Сегодня неизвестный в маске в центре самого большого города Ханты-Мансийского автономного округа с ножом напал на прохожих. Пострадали 8 человек, нападавший был убит местными полицейскими. Исламские экстремисты уже взяли ответственность за содеянное местным жителем 1994 года рождения. Эксперты «БИЗНЕС Online» пока отказываются проводить параллели между сургутской трагедией и атаками в Европе, случившимися на этой неделе, но дают советы о том, как себя вести очевидцам таких нападений.
МЭР СУРГУТА: «ПРИЗЫВАЮ ВАС СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ И НЕ ДЕЛАТЬ СКОРОПАЛИТЕЛЬНЫХ ВЫВОДОВ»
Один из самых богатых российских городов, нефтяная столица, 360-тысячный Сургут — самый крупный населенный пункт Ханты-Мансийского автономного округа — сегодня неожиданно стал главной «горячей точкой» страны. Весь день с востока страны приходят тревожные новости. Около полудня неизвестный в маске в центре Сургута с ножом напал на прохожих, пострадали восемь человек, четверо из них по последней информации находятся в тяжелом состоянии. При задержании преступник оказал сопротивление полицейским и был ликвидирован. По данным СК, личность мужчины установлена — им оказался местный житель 1994 года рождения. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Покушение на убийство»).
«Уважаемые сургутяне, сегодня утром неизвестный, который был вооружен холодным оружием, совершил нападение на горожан. Раненым оказывается медицинская помощь. Бандит обезврежен. Полиция держит ситуацию под контролем. Призываю вас сохранять спокойствие и не делать скоропалительных выводов», — с таким заявлением выступил мэр Сургута Вадим Шувалов. Далее из-за сообщений о возможном заминировании в городе были эвакуированы сразу три торговых центра, якобы в дежурную часть поступило сообщение о заминировании торгового центра «Сити-Молл».
Поначалу официальные власти говорили о том, что теракт не входит в число рабочих версий произошедшего. Сообщалось, что «запрошены характеризующие материалы на молодого человека, будет проверяться информация о возможных его психических отклонениях». Однако ближе к вечеру террористическая группировка ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) взяла на себя ответственность за нападение мужчины с ножом на прохожих в Сургуте, сообщил «Дождь» со ссылкой на SITE Intel Group.
«Да, к сожалению сегодня в Сургуте обстановка накалена, — рассказала „БИЗНЕС Online“ главный редактор местной газеты „Татарлар“ Розалия Бакиева. — Центральные улицы были оцеплены, закрыли торговые центры на полдня. Сейчас власти успокоили, по новостям мэр города сообщил, что убийца обезврежен, не стоит опасаться». По словам Бакиевой, официально 6% населения города — это татары, то есть больше 20 тыс. человек. Между тем среди пострадавших в результате субботнего нападения также есть люди с татарскими фамилиями.
Накануне подобное преступление было совершено в Финляндии, в Турку. Мужчина с ножом (им оказался 18-летний марокканец, он был ранен и задержан), набросился на людей в районе торговой площади Пуутори. В результате два человека погибли, 8 получили ранения. «Действия ранее расследовались как убийство, но ночью мы получили дополнительную информацию, указывающую на то, что это преступление — террористические атаки», — цитируют западные СМИ заявление местной полиции. Отметим, что до сего времени Финляндия не была объектом ударов исламских экстремистов. При этом министр внутренних дел страны Паула Рисикко связала произошедшее с трагическими событиями в Барселоне, где в середине недели микроавтобус намеренно наехал на толпу людей, гуляющих по улице Рамбла. Результат — 13 убитых.
Поначалу власти говорили о том, что теракт не входит в число рабочих версий произошедшего, однако ДАИШ взяла на себя ответственность за нападение мужчины с ножом
«ОКАЗАВШИСЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ, ДЕТИ И ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ БЕЖАТЬ, МУЖЧИНЫ ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ...»
Эксперты «БИЗНЕС Online», опрошенные по горячим следам, пока отказываются проводить параллели между резней в Сургуте и трагедиями в Турку и Барселоне. «В произошедшей аналогичной ситуации в Финляндии разбираются, было ли это бытовое преступление, либо что-то иное. Соответственно, и в Сургуте правоохранительные органы должны разобраться, что послужило причиной. Поэтому пока нет официально позиции от тех, кто проводит расследование, какие-либо аналогии неуместны в принципе», — считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
При этом наши собеседники не исключают, что произошедшее в Ханты-Мансийском округе — это шаг одиночки, вдохновленного масштабным освещением средствами массовой информации громких терактов этой недели. «Какую параллель здесь можно провести? Дело в том, что дурной пример заразителен. Мы видим, что теракты проводятся по всему миру, в том числе с применением подобных методов. А СМИ тиражируют эту информацию, соответственно, другие преступники или больные люди начинают использовать происходящее как некую модель, сами при этом ее популяризируя», — считает ветеран спецподразделения «Вымпел», экс-депутат Госдумы РФ Анатолий Ермолин. А известный военный корреспондент ВГТРК Александр Сладков согласен с тем, что пресса должна максимально ответственно относиться к освещению таких событий: «Безусловно, любая информация, которая выводит нас из привычного равновесия, является, может быть, не катализатором, не ускорителем, но причиной каких-то внутренних волнений и желаний, на основе которых человек может что-то совершить. Но мы, журналисты, должны всегда знать, что в нашей любой информации, сюжете, каждом материале, который мы подаем людям — а мы не какие-то небожители — необходимо балансировать по позитиву и негативу».
Еще один вопрос, который в связи с последними событиями перестает быть праздным: а как вести себя человеку, попавшему в эпицентр такого происшествия или ставшего его свидетелем? «Оказавшись в такой ситуации, дети и женщины должны бежать, мужчины оказывать сопротивление, если физически готовы обезвредить злоумышленника», — считает Коротченко. «Что касается советов, сначала нужно помочь женщинам и детям. Это основное, — согласен с ним Сладков. — Затем помочь слабым, вывести их из-под удара». Далее нужно оказать помощь раненным, при этом выбрать среди раненых тем, кому помощь нужна в первую очередь, говорит военный журналист. «Это целый алгоритм человека, который вырабатывается на войне. Далее осуществить свою собственную безопасность для того, чтобы позитивно влиять на ситуацию. И здесь лично для меня юридических, нормативных преград не существует. Если надо дать по голове чугунной болванкой, я это сделаю», — резюмирует собеседник «БИЗНЕС Online».
«Если оказались в такой ситуации, с применением физического насилия, холодного оружия, женщинам, детям, безусловно, нужно держаться от этого подальше. А мужчинам... тут играет роль физическая подготовка. Ну и, конечно, звонить в скорую помощь, в полицию. Каких-то общих, универсальных рекомендаций не существует», — уверен ветеран «Вымпела» Ермолин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.