Дональд Трамп Дональду Трампу, похоже, ничего не останется, кроме как подписать законопроект после одобрения обеими палатами конгресса. Конечно, он может наложить вето, но вряд ли решится это сделать Фото: kremlin.ru

ТРАМПА ЗАГНАЛИ В УГОЛ КАК СВОИ, ТАК И ЧУЖИЕ

Итак, представители нижней и верхней палат конгресса от обеих партий в субботу закончили работу над законопроектом по санкциям против России, Ирана и Северной Кореи. Лидер республиканского большинства в палате представителей Кевин Маккарти и председатель комитета по международным делам Эд Ройс (он тоже республиканец) отметили в совместном заявлении: «Северная Корея, Иран и Россия различными способами угрожают своим соседям и пытаются активно подорвать американские интересы. Законопроект, который палата представителей поставит на голосование на будущей неделе, направлен на то, чтобы привлечь их к ответственности за их опасные действия».

Голосование по этому объемному, почти 200-страничному документу в палате представителей пройдет завтра, 25 июля. И раз уж республиканцы решительно настроены на то, чтобы проголосовать за него, как говорится, не читая, то что уж говорить о демократах, которые уверены, что республиканский президент США потворствует России и что он ничего не делает после вмешательства российских спецслужб в прошлогоднюю президентскую кампанию, проигранную Хиллари Клинтон? Зампред комитета сената по международным делам демократ Бенджамин Кардин заявил: «Подавляющее большинство членов конгресса намерены направить послание Владимиру Путину от лица американского народа и союзников США, и нам нужно в этом содействие президента Трампа».

Дональду Трампу, похоже, ничего не останется, кроме как подписать законопроект после одобрения обеими палатами конгресса. Конечно, он может наложить вето, но вряд ли решится это сделать, ведь 45-му президенту США сейчас и так несладко. После «секретной» встречи с президентом Владимиром Путиным на G-20 в Америке поднялась новая волна его критики — и мало кого уже волнует, насколько она обоснованна. Любопытно, что законопроект рассматривает санкции в отношении трех стран: помимо России, это Иран и Северная Корея. Именно эти страны, как прямо указывается в документе, являются мировой «осью зла». С термина, который берет начало от рейгановского определения СССР как «империи зла», окончательно смахнули пыль. Трамп не сможет наложить вето лишь на антироссийскую часть документа, ему придется одобрить или отвергнуть весь законопроект целиком. Так что сломать «ось» он не сможет.

Именно поэтому вчера пресс-секретарь Трампа Сара Сандерс в эфире телеканала ABC заявила, что президент США поддерживает законодательную инициативу конгресса. Однако ее начальник, новый директор по коммуникациям Белого дома Энтони Скарамуччи, сначала фактически опроверг подчиненную. Он сказал, что президент еще не решил, подписывать ли законопроект, но позже отказался от своих слов, сославшись на то, что пребывает в новой должности всего лишь два дня. Журналисты New York Times попросили Скарамуччи разъяснить, какое из заявлений — его или Сандерс — в большей степени соответствует действительности. Тот в ответ прислал красноречивое сообщение: «Мой недочет. Следуйте тому, что говорит Сара, для меня информация новая». Как говорится, комментарии излишни.

Есть и еще одна причина, по которой президентское вето не будет наложено: конгресс его легко преодолеет. Для этого нужно собрать две трети голосов каждой палаты. И поскольку республиканцы и демократы проявляют редкое единодушие по отношению к России и лично Путину, для Трампа это будет не только вредным, но и бессмысленным шагом.

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков предсказуемо оценил подготовленный законопроект «крайне негативно».

АМЕРИКАНЦЫ ЗАВОРАЧИВАЮТ «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК»

Между тем на фоне новостей об усилении санкций доллар в ходе торгов вновь превысил уровень 60 рублей, а евро, впервые за 8 месяцев, — 70 рублей. Это можно считать лишь пробным подходом — позже валюты вновь ушли ниже круглых отметок, да и в целом рубль сейчас поддерживает налоговый период, но еще до окончания летних каникул на Капитолийском холме, начинающихся в августе, закон может вступить в силу.

Что он принесет России? С одной стороны, итоговая редакция документа оказалась мягче первоначальной (что, конечно, заметили инвесторы). Например, авторы предлагали ужесточить санкции против российских нефтегазовых компаний. Сейчас американские партнеры могут кредитовать «Роснефть», «Газпром нефть», «Новатэк» и «Транснефть» на срок до 90 дней, но его планировалось урезать до 30 дней. В финальной версии законопроекта остался компромисс — 60 дней.

