ФАВОРИТ ГАЗПРОМОВСКОЙ «ДОЧКИ»

ООО «Газпром трансгаз Казань» (ГТК) появляется на страницах прессы редко, но метко. С одной стороны, скандальные поползновения пустить под нож бульдозера целые улицы в ряде поселков и регулярные «наезды» УФАС за нарушение антимонопольного законодательства, с другой — финансирование казанского «Зенита», благодаря которому клуб обосновался на вершине волейбольного олимпа. Скажем, 30 марта 2017 года ГТК заключил очередной контракт с клубом на 955,8 млн рублей на распространение спонсорской рекламы.

Финансы компании, на 100% принадлежащей «Газпрому», еще более закрыты: свою отчетность в свободном доступе она не публикует. Известно, что выручка ГТК за 2015 год составила 27,8 млрд рублей, чистая прибыль — 1,9 млрд рублей (далее все финансовые показатели компаний приводятся по итогам 2015 года, если не оговорено иное — прим. ред.). При этом вотчина Рафката Кантюкова регулярно попадает в поле нашего зрения при составлении рейтинга «королей госзаказа». Объем ее заказов, взятых по отдельности, недостаточен, чтобы ГТК вошел в итоговый топ, но некоторые детали контрактов заинтересовали нас настолько, что мы решили посвятить этому отдельный текст.

Первое, что привлекло наше внимание: в тендерах ГТК в 2016 году часто побеждали компании, оформленные на Аделя Бадамшина. Нам удалось проследить определенную связь его фирм с гендиректором «дочки» «Газпрома». Бадамшин с 7 декабря 2015 года является директором и учредителем ООО «Огонек», прописанном в Казани на улица Фучика, 110. Изначально учредителем «Огонька» числилось ООО «Газовик», зарегистрированное в Москве по 3-му Самотечному переулку, 11/1. В апреле 2012-го 90% последнего было оформлено на так называемого «массового учредителя» Екатерину Осипову. Однако годом ранее бенефициаром «Газовика» было ООО «МО Прогресс» с пропиской все в том же Самотечном переулке. А 100% капитала этого общества и сегодня номинально контролирует Абдулхай Мухтарович Кантюков  судя по имени, отец Рафката Кантюкова.

Вотчина Рафката Кантюкова регулярно попадает в поле нашего зрения при составлении рейтинга «королей госзаказа» Вотчина Рафката Кантюкова регулярно попадает в поле нашего зрения при составлении рейтинга «королей госзаказа»

КОГДА ГТК — ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК

Перейдем к оформленным на Бадамшина фирмам, которым удалось заключать контракты с ГТК. Компания с созвучным названием ООО «Спецгазстройком Казань» в своей истории побеждала исключительно в конкурсах от «дочки» «Газпрома». Весь ее портфель сформирован 11 соответствующими контрактами общей суммой 34 млн рублей (здесь и далее мы учитывали только закупки за 2016 год — прим. ред.). Для сравнения: годом ранее вся выручка фирмы составила 611 тыс. рублей, а чистый убыток — 217 тысяч. Попытавшись поучаствовать в тендерах других заказчиков, «СГСК Казань» потерпела поражение все 8 раз, общая сумма проигранных конкурсов — 132 млн рублей.

Компания выигрывала у ГТК в основном сравнительно небольшие контракты на перекладку и закольцовку газопроводов. Когда на аукцион удавалось пробиться другим представителям малого бизнеса, стартовая цена снижалась на величину от 4% до 31%. Если же дело обходилось без конкурентов, ценник уменьшался на символические 0,01 - 0,05%. При этом «заворачивали» с конкурса или объявляли проигравшими преимущественно казанские компании, крупнейшей из которой стало ООО «Азамат» с выручкой 130 млн рублей, единственный учредитель — Габдулхак Садыков. Не солоно хлебавши ушла и ПСК «Линда» из Богатых Сабов с доходом 145 млн рублей, компанию контролируют отец и сын Ильяс (68%) и Булат (32%) Гаяновы.

