До 23 июля любой зашедший на сайт КНИТУ-КАИ может поучаствовать в судьбе казанского Ту-144, на базе которого решено создать музей. Сегодня портал выложил четыре варианта будущего самолета. Например, надев виртуальные очки, можно будет, сидя в кресле пилота, пролететь из Москвы в Алма-Ату. Параллельно вуз запустил сбор средств. Тем временем «БИЗНЕС Online» выяснил, что московский проект «музеификации» Ту-144 натолкнулся на полное равнодушие, в том числе и со стороны «Туполева».
Голосование за лучший проект музея техники на базе самолета Ту-144, с таким трудом переброшенного от одного здания КНИТУ-КАИ к другому, стартовал сегодня на сайте вуза
КТО ПОБЕДИТ — МОСКВА, ПИТЕР, ВОРОНЕЖ, КАЗАНЬ?
Голосование за лучший проект музея техники на базе самолета Ту-144, с таким трудом переброшенного от одного здания КНИТУ-КАИ к другому, стартовал сегодня на сайте вуза. Демонстрируются предложения от четырех компаний. «Мы предлагаем вам ознакомиться с присланными концепциями будущего музея и выбрать лучшую из них», — сообщается на сайте. Проголосовать можно до 23 июля, а победителя конкурса назовут 25 июля. Выигравшая концепция будет реализована, а победителя объявят партнером проекта. Мнения о проектах университет предлагает высказать горожанам там же на форуме. Кроме того, их призывают присылать свои предложения — как обещал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, все интересное пойдет в дело. Компании, претендующие на победу, должны были выдать свое видение музея, территории вокруг самолета и принципов работы экспозиции.
Что в итоге мы видим?
Интересная особенность предложения воронежской компании Polymedia — полет в очках виртуальной реальности по маршруту Москва — Алма-Ата (так летали реальные Ту-144, но виртуальный полет займет всего 5 минут). Сев в кресло командира и надев очки, пользователь переносится в виртуальную кабину самолета Ту-144, причем местонахождение, например, штурвала, в виртуальном и реальном пространстве совпадают. Манипулируя штурвалом и сектором газа, посетитель управляет виртуальным полетом. В наушниках слышатся интершумы типа: «Выключено табло „к взлету не готов“, начинается разбег... скорость 140... 180... увеличьте скорость! 260.. 320 ... подъем... шасси и хвостовая пята убраны».
Интересная особенность предложения воронежской компании Polymedia — полет в очках виртуальной реальности по маршруту Москва — Алма-Ата / Эскиз с сайта tu-144.kai.ru
Москвичи из «Зарницы» предлагают экспозицию из целой вереницы интерактивных комплексов — по истории авиации, особенностям проектирования самолетов и так далее. А вот в комплексе «Подготовка пилотов» каждый сможет оценить свою пригодность для управления самолетом: гостям предложат пройти несложные тесты.
Москвичи из «Зарницы» предлагают экспозицию из целой вереницы интерактивных комплексов / Эскиз с сайта tu-144.kai.ru
Проект петербургской компании «Викинг» среди прочего разбивает Ту-144 на три тематических комплекса: «Принципы полета», «Устройство самолета», мемориальный комплекс «Полет на Ту-144». Есть и приятное дополнение — электронное приложение с элементами компьютерной игры. Кроме того, «викинги» предлагают построить рядом с Ту-144 павильон с двумя крытыми галереями. «Посетитель постоянно должен ощущать себя за рамками привычного, обыденного бытия», — эмоционально описывают свою концепцию питерцы.
Проект петербургской компании «Викинг» среди прочего разбивает Ту-144 на три тематических комплекса: «Принципы полета», «Устройство самолета», мемориальный комплекс «Полет на Ту-144» / Эскиз с сайта tu-144.kai.ru
Татарстанское творческое объединение «Самрух» также предлагает череду зон: кинозал, исторические залы инженеров и конструкторов, квест-комнату. В ней посетители будут готовить самолет к взлету, обходить грозовой фронт, готовить службы для приема борта. Особое внимание уделяется интерьерам: «Перегородки между условными залами предлагаем сделать деревянными лакированными, цвета „светлый дуб“, — это перифраз исполнения одной из реализаций пассажирского салона Ту-144. Цветовая гамма салона также повторяет оригинальное исполнение (бирюзовые кресла, оранжевые чехлы, терракотовое половое покрытие, пластик на багажных отделениях цвета слоновой кости или топленого молока, сочно белые диоды, яркие дубовые элементы, белые крахмальные салфетки под головой) и создает особую уютную атмосферу 70-х».
Татарстанское творческое объединение «Самрух» предлагает череду зон: кинозал, исторические залы инженеров и конструкторов, квест-комнату / Эскиз с сайта tu-144.kai.ru
ГЛАВНОЕ — ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ?
Вообще, по аутентичности — особый вопрос. Сейчас, например, обсуждается, как должен быть покрашен самолет: в оригинальную ливрею, с надписью «СССР», с красным флагом, или стоит придумать что-то современное. Например, это могут быть цвета нынешнего «Аэрофлота». «Мы направили в „Аэрофлот“ письмо с просьбой поддержать нас в вопросе покраски фюзеляжа, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» проректор КНИТУ-КАИ по хозяйственной работе Алексей Огонев. — Если нам дадут положительный ответ, самолет будет представлен в фирменных цветах авиакомпании. Для „Аэрофлота“ это очень хорошая реклама в центре города, все будут фотографироваться на фоне Ту-144 с их логотипом».
