Владелец Антипинского НПЗ, бывший казанский студент Дмитрий Мазуров принял решение о продаже до 49,9% нефтедобывающей компании «Новый поток» с месторождениями в Оренбургской области. Претенденты на покупку — «Газпромнефть», «Роснефть» и «Татнефть». Нашим нефтяникам этот совместный проект интересен из-за серьезной ресурсной базы недалеко от Татарстана. Кроме того, по данным «БИЗНЕС Online», республику и Дмитрия Мазурова связывает личная «химия» и участие в совместных проектах.
СОСЕДСКИЙ ИНТЕРЕС
Учредитель и основной совладелец группы компаний «Новый Поток» (New Stream Group) Дмитрий Мазуров — не чужой для Татарстана человек: в 1998 году он окончил Казанский университет, специальность — «Радиофизика». Потом работал в коммерческих структурах при «Нижнекамскнефтехиме» и стал заместителем директора в представительстве НКНХ в Казани. Татарстанские связи здорово пригодились Мазурову, когда он после переезда в 2001 году в Москву стал раскручивать собственный бизнес по оптовой торговле продуктами газохимии. Но настоящий взлет произошел в 2004-м: при поддержке видного представителя общины горских евреев столицы Рахамима Эмануилова он за $10 млн купил с торгов Антипинский НПЗ (Тюменская область). Мощностей недостроенного НПЗ в 0,5 млн т в год было мало, и Мазуров затеял масштабную модернизацию.
Сегодня мощность Антипинского НПЗ доведена до 9 млн т, а глубина переработки — до 98%
Мазуров решил продать до 49,9% нефтяной компании «Новый поток», а «Татнефть» готова купить
ВЫСОКОРИСКОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ
И вот сегодня назрел совместный проект New Stream и Татарстана: Мазуров решил продать до 49,9% нефтяной компании «Новый поток», а «Татнефть» готова купить. Главный интерес — разведанные запасы на упомянутых трех участках в Оренбургской области. Это 42 млн т, и теоретически ежегодный уровень нефтедобычи может составить до 5 млн тонн. Но все осложняют экологические и производственные риски — месторождения расположены в национальном парке Бузулукский бор, хотя они и исключены из состава особо охраняемой территории. Там расположены 164 законсервированных скважины. Их бурили еще в 1950–1970-х годах, а эксплуатацию прекратили в 1971 году после пожара в Бузулукском бору из-за разливов нефти. Из некоторых сочится нефть, а это представляет большую экологическую и техногенную опасность. Кроме того, в ходе разведочных работ обнаружились еще и газовые скважины, пары из которых опасны. Эти скважины не относятся к пласту, из которого будет добываться нефть, но иметь с ними дело все равно придется. Одним словом, добыча будет очень непростой, высокорискованной, поэтому и нужны партнеры по технологиям и финансам.
Цена пакета должна быть как минимум больше стоимости покупки лицензий в 2015 году (8 млрд рублей). Верхняя планка будет установлена в зависимости от качества скважин и запасов, но вряд ли превысит 10–11 миллиардов — вполне посильная для «Татнефти» сумма. Однако все осложняет фактор конкуренции: помимо Татнефти интерес к акциям проявляет «Газпромнефть», для которой Оренбургская область — традиционная вотчина. Кроме того, ранее велись переговоры с «Башнефтью», а после поглощения ее «Роснефтью» интересоваться этим проектом «по эстафете» начала и компания Игоря Сечина. Так что ожидается довольно непростая лоббистская борьба, и вся надежда на то, что и «Газпромнефть», и «Роснефтью» могут отпугнуть и неконтрольная доля в продаваемой компании, и средний размер месторождений, и обилие рисков по их добыче. А у «Татнефти» имеется большое желание наращивать добычу за пределами своего региона, пусть и на партнерских отношениях.
Ранее велись переговоры с «Башнефтью», а после поглощения ее «Роснефтью» интересоваться этим проектом «по эстафете» начала и компания Игоря Сечина
В пресс-службе «Татнефти» «БИЗНЕС Online» сообщили, что компания не комментирует процедуры по изучению перспективных проектов и переговорные процессы, а также намерения по вхождению в те или иные конкретные проекты. Тем не менее в пресс-службе компании сочли возможным отметить, что нефтегазовые активы НК «Новый Поток» в Оренбургской области потенциально могут быть интересны компании, «поскольку обладают существенной ресурсной базой и находятся в относительной близости от основного центра добычи компании — РТ». Также в ответе на запрос подчеркивается, что «для „Татнефти“ ответственная социальная и экологическая политика является ключевой составляющей бизнеса. При рассмотрении каких-либо потенциальных приобретений обязательно детально рассматриваются и изучаются экологические риски и возможные пути их снижения».
Консультант президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазодобывающих месторождений Ренат Муслимов не видит особых проблем для работы нефтяников РТ у соседей. «Оренбургская область хорошо знакома татарстанским нефтяникам, там работают наши малые нефтяные компании, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Что касается разного рода рисков — как технических, так и экологических — по этим законсервированным скважинам, то с советских времен технологии у татарстанских нефтяников шагнули далеко вперед. „Татнефти“ работа с такими сложными месторождениями вполне по силам. Сами по себе они средние по запасам, так что для татарстанских нефтяников они интересны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.