«Можно смело утверждать, что все эти пять компаний участвовали в госзакупках совместно», — заявил фонд борьбы с коррупцией о трех компаниях «КАН Авто» и еще двух автодилерах, поставивших машины ведомству Колокольцева на 4,85 млрд рублей. При этом снижение стартовой цены на торгах не превысило 0,5%, в итоге МВД не только не получило скидку за опт, но еще и переплатило. Однако ФБК не учитывает разницу в комплектации, даже «звездочку на машине нарисовать» — уже добавка, считают эксперты.
«НАЕЗД» ФБК НА КОЛОКОЛЬЦЕВА СРИКОШЕТИЛ НА «КАН АВТО» КОЛЕСОВА
Вчера фонд борьбы с коррупцией опубликовал очередной видеоролик с презентацией расследования госзакупок в российском МВД. ФБК утверждает, что поставщики автомобилей на торгах МВД РФ договаривались между собой, чтобы министерство закупало машины по завышенным ценам. В ролике сотрудница фонда Любовь Соболь в красках описывает коварные схемы, в которых министерство закупает машины у заранее известных поставщиков, не экономя бюджетные деньги. «Полицейский генералитет „отпилил“ и рассовал по карманам приличную сумму денег — сотни миллионов рублей», — анонсирует ролик в своем блоге сам глава ФБК Алексей Навальный.
Речь, как следует из опубликованных ФБК документов, идет о десяти электронных аукционах, проведенных в 2014–2016 годы, на общую сумму в 4,85 млрд рублей. В торгах участвовали компании «Техно Темп», «Техинком», «КАН Авто Трейд», «КАН Авто» и «КАН АвтоВАЗ». Последние три компании — татарстанские, они принадлежат сыну бывшего губернатора Амурской области, а ныне гендиректора концерна «КРЭТ» Николая Колесова Александру Колесову. В ролике с помпой демонстрируется их совместное фото.
По информации фонда, компании по очереди выигрывали торги, согласованно снижая цену всего лишь на 0,5% от максимальной. В ФБК утверждают, что в некоторых случаях цена одной машины при оптовых закупках оказывалась выше, чем в розницу. «Можно смело утверждать, что все эти пять компаний участвовали в госзакупках совместно, что является запрещенным законом картелем. Картельный сговор подпадает под 178-ю статью Уголовного кодекса об ограничении конкуренции и предусматривает наказание в виде лишения свободы до шести лет», — заявляет в ролике Соболь.
Фонд приводит конкретные примеры: по одной закупке автобусов выходит, что МВД покупает на 4,5 процента дороже, чем продают в розницу, минимальная плата при этом набегает на 17 млн рублей, по другой закупке завышение — 5,5%. В среднем же, по подсчетам ФБК, переплата составляет 5% от изначальной цены. Если считать от общей суммы якобы картеля в 4,8 млрд рублей, это 240 млн рублей. «Это минимальная сумма откатов, которую получили наши славные борцы с преступностью, — заявляет Соболь. — А ведь понятно, что на такие большие партии предоставляется скидка — минимум 10 процентов. Тогда сумма украденного возрастает до 740 миллионов рублей».
ФБК направила обращение на имя главы МВД Владимира Колокольцева с просьбой провести проверку на основании данных, приведенных фондом. «Я публично обращаюсь к главе МВД Владимиру Колокольцеву. Вы заявляли о коррупции на госзакупках. Обратите внимание на то, что происходит в вашем ведомстве и покажите на примере МВД, что вы готовы вести непримиримую борьбу с махинациями в этой сфере», — заявляет с экрана Соболь.
