Выезд из Салмачей, где сейчас кипят дорожные работы, угодил в «бутылочное горлышко»: расширять один из участков улицы не дает газопровод Выезд из Салмачей, где сейчас кипят дорожные работы, угодил в бутылочное горлышко: расширять один из участков улицы не дает газопровод Фото: metshin.ru

«ДО КОЛЫШКОВ СКАЗАЛИ ВСЕ УБРАТЬ. БУДЕМ РАСШИРЯТЬ ДОРОГУ»

Главный пробочный вопрос Казани все еще довлеет над жителями Салмачей. Нет-нет да прорывается котел народного возмущения заторами на улице Кул Гали. Однако президентский наказ Рустама Минниханова «расшить» узкую улицу, подкрепленный 165 млн из бюджета РТ, исполняется. Дорога по улице Кул Гали со стороны улицы Комиссара Габишева станет 4-полосной вплоть до улицы Григорьева.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» выехал на место, чтобы посмотреть первый этап работ. На всем протяжении участок — а это, по словам мастера объекта Тимура Хайруллина, целых 1280 метров — все еще забит машинами. Тоскливо мерцает желтым светом светофор на улице Яркой. Представить, что происходит тут утром или вечером, несложно — об этом рассказывают сами свидетели «дорожного апокалипсиса».

«Каждый будний день с раннего утра до поздней ночи тут пробки. В субботу и воскресенье еще вроде нормально, но в будни совсем все плохо, и каждый день гаишники стоят, чтобы регулировать движение. С 7:30 примерно начинается и до 23:00 продолжается. Работы по расширению дороги уже давно идут, с начала лета», — рассказал один из продавцов небольшого магазинчика по продаже цемента, представившийся Файзуллой Джалалдиновым. Его лавка расположилась на стройбазе у светофора на пересечении улиц Яркой, Кул Гали и Центральной, и он каждый день лицезреет печальную картину автомобильного столпотворения.

Напротив магазинчика Джалалдинова рабочие спиливали деревья. «До колышков сказали все убрать. Будем расширять дорогу», — коротко отметили рабочие. По словам мастера Тимура, сдадут дорогу уже в сентябре, после чего начнется второй этап — от улицы Григорьева до светофора на улице Яркой. «Второй этап, наверное, срок увеличит. Но в этом году, думаю, закончим с нижним слоем. Потом останется еще верхний слой на следующий год», — предположил собеседник издания. Вместе с тем окончание долгожданных работ можно увидеть уже невооруженным глазом: вместо ям и колдобин, которые также часто притормаживали «дорогу жизни» в Салмачи, автомобилисты с радостью летят по новому ровному асфальту.


УГОВОРИТЬ ЧАСТНИКОВ И ASG: ДОРОГА ПРОЙДЕТ ПО ИХ ЗЕМЛЯМ

Но есть проблема. Расширяемая «дорога жизни» на поселок Салмачи уперлась в газовый вопрос. От улицы Григорьева до улицы Яркой трасса пока остается двухполосной — ее планируют расширить на втором этапе реконструкции. Местные жители уже бьют тревогу.

«Сейчас, когда конец работ уже виден, стало заметно, что дорога будет расширена только до газопровода, — беспокоится в «Фейсбуке» пользователь Сергей Матвеев. — Только до места, где под дорогой закопана газовая труба. Над трубой дорога останется прежней ширины...» «В Боровых бы быстро перенесли коммуникации», — ехидно замечает в группе «ВКонтакте» Сергей Морозов.

Если дорогу не расширить в одном месте, все остальные усилия пойдут насмарку. Спрашивается — чего ради ломались копья? Ведь не ради того, чтобы перенести автомобильную пробку за километр от того места, где она была...

