«У вертолета «Ансат» серьезные перспективы на гражданском и военном рынках, что подтверждается заказами министерства обороны», — говорится в свежей отчетности КВЗ. Эту фразу можно было бы счесть обычным отчетным красным словцом, если бы не недавний заказ минобороны 10 очередных «Ансатов-У». Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что понадобится еще минимум полк таких машин.
Минобороны разместило на сайте госзакупок информацию о том, что оно заключило с КВЗ контракт на поставку очередных учебных вертолетов «Ансат-У»
ПОСТАВКА «ПОД ЕЛКУ»
«Несмотря на тот факт, что современные российские вертолеты легкого класса с максимальной взлетной массой 2,5–4,5 тонны („Ансат“) пока представлены на рынке в небольшом количестве, они имеют серьезные перспективы как на гражданском, так и на военном рынках, — говорится в свежей отчетности ПАО „Казанский вертолетный завод“ (КВЗ). — Это подтверждается заказами вертолетов „Ансат-У“ со стороны МО РФ и высоким уровнем заинтересованности потенциальных заказчиков».
Написание отчета хорошо совпало с размещенной минобороны на сайте госзакупок информацией о том, что оно заключило с КВЗ контракт на поставку очередных учебных вертолетов «Ансат-У». 10 машин должны быть у военных уже к новогодним праздникам — до 31 декабря 2017-го.
Помимо того, что для завода (находящегося сегодня, как и вся российская вертолетная отрасль, в кризисе) это свыше 2 млрд рублей (если точнее, то 2,075438 млрд), перед нами своего рода юбилей: количество «Ансатов-У» достигает отметки в 50 бортов. Мягко говоря, неплохо для проекта провинциального ОКБ, стартовавшего в аховые 90-е: классический «Ансат» (в переводе с татарского — «простой») первый полет совершил в 1999 году, созданный на его базе «Ансат-У» — в 2005-м.
Как подсчитал военно-промышленный блог bmpd.livejournal.com, на сегодня минобороны России приобрело 40 «Ансатов-У». Все началось аж в 2009 году, когда ВВС России получили первые шесть машин, еще две последовали в 2010-м. 1 марта 2011 года был заключен контракт на поставку сразу 32 бортов. Стоимость каждого составила 127,72 млн рублей (получается, сегодня ценник «Ансата-У» поднялся на 70 миллионов). Пять вертолетов поставили в 2011 году, по шесть — в 2012-м, 2013-м, 2014-м, 2015-м годах, и три — в 2016 году. Так что, как видим, нынешний заказ станет крупнейшей единовременной поставкой «Ансата-У», причем выполненной в кратчайшие сроки. Что помогло: нынешний дефицит загрузки КВЗ или острая потребность минобороны? Видимо, и то и другое.
«Ансат-У» превращается в бестселлер КВЗ
А КУРСАНТОВ ВСЕ БОЛЬШЕ
Какова судьба уже построенных машин? Три из них — в учебном центре армейской авиации в Торжке. 37 — в учебной авиационной группе на аэродроме «Сокол» Сызранского филиала военного учебно-научного центра ВКС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». Сегодня два из этих «Ансатов-У» находятся в 8-й авиационной дивизии особого назначения на подмосковном аэродроме Чкаловский.
За эти годы были поводы поволноваться за будущее «Ансата-У». Например, в 2011-м в федеральных СМИ появились публикации о том, что КВЗ поставило в авиаучилище негодные для обучения курсантов «Ансат-У» — недоиспытанные, с постоянно выходящей из строя электроникой, курсантов на них сажать боятся. Сообщалось, что военных инженеров не удовлетворяют высокие общие расходы на эксплуатацию «Ансата-У», а также то, что его, в отличие от Ми-2 и Ми-8, невозможно держать под открытым небом. Руководство ОКБ КВЗ последовательно опровергало эту информацию, справедливо указывая и на то, что у любой машины на этапе становления и внедрения в эксплуатацию может быть сколько угодно отклонений, но осадок, как говорится, оставался.
