Пока в центре волейбола продолжается первое собрание кредиторов ИнтехБанка, в руки «БИЗНЕС Online» попал отчет конкурсного управляющего Татфондбанка Михаила Захваткина, который будет зачитан на собрании в понедельник. Как выяснилось, требования кредиторов сыплются сотнями миллиардов, но в реестр пока попали лишь на 100 миллиардов. Имущества найдено не так много, а живых денег в конкурсной массе — только на 3 миллиарда.
Перед собранием кредиторов Татфондбанка каждый кредитор, получивший право вступления в реестр, получил свежий отчет конкурсного управляющего Михаила Захваткина
ПОЛТРИЛЛИОНА ТРЕБОВАНИЙ
Перед собранием кредиторов Татфондбанка (ТФБ), которое пройдет в Казани в понедельник, 17 июля, каждый кредитор, включенный в реестр, получил свежий отчет конкурсного управляющего Михаила Захваткина. Документ попал и в распоряжение «БИЗНЕС Online». В отчете, датированном частично 1 июня, частично — 1 июля 2017 года, управляющий подробно информирует кредиторов о ходе работы АСВ в банке: сколько имущества выявлено, сколько требований банку поступило и какие сомнительные сделки выявило агентство, «прошерстив» внутренние документы. Любопытны практически все цифры, ведь они прозрачно говорят о шансах кредиторов получить хоть шерсти клок в процедуре банкротства.
Самая обескураживающая цифра — это сумма всех требований кредиторов, которые успел получить (и продолжает получать до закрытия реестра 31 июля) Захваткин. При сумме активов Татфондбанка в 214,8 млрд рублей они уже превысили полтриллиона рублей и составили 523,8 миллиарда. Требования на такую сумму предъявил 16 041 кредитор. Вероятно, не все из них найдут свое подтверждение: из всей массы Захваткин пока признал законными пятую часть требований, около 100 млрд рублей. Однако тенденция такова: проверив сотню миллиардов, АСВ отказало лишь кредиторам на 2,4 млрд рублей. Пока основная масса претензий находит свое подтверждение.
Стоит отметить, что АСВ в первую очередь рассмотрело заявки некрупных кредиторов. Так, пока что средний размер требований составляет 10 млн рублей. «На рассмотрении конкурсного управляющего находятся требования 5 545 заявителей на сумму 419 687 500 тысяч рублей», — говорится в отчете. То есть это кредиторы, средняя сумма требований которых составляет 76 млн рублей на каждого.
Так или иначе, подобного порядка цифр в деле еще ни разу не появлялось. Если на днях следователи Татарстана заявили о прямом или косвенном влиянии банкира на 15% экономики Татарстана, то здесь уже идет речь о четверти республиканского ВРП.
Все 2664 работника ТФБ уже уведомлены об увольнении — 1633 человека ушли еще в мае, а на 1 июня в штате еще числилось 960 работников
Понемногу проясняется и размер кредиторских очередей. Так, из 100 млрд рублей в первую очередь встали 8 143 кредитора на сумму 68,4 млрд рублей. Из них основную долю занимает федеральная налоговая служба как правопреемница АСВ — в рамках банкротства она претендует на 54 миллиарда. Вторая очередь, в которую входят сотрудники банка, в отчете никак не обозначена. В третью очередь, к которой и относится основная категория пострадавших — все виды юрлиц, пока что встали 1 893 кредитора с суммой требований в 31,6 млрд рублей. Есть и два неких крупных кредитора на 1,7 млрд рублей — по субординированным депозитам. Они стоят после всех упомянутых очередей. Словом, им уж точно ожидать своих денег не стоит.
Масштабы будущей борьбы оценили «погорельцы»: вчера в спешном порядке инициативная группа предпринимателей под руководством казанского владельца ООО «Ваш быт» Фарида Сафина выслала письмо АСВ с просьбой притормозить ход банкротства, перенести первое собрание кредиторов и вынести обсуждение ситуации на публичную пресс-конференцию. «Возникает сомнение в надлежащем представительстве на собрании кредиторов всех пострадавших клиентов банка, большая часть которых проживает либо ведет деятельность в Республике Татарстан», — утверждают подписанты. И действительно, возникают сомнения, насколько представительным будет собрание, если не все требования кредиторов рассмотрены да и срок их получения не истек.