Везет на конкурсах ГТК и микропредприятию ООО «Сабан», зарегистрированному по знакомому адресу — улица Фучика, 110, его единственным учредителем снова выступает Бадамшин. Эта фирма — очередной «симбионт» дочки «Газпрома», получавшая госконтракты исключительно на ее тендерах. Портфель компании похож на «СГСК Казань»: в нем небольшие контракты, причем только на поставку различных стройматериалов. В ходе 16 закупок суммарной стоимостью около 8,5 млн рублей начальная цена снижалась более 0,1% только дважды, на 1,3% и 7,6%, причем во втором случае лишь благодаря объявившемуся конкуренту. Удачу безуспешно пытало ООО «Промтехнологии» из города Миасса (Челябинская область) с выручкой 42 млн рублей и вдесятеро меньшей прибылью. Половину капитала «Промтехнологий» контролирует Екатерина Белых, еще по 25% — Иван Кузнецов и Евгений Белов.

ОПТОМ С ОГОНЬКОМ

Стабильно выигрывало конкурсы от Кантюкова ООО «Огонек Опт», зарегистрированное в Казани по улице Фучика, 110. Бадамшин числится здесь единственным учредителем с 23 октября 2014 года. Он же с декабря 2015 года является и директором, ранее эту должность занимал Марсель Бадамшин, судя по отчеству — отец Аделя. По итогам того же года «Огонек» отчитался о выручке 46,8 млн рублей и прибыли на 1,5 млн рублей. В следующем году благодаря ГТК жить стало еще веселее: только два самых крупных «газовых» договора фирмы потянули на 54 млн рублей с хвостиком. Эти деньги дочка «Газпрома» заплатила за продукты питания, но ассортимент заключенных сторонами контрактов гораздо шире — от поставки стройматериалов, дверей и сантехнического оборудования до буфетного обслуживания и услуг по содержанию зданий и сооружений. Всего же «Огонек Опт получил» 28 заказов почти на 84 млн рублей.

Широка и география конкурентов-неудачников — Сочи, Дзержинск, Москва, Чебоксары, Оренбург, Санкт-Петербург — но все они уступили Бадамшину. Среди них можно отметить, например, московское ООО «НТК „Современные строительные материалы“» (единственный учредитель Исак Гилядов) с выручкой в 1,7 млрд рублей и прибылью 24 млн рублей. За время существования фирма выиграла контрактов на 4,1 млрд рублей, в том числе контракты газпромовских «дочек»: ООО «Газпром трансгаз Краснодар», ООО «Газпром трансгаз Сургут», ООО «Газпром добыча Оренбург» и так далее. Однако в Казани на старуху нашлась проруха.

Та же судьба постигла ООО «Кронштадт» из Санкт-Петербурга с выручкой 1 млрд рублей и прибылью 16 млн рублей, 70% контролирует Андрей Спирин и 30% — Сергей Сухачев. «Кронштадт» выиграл контрактов на 796 млн рублей, включая заказы от ООО «Газпром комплектация», АО «Газпром теплоэнерго», ФГУП атомного флота, АО «Судостроительный завод „Вымпел“». Недостаточно хорошее предложение, по мнению жюри, сделало и московское ООО «Силтэк» с выручкой 794 млн рублей и прибылью 56 млн рублей, его единственный учредитель — Елена Меланич. В своей истории фирма победила в тендерах на 470 млн рублей от целого ряда госкомпаний и учреждений от сетевой компании Сибири до службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю.

В плане возможностей экономии на закупках показателен контракт ГТК с ООО «Огонек опт» ценой 1,1 млн рублей на поставку пиломатериала, где начальная цена благодаря большому числу серьезных участников снизилась сразу на 39%. И это не предел: начальная цена договора на поставку материалов для пломбирования приборов учета газа снизилась на 52,5% (!) до 0,53 млн рублей. Вряд ли поставщик согласился работать себе в убыток, а значит, изначальная наценка составляла более 110% — именно такой потенциал прибыли был заложен специалистами ГТК.

В списке других заказчиков ООО «Огонек опт» тоже найдется кое-что интересное. Например, часть поставок приходится на ООО «Татгазторг», учрежденное в 2010 году ООО «Газпром торгсервис». Последнее на 99% контролируется ПАО «Газпром», а директором фирмы является Ирина Чистикова. Компания покупала у Бадамшина разнообразную мясную и рыбную продукцию в течение всего 2015 года и в начале 2016-го, при этом отметок о каких-либо скидках от начальной цены в контрактной документации нет. Но любопытно другое: сам «Татгазторг» с 3 ноября 2016 года находится в стадии ликвидации, а руководителем ликвидационной комиссии назначена Светлана Рафкатовна Кантюкова.

