выполняются, причем расстояние было даже увеличено до 1,5 километров. «Наличие современных западных методов очистки позволит избежать появления неприятного запаха и загрязнения окружающей среды. Помет от птичников будет обрабатываться при помощи натуральных микробиологических материалов. Это не химия, как считают обыватели, а действительно натуральные материалы, которые безопасны для экологии», — говорится в сообщении, которое компания «Челны-Бройлер» прислала в ответ на запрос нашего издания. 

Также жителей волновал близлежащий пруд, доступ к которому, как они опасаются, перекроют. Однако и на это предприятие подчеркнуло, что «Челны-Бройлер» не имеет права его закрывать, потому что водоем не находится в собственности компании. Жители по-прежнему будут беспрепятственно им пользоваться, исключая «народную» тропу, проходящую через территорию будущего птицекомплекса. Зато в «Челны-Бройлере» уверяют, что благодаря предприятию  будет создана дополнительная инфраструктура: медпункт, пожарная охрана, отдельная электроподстанция, газопровод и 11 км дорожного покрытия.

...
Фото: Асхат Идиятуллин

«ЖЕЛАНИЕ У ЭТОГО ИНВЕСТОРА ОДНО — ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ПРИБЫЛЬ ЗА КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ»

К 19 часам, на которые и был назначен сход, актовый зал местного клуба, явно не видавший в последние десятилетия ремонта, был заполнен под завязку. Люди тем временем все продолжали и продолжали в него заходить, вследствие чего многим пришлось наблюдать за происходящим в зале стоя. Сам организатор схода, Наиль Абдуллин, которого футболила администрация района, также скромно стоял у стены актового зала.

«Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы обсудить возможное строительство в мусабайзаводском  сельском поселении птицефабрики „Челны-Бройлер“», — объявила на татарском языке обосновавшаяся в президиуме глава Мусабайзаводского сельского поселения Фарида Аглязова. Надо отметить, что до сих пор в публичном пространстве Аглязова почти не появлялась, занимая по больному вопросу нейтральную позицию. «Регламент нашей встречи таков — все, кто хочет выступить сегодня, должны предварительно записаться. Кто сейчас не запишется, тому слово предоставлено не будет. Давайте записывайтесь», — призвала она своих односельчан. Пришедшие обсудить животрепещущую тему жители поначалу возмутились подобной формой проведения схода, заявив, что, если это действительно сход, а не мероприятие для галочки, каждый волен делиться своими соображениями в режиме свободного микрофона. Кто-то даже заявил, что надо уходить с этого «концерта», и потянулся к выходу, однако сельская глава заявила, что повышать здесь друг на друга голос нет никакого смысла. Сегодня, мол, никаких решений принимать не планируется, а жителей окрестных сел инициативная группа пригласила на сход лишь для того, чтобы обменяться с ними своими мыслями и соображениями.

На вопрос из зала, а приехало ли на встречу с народом руководство района и самого «Челны-Бройлера», Аглязова заявила, что высокие руководители приедут, лишь когда будут проводиться публичные слушания.  А сегодня, мол, на встречу приехали чиновники рангом пониже. Компанию в президиуме Аглязовой составлял и. о. начальника земельно-имущественной палаты района Альфред Мингалимов, а в первом ряду зала разместились заместитель руководителя исполкома Тукаевского района Ильсияр Абзалова и помощник главы района по противодействию коррупции Робис Гатиятуллин. Впрочем, никто их них за все время схода не проронил ни слова. В итоге в списке желающих высказать свою точку зрения все же оказалось около 8 фамилий.

Первым вышел к микрофону житель Мусабая Фарит Якупов, как выяснилось позже экс-директор челнинского филиала ОАО «Татавтодор». Он выдвинул версию, которая, с его точки зрения, объясняла желание менеджмента компании построить фабрику именно рядом с их селом.

