Кирилла Серебренникова задержали сегодня ночью по подозрению в организации хищения более 68 млн рублейФото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

КАК С ОДНОЙ «КАМЧАТКИ» ПЕРЕЕХАТЬ НА ДРУГУЮ

То, что московский режиссер Кирилл Серебренников обречен на задержание и арест, было понятно еще тогда, когда у него изъяли загранпаспорт. На суконном языке правоохранительных органов, изобретенном в советские времена, это своего рода «приглашение на казнь». Над человеком как бы опускается его персональный железный занавес, обозначая, что назад пути нет и совсем скоро с железным скрежетом за ним может закрыться уже не символическая, а самая настоящая дверь КПЗ. С Серебренниковым это случилось в Петербурге, в опасной близости к Европе, где худрук «Гоголь-центра» как раз снимал фильм о юности легендарного рок-музыканта Виктора Цоя. Как известно, именно в Питере находится знаменитая кочегарка, вошедшая в историю отечественного рок-н-ролла под именем «Камчатка». Именно отсюда начинался короткий творческий путь Цоя, и именно здесь, по всей видимости, приблизился к опасному рубежу творческий путь Серебренникова. Теперь впереди у него не цоевская «Камчатка», а, возможно, самая настоящая. Еще 27 июля режиссер сообщал в своем «Фейсбуке», что он и его окружение приступили к съемках фильма «Лето», сценарий к которому написали Михаил и Лили Идовы. Не прошло и месяца, как соцсети взорвались новостью о задержании руководителя «Гоголь-центра», заимствованной с официального сайта следственного комитета РФ.

При всем уважении к Серебренникову, его вряд ли можно считать режиссером, широко известным массовому зрителю. Да, он поставил несколько десятков успешных спектаклей во МХАТе (МХТ им. Чехова), «Современнике», Большом театре, «Седьмой студии», собственном «Гоголь-центре» и пр. Да, он снял представленного в Каннах «Ученика» и еще несколько более-менее известных кинокартин, которые ряд критиков считают чересчур тенденциозными и дидактичными. И все же, как это ни парадоксально, настоящую громкую известность ему принесло дело о хищениях в «Гоголь-центре» на сумму более 200 млн рублей, стартовавшее 23 мая этого года. Теперь едва ли не каждый второй потребитель новостных лент может сказать, что Серебренников — это тот самый знаменитый режиссер, которого следственный комитет РФ подозревает  в организации хищения не менее 68 млн рублей, выделенных в 2011 - 2014 годах на реализацию проекта «Платформа».

«Его действия квалифицируются следствием по ч. 4 ст. 159 УК РФ — «Мошенничество в особо крупном размере». Следствие намерено предъявить Кириллу Серебренникову обвинение в совершении указанного преступления, а также решить вопрос об избрании меры пресечения», — беспристрастно рапортует сайт. Добавим, что данное преступление наказывается сроком лишения свободы до 10 лет, что для 47-летнего Серебренникова весьма чувствительно.

Задержание режиссера, судя по всему, состоялось в ночь на 22 августа в Петербурге, откуда опальный деятель искусства был тут же экстрадирован в сопровождении силовиков в Москву. «Его задержали сегодня ночью после съемок», — рассказал журналистам сценарист фильма о Цое Идов, выразивший при этом надежду, что кинокартина „Лето“ все же будет завершена, так как „материала отснято более чем на три четверти“. В свою очередь, адвокат Серебренникова — Дмитрий Харитонов — спешно выехал на поезде из Владимира в Москву, чтобы по крайней мере успеть к заседанию в Басманном суде, который должен будет избрать режиссеру меру пресечения. Пока же худрук «Гоголь-центра» должен находиться на допросе в СКР, однако известно, что он решил хранить молчание до приезда своего юриста.

Пока что можно предположить, что Серебренникова потопили показания, которые на него могла дать бывший бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева.  Напомним, что уголовное дело было возбуждено правоохранителями как раз по факту хищения бюджетных средств, выделенных «Седьмой студии». В деле фигурируют уже упомянутая Масляева, экс-гендиректор студии Юрий Итин и бывший генпродюсер предприятия, экс-директор «Гоголь-центра» Алексей Малобродский. Сам Серебренников до сегодняшнего дня числился всего лишь свидетелем.