В то же время все предыдущие санкционные документы, которые принимались Бараком Обамой, теперь интегрируются в законопроект и после его принятия обретают силу закона, который президент одной своей волей отменить уже не сможет. Хотя новые санкции в отношении российских производителей, занятых в железнодорожной, горнодобывающей и металлургических отраслях, могут быть введены лишь в случае, если они являются госкомпаниями. Нефтяникам повезло меньше — секторальные санкции теперь коснутся не только организаций, подконтрольных «санкционным» компаниям и лицам, но и тех, где они владеют более трети акций. Таким структурам тоже запретят поставлять оборудование или оказывать услуги по добыче нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и на баженовской свите западносибирских месторождений (российский аналог сланцевой нефти).

Санкции могут коснуться любых возможных иностранных инвесторов, желающих участвовать в приватизации в России — как американских, так и из третьих стран. Президент США будет обязан наказать лиц, которые инвестируют не менее $10 млн в год в приватизацию российских компаний, если она принесет «несправедливую выгоду» чиновникам правительства России, «близким к ним сотрудникам или членам их семей». Что ж, найти чиновника, который получил подобную выгоду — реальную или вымышленную, — труда не составит.

И одно из самых болезненных для РФ положений законопроекта: за инвестиции в российские экспортные трубопроводы более $5 млн в год любая иностранная компания может быть подвергнута санкциям со стороны США. Эта мера фактически предписывает европейцам (прежде всего немцам) отказаться от участия в строительстве второй очереди «Северного потока», по которому российский газ поступает в Германию и далее в страны Западной Европы. Нарушителям могут запретить получение кредитов от американских банков, им могут заблокировать активы в США, их менеджмент может быть объявлен невъездным в Штаты и т. д. Американские власти всерьез вознамерились продолжать препятствовать строительству «трубы» из-за «ее пагубных последствий для энергобезопасности ЕС, развития газового рынка в Центральной и Восточной Европе и украинских энергетических реформ». Хотя есть тому и материальная причина: замещать российский газ предполагается в том числе и сжиженным из США.

За инвестиции в российские экспортные трубопроводы более $5 млн в год любая иностранная компания может быть подвергнута санкциям с стороны США
Фото: ©Алексей Куденко, РИА «Новости»

Евросоюз пока что возмущается подобным покушением на свою самостоятельность. Как сообщила Financial Times, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал срочно обсудить возможный ответ в случае введения новых санкций без учета замечаний ЕС. В среду пройдет заседание Еврокомиссии, и к нему уже подготовлена докладная записка с несколькими вариантами ответов Европы Америке. В частности, рассматривается необходимость получить от президента США заверение, что санкции не затронут интересы европейцев. Более жесткий вариант — возможность признания недействительными на территории Евросоюза санкций США, нарушающих европейские интересы.

Впрочем, еще одну санкционную баталию происходящее не затронет. Агентство Reuters узнало о предложении Германии расширить санкции ЕС в отношении России из-за поставки газовых турбин Siemens в Крым в обход ограничений. По данным агентства, санкции могут распространиться на чиновников минэнерго и российскую компанию, которая направила турбины в Крым. К поставке могут быть причастны компании «Сименс технологии газовых турбин» и «Интеравтоматика».

Агентство Reuters узнало о предложении Германии расширить санкции ЕС в отношении России из-за поставки газовых турбин Siemens в Крым в обход ограничений
Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«КОНЕЧНО, НАША ЭКОНОМИКА ИСПЫТАЕТ СЕРЬЕЗНЫЙ СТРЕСС»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись в оценке дальнейшего развития событий по расширению американских санкций против России.

Ильдар Ахмадуллин — кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии КНИТУ:

— Видимо, создается некий локальный очаг врагов, которому и дали такое название — «ось зла». Для каждой страны важно иметь внешнего врага. Как я слышал, есть различные уровни санкций — до 10. В области космического сотрудничества никаких санкций не предусмотрено, потому что от СССР нам досталась великолепная космическая промышленность. Вопрос в том, что бизнес довлеет над политикой. Там, где Россия может предложить что-то всему миру, там санкции не работают. Пока действуют санкции нижнего уровня. Высокие технологии, газ, нефть — здесь они уже сами пытаются прервать связи России с Европой.

Сомневаюсь, что Трамп наложит вето, противовесы в США работают намного лучше. Соединенные Штаты в моем представлении — это что-то среднее между президентской и парламентской республикой. Все же я думаю, что компромисс будет найден и с Европой, хоть это и небыстрый процесс. В Европе нет таких лидеров, которые бы открыто противостояли влиянию США.

Олег Матвейчев — политолог:

— В новом пакете санкций ничего сильно страшного нет — во всяком случае, по сравнению с тем, что уже есть. Но я думаю, что в ближайшее время принятия нового пакета санкций не будет.