...
Фото: Олег Спиридонов

«У „Челны-Бройлера“ здесь есть своя земля, это, во-первых. Во-вторых, подъездные пути к месту предполагаемого строительства тоже уже есть, новых дорог им строить практически не придется. 1,2 километра с одной стороны и чуть более километра с другой — это все, что им понадобится. Да и те наверняка  построят за счет каких-нибудь госпрограмм. Желание у этого инвестора одно — получить максимальную прибыль за очень короткий промежуток времени. Какого-либо мониторинга территорий в Татарстане, где можно было бы еще построить такой комплекс, они вообще не делали, преследуя лишь одну цель — минимизировать свои затраты на строительство и в дальнейшем иметь минимальные расходы при транспортировке кормов и готовой продукции. Но, заботясь только о своих прибылях, они забывают, что в пределах 2 километров от предполагаемого строительства расположены три деревни — Мусабай-Завод, Кзыл Байрак, Бурдыбаш и чуть подальше — Таш-Кичу. Наши деревни сейчас растут. Каждый год по несколько десятков домов у нас строится. А строятся по одной простой причине — здесь природа, свежий воздух, лес. Чтобы наши дети и внуки росли здоровыми, здесь все есть», — сказал выступающий. И, выдержав драматическую паузу, добавил: «Пока есть».

По его словам, согласно СанПиНу, санитарная зона у птицефабрики должна быть не менее километра, но на практике получается так, что с одной стороны предполагаемого места строительства до леса остается 500 метров, а с другой — не более 700. И плюс ко всему там же находится единственный в поселении водоем. «И если эту фабрику построят, то напрямую к нему мы подойти уже не сможем. Руководство „Челны-Бройлера“ утверждает, что доступ к пруду сохранится  в объезд — через село Бурдыбаш. Но это при условии, что вода там останется чистой. В лес мы сейчас ходим отдыхать, собирать грибы, но никто ведь не может гарантировать, что на этом птицекомплексе не случится какой-нибудь эпидемии, которая не так давно уже случилась на Лаишевской птицефабрике. И что тогда у нас получится? В полукилометре от птицефабрики лес, а там живут и тетерева и куропатки и другие птицы. И что мы тогда будем делать, если инфекция на птицефабрику будет занесена?» — спросил Якупов и сам же ответил на свой вопрос: «Придется или сжигать сотни гектаров леса или отравлять там все ядохимикатами. Погибнет вся живность, будет катастрофа! Птицефабрику в этом месте строить ни в коем случае нельзя! Почему они не взяли землю чуть ближе к деревне Шукрале или Куперли? Там на протяжении 4 километров леса нет и водоемов нет. Почему там нельзя построить? Потому что это дополнительные расходы — землю надо покупать, и дороги строить. На основании этого я и делаю вывод, что мониторинг они вообще не проводили», — заявил он.      

— Правильно! — раздался глас народа, после чего зал взорвался бурными аплодисментами, которые сопровождали практически каждое выступление и в дальнейшем.

— Если сегодня народ выступит против строительства, я просил бы, чтобы и администрация Тукаевского района и депутаты не только бы поддержали нас, но и встали впереди нас. Для этого мы их и избирали.  Сейчас у нас остался уже один активист, сначала их было много. Но, к сожалению, идет обработка активистов», — заявил Якупов, намекая на административный ресурс, применяемый местной властью.

...
Фото: Асхат Идиятуллин

«ЭТО ВСЕ ПУСТЫЕ ОБЕЩАНИЯ, ЭТО ВСЕ ТУФТА!»

Вышедший после Якупова к сцене тот самый единственный активист Абдуллин рассказал сельчанам, что после того как 21 августа состоялись публичные слушания по поводу строительства птицекомплекса, была создана инициативная группа из 5 человек. «Нам удалось попасть на прием к депутату Госдумы Альфие Когогиной, которая пообещала, что будет держать вопрос на контроле, и заверила, что разрешение на строительство птицекомплекса может быть выдано только после того, как жители села дадут свое согласие. Она попросила руководство района провести с жителями разъяснительную работу. Когда мы собирали подписи, один умный человек мне сказал: „Сколько бы мухи ни бились в окно, окно все равно не разобьется“. Он так давал мне понять, что это как раз наш случай и что воля народа ничего не значит. Но я считаю, что это не так. Если мы все вместе выступим против, нам никто не сможет ничего противопоставить!» — эмоционально заявил Абдуллин.