Хищения, по версии следствия, осуществлялись в период с 2011 по 2014 годы: всего пропало несколько десятков миллионов рублей бюджетных средств, выделенных на развитие и популяризацию искусства. Одним из нереализованных  проектов, как считает СКР, был спектакль «Сон в летнюю ночь», хотя спектакль уже несколько лет входит в репертуар «Гоголь-центра», а последние его показы состоялись в начале июля этого года. Тем не менее сумма ущерба по этому эпизоду составляет более 2,3 млн рублей.

Дальнейшее развитие этой уголовно-театральной эпопеи известно: обыски в «Гоголь-центре» и в квартире дома Серебренникова, числящегося основателем «Седьмой студии». Масляеву оставили под стражей до 19 октября, при этом свою вину она признала полностью, заключила соглашение со следствием и даже дала показания против своих бывших коллег. Насколько известно, бывший бухгалтер студии рассказала, что они „разработали план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа», после чего с ее помощью обналичивали средства, выделенные студии». Всего, по словам Масляевой, с 2014 года со счета «Седьмой студии» исчезло не менее 100 млн рублей — они якобы были выведены в пользу фирм-однодневок. Таким образом, «Седьмая студия», по версии СКР, была создана «с целью реализации преступного умысла» на хищение субсидии в размере 200 млн рублей.

«В деле есть в том числе свидетельские показания не только Масляевой, но и других лиц, — сообщил ТАСС источник, знакомый с ситуацией. — Следствие собрало достаточно оснований для того, чтобы его [Серебренникова] статус изменился со свидетеля на подозреваемого».

Можно предположить, что Кирилла Серебренникова потопили показания, которые на него могла дать бывшая бухгалтер «Седьмой студии» Нина Масляева Фото: ©Александр Вильф, РИА «Новости»

«Я ПРИЕХАЛ СО СПЕКТАКЛЯ, КОТОРОГО НЕ БУДЕТ, НА СПЕКТАКЛЬ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО»

Дело «Седьмой студии» можно было бы считать «исключительно экономическим», если бы не политические взгляды, которыми славится Серебренников. В нулевые годы он принимал участие в протестных акциях «Стратегия-31», организуемых тогдашними непримиримыми к Кремлю национал-большевиками, и «За честные выборы!», которые проводили преимущественно либералы. В 2008 году, вскоре после «войны 08.08.08» режиссер публично изъявлял намерение пройтись по столице с плакатом «Я грузин». Хотя известно, что чуть ли не все родственники Серебренникова живут в Израиле — худрук «Гоголь-центра» таким образом демонстрировал свою солидарность и нежелание «ссориться с народом, с которым связаны пожизненно культурными кодами, симпатиями, кинематографом, театром, всем-всем». Далее он последовательно выступал в защиту участниц группы Pussy Riot, против запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав секс-меньшинств и прочего. Складывалось впечатление: что бы ни предпринял Кремль, Серебренников неизменно оказывался против. В интервью 2014 года режиссер назвал Россию «страной неотмененного рабства», а спустя два года в разговоре с журналом Esquire продекларировал, что «Россия сейчас ведет себя как нищий гопник, который от горя сошел с ума». Характеризуя высокую электоральную поддержку Кремля, режиссер заявил, что «86 — это процент страха». «Я хорошо понимаю, откуда берутся эти 86 процентов россиян, которые во всем поддерживают власть, — рассуждал он. — Особенно в войне. Процент этот, с одной стороны, совпадает с теми, кто смотрит телевизор. Но на самом деле это не поддержка даже, а просьба: „Защитите нас, пожалуйста, от реальности. Мы не хотим ничего знать про страшное, плохое. Мы не хотим ничего решать“. Это напуганные люди, которые догадываются, что правда может заставить их миропорядок рухнуть».