За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился в исполком Казани. Как пояснил замруководителя исполкома Игорь Куляжев, решение вопроса найдено. Однако оно требует не только дополнительного финансирования, но и доброй воли землевладельцев. Дело в том, что для выноса коммуникаций (газопровод, этанопровод, этиленопровод — все диаметром 530 мм) на участке от улицы Григорьева до Яркой нужна объездная дорога. И ее кусок может пройти только по землям частников. Накануне вечером Куляжев в сопровождении замглавы Приволжского района Рамиля Сафина приехал на встречу к землевладельцам. Разговор, состоявшийся на той самой спорной территории, носил довольно-таки спокойный характер. На встрече, кроме пятерых частников, присутствовал и представитель ASG Алексея Семина — компании принадлежит часть «интересной» земли. Деловой настрой задал Куляжев, заявив, что после выполнения работ территория будет приведена в прежнее состояние. Подтвердить соответствующие намерения замруководителя исполкома предложил гарантийным письмом.

Собственники поначалу колебались. «Письмо же ни к чему не обязывает... В первый раз, что ли?» — с сомнением в голосе высказался кто-то из мужчин. Соседи, как водится, поддержали. Им, впрочем, возразил замглавы Приволжского района: гарантийное письмо, помимо прочего, является прямым доказательством в суде. «Вы, если не верите, с этим письмом можете и в суд обратиться. И суд обяжет нас это выполнить», — объяснил он собравшимся. Они в ответ заметили, что проблема не только в этом. В случае согласия частники «теряют сезон», а в осень выходят с разломанной дорогой. «Наоборот, вы выходите с освещенной асфальтированной дорогой — до своего участка, — не согласился Сафин. — У района возможностей нет, чтобы этот вопрос закрыть. Улица Газовая уже лет 15 нас просит, мы ее сделать не можем, потому что у нас денег нет. А вы в этом случае получаете дорогу — компенсация для вас», — убеждал он.

Игорь Куляжев (слева): «Протяженность объездной – 900 метров, и фактически демонтировать придется 300 метров» Игорь Куляжев (слева): «Протяженность объездной — 900 метров, и фактически демонтировать придется 370 метров» / Фото: metshin.ru

Если прийти к согласованному решению не удастся, то вопрос расширения дороги придется отложить на неопределенное время, вынужден был заметить Куляжев. «Оправдываемся перед жителями, объясняем, почему не получилось сделать до конца, а дальше ищем выходы», — спрогнозировал он, отметив, что потеряны в этом случае могут быть не месяцы, а годы. «До вас мы четыре полосы сделаем, потом откладываем работу — и будет пробка. На год, на два. Зачем все это, когда можно решить нормально?» — призвал к компромиссу и Сафин.

Долго уговаривать собственников земель не пришлось — аргументы частники сочли убедительными. Сегодня собственникам земель предстоит расписать свои пожелания в письменном виде и передать их на рассмотрение в исполком. Единственное — представитель ASG, принимавший участие во встрече, не был уполномочен самостоятельно вынести такое решение, но аргументацию принял. «БИЗНЕС Online» сегодня утром направил в компанию запрос, согласится ли ASG предоставить землю для решения проблем тысяч жителей Казани. «ASG однозначно за решение вопроса, поскольку  урегулирование транспортной ситуации по данному направлению — тема крайне важная и жизненно необходимая. Дополнительно сегодня состоится оперативное совещание в исполкоме по урегулированию лишь технических вопросов», — сообщили в ответ в пресс-службе компании Семина. 

Убрать объездную дорогу частникам обещают после 10 октября — до этого срока работы по выносу коммуникаций должны быть завершены.

Цена вопроса – 138 млн рублей, включая вынос газопровода, строительство объездной дороги, устройство освещения на ней Цена вопроса — 138 млн рублей, включая вынос газопровода, строительство объездной дороги, устройство освещения на ней / Фото: «БИЗНЕС Online»

В ПЕРСПЕКТИВЕ НУЖНА НОВАЯ ДОРОГА, НО...

