Советский райсуд Казани поместил под домашний арест конкурсного управляющего автовокзала «Южный» Вакиля Абдрашитова. Его подозревают в особо крупном мошенничестве — продаже автовокзала известному казанскому перевозчику «Буревестник» вдвое-втрое дешевле его стоимости в ущерб кредиторам. Под следствием и топ-менеджер «Буревестника» Резеда Валиева. Обвиняемый сообщил суду, что он «в шоке», а следователь назвал фамилию ключевого свидетеля — Исламов. В ситуации разбирался «БИЗНЕС Online».
ОСОБО КРУПНЫЙ КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ
Сегодня Советский райсуд Казани арестовал конкурсного управляющего обанкротившегося автовокзала «Южный» Вакиля Абдрашитова. Он был задержан во вторник, 22 августа, в Казани в ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. Его подозревают в особо крупном мошенничестве, в результате которого кредиторам «Южного» был нанесен ущерб.
В октябре 2014 года Арбитражный суд РТ признал ЗАО «Холдинговая компания „Республиканское объединение автовокзалов и автостанций“» („ХК „РОАиА“, владелец автовокзала „Южный“), которое считается близким к семье экс-министра транспорта РТ Владимира Швецова, банкротом. Конкурсным управляющим при этом был утвержден Абдрашитов, а в реестр кредиторов было включено требование ПАО „АК БАРС“ БАНК в размере около 60 млн рублей.
По версии следствия, в дальнейшем между банком и ООО „Автовокзал „Буревестник“ был заключен договор уступки прав требований по кредитному договору и договору об ипотеке незавершенного строительства объекта и права аренды участка. Между тем в апреле 2017 года Абдрашитов и неустановленные лица предоставили в Арбитражный суд сфальсифицированное положение о продаже имущества „ХК „РОАиА“, согласно которому залоговый кредитор ПАО „АК БАРС“ БАНК якобы согласовал стартовую цену имущества на торгах в сумме 52,5 млн рублей. При этом Абдрашитов знал, что на тот период залоговым кредитором банк уже не являлся, а рыночная стоимость имущества составляет не менее 105 млн рублей. В результате действий Абдрашитова, считает следствие, здание автовокзала перешло в собственность ООО „Автовокзал „Буревестник“ по заниженной цене. А интересы иных кредиторов, в том числе УФНС России по Республике Татарстан на сумму более 7,4 млн рублей, не были удовлетворены („правом первой ночи“ при распределении средств, вырученных от продажи имущества, напомним, пользуется залоговый кредитор, которым в данном случае выступал сам „Буревестник“).
Холдинговая компания „Республиканское объединение автовокзалов и автостанций“, владевшая автовокзалом „Южный“, считается близкой к семье экс министра транспорта РТ Владимира Швецова (на фото)
Следственное управление СКР по РТ возбудило сразу два уголовных дела — по признакам ч. 4 ст. 159 („Мошенничество, совершенное в особо крупном размере“) и ч. 1 ст. 303 УК РФ („Фальсификация доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности“). Кроме того, по сведениям „БИЗНЕС Online“, оперативники задержали еще двоих предполагаемых участников мошеннической схемы — Резеду Валиеву и Николая Федорова.
Назначенное на 11:30 заседание об избрании меры пресечения в отношении Абдрашитова началось с небольшим опозданием. Как стало известно „БИЗНЕС Online“, следствие решило не ходатайствовать об аресте Федорова и Валиевой. Последняя, по информации наших собеседников, сейчас находится в одном из медицинских учреждений. Абдрашитова завели в зал судьи Эрнеста Муртазина в сопровождении конвоя из двух сотрудников УЭБиПК и своего адвоката. С ходатайством об избрании меры пресечения обратился следователь второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК по РТ Алия Мухъянова, член следственной группы по данному делу.