При всей радикальности своих воззрений Серебренников продолжал пользоваться широкой поддержкой среди коллег по цеху. В его защиту не раз высказывались актеры Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. В начале июля по случаю закрытия сезона в театре к Серебренникову съехался московский бомонд, среди которого были замечены экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, Полина Дерипаска (дочь Валентина Юмашева), миллиардер Роман Абрамович, режиссер Константин Богомолов, журналист Михаил Зыгарь и прочие.

«Все напасти проходят, сменяются режимы, сменяются деятели разные, сменяются ситуации разные, остается искусство, — пафосно заявил на той встрече Серебренников. — Спектакль, которого нет или не было (тот самый „Сон в летнюю ночь“ прим. ред.), — он оказывается живее всех живых и играется много раз при аншлагах. Спектакль, которого не будет, все равно будет (имеется в виду со скандалом снятая с показа в Большом театре премьера балета „Нуреев“ — прим. ред.). Вчера было удивительно: я приехал со спектакля, которого не будет, на спектакль, которого не было. И под вот этими хештегами проходит наша жизнь. Какие-то люди пытаются нам внушить, что нас не существует, что нас нет, и все, что мы делаем, — это не столь важно. Но то, какое количество зрителей приходит в „Гоголь-центр“, то, какое количество зрителей аплодирует вам, то, какое количество зрителей лайкает ваши чертовы статусы в «Инстаграме», говорит все-таки о том, что мы нужны — и это нужно для самых обычных прекрасных наших зрителей, умных, талантливых».

 В мае этого года обыски прошли в «Гоголь-центре» и в квартире Серебренникова Фото:  ©Максим Блинов, РИА «Новости»

СЕРЕБРЕННИКОВ И КАЗАНЬ, ИЛИ «СНЫ ИАКОВА» В СВИЯЖСКЕ

С Казанью опального худрука «Гоголь-центра» связывает прежде всего картина «Ученик», которая в прошлом году демонстрировалась на Каннском кинофестивале во второй по престижности конкурсной программе «Особый взгляд» и даже удостоилась приза им. Франсуа Шале. В продюсерскую группу фильма, общий бюджет которого оценивался в 30 млн рублей, входила соучредитель казанского фонда поддержки современного искусства «Живой город» Диана Сафарова, отправившаяся также с «Учеником» на главный мировой кинофест, а в ноябре 2016-го руководители «Живого города» в «Гоголь-центре» представляли свою творческую лабораторию «Угол» на первом общероссийском форуме независимых театров.

Кроме того, в нынешней команде известного столичного режиссера и идеолога театра  есть как минимум один актер с татарстанскими корнями — это звезда бондарчуковского «Притяжения» Риналь Мухаметов. Он учился на курсе Серебренникова в школе-студии МХАТ, затем работал в «Седьмой студии», после чего вошел в труппу «Гоголь-центра». Любопытно, что в интервью «БИЗНЕС Online» Мухаметов называл своим любимым спектаклем Серебренникова «Сон в летнюю ночь», тот самый, который, как позднее выяснилось, по версии одного из прокуроров, не был поставлен.


Наконец, прямо сейчас неподалеку от Казани в Свияжске над постановкой своей оперы «Сны Иакова, или Страшно место» работает давний соратник режиссера, неоднократный лауреат «Золотой маски», композитор Александр Маноцков. Еще в середине нулевых он писал музыку к спектаклям Серебренникова, например, к «Голой пионерке» и «Антоний & Клеопатра. Версия» в «Современнике», где блистала Хаматова. А самая последняя из вышедших режиссерских работ худрука «Гоголь-центра» — это опера Маноцкова «Чаадский» в столичной «Геликон-опере». «Кирилл приходит с допроса на репетицию оперы „Чаадский“, его за двое суток до нашей премьеры утащили на целый день в следственный комитет. Просто вытащили с репетиции, ее продолжили вести ассистенты. И мы не знали, вернется он к нам сейчас или нет. Он возвращается, а мы пытаемся себя вести как ни в чем не бывало», — рассказывал Маноцков в недавнем интервью «БИЗНЕС Online».

