Идеолог, интеллектуал, уважаемый религиозный деятель, историк, общественный деятель, возродивший религиозную печать и заново отстроивший Апанаевскую мечеть, — так вспоминали сегодня мусульманские лидеры Валиуллу Якупова, погибшего от рук террористов ровно пять лет назад. Почтить память погибшего священнослужителя пришли представители аппарата президента РТ и исполкома Казани. Воспоминания друзей, соратников, коллег — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Камиль Самигуллин был немногословен, лишь отметив, что Валиулла хазрат оставил богатое наследство, выпустив свыше тысячи книг, которыми духовенство пользуется до сих пор, а книги Якупова можно встретить даже в магазинах Дагестана
«КАК В НЕГО МОЖНО СТРЕЛЯТЬ? ОН НИ С КЕМ НЕ ВРАЖДОВАЛ, БЫЛ ОЧЕНЬ ДОБРОДУШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ»
Самые яркие представители мусульманской общины Татарстана собрались сегодня на новом мусульманском кладбище Казани, чтобы вспомнить бывшего заммуфтия Татарстана, известного общественного деятеля и богослова Валиуллу Якупова. Ровно пять лет назад Якупов был ранен шестью выстрелами у подъезда своего дома и скончался от полученных ран. Все без исключения собравшиеся отметили, что интеллектуалов такого уровня, как Якупов, который мог бы аргументированно выступать в защиту ислама в современных реалиях, очень не хватает сегодняшним мусульманам.
Пока ждали муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, собравшиеся оценили изменения, которые произошли в некрополе за прошедший год: между могилами появилась брусчатка, перед местом захоронения Якупова — еще один ряд. Директор кладбища Рамиль Мингараев объяснил, что брусчаткой территорию вокруг могилы обкладывают по желанию родственников погребенного, все это удовольствие обходится в 15–20 тыс. рублей.
Мингараев напомнил присутствующим, что на могильных плитах запрещаются фотографии и изображения людей. Не разрешена также посадка деревьев — только цветы. Однако могила Якупова, обрамленная черным гранитом, цветами украшена не была.
Выступая, Самигуллин был немногословен. Он лишь отметил, что Валиулла хазрат оставил богатое наследство, выпустив свыше тысячи книг, которыми духовенство пользуется до сих пор, и теперь плоды его труда можно встретить даже в магазинах Дагестана. Зато заместитель муфтия Мансур Джалялетдинов с удовольствием поделился с журналистами воспоминаниями о Валиулле хазрате не только как о религиозном деятеле, но и как о друге.
Мансур Джалялетдинов с удовольствием поделился с журналистами воспоминаниями о Валиулле хазрате не только как о религиозном деятеле, но и как о друге
«Он всегда был веселым, добрым, добродушным, справедливым человеком, — рассказал Мансур хазрат. — Это первое, что приходит мне на ум. Мы с ним дружили с 1992 года. В том году у нас образовалось духовное управление, я стал первым заместителем муфтия, он возглавлял общество „Иман“. Мы были настолько близкими, что в 1996 году, когда я стал мухтасибом, он начал работать моим заместителем. Пока в Апанаевской мечети шли ремонтные работы (почти 12 лет), он проводил пятничные службы в моей мечети Аль-Марджани. С ним было очень приятно, очень легко говорить на все темы: и про политику, и про экономику, и про юриспруденцию, и про религию... С ним можно было поговорить на любую тему! Мы с ним многое обсуждали: и текущие рабочие моменты, и политическую обстановку, и то, как работать с молодежью. С ним было очень легко, очень непринужденно общаться. На сегодняшний день я не вижу человека, которым можно его заменить, к сожалению».
Не обошлось и без горьких воспоминаний о гибели священнослужителя. «Как будто он вчера только тут был, хотя уже пять лет прошло. Когда мне позвонили: „Мансур хазрат, вы слышали такое?“ — я ответил. — „Такого не может быть! Как так?“ — „Да, в него стреляли“. — „Да не может быть!“ — отметил Джалялетдинов. — Действительно не верилось — кто, кому нужно было в него стрелять? Это добрый человек, у него врагов-то не было. Как в него можно стрелять? Мы до сих пор удивляемся. Он ни с кем не враждовал, был очень добродушным человеком. Если где-то начинался скандал, он просто разворачивался и уходил, никогда не ругался. Не было никогда, чтобы он на кого-то кричал, повышал голос. У такого человека не могло быть врагов. Кому это надо было? Может, это какая-то случайность».
По оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», почтить память Валиуллы хазрата пришли около 30 человек. Не было на церемонии супруги Якупова Галины Олентьевой, не пришел и его ближайший религиозный соратник, экс-муфтий Татарстана Илдус Файзов. Немногочисленность паствы заметно огорчила Джалялетдинова. «Я думал, народа будет больше, ведь только пять лет прошло... Может, кто-то уже начал забывать. Как прошли эти пять лет, так и наша жизнь пролетит, даже не заметим, — философски отметил собеседник издания. — Оглянувшись назад, задаем себе вопрос: а что мы сделали для религии, нации, нашей Отчизны? Изданные им книги, организованное издательство „Иман“, восстановленная мечеть „Апанай“ — он все старался делать для религии, пусть упокоит его Аллах в раю. Мы молимся за упокой его души».
Мансур хазрат погрузился в личные воспоминания, связанные с погибшим. «Я очень рад, что начиная с 1995 года мы каждый пятничный намаз совершали вместе, — добавил он. — Валиулла хазрат говорил, что намаз принимается только в мечети Аль-Марджани. Не знаю, откуда он это взял, но каждую пятницу приходил к нам. После намаза за чашкой чая разговаривали, обсуждали дела. Сейчас мне не хватает Валиуллы хазрата, с ним можно было поговорить на любую тему: и про религию, и про политику. Во всем он разбирался. Мы не оставляем его в своих молитвах».
«Идеолог, интеллектуал, уважаемый религиозный деятель, историк, общественный деятель, имам-хатыб Апанаевской мечети...» — перечислил в памятном слове регалии Якупова нынешний имам-хатыб Апанаевской мечети Нияз Сабиров.
Нияз Сабиров: «Идеолог, интеллектуал, уважаемый религиозный деятель, историк, общественный деятель, имам-хатыб Апанаевской мечети...»
«САМЫЙ ЛУЧШИЙ ПАМЯТНИК ВАЛИУЛЛЕ ХАЗРАТУ — ВОССТАНОВЛЕННАЯ ИМ АПАНАЕВСКАЯ МЕЧЕТЬ»
Соратники и ученики погибшего священнослужителя вспомнили, как он обратился от национального пути к религиозному. «В начале 1990-х Валиулла хазрат перешел из национального движения в религиозное, он понял, что прогресс возможен, только если народ будет идти с религией. Он как многогранная личность видел в религии и недостатки, понял необходимость возрождения мечетей, медресе, образования. В советские годы не было издано ни одной книги, кроме Корана, тем, кто хотел издавать, не давали таких возможностей. Он возродил религиозную печать, одним из первых в России стал издавать книги. Большое значение придавалось изданию литературы на татарском языке — вышло более 600 наименований», — напомнил соратник Якупова Ахмад Сабиров.
Ученик Якупова — начальник отдела науки и образования ДУМ РТ Айдар Карибуллин — в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» вспомнил, что, когда новое мусульманское кладбище только открылось, Якупов подошел к Мансуру хазрату и сказал, чтобы ему тоже зарезервировали здесь место. «За пять лет много чего изменилось. Если бы он сам увидел эти изменения, удивился бы. И со стороны исламского образования, и в плане конфессиональной политики за это время произошли колоссальные изменения. А может быть, он и предвидел это. Я недавно прочитал его книгу, написанную на основе материалов диссертации под названием „Ислам в Татарстане в 1990-е годы“. Она была издана в 2005 году. Многие идеи, которые он там озвучил, были реализованы в 2013–2015 годах — уже после его смерти. Он был таким интеллектуалом...» — охарактеризовал усопшего священнослужителя Карибуллин.
Начальник отдела науки и образования ДУМ РТ полагает, что самый лучший памятник Валиулле хазрату — это восстановленная его усилиями Апанаевская мечеть. «Мы ежегодно проводим Якуповские чтения в его память, хотим дать одной из улиц Казани его имя», — добавил он.