Далее он напомнил, что разрешения на строительство компании еще не выдано и жители поселения только все вместе смогут не допустить строительства, которое якобы испортит экологию.

«Этот сход нам уже давно надо было провести, мы с ним опоздали, — заявил третий выступающий Ринат Тагиров. —  Землю им [„Челны-Бройлеру“], уже выделили, причем давно. Как выделили — никто не знает. С одного края деревни землю обрабатывают выходцы из Узбекистана, с другого края — соседи из Удмуртии, а татары никуда и зайти не могут! Хорошо, хоть глава нашего поселения этот вопрос сейчас стала поднимать, — обратив свой взор на Аглязову, заявил спикер. — В газете, конечно, про перспективу и Мусабая, и птицефабрики красиво расписали (речь, очевидно, о статье в районной газете „Светлый путь“ прим. ред.), но я ни одному их слову не верю. Сначала они там написали, что дорога, по которой жители села ездят к водоему, закрыта не будет, а уже через неделю, видимо, подумав, написали, что эту „козью тропу“ — так они дорогу называют, по которой мы на пруд ездим, — закроют. Написали, что будет создано 300 новых рабочих мест и жители села на фабрику будут трудоустроены. Я считаю, что это все пустые обещания, это все туфта! „Челны-Бройлер“ — это частная организация. Сегодня они сказали так, а завтра передумали».

...
Фото: Асхат Идиятуллин

Тагиров также напомнил собранию, что не далее как пару недель назад компания присылала в Мусабай своих волонтеров, которые ходили по деревне и агитировали жителей проголосовать за строительство птицекомплекса. «Вместо этих волонтеров наши депутаты должны были ходить по деревне и спрашивать мнение народа относительно строительства, потому что мы им доверили свои голоса. Почему они не сделали заявления по этому поводу?!» — спросил Тагиров. После этих слов Аглязова заметила, что приезд волонтеров с птицефабрики с сельсоветом никто не согласовывал и депутаты могли попросту этого не знать. Это была инициатива исключительно «Челны-Бройлера». Однако Тагиров продолжал настаивать на том, что депутаты первыми должны были забить тревогу — обращаться в аппарат президента и другие инстанции. «Мы, жители четырех сел, выступаем против! Нам здесь эта птицефабрика не нужна!» — заявил он под занавес своего выступления.

Следующий выступающий, Заки Тахабиев, по его собственным словам, много лет проработавший  на нижнекамских химических предприятиях, обратил внимание собравшихся на то, что при выборе места для строительства роза ветров «Челны-Бройлером» не учитывалась. В Нижнекамске, по его словам, институту, проектировавшему «Нижнекамскнефтехим», в свое время была вручена государственная премия, так как ученые смогли разместить нефтехимические производства таким образом, что ветер с химкомбината вообще не дул в сторону Нижнекамска. Все сдувало в Тукаевский район — в малочисленные тогда села Биклянь, Бетьки, Мелекес. «Если эту птицефабрику посадят к нам, все тяжелые запахи будут идти как раз на нас. Хоть в руководстве „Челны-Бройлера“ и заявляют, что запахов не будет, но мы же все прекрасно знаем, что если даже твой сосед сарай чистит, то запах и до тебя доносится. А что будет, когда здесь появится фабрика, превышающая по мощности все нынешние возможности „Челны Бройлера“? Плюс ко всему надо ведь учитывать и тот факт, что на предприятии и техногенная авария может произойти. Там же везде химия используется! Я в Мусабае живу уже 33 года и прекрасно знаю, что здесь зарождаются пять речек, которые затем утекают отсюда и в другие районы в том числе. Если в них попадут опасные стоки, может ведь случиться большая катастрофа! И я, и вся моя семья выступаем против строительства этой птицефабрики!  Давайте референдум устроим! Вопрос один — нужна нам здесь эта птицефабрика или нет?! Пусть люди выскажутся по этому поводу», — предложил он под всеобщее одобрение в зале, после чего, как и первый выступающий, рассказал, что его сын после одного комментария в СМИ начал подвергаться давлению.