Кроме того, композитор в течение года был музыкальным руководителем той самой «Платформы» на «Винзаводе». По его словам, обвинения в краже средств — «это бред». «Уровень интенсивности работы «Платформы» был беспрецедентным при таком бюджете. Существование ее продукции — это некоторый факт, не требующий доказательств. Есть огромное количество спектаклей, публики и музыкантов, которые там были. Композиторы получали заказы, у них остались права: партитуры лежат, записи, вышли пластинки, сделанные на этих концертах. Абсурдно говорить, что чего-то не было. Было всего очень много. Мы умудрились выпустить намного больше, чем за такие деньги могли бы сделать другие», — говорит Маноцков. Премьера его «Снов Иакова» — совместного проекта музея-заповедника «Остров-град Свияжск» и фонда «Живой город» — намечена на 26 и 27 августа.

Александр Маноцков: «Кирилла за двое суток до нашей премьеры утащили на целый день в следственный комитет. Просто вытащили с репетиции. И мы не знали, вернется он к нам сейчас или нет»Фото: «БИЗНЕС Online»

«А ЗА ЧТО ПРИДУТ АРЕСТОВЫВАТЬ МЕНЯ?»

Пользователи соцсетей активно реагировали на задержание режиссера — по теме в своем «Твиттере» высказался и председатель центра стратегических разработок Алексей Кудрин, который заявил, что «арест режиссера — явно избыточная мера до суда». Он напомнил о словах президента РФ Владимира Путина, который поручил Верховному суду и генпрокуратуре проработать вопрос об освобождении от заключения под стражу предпринимателей, в отношении которых не ведутся активные следственные действия. Пользователи сопоставили с новостью о задержании Серебренникова и цитату главы МИДа России Сергея Лаврова по поводу приостановки выдачи виз США для жителей России — министр иностранных дел России тогда заявил, что «мы не будем срывать зло на американцах».

Политолог Валерий Соловей расценил задержание как рекомендацию «мастерам культуры» занять правильную политическую позицию. Эту идею подхватил журналист Сергей Доренко, который опубликовал ролик, в котором отрицает знакомство с Серебренниковым, однако волнуется о своей судьбе. «Ваша честь, но в связи с арестом Серебренникова, которого я вообще не знаю, сижу вот сейчас и думаю, когда именно и за что именно придут арестовывать меня?» — спрашивает Доренко.

Некоторые пользователи обратили внимание на сумму, в организации хищения которой подозревают режиссера, и сравнили его с зарплатой главы «Роснефти» Игоря Сечина. На фоне задержания режиссера вспомнили комментаторы и другое громкое дело о мошенничестве — строительство стадиона в Санкт-Петербурге. «О, Серебренникова задержали по подозрению в мошенничестве. То есть подозрений по „Зенит Арене“ никто не вызвал, я правильно понимаю?» — написал спортивный журналист Дмитрий Егоров

Порассуждали пользователи и о дальнейшей судьбе режиссера в случае признания его виновным — они предположили,  что спектакли режиссера будут сочетаться с атмосферой в колонии. При этом диджитал-директор канала RTVI Илья Клишин заметил, что «последним московским режиссером, арестованным в Ленинграде, был Мейерхольд. Это было 20 июня 1939 года, в 9 часов утра».

На задержание Серебренникова отреагировала и помощник президента РТ Наталия Фишман — она отметила в своем «Фейсбуке», что не может в это поверить.

«ЭТА СИТУАЦИЯ ГОВОРИТ, ЧТО СТАВИТЬ СПЕКТАКЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕЛЬЗЯ»

О том, что означает задержание Серебренникова для творческой интеллигенции, поссорит ли оно власть и людей искусства и можно ли считать это сигналом для всех неблагонадежных «творческих людей», «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов.