Дальнейший процесс уже продуман. Исполком подготовил письмо президенту РТ Рустаму Минниханову с просьбой финансирования дополнительного этапа работ. Цена вопроса — 152 млн рублей, включая вынос газопровода, строительство объездной дороги, устройство освещения на ней. Причем большая часть объездной в будущем еще и будет служить людям.

«Протяженность объездной — 900 метров, и фактически демонтировать придется 370 метров, — объяснил Куляжев. — И это еще улучшит транспортную ситуацию — этими улицами люди пользуются и сейчас, и ломать ее никто не будет».

Нажмите, чтобы увеличить

Генподрядчик работ «Алексеевскдорстрой» уже заказал изготовление материалов для выноса газовых коммуникаций — это делается заранее, поскольку требует времени. К сентябрю трубы должны прийти. В течение недели «ГазпромТрансгазКазань» отключит этанопровод и проведет работы по выносу коммуникаций.

«Мы бы еще хотели, чтобы в этот проект попало расширение улицы Яркой, — добавил Куляжев. — На сегодняшний момент она двухполосная, и в этом месте сходятся три улицы. Есть желание сделать там одну дополнительную полосу».

Все это позволит серьезно улучшить условия въезда-выезда в поселок. Но для разрешения вопроса раз и навсегда требуется еще одно решение — о нем весной говорил мэр Казани Ильсур Метшин. «Нужна дорога-дублер, а это миллиарды рублей, — заявил он. — Мы обратились с этим вопросом к президенту и нашли поддержку, пока деньги выделены на первый этап, чтобы начать проектирование». Дорога-дублер — так называемый Вознесенский тракт — может связать Салмачи через поселок Вознесение с Мамадышским трактом, и ее необходимо предусмотреть в ходе разработки генплана Казани. Если город будет развиваться, без нее не обойтись: за границами Казани строится ряд коттеджных поселков, а также таунхаусов и жилкомплексов, и все жители пока вынуждены пользоваться теми дорожками, что есть.

Достаточно вспомнить все того же Семина — его ASG намеревается застраивать свои земли в Салмачах и Вознесении коттеджными поселками. В том числе и японскими домами


ПРОРЫВ ТРАНСПОРТНОЙ БЛОКАДЫ ЗАПЛАНИРОВАН НА СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ

Напомним, что пробочная проблема в Салмачах резко обострилась в прошлом году. Улица Центральная — Кул Гали, примыкающая к Комиссара Габишева, в часы пик превратилась в нечто непроезжаемое, причем еще года три-четыре назад такой проблемы не было.

«Почему такое случается: бывший совхоз, который некогда выращивал сельскохозяйственную продукцию, решил продать земли. Ни проекта планировки территории, ни генплана там не было — и случилось то, что случилось. Люди покупали участки, строили жилье, количество машин сначала было две на одну улицу, потом по одной на каждый дом, сейчас на каждый дом по две», — образно описал развитие проблемы мэр Казани Метшин.

В итоге в сентябре прошлого года в ситуацию вмешался президент РТ Минниханов, дав поручение «разрулить» пробку раз и навсегда. Для этого республиканский бюджет выделил 165 млн рублей, а казанские власти призвали запастись терпением: объездов нет, дорогу ремонтируют по частям. Единственную улицу Кул Гали расширяют с двух до четырех полос — со светофорами, тротуарами и фонарными столбами. Расчет на то, чтобы значительно снизить пробки.

Первый этап — расширение 1,2 км улицы Кул Гали от Комиссара Габишева до Григорьева — завершат в сентябре. Об этом заявил Метшин после выездного совещания в Салмачах в июне. Это повысит пропускную способность дороги на 50%. Более того, тут впервые появится ливневая канализация. А от Комиссара Габишева до Салиха Батыева улица станет 6-полосной. Вторым этапом идет расширение от улицы Григорьева до улицы Яркой — с двух до четырех полос. Если все получится, в октябре ездить тут будет гораздо проще.