«Применительно к торгам, которые состоялись в октябре 2016 года и марте 2017 года на поставку автомобилей Chevrolet Niva, ООО „Авто трейд“, входящее в ГК „КАН Авто“, не было допущено к участию из-за несоответствия своей документации техзаданию»
«РАСКРЫТИЕ» ВЫШЕУПОМЯНУТЫМ ФОНДОМ ЯКОБЫ ИМЕЮЩЕГОСЯ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА»
Сегодня же в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» группа «КАН Авто» прислала развернутый ответ на все пункты обвинений ФБК за подписью вице-президента по корпоративному управлению Вадима Максимова. «Изучив видеоролик „Любовь против полицейского картеля“, размещенный на сайте Youtube фондом борьбы с коррупцией (далее по тексту – Фонд или ФБК), возглавляемым Навальным Алексеем Анатольевичем, лейтмотивом для которого послужило „раскрытие“ вышеупомянутым фондом якобы имеющегося картельного сговора между поставщиками автомобильной продукции для государственных нужд МВД Российской Федерации и самим министерством внутренних дел РФ, ГК „КАН Авто“ сообщает следующее», — не без иронии пишет «КАН Авто».
Компания подтверждает, что ООО «КАН АвтоВАЗ», ООО «КАН Авто Трейд» и ООО «Авто Трейд» действительно входят в группу «КАН Авто» и участвуют в тендерах. Причем, подчеркивается в ответе, «каждый по отдельности, но никогда не вместе». Компания имеет в штате специальный тендерный отдел, только за 2016 год принимала участие в 163 аукционах, из которых победила в 68 случаях, а по июль 2017 года принимала участие в 93 аукционах, из которых выиграла в 56 случаях, приводит данные «КАН Авто».
Что касается упомянутых в ролике тендеров, то ни в одном из них «КАН Авто» не победило. Например, компания «никогда не специализировалась на продаже автобусов „КАвЗ-4838-42“, о которых упоминает докладчик ФБК применительно к контакту, состоявшемуся в ноябре 2016 года с участием ООО „Техинком“, на поставку 82 автобусов», — заявили в «КАН Авто». Вторично «КАН Авто» открещивается от сговора с «Техинкомом» и в другом пункте своего ответа. «Применительно к торгам, которые состоялись в октябре 2016 года и марте 2017 года на поставку автомобилей Chevrolet Niva, ООО „Авто Трейд“, входящее в ГК „КАН Авто“, не было допущено к участию из-за несоответствия своей документации техзаданию», — объясняет компания Колесова.
Документацию на закупки, сообщает ФБК, подписывал сотрудник МВД, а ныне замглавы одного из департаментов Сергей Горелик, тезка которого ранее фигурировал в некоем коррупционном скандале о хищениях в министерстве на 3 млрд рублей. Чтобы доказать его причастность к закупкам, фонду пришлось сверить его подписи на документах. «Упомянутый в видеоролике С. М. Горелик, действующий от имени министерства внутренних дел РФ в рамках заключаемых государственных контрактов, никогда не был знаком руководству группы компаний „КАН Авто“», — утверждает компания.
Наконец, что касается самого щепетильного вопроса — цены закупки. ФБК упирает на то, что МВД должно было сэкономить на крупных поставках, а вместо этого оплатило будто бы сверх положенного. Компания заявила, что на оптовую поставку машин десятипроцентной скидки быть и не должно. «Учитывая, что средняя наценка любого автодилера на единицу реализуемого товара составляет 6 процентов, становится очевидным, что высказывание докладчика о предоставлении скидки в 10% не соответствует действительности и носит поверхностный характер», — упрекают в «КАН Авто» авторов ролика.
Общая сумма контрактов составляет 4,82 млрд рублей. На долю известных нам компаний, подконтрольных Колесову, пришлось контрактов на 2,21 млрд рублей
КОНТРАКТЫ С НАЦЕНКАМИ И БЕЗ
Чтобы разобраться в обоснованности всех обвинений, «БИЗНЕС Online» самостоятельно проанализировал те самые госзакупки, о которых говорится в расследовании ФБК. По ряду закупок цены действительно превышают обозначенные на сайтах как прайсовые. Однако значит ли это, что закупочная цена завышена? К примеру, как объяснил нам в беседе глава татарстанского агентства госзакупок Яков Геллер, комплектация закупаемых машин вполне может не совпадать с комплектацией, представленной на сайтах: полицейские вполне могли увеличить стоимость авто с учетом специализированного тюнинга или элементарной покраски. «Звездочки на машине нарисовать – это уже добавленная стоимость», — рассуждает Геллер.