Тем более были серьезные опасения, что минобороны может купить аналогичные импортные машины. Во-первых, в феврале 2012 года военные разместили на сайте госзакупок извещение о проведении конкурса на поставку 45 легких многоцелевых вертолетов, по условиям хорошо попадавших под характеристики продукции компании Eurocopter (ныне — Airbus Helicopters). Во-вторых, по данным «Интерфакса», тогдашний главком ВВС Александр Зелин заявил, что для армейской авиации планируется закупить учебные вертолеты иностранной разработки. Минобороны устами анонимных источников объясняло, что российские аналоги («Ансат», Ка-226) более тяжелые, дорогие, но главное — сырые. Источники отмечали, что внимание ВВС к зарубежным производителям должно стимулировать российских вертолетостроителей к повышению качества и характеристик выпускаемой техники. Впрочем, авторитетные эксперты соглашались с тем, что «Ансаты» пока не готовы к выполнению своего предназначения — интенсивной летной работе, в том числе и к учебно-тренировочной подготовке.
Рискнем предположить, что трудности были преодолены. 15 мая 2014 года минобороны сообщило о том, что курсанты-вертолетчики приступают к полетам на «Ансатах-У», тогда это были всего 29 курсантов. В конце 2015-го газета «Красная Звезда» писала о том, что в Сызрани прошел выпуск курсантов, дипломы получили всего чуть более 20 лейтенантов из набора 2010 года. Но с 2013-го начались полноценные наборы. Тогда же главнокомандующий ВКС Виктор Бондарев сообщил, что набор будущих вертолетчиков в Сызранское училище увеличат в 2016 году минимум вдвое, то есть с 300 до 600 человек. Если даже предположить, что половина из них будет обучаться на другом училищном типе — Ка-226, хватит ли на оставшихся 50-ти «Ансатов-У»?
Сегодня на рынок активно (и успешно) продвигают гражданский «Ансат»
«ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, КАКАЯ ЭТО КАТАСТРОФА?!»
«Для обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности (условно говоря, на один вертолет — два экипажа), 50 вертолетов... это хорошо, это полк, но этого мало, — рассказал „БИЗНЕС Online“ вице-президент Российской академии геополитических проблем Владимир Анохин. — Дело в том, что Сызранское училище — блестящее, и оно должно и будет расширяться, а это минимум три полка, то есть где-то 150 машин. Если это будет реализовано, тогда мы будем очень спокойно относиться — простите за цинизм — и к боевым потерям, и к возможностям нашей вертолетной авиации, потому что сейчас это если не основная, то, во всяком случае, существенная часть, скажем так, ближнего боя и обеспечения частей сухопутных войск. То есть еще минимум полк „Ансатов-У“ нужен. Пусть это затратно, но результат будет. Ведь то, что было раньше, просто шокировало. Например, еще недавно набор в училище транспортной авиации был 8 человек! Вы представляете, какая это катастрофа в плане авиационного прикрытия? Сейчас все меняется, идет к лучшему, но ту порочную систему сломать так просто невозможно, потому что нужны преподаватели, инструкторы, система подготовки, — все это надо восстанавливать. Железа можно наковать, а вот подготовить людей — серьезная проблема. Думаю, с ней мы будем сталкиваться и дальше. В свое время „сердюковщина“ разогнала Авиационно-инженерную академию имени Жуковского, Академию ВВС в Монино. Это был такой удар, который сопоставим только с предательством или со спланированным уничтожением нашей обороноспособности... Что касается непосредственно „Ансата-У“, то это довольно успешный вертолет. Чем, среди прочего, он хорош, так это тем, что машина позволяет многопланово подходить к другим типам, то есть имитировать специфику полета на других вертолетах, средних и тяжелых».
Как в целом расценить достижение отметки в 50 машин?
«Полсотни — это еще не успех, — критически заметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Обычно отметка „в 100“ означает, что программа состоялась... Действительно, коммерческого успеха нет, но есть движение вперед. „Ансат-У“ летает — и это главное. Эксплуатация рассудит, кто есть кто. Предстоит трудная дорога, которую нужно пройти, чтобы добиться успеха... Омрачает ли это достижение зависимость вертолетостроителей от двигателей Pratt & Whitney Canada? На данном этапе — нет. Программа не должна стоять. А действительно омрачает то, что за столько лет мы, вертолетная держава, не создали двигателей для вертолетов легкого класса».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.