Адвокат Азат Усманов (справа), считает, что для заключения Абдрашитова (слева) под арест оснований недостаточно
„Уголовное дело возбуждено 21 августа. Установлено, что Абдрашитов был назначен конкурсным управляющим...“ — обратилась следователь Мухъянова к суду. По заявлению следствия, Абдрашитов обвиняется в тяжком преступлении — он совершил правонарушение в составе группы лиц и, находясь на свободе, может скрыться, оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства. По словам Мухъяновой, о том, что Абдрашитов оказывал давление на следствие, заявил некий свидетель Исламов (вероятно, речь идет о Марате Альбертовиче Исламове — одном из соратников Швецова). Он еще не допрошен.
Помимо прочего, следователь просила приобщить рапорт оперативников о том, что Абдрашитов может скрыться, в частности, с территории Республики Татарстан. Судья Муртазин возмутился: чем подтверждаются слова оперативника? Следствие доказательств привести не смогло. Судья же рапорт не приобщил. Таким образом, следователь попросила суд заключить Абдрашитова под стражу до 21 октября.
Защитник Абдрашитова, адвокат Азат Усманов, ходатайство не поддержал и приобщил справку и характеристику с работы о том, что тот является руководителем одной из юридических фирм. „Недостаточно доказательств для заключения Абдрашитова под арест“, — сказал защитник.
Сам Абдрашитов выглядел растерянным. Он так и заявлял журналистам в перерыве заседания: „Я отказываюсь от комментариев. Все вам расскажу, после следствия. Я вообще в шоке“. „С учетом того, что со следствием сотрудничаю, скрываться не собираюсь, в арбитражном деле все есть, повлиять на арбитражное дело никак не мог. Не понимаю, почему задержан...“ — сказал он в суде.
В итоге суд постановил отклонить ходатайство следствия и отправил Абдрашитова под домашний арест. Его адвокат после заседания наотрез отказался от комментариев.
В конце 2009 года «Южный» стал первой ласточкой из четырех автовокзалов, которые планировалось построить к Универсиаде, чтобы разгрузить центр города
ПРОДАН ВТРОЕ ДЕШЕВЛЕ ЦЕНЫ СТРОИТЕЛЬСТВА?
Банкротство и продажа с торгов автовокзала «Южного» — громкая история, которая привлекла внимание широкой общественности в апреле 2015 года. Тогда вокзал внезапно закрылся и был опечатан судебными приставами — по формальной причине отсутствия акта ввода здания в эксплуатацию (тогда как раз шла волна проверок, вызванная пожаром в ТЦ «Адмирал»). К тому моменту комплекс «Южного» проектной площадью 2,5 тыс. кв. метров вовсю функционировал, но по документам был построен на 70%. Тогда-то и выяснилось, что владелец автовокзала «ХК „РОАиА“» несколько месяцев как обанкротился и не смог продолжить стройку второй очереди вокзального комплекса. Инициатором банкротства выступил „АК БАРС“ Банк, потребовавший возврата кредита. В июне 2015 года вокзал был продан за 52,5 млн рублей на торгах ООО „Автотур“. Ее учредителем является ныне задержанная Валиева, которая также числится исполнительным директором в транспортной компании „Буревестник“. Заметим, что одна из крупнейших в Татарстане транспортных компаний, специализирующаяся на пассажирских перевозках, арендовала к тому времени на вокзале площади.
В апреле 2015 года вокзал, обслуживавший целый транспортный поток, внезапно закрылся и был опечатан судебными приставами
Строительство автовокзала в 2008 - 2009 годах вело „Республиканское объединение автовокзалов и автостанций“. Позднее в стройку, как следует из судебных материалов, вступило ООО „ПАК“ (компания также близка к Швецовым). На строительство здания в 2009 году, по официальным данным, было потрачено 150 млн рублей, из которых 75 млн. рублей — средства инвестора, то есть, вероятно, Швецовых, вторая половина — кредиты банков „АК БАРС“ и „Казанский“. Таким образом, в процессе оценки в конкурсном производстве вокзал „потерял“ треть стоимости и еще столько же — в процессе торгов. Этот факт вызвал возмущение кредиторов. Осенью 2016 года татарстанский арбитраж рассматривал иск, в котором ООО „Строймонтажналадка“ (ему ЗАО задолжало 10 млн рублей) пытался оспорить результаты вышеуказанных торгов. Компания в суде заявила, что автовокзал стоит дороже, и требовала увеличения его цены хотя бы до 84 млн рублей. Его поддержало и ООО „Пассажирский автотранспортный комбинат“ (близок к Швецовым), заявив, что объект был оценен и продан в три раза ниже реальной стоимости.