«Из Казани уже ему на работу позвонили и провели соответствующую беседу. Преследование идет, одним словом. Тех, кто в бюджетной сфере работает, это особенно касается. Это мы, пенсионеры, не боимся, поэтому и говорим здесь открыто, что выступаем против», — подытожил Тахабиев.

Когда глава сельсовета предоставила слово Рамизе Шайхутдиновой, к сцене двинулась прихрамывающая бабушка. «Этой старой бабке жить-то осталось совсем чуть-чуть, можете вы сказать, — обратилась старая женщина к залу. — Ей-то что до этого строительства?! Но не говорите так, пожалуйста. Я в Мусабае выросла, я здесь больше 40 лет проработала, я деревенских жителей очень люблю. Газеты читаю, с людьми разговариваю. Наша деревня растет, живет, развивается. И остаться равнодушной к проблемам деревни я не могу». Зал громко зааплодировал. Бабушка, волнуясь, рассказала, какие красивые и нетронутые цивилизацией места еще сохранились на мусабаевской земл, и что хорошо бы было вместо птицекомплекса построить в этих заповедных местах санаторий. «Почему они в другом месте не строят-то свой птицекомплекс? Зачем же нашу первозданную природу портить этим комплексом?» — возмутилась она, попутно бросив камень и в огород районных газет: «До сегодняшнего дня я практически всему написанному в газетах верила, но сейчас перестала. Назип Хазипов, замминистра сельского хозяйства РТ, критикует жителей нашего села за то, что мы выступаем против. Он же сам, наверное, тоже уроженец села. Пусть даст разрешение на строительство этого птицекомплекса на окраине своего села! — выдала бабушка предложение, встреченное бурными овациями. — Здесь же живут ветераны, заслуженные люди, у нас тоже есть дети, внуки. И мы тоже очень переживаем за то, что у нас могут построит эту птицефабрику». 

...
Фото: Асхат Идиятуллин

Расима Мухаметгараева, взявшая слово после бабушки, заявила, что Тукаевский район и так уже по самое не хочу напичкан экологически небезопасными предприятиями, назвав в их числе помимо «Челны-Бройлера» и «Камский Бекон». «Что, в других районах земля кончилась, что ли, для такого строительства? Заинский, Муслюмовский, Сармановский, Актанышский районы — пожалуйста,  пусть строят! Нет, все идут в Тукаевский район, словно слепой, нашедший одну дырку... Так не пойдет!» — горячо заявила жительница. Женщина при том напомнила собравшимся, что в прошлом году из-за доносившегося тяжелого запаха со стороны ферм «Камского Бекона», расположенных в поселке Комсомолец, в Мусабае нельзя было даже форточку открыть — настолько отвратительная стояла вонь. «И ведь вы только представьте — в нескольких километрах от нас эта ферма расположена. Мы все ходили по улице, закрыв нос руками, —  эмоционально рассказывала женщина. —  А здесь же речь идет о 48 птичниках у нас под боком! Так не пойдет! Берут и втыкают куда хотят свои фермы! Куда вообще администрация Тукаевского района смотрит, Фарида Ахметовна? — повернувшись к главе поселения, обратилась женщина. — Пусть строят в другом месте, моя семья выступает против!»

Следующие выступления Сергея Павлова и Рината Иткаева, приехавших на сход из Кзыл-Байрака, были в том же ключе. По словам молодых людей, в их деревне живут люди, которые работают на птицефабрике, и даже они выступают против строительства. В разговорах с односельчанами они объясняют, что против возведения птицекомплекса, но их работодатель якобы запретил им под страхом увольнения подписывать какие-либо петиции. «И если этот птичник появится, то из лесного массива, который простирается аж до Заинского района, уйдут все дикие животные, потому что во избежание заноса на территорию птицефабрики инфекций дорогу, ведущую к ней, будут постоянно обрабатывать химией. Это будет просто мертвая зона, как Чернобыль. Для нас никакого смысла в строительстве этого птицекомплекса нет», — заверили соседи мусабаевцев.

После схода все, шушукаясь между собой, разошлись. Однако это собрание было не последним. По словам руководства поселения, впереди главный бой — еще одни публичные слушания. «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.