В итоговой таблице, которую составили эксперты ФБК, приведены 9 контрактов по закупке автомобильной техники для нужд МВД РФ. Контракты датированы от 11 ноября 2014 года до 30 декабря 2016 года. Общая сумма контрактов составляет 4,82 млрд рублей. Снижение от максимальной цены составило по 8 контрактам 0,5% и по одному контракту 3,5%. Казалось бы налицо «договорняк» — конкуренты вроде бы и есть, но друг с другом не бьются, цену не снижают, а лишь выступают формальными спарринг-парнерами. Сегодня ты мне уступишь, а завтра я тебе. В итоге на долю известных нам компаний, подконтрольных Колесову, пришлось контрактов на 2,21 млрд рублей.
Однако эксперты не считают это достаточным доказательством сговора. «Информация в ролике ФБК очень натянутая. Я не вижу здесь нарушений законодательства ни на грамм, — говорит Геллер. — Я посмотрел закупку от 13 ноября 2015 года и могу сказать: заказчик сделал все правильно. Это не закупка плохая — это закон, ФЗ-44 плохой, я говорю об этом уже четыре года. Согласно требованию закона, заказчик должен установить минимальную цену заказа, ссылаясь на четыре источника. Вот и здесь цена установлена со ссылкой на четыре источника. А что это за источники? Непонятно».
Не видит он криминала и в том, что в тендерах участвуют одни и те же компании. «Это ситуация из разряда — в тендере на теплоизоляцию участвуют „Технониколь“ и „Роквул“. Кто есть на рынке, тот и участвует. Если бы тендер проводился на закупку 20 машин, то состав участников мог быть другой. Но если заказчику удобно купить сразу 200 машин — а закон это позволяет! — значит, круг поставщиков будет у́же», — рассуждает Геллер.
ООО «КАН АвтоВАЗ», ООО «КАН Авто Трейд» и ООО «Авто Трейд» действительно входят в группу «КАН Авто» и участвуют в тендерах. Причем «каждый по отдельности, но никогда не вместе»
И действительно, в рассмотренных выше трех контрактах с предприятиями Колесова конкурировало ООО «Техно-Темп». Данная компания считается крупным официальным дилером таких марок, как LADA, Kia, Ford, УАЗ, ее портфель перекликается с портфелем группы «КАН Авто». Согласно базе данных «Контур.Фокус», единственным учредителем ООО «Техно-Темп» с февраля 2016 года выступает Натела Арутюнова. Изначальным учредителем числился действующий генеральный директор Анатолий Шульга. Выручка за 2016 год — 3 млрд рублей. Кстати, что не досмотрели в ФБК, намекая на слабую конкуренцию и снижение цен, так это контракт от 24 мая 2017 года (№1770607473717000106), где «Техно-Темп» и вовсе оказался единственным поставщиком, а стартовая цена не то что не снизилась, а выросла на 5,8%. Победитель еще ряда тендеров АО «МРО „Техинком“ является официальном дилером КАМАЗа, УАЗа, и „АвтоВАЗа“. Единственным учредителем „Техинкома“ выступает Андрей Рогожкин. Изначальным основателем и действующим исполнительным директором является Алексей Солодушенков. За 2016 год компания получила выручки на 10 млрд рублей. Могут ли два-три крупнейших дилера „АвтоВАЗа“ из года в год бороться за заказы МВД? Могут.
И лишь отсутствие других серьезных желающих, например того же татарстанского ТТС или, скажем, московского Major, выглядит действительно подозрительно. Но нарушен ли закон, подошьешь ли это к делу? Не подошьешь... Если уж на то пошло, то постоянные читатели нашего проекта «Короли госзаказа», знают, что под рубрику «картельный сговор» по-навальновски можно записать бо́льшую часть тендеров того же ГИСУ РТ.
==table1707==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.