Однако не все согласны с таким подходом — есть мнения, что самолет должен быть «созвучен» именно своей эпохе, поэтому даже концепция интерактивного музея кому-то видится нелепой. «Считаю, что музей должен быть максимально реалистичным — настолько, будто пилот самолета только что вышел из кабины, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ владелец и арт-директор студии „Новый Дизайн“ Антон Ватман, которому мы предложили оценить представленные концепции. — Тогда это будет интересно. Где-то я вижу футуристические интерьеры („Викинг“ „Зарница“). Смысл их делать внутри тела самолета, если их можно сделать вне? Подобную экспозицию можно сделать в подвале дома. Чем больше похоже на реальность, тем лучше. Я вижу воплощение этого проекта с исторической точки зрения. Самое главной считаю первую функцию, указанную в целях и задачах проекта, — „сохранение и передача информации об уникальном самолете Ту-144“. Все, не надо какие-то футуристические вещи городить. Можно, конечно, сделать так, что, перемещаясь от хвостовой части самолета к фюзеляжу, ты будто движешься от прошлого к настоящему и будущему. Но все же я настаиваю на естественном воплощении. Тогда и туристы потянутся, и детям интересно будет. И побольше интерактивности — посидеть в кресле, подергать за рычаги, почувствовать себя летчиком».
Как выяснил «БИЗНЕС Online», нечто подобное, но с упором на внешнюю сторону, сейчас делает фонд «Легенды авиации» из Жуковского: один из сохранившихся Ту-144 там тоже намерены сделать монументом. Кстати, 18–23 июля эту машину продемонстрируют на 13-м международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, а 21 июля там вообще пройдет День Ту-144. Огонев предлагает не сравнивать казанский и Жуковский проекты: «Ключевые отличия налицо, в Жуковском самолет будет стоять на аэродроме как исторический памятник, внутри него не будет музея, экспонатом будет сам самолет. Мы же хотим сделать музей именно внутри, музей интерактивный, и пока аналогов такому проекту в мире нет. Причем наш музей появится в центральной части Казани, на пересечении туристических маршрутов, следовательно, будет более доступным для каждодневного посещения школьниками и студентами… Музей в Жуковском — тоже очень хороший проект, но у нас цели и задачи немного другие — привлекать молодежь, школьников и студентов, чтобы они влюблялись в авиацию и технику. Для того чтобы увлечь детей на всю жизнь, нужно что-то большее, чем просто показать самолет».
Мнения о проектах университет предлагает высказать горожанам там же на форуме. Как обещал Альберт Гильмутдинов, все интересные идеи горожан пойдут в дело
РАВНОДУШИЕ «ТУПОЛЕВА» И ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
К слову, в Жуковском дело забуксовало из-за бюрократических проволочек. «Несмотря на решение правительства России, на соглашения с Объединенной авиастроительной корпорацией, которая взяла на себя обязательства по покраске, сборке и разборке самолета, воз и поныне там, — посетовал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ председатель совета „Легенд авиации“ Валерий Ваньшин. — Фирма „Туполев“ не идет нам навстречу, денег на строительство музея не хочет выделить, затягивает этот вопрос. Хотя у нас готова площадка, проведены геодезические работы, сам самолет готов, но вопрос по финансам не решен». По оценке Ваньшина, на реализацию проекта потребуется около 50 млн рублей — на подготовку площадки, обустройство музея внутри, создание коммуникаций и объектов инфраструктуры. И, в отличие от Огонева, председатель совета существенных отличий между двумя музеями не видит: «Мы планируем создать музей двустороннего значения — Туполев как конструктор будет представлен снаружи, а внутри разместим музей сверхзвуковой авиации». Причем Ваньшин высказался за сотрудничество двух проектов: «Мы живем в огромной стране, которая нуждается в популяризации идей авиации, развитии патриотических чувств у подрастающего поколения, нам нельзя терять связь между прошлым и будущим, иначе нация погибнет. Мы могли бы помогать друг другу. А пока неправильная музейная политика мешает нам запустить строительство своего музея».
К слову, как и КНИТУ-КАИ, фонд «Легенды Авиации» запустил общенародный проект по сбору средств. Как говорит Огонев, казанский проект обойдется в несколько десятков миллионов рублей. Причем точная сумма затрат напрямую будет зависеть от того, какая концепция победит в стартовавшем сегодня голосовании. Впрочем, институт уже начал забрасывать «невод» в надежде на получение финансирования: университет подал заявку на 11 млн рублей в фонд президентских грантов по развитию гражданского общества на обустройство музея внутри Ту-144. У КАИ есть планы по поискам финансирования и в других источниках, но к ним вуз прибегнет уже после того, как будет выбрана одна из четырех концепций музея.
По данным на 14:00, в голосовании на сайте КНИТУ-КАИ участвовало 1083 человека. Больше всего голосов — 403 (37%) — собрал татарстанский проект ТО «Самрух». 300 сторонников (28%) на счету у ООО «Викинг», 266 (25%) — у ПО «Зарница», 114-и (11%) понравилась концепция Polymedia.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 178
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.