Владелец и директор транспортной компании «Буревестник» Вячеслав Улитин оказался недоступен для комментариев
Не исключено, что это возмущение теперь и вылилось в уголовное дело, хотя фабула выглядит несколько натянутой. Если рыночная цена комплекса и вправду была занижена, почему же на торгах не нашлось желающих за него побороться? История „Южного“, откуда отправляются автобусы до Альметьевска, Бугульмы, Оренбурга, Уфы, Самары, Бавлов, начиналась весьма оптимистично. В конце 2009 года он стал первой ласточкой из четырех автовокзалов, которые планировалось построить в Казани к Универсиаде. Таким образом предполагалось разгрузить центр города, ибо междугородние автобусы тащились через всю Казань, дабы высадить пассажиров на старом центральном автовокзале, который до сих пор функционирует на улице Девятаева, — после этого его должны были ликвидировать. Однако из всех запланированных появились лишь „Южный“ и автостанция на вокзале Казань-2, откуда выполняются рейсы в зеленодольском направлении. Популярности у пассажиров автостанция не снискала прежде всего потому, что здесь, в отличие от того же автовокзала „Казань-2“, где рядом находятся метро и ж/д станция, нет такой же привязки к другим видам транспорта и приезжему еще нужно постараться, чтобы правильно и быстро понять, как ему продолжить свое движение в нужном направлении. Кроме того, у пассажиров по-прежнему масса альтернатив в виде перевозчиков, не привязанных к автовокзалам.
Корреспондент „БИЗНЕС Online“ обратился за комментарием в „Буревестник“, однако владельца и директора компании Вячеслава Улитина не оказалось на рабочем месте.
По версии следствия, в результате действий Абдрашитова здание автовокзала перешло в собственность «Буревестника» по заниженной цене
WHO IS MR. АБДРАШИТОВ
Кто же наш герой, который, по версии следствия, смог вдвое удешевить покупку автовокзала для „Буревестника“? 35-летний Абдрашитов родился в одном из небольших поселков тогда еще Якутской АССР. В 2004 году он получил диплом Волгоградского государственного университета по специальности переводчика. Из открытых источников неизвестно, пошел ли Абдрашитов работать по специальности. Однако спустя почти 10 лет после окончания института, в феврале 2014 года, Абдрашитов получил свидетельство о сдаче теоретического экзамена арбитражного управляющего. В мае того же года он прошел стажировку в некоммерческом партнерстве саморегулируемой организаций арбитражных управляющих „Синергия“. Именно под эгидой этой организации Абдрашитову и доверили должность кризисного управляющего банкротившегося на тот момент автовокзала „Южный“.
Интересна и другая сторона биографии Абдрашитова: оказалось, что он еще и преуспевающий бизнесмен-сельскохозяйственник. В том же 2015 году он купил и проинвестировал некогда принадлежавшую „Вамину“ агрофирму „Тукай“ в Кукморском районе. „Вообще-то я занимаюсь оказанием аудиторских, юридических услуг, банкротством разорившихся предприятий, другими видами предпринимательства, — рассказывал преуспевающий фермер газете „Республика Татарстан“ год назад. — А здесь решил взяться за непрофильный бизнес — сельское хозяйство, стал генеральным директором и инвестором агрофирмы „Тукай“».
По последним данным, Абдрашитов уже не является гендиректором фирмы, а эту должность с июля этого года занимает Закит Ярмиев. К слову, за прошлый год выручка агрофирмы составила 144 млн при балансе в 56 млн и чистой прибыли в 5 млн рублей. 2015-й вообще стал для Абдрашитова триумфальным. В этот год, он, ко всему прочему, был избран депутатом совета Каркаусского сельского поселения Кукморского муниципального района, а ныне, как указано на официальном сайте Кукморского муниципалитета, входит в состав районной комиссии по законности и правопорядку.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.