Всеволод Лисовский — театральный режиссер:

— Я не претендую на объективную картину, потому что понять в этих событиях что-то сложно. Но есть ощущение, что на ходу меняются правила игры сейчас. Правила игры связаны с тем, что система отчетности архаична и к реальному производству не приспособлена, но вы как-то выкручивайтесь, а мы не будем на это смотреть пристально. Сейчас уже несколько человек арестованы за то, что занимались собственной работой. В существующих условиях они делали свою работу, невзирая на обременения в виде государственных денег, они выпускали спектакли. Эта ситуация говорит, что ставить спектакли в Российской Федерации нельзя, потому что действия исключительно в рамках отчетности, принятой минкультом и другими госорганами, противоречат самому факту производства. Видимо, работать нельзя. То, что задержан не директор с правом подписи, а режиссер, художественный руководитель, означает, что сама творческая деятельность рассматривается как провоцирование преступной деятельности. С одной стороны, делать спектакль убыточно и дать в нынешних условиях, кроме государства, некому, а с другой стороны, брать у государства — смертельно опасно. Вообще, это конкретный случай, касающийся узкой отрасли деятельности, поэтому волны серебренниковской эмиграции не будет, но существующую явно не уменьшит.

Николай Сванидзе — журналист:

— Я думаю, что задержание Кирилла Серебренникова не имеет отношения к диалогу власти и культуры, это само по себе поведение наших силовиков. Сейчас они представляют собой решающий отряд нашей власти и, если называть вещи своими именами, отвязались. Вопрос не только в культуре и искусстве, он в обществе. Силовики ведут себя явно слишком жестко и агрессивно, что очень плохо для общества в целом. Конечно, Серебренников — режиссер с большим именем, поэтому это прежде всего удар по представителям творческой деятельности. Но не только! Это демонстрация всем — не только режиссерам, композиторам, художникам, причем демонстрация непонятно чего. Серебренников не занимался политикой. Это репрессии. Разумеется, эти события не ослабят волну эмиграции людей творческих и интеллектуальных профессий.

«СЕРЕБРЕННИКОВ — ЭТО ВООБЩЕ НЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ЭТО ПОЗОР НАЦИИ»

Олег Матвейчев  политолог:

— Это обозначает, что у следственного комитета есть весомые подозрения, что осуществлено хищение бюджетных средств. То есть у следствия есть свидетельские показания, улики, позволяющие предполагать, что данный человек — преступник. Преступником его, конечно, назовет только суд. Между прочим, работал он в муниципальном учреждении города Москвы, так называемый «Гоголь-центр» — это бюджетное учреждение.

Власть у нас не занимается тем, что подает какие-то сигналы. Огромное заблуждение всей нашей общественности состоит в том, что за силовыми вопросами, за правоохранительной системой стоит какая-то политика. Люди должны четко поминать, что ни у Путина, ни у администрации президента нет времени и возможности, чтобы следить за каждым. Для этого существуют десятки тысяч людей, работающих в полиции, в следственных комитетах, в судах. И им дан карт-бланш, что, ребята, если вы нашли вора, то, пожалуйста, его сажайте. Единственная политика государства состоит именно в этом. У нас правосудие — это не игрушка в руках так называемой власти. Власти и правоохранительные органы делают свою работу. Власть защищает правоохранительные органы от нападок общества, которое считает, что это делается по политическим мотивам.

Кирилл Серебренников уже на протяжении очень многих лет имел свою политическую позицию, и никто его не трогал. К политике это все никакого отношения не имеет. Нет ни одного вора в России, который бы не объяснял то, что его поймали, политикой. Сразу какие-то там политические вопросы начинают придумывать. На самом деле пусть ищут все в экономике и финансах. Никакая это не творческая интеллигенция. Серебренников — это вообще не интеллигенция, не имеет никакого отношения к творчеству, это вообще позор нации, определенная группировка, связанная с Дильман и другими пропагандистами гомосексуализма. Все это абсолютное упадничество, которое большинство людей и специалистов искусством даже близко не считает. Творческая интеллигенция — это совершенно другие люди, никто их не трогает и все с ними нормально. А это, извиняюсь за выражение, просто подонки общества, которые за бюджетные средства развращали общество, еще и воровать умудрялись, до такой наглости докатились.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Это означает системную борьбу с коррупцией, ничего удивительного в этом нет. Понятно было, что есть определенные нюансы в этом деле, но эти нюансы сейчас исчезли. В ходе работы следственных органов выяснилось, что Кирилл Серебренников все-таки причастен к этому мошенничеству, несмотря на многочисленные заявления со стороны общественности, попытки вывести его из-под ответственности. Давление общественности на президента, на правоохранительные органы с целью вывести его из-под ответственности — эти проекты оказались не успешными, посмотрим на решение суда.