Акцент на уникальных интеллектуальных способностях и гибкости ума Якупова в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сделал и имам-мухтасиб Вахитовского и Приволжского районов Казани Юсуф Давлетшин. «Когда в 1996 году я поступил в медресе „Мухаммадия“, он там был ректором. Нас, заочников, тогда было много, помню, мы даже участвовали в возвращении исторического здания медресе. Когда я работал в Нижнекамске, также приходилось с ним общаться — Валиулла хазрат был первым заместителем муфтия, часто к нам приезжал. Не хочу говорить о его знаниях и поступках — об этом уже много было сказано, меня очень удивлял его ум. Кто-то хорошо владеет руками, кто-то — языком, а у него голова хорошо работала, он помогал нам своим советами: что делать, как выпутаться из проблем. Хотелось бы, чтобы таких умных хазратов было больше. Не секрет, что иногда у нас возникает недопонимание с обществом, в интернете появляются публикации, на которые не все могут ответить аргументированно. Мне многие хазраты говорят: „Эх, нет у нас такого, как Валиулла хазрат, который мог бы достойно ответить. Он бы таких прожевал и выплюнул“. Я несколько раз слышал такое от мухтасибов и полностью с ними согласен», — отметил Давлетшин.
«Нужно ценить таких людей при жизни. Валиулла хазрат прекрасно разбирался и в политике, и в общественной жизни, и в религии, и в национальных вопросах. Такого человека, как он, нам не хватает. В том, чего достиг татарский народ сегодня, есть и его доля, его вклад», — вторил ему представитель ВКТ, меценат Фарид Мифтахов.
Среди собравшихся почтить память богослова были и те, кто не был с ним лично знаком. Так, дайвер Рустем Гильмутдинов, который первым прочитал в Арктике намаз, отметил, что является членом общины Апанаевской мечети — махалли, где Якупов был имамом, поэтому считает необходимым выказать свое уважение к нему.
Присутствовали на встрече и представитель аппарата президента Ленар Салахов, и представитель исполкома Ильнур Хафизов — они постоянно советовались с Якуповым, прислушивались к его рекомендациям. В завершение встречи муфтий и все собравшиеся прочитали молитву за душу усопшего, после чего разошлись по своим делам.
Ученый, исследователь, богослов, стоящий у истоков возрождения ислама в республике, знаковая фигура татарстанской мусульманской общины — так отзывались о 48-летнем Валиулле Якупове
ИЗДАТЕЛЬ, ЖУРНАЛИСТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Ученый, исследователь, богослов, стоящий у истоков возрождения ислама в республике, знаковая фигура татарстанской мусульманской общины — так отзывались собеседники «БИЗНЕС Online» о 48-летнем Якупове. Многие однокурсники помнят его как комсомольского вожака, комсорга. Тогда его все знали под именем Венер, затем в 1990-е он стал Венеруллой, а уже в нулевые стал представляться Валиуллой.
Уроженец деревни Дмитровка Башкирской АССР, Якупов переехал в Казань в 1981 году, когда поступил в КНИТУ-КХТИ. Но одной специальности «технология электрохимических производств» и квалификации «инженер химик-технолог» ему показалось мало, он работал в институте и учился в аспирантуре. Он одним из первых религиозных деятелей получил в 2005 году научную степень (кандидат исторических наук, тема диссертации — «Ислам в Татарстане в 1990-е годы». Как просветитель он развернулся в 1991 году, создав и возглавив старейшее в России мусульманское издательство «Иман», которое выпустило свыше 1000 книг исламской направленности: богословские труды, популяризаторскую и историческую литературу, причем около 30 книг он написал сам. Одновременно с этим Якупов проявил себя как журналист и шеф-редактор нескольких религиозных публицистических изданий: газет «Иман», «Вера», журналов «Мусульманский мир», «Иман нуры», ежегодника «Моселман календаре».
В 2003 году Якупов прошел повышение квалификации в Российской академии государственной службы при президенте РФ по теме «Организационное обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти РФ». К тому времени он уже пять лет исполнял обязанности первого заместителя муфтия — председателя вакуфов. После первого избрания в 1998 году он дважды переизбирался на эту должность — на съездах 2002 и 2006 годов. Однако в апреле 2008 года по решению пленума ДУМ РТ его полномочия были приостановлены, Якупова перевели на должность заместителя муфтия по связям с государственными структурами. Ректор Российского исламского университета Радик Мухаметшин тогда указывал на то, что «именно его антиваххабитская риторика стала причиной опалы» и главной причиной его снятия с должности заместителя муфтия.