Вероятность того, что Дональд Трамп наложит вето на законопроект, если конгресс и сенат США его одобрят, есть. Мы знаем, что они негативно настроены, работают в противодействие президенту и так далее. Так что Трамп может воспользоваться своим правом вето спокойно. Они уже один раз пытались внести законопроект, потом поняли, что не получится, переделали, вот сейчас снова согласовали. Возможно, снова будут переделывать. Но процедуру импичмента против Трампа не начнут — пока для этого нет никаких оснований. Начинать ее сейчас означает ее проиграть — никакой конституционный суд это не поддержит и сам законопроект не принципиально важный, там таких десятки и сотни.

То, что этот законопроект является вмешательством в дела суверенных государств, американцев не сильно беспокоит. Конечно, такие законопроекты юридически некорректны, потому что суверенитет США на третьи страны не распространяется, но это их [американцев] совершенно не волнует. Они живут в своем космосе.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Так называемая санкционная политика по оказанию давления на Россию своих результатов не принесла. Более того, она привела к противоположным результатам. Новая серия воздействия на суверенные государства — Иран, Северную Корею, Россию — незаконна. Честно говоря, вызывает удивление позиция ООН и ВТО в данном случае. Мне кажется, что это беспрецедентно жесткий поворот политики США в отношении России и Ирана мало оправдан как с правовой, так и с политической точки зрения. Вполне вероятно, что попытка ввести новую «санкционную порцию» приведет к обрушению всей ситуации и Америки как правового гаранта. Трамп настолько зависимая от американских внутриполитических обстоятельств фигура, что я сразу предполагаю худшее.

МВФ недавно доложил, что экономика России восстановилась. Видимо, это и стало причиной введения новых санкций. Конечно, наша экономика испытает серьезный стресс. Но боюсь, что именно эта инициатива для США окажется роковой. Пытаясь дестабилизировать российскую экономику, они бьют и по экономике других стран, своих партнеров, в том числе и по НАТО. Не зря Жан-Клод Юнкер призвал не только негативно отреагировать на введение новых санкций, но и противодействовать им.

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— Думаю, что наложение вето Трампом на этот законопроект невозможно. Идут утечки о том, что республиканцы и демократы договорились, это свидетельствует о том, что обе фракции достигли соглашения. Трамп против республиканцев не пойдет. У него тактика — опираться на республиканскую элиту, чтобы его не съели демократы.

Штаты считают, что они имеют право указывать другим странам на их приоритеты, исходя из собственных целей. Поэтому если смотреть на это с американской точки зрения, то никакого покушения на суверенитет других стран нет. Все зависит от реализации законопроекта. Смотрите, что сейчас происходит с Siemens. Cанкционный пакет не менялся с 2014 года. Одно дело — как он будет реализоваться после скандала с Siemens, другое — как реализовывался до. Сейчас мы видим, что компания сворачивает проекты в энергетической сфере в России.

Посмотрим, как весь западный, европейский бизнес будет себя вести, потому что это ведь сигналы не только Siemens, но и всему западному бизнесу, прежде всего европейскому, который за три года наладил каналы взаимодействия с Россией в обход санкций. Поэтому важно не то, что написано в законопроекте, а то, как он будет применяться.

Вадим Хоменко — замминистра образования и науки РТ, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук:

— «Ось зла» для России — понятие не новое, раньше СССР был «осью зла». Не первый раз ставят в разряд соответствующий Россию, поэтому здесь нового ничего нет. И это закономерно. США и западные союзники видят, что мир перекраивается, появляются новые центры мировой силы, экономической и политической, поэтому все продолжается. Законопроект изначально является вмешательством в права третьих стран. Если формально говорить: что нарушила Россия? Почему санкции пошли? Крым? Сирия? Этот фарс с вмешательством в выборы? Политика двойных стандартов США очень рельефна. Говорят, недемократический режим, но они сами взращивают режимы самые недемократичные. Возьмите Саудовскую Аравию и Оман — никакой демократии даже близко нет. Чего же они молчат? Одну территорию курирует США, другую — Великобритания. Вот и все. А та страна, которая представляет какую-ту конкуренцию или не абсолютно лояльна США, попадает под прессинг самых разных обвинений.

Если новые санкции примут, многое будет зависеть от самой России, потому что она все-таки находится не в полной блокаде. Большое количество стран азиатских и европейских поддерживают отношения с Россией. Страна давно нуждается в диверсификации территориальной направленности экономических связей, чтобы меньше зависеть от таких ситуаций. В плане продовольствия мы еще обходимся, а технологически и финансово мы очень зависимы, и Запад это знает. Стоит вопрос определенной переориентации. Если вы посмотрите структуру наших связей, она почти не изменилась, товарооборот упал, но связи не изменились — та же Европа. Азиатский крен так и не состоялся.  Так что все зависит от нас — сможем ли мы быть относительно независимы от западного развития или не можем. Я считаю, что можем, просто для этого пока прикладывается недостаточно усилий.