Вы знаете, сколько нужно еще сигналов, чтобы мы с вами продолжали это обсуждать. Это уже не сигналы, это системная борьба с коррупцией, в которой неприкасаемых нет. Сигналы были, когда «приняли» первых губернаторов — вот это был, может быть, сигнал. Доставили их в наручниках в Москву. Сигнал был, когда начали арестовывать министров, был выход на новый уровень, я имею в виду Алексея Улюкаева. А какие этого сигналы? Это уже продолжение системной борьбы с коррупцией. Что, творческая интеллигенция не люди? Они не воруют? Воруют, поэтому и попадают под статью Уголовного кодекса Российской Федерации, перед которым все равны. Какая разница — чиновник либо культурный деятель. На любимом некоторыми Западе под уголовную ответственность попадают гении, тот же Вуди Аллен. Перед законом все равны, какая разница. Творческая гениальность не дает иммунитета от уголовного преследования. Это следует четко уяснить. Что, у нас мало сенаторов, что ли, по тюрьмам сидит?

«Я УЖЕ ДАВНО ЖДАЛ МОМЕНТА, ЧТОБЫ СИЛОВИКИ И СИСТЕМНЫЕ ЛИБЕРАЛЫ СЦЕПИЛИСЬ»

Максим Калашников — политик, футуролог, член федерального совета Партии Дела:

— Вопрос действительно сложный. Я, естественно, не имею доступа к делу Серебреникова, к этому расследованию, но я прекрасно знаю, что в Российской Федерации наше искусство, а его мейнстрим — это либеральный постмодернизм, убыточно. И при этом оно почему-то живет достаточно хорошо. Одна из недавних постановок стоила несколько миллионов долларов. То есть это суммы, сравнимые с хорошими НИОКРами или даже какими-то небольшими промышленными проектами, и эти деньги идут на наш либеральный мейнстрим. Я сомневаюсь, что это частные пожертвования. Это либо деньги бюджета, либо бизнес-структур, связанных с властью. Все эти театры убыточны, а у режиссера все хорошо. Вот я недавно прочитал, что в одном из банков, у которого отозвали лицензию, один известный режиссер держал 2 миллиона долларов. То есть на самом деле все это убыточное искусство очень хорошо спонсируется, его представители живут очень хорошо. И эта либеральная богема считает, что она должна питаться за счет государства, и при этом выступает с позиций не просто оппозиционных, я ведь сам оппозиционер, а с антирусских, русофобских. Она считает, что она вправе это делать. Ну, видимо, силовики и решили через дело Серебренникова как-то показать «правила игры». Наверное, это так.

Вот с моей точки зрения, Максима Калашникова, эти силовики, которые могут совмещать у себя в кабинете иконы и портрет Путина, ездить на сверхдорогих импортных Gelandewagen, но никогда не вложат деньги в отечественных изобретателей, ученых и прочее — они не являются альтернативой этой либеральной богеме. Это, как говорится, хрен редьки не слаще. Так что я думаю, что налицо конфликт «Серебренников — силовики», или «либеральная богема — силовики». Это примерно из того же разряда, что бодание Поклонской с Родниной или Поклонской с либералами. Эти конфликты одного порядка. Но я в этих конфликтах занимаю стороннюю позицию. Мне ни одна из этих сторон не нравится. Но если такое нарушение правил случилось, то я его могу только приветствовать, я уже давно ждал момента и даже по-своему его приближал, чтобы силовики и системные либералы сцепились. Я считаю, что для нас, для национал-патриотов, это шанс. Мы не желаем выбирать между сдачей Западу, что предлагает либеральная богема, и силовиками, которые говорят, что «Крым наш», но при этом вы должны жить как рабы, как винтики. Мы не хотим такого выбора. И чем скорее либеральная богема и силовики схватятся, тем, в общем, нам лучше.

«НЕЛЬЗЯ НА УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ ДЕЛАТЬ СЕБЕ ИМЯ, НЕЛЬЗЯ!»