ПОДРЯДЧИК КАНТЮКОВА СВЯЗАН С ПОКУПАТЕЛЕМ ДОЛИ В ТФБ?

И отдельный интерес представляет ООО «Республиканские газораспределительные сети» (до 28 августа 2016 года — «Инженерные сети»), прописанное в Казани на улице Патриса Лумумбы, 57. Небольшой, но увесистый портфель на 2,1 млрд рублей РГС набила, заключив всего два контракта с «Газпром трансгаз Казань». При этом 2 млрд принесла подрядчику единственная закупка, проведенная без конкурса, у единственного поставщика. В ее рамках у РГС было арендовано некое недвижимое имущество. При этом среди зарегистрированных фирмой видов деятельности значатся как «распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям», так и «аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом».

Директором и учредителем компании является Александр Синельников, который в числе прочего известен как президент фонда социально-экономической поддержки ветеранов Севера. Одновременно он возглавляет ООО «Сатурн-ГП», прописанное в Москве по тому же адресу, где «проживает» фирма отца Рафката Кантюкова. Из прочих активов, оформленных на Синельникова, отметим ООО «Гипсодобывающая компания» с пропиской в Казани по улице Габдуллы Кариева, 7. Сейчас оно владеет небезызвестным ООО «Фоника гипс», которому принадлежит завод по производству стройматериалов. Предприятие открылось в июне 2013 года в поселке Сюкеево Камско-Устьинского района РТ, и большое значение этому проекту придавал Рустам Минниханов, о чем красноречиво иллюстрирует факт вручения им Забарскому медали «За доблестный труд». Продается продукция завода под торговой маркой «Аксолит», причем одноименное ООО сегодня также контролирует «Гипсодобывающая компания».

Деловые связи Синельникова с Кантюковым добавляют новые штрихи к сделке, в ходе которой осенью 2015 года «СП Фоника» из Нового Уренгоя купила 3,9% акций ПАО «Татфондбанк». Бумаги обошлись примерно в 560 млн рублей, и уже тогда предполагалось, что у сделки может быть двойное, а то и тройное дно. Как ранее выяснил «БИЗНЕС Online», за этим мог стоять сибирский миллиардер Александр Забарский — основной бенефициар холдинга «Фоника». По информации СМИ, одно из главных достоинств профессионального мостостроителя Забарского — его способность дружить с представителями органов власти и топ-менеджерами госструктур. Свое состояние он якобы сколотил на строительстве мостов для нужд — кого бы вы думали? — «Газпрома». Интересно, консультировался ли Забарский с Кантюковым, покупая долю в ТФБ?

Сейчас «СП Фоника» находится в стадии ликвидации. Что характерно, ликвидатором, согласно базе данных „Контур.Фокус“, является лично Забарский. В апреле Сбербанк — основной кредитор структур тюменского бизнесмена — подал иск о банкротстве ООО «СП Фоника» и «Мостострой-12», заявив требования на миллиарды рублей. При этом банк открыто обвиняет бенефициаров группы в попытке затянуть суды и выводе активов, а менеджмент — в предоставлении недостоверной отчетности. Параллельно Сбер обратился в правоохранительные органы с требованием изучить ситуацию. В связи с этим официальная смена владельцев татарстанских гипсовых активов — со структур Забарского на Синельникова — пришлась для фигурантов этой истории весьма кстати. Согласно базе данных «Контур.Фокус», учредителем и гендиректором «Гипсодобывающей компании» Синельников стал лишь 23 декабря 2016 года. А спустя всего три недели под контроль компании перешла ООО «Фоника гипс».

Развитие получил и сюжет с Татфондбанком. После его краха следствие обвинило СП в сомнительных сделках посредством получения ТФБ кредитов от Центробанка под свое поручительство и последующего вывода активов через банкротство компании. В отношении «Фоники» заявлены требования на сумму 1,8 млрд рублей, рассказал следователь Игорь Мухин. Пока неизвестно, будут ли кредиторы требовать включить завод «Фоника Гипс» в конкурсную массу ТФБ. Возможно, крупному подрядчику Рафката Кантюкова еще придется понервничать.

==table1700==

==table1701==

==table1702==

==table1703==