УБИЙСТВО, РАССЛЕДОВАНИЕ, ПРИГОВОР
Однако главный удар Якупова ждал впереди — 19 июля 2012 года при выходе из подъезда собственного дома на улице Заря неустановленные лица шесть раз выстрелили в него из огнестрельного оружия. Заместитель муфтия смог дойти до своего автомобиля, и уже в нем он скончался. Буквально через час взорвалась машина, которой управлял муфтий РТ Файзов. Взрывом его выбросило из машины, в тяжелом состоянии с переломом голеностопного сустава он был доставлен в больницу. 6 марта 2013 года по состоянию здоровья Файзов был вынужден подать в отставку, через полтора месяца новым муфтием был единогласно избран Самигуллин.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, выражая соболезнования родным и близким Валиуллы хазрата, отметил, что Якупов «являлся активным противником радикальных течений ислама, твердо боролся за его истинные ценности... многое сделал для укрепления гражданского мира и межконфессионального согласия в нашем обществе». Советник президента РТ Минтимер Шаймиев также указал на борьбу Якупова с ваххабитами: «Главное, этот человек оставался до последнего последовательным и бескомпромиссным борцом за сохранение традиционного ислама и всемерно противодействовал любым попыткам насадить в республике идеи радикального ислама, который неприемлем для наших мусульман».
Сразу после трагедии появились различные версии об инициаторах терактов. Журналист Максим Шевченко ввиду необходимости особой профессиональной подготовки назвал виновниками криминальные сообщества Татарстана и маловероятным причастность к убийству каких-то экстремистских подполий. Однако позднее ответственность за теракты взял на себя самопровозглашенный «амир моджахедов Татарстана» Раис Мингалеев. По версии правоохранительных органов, еще в 2007 году, когда Мингалеев со своим «заместителем» Маратом Сабировым, «прикрываясь и искажая суть вероучения ислама, исповедуя радикальные псевдоисламские взгляды», создали устойчивую организованную группу. К августу 2012 года Мингалеев разбил ее на две части — «Чистопольский джамаат» и «Моджахеды Татарстана». Ряд членов преступной группы выезжал в афгано-пакистанскую зону для участия в террористической деятельности в составе незаконного вооруженного формирования «Булгарский джамаат». Именно там основатели «Чистопольского джамаата» попали под влияние приверженцев радикального ислама.
Весной 2014 года национальный антитеррористический комитет распространил официальное сообщение, из которого стало известно, что в ходе спецоперации ФСБ в Чистополе были уничтожены боевики, причастные к терактам 2012 года. Бойцы подразделения «Альфа» центра специального назначения ФСБ России заблокировали гараж, в котором находились террористы. Им было предложено сдаться. Один из преступников попытался скрыться через потайной ход, открыл стрельбу и бросил гранату. Бойцы «Альфы» нейтрализовали его ответным огнем. Второй преступник остался в гараже и погиб из-за взрыва самодельной бомбы. В результате спецоперации были ранены двое силовиков.
Погибшими оказались сам Мингалеев и Беслан Назипов, разыскиваемые за террористическую деятельность на территории РТ. «Они были организаторами и участниками целого ряда преступлений террористической направленности», — говорилось в пресс-релизе антитеррористического комитета.
В 2013 году были задержаны еще 9 участников преступного сообщества, включая Сабирова. Только в марте 2017 года Казанский военный гарнизонный суд вынес им обвинительный приговор. Подсудимые, обвиняемые в серии покушений, убийств, в поджогах православных храмов, незаконной предпринимательской деятельности, в организации преступного сообщества и многом другом были приговорены в совокупности к 170 годам лишения свободы.
Помимо покушений на муфтия «моджахеды Татарстана» прославились неудачной попыткой подрыва «Нижнекамскнефтехима» пятью самодельными ракетами, которые не сработали, а также несостоявшимся терактом в Билярском музее-заповеднике. Зато с большим успехом радикальные исламисты уничтожали православные ценности — к примеру, именно они подожгли православную церковь Сергия Радонежского и молельный дом с часовней Дмитрия Солунского в Новошешминском районе.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.