Владимир Попов  политолог, публицист, соавтор Юрия Лужкова по книге «И так жить нельзя»:

— Не думаю, что после этого задержания отношения между властью и искусством изменятся кардинально. Дело в том, что я не являюсь сторонником той точки зрения, что в нашей стране должны быть люди вне закона, недоступные закону. Но это касается не только деятелей искусств, это касается многих. К сожалению, одна из трагедий нашего нынешнего общественного строя в том и состоит, что у нас появились люди, для которых закон не писан. Эта вседозволенность, пренебрежение законом характерны для многих социальных слоев, начиная с верхушки и заканчивая низовыми слоями. К сожалению, наши творческие люди не являются исключением, и, когда в их руки попадают значительные суммы, они с ними слишком легко обращаются. Во-вторых, они, как правило, окружены прилипалами — людьми, которые только это и умеют делать — вот в чем трагедия. Серебренников — своеобразно талантливый человек. Можно соглашаться или не соглашаться с его творчеством, но право на свое видение этого мира имеет каждый из нас. Другое дело — насколько все это нравственно, насколько это соответствует оздоровлению общества, привитию ему нравственных, христианских основ и многих других основ, которые из человека делают человека, а не животное. Это самое главное в оценке творчества того же Серебренникова. Но все, что касается отношения к материальным ресурсам, которые выделяет государство, должно быть святым. Здесь все должно быть строго. Если вам деньги дал продюсер и вы с ним о чем-то договорились — это ваши проблемы. Но государство сегодня спонсирует огромное количество театров, поддерживая их, и с ним нужно быть честным.

Я не исключаю, что кое-кто, для того чтобы сделать имя, скажет «фэ» и уедет, сославшись на этот инцидент. И с Богом! Нельзя на уголовном деле делать, простите за тавтологию, себе имя, нельзя! Дайте возможность следствию разобраться с составом преступления. Если его нет — принесем извинения. Но если есть — все это настолько дискредитирует само искусство и сферу этой деятельности, что допускать этого нельзя. Когда люди искусства начинают попадаться на мошенничестве, на уголовных делах — это дискредитация искусства.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ им. Туполева:

— Это означает все-таки как-никак, но борьба с коррупцией ведется. Государственные средства нельзя расходовать налево, и если есть показания главбуха о том, что по его [Серебренникова] велению это было сделано, то задержание вполне обосновано. Позже выяснят все. Дело в том, что у нас неприкасаемые возникли, причем не в той области, которая у власти, министры и губернаторы с мэрами, а в той власти, которая всегда была на вторых позициях, то есть художественных элит — мол, ее трогать нельзя. Как же ее трогать нельзя, если они такие же люди, они должны отражать интересы населения и, стало быть, тоже быть подсудными. Все должны быть равны перед законом. Почему это люди должны, благодаря тому, что у них есть талант, быть вне закона? Надо соответственно решать эти вопросы радикально. А Миронов и Хаматова, которые будут продолжать это дело и те, кто отрабатывает гранты, это не только их позиция, но и, на мой взгляд, говорит о том, что они сами не без греха. Честный человек не будет защищать нарушение принципа равенства всех перед законом.

Это уже давно началось. Это продолжение тех сигналов, которые были и раньше, а именно когда взяли министра Улюкаева, когда взяли губернаторов, мэров. Надо бороться, хотя, конечно, это все борьба с вершками, а не с корешками. Нужно прежде всего вводить зависимость власти от народа, и тогда будет проще разить эту круговую поруку.

Это не удар по творческой интеллигенции. Ну что, Меньшова задерживают? Задерживают Говорухина, Шахназарова, которые вообще гигантскими средствами ворочают? Нет же. Задерживают тех, кто каким-то образом замешан в грязи, поэтому, соответственно, надо продолжать эту линию. На мой взгляд, художественная интеллигенция, если она честная художественная интеллигенция, должна защищать принципы правового государства. Серебренников относится к либеральной, ультралиберальной интеллигенции, постмодернистской — это же дикость, что творится на сцене, но не за это же его сажают. Есть и либералы, которые получают от государства очень много наград, и никто их не сажает. Есть у нас и СМИ, которые сугубо либеральные, и ничего им не делается.