За два месяца (в апреле – мае) агентство израсходовало на процедуру конкурсного производства 409,6 млн рублей: 312 млн выплатило сотрудникам банка, еще 41 млн — некие начисления на зарплату
ИСЧЕЗНУВШИЕ ЗАЛОГИ ЮРЛИЦ И НЕДОРОГИЕ ОФИСЫ
Что «живого» нашел АСВ в Татфондбанке? В кассе — 221 млн рублей, половина — в иностранной валюте; на корсчете в Центробанке России — 5,9 млрд рублей, резервы в ЦБ — 904 млн рублей, на счетах в чужих банках — 5,1 миллиарда.
Кредитов юрлицам и физлицам по состоянию на 1 июня роздано 78,4 тыс. на 113,3 млрд рублей. Кредитный портфель описан весьма подробно: 97,1 млрд распределено между 1,5 тыс. кредитов юридическим лицам. Также у банка 76,9 тыс. займов физлицам, которые получили 16,2 миллиарда. При этом залогами обеспечено всего 10,1 тыс. договоров, еще 1,7 тыс. — поручительствами. Получается, что 66,6 тыс. кредитов, или 85% от общего числа, ничем не обеспечено. К сожалению, о какой сумме и категории заемщиков идет речь, из отчета неясно. Кстати, кредиты продолжают уплачиваться — за время конкурсного производства АСВ получило от заемщиков более 1 миллиарда.
25,9 млрд рублей стоят некие активы, переданные в доверительное управление, требования по конверсионным операциям — 20,3 млрд рублей. В ценные бумаги вложено 32,2 млрд, в том числе пресловутого погоревшего «Пересвета» — на 4,1 млрд рублей, мусинских «ТФБ – Рентный инвестиционный фонд», векселя «Новой нефтехимии», «Артуг», «Гелио-полис» и прочие — на 10,9 млрд рублей.
А «ощутимое» имущество Татфондбанка — 25 объектов недвижимости, 18 земельных участков, 84 автомобиля — стоит всего лишь 1,2 миллиарда. Это помещения офисов в Татарстане и Чувашии, земля у данных офисов, один малый автобус, грузовик и 82 легковушки.
Инвентаризация банка закончилась 11 июля. Конкурсная масса ТФБ потихоньку формируется: на 1 июня живых денег в нее поступило 2,88 млрд рублей. За два месяца (в апреле – мае) агентство израсходовало на процедуру конкурсного производства 409,6 млн рублей: 312 млн выплатило сотрудникам банка, еще 41 млн — некие начисления на зарплату. Все 2664 работника ТФБ уже уведомлены об увольнении — 1633 человека ушли еще в мае, а на 1 июня в штате еще числилось 960 работников.
А третья значимая графа расходов АСВ — это расходы на информационные и посреднические услуги. На это банк под руководством АСВ потратил 27,3 млн рублей.
Наконец, самый, пожалуй, скандальный раздел отчета посвящен работе по судебным процессам, призванным вернуть активы в конкурсную массу. Оказывается, по состоянию на 1 июня АСВ подало в арбитраж целых 926 исков на общую сумму 4,7 млрд рублей. 342 иска на 3,5 млрд рублей удовлетворено, возбуждено 1962 исполнительных производства на 713 млн рублей. Суммы выглядят явно заниженными с учетом того, что только один иск к НКНХ тянет на 3 млрд рублей. Однако в отчете упоминается и об оспаривании 7 сомнительных сделок, в том числе речь идет о 6 неимущественных исках.
Центробанк устал разгребать завалы мертвых кредитов лопнувших банков и принимает меры
ЦБ САМ НАЧНЕТ ПРОВЕРЯТЬ ЗАЛОГИ, А АУДИТОРА ТФБ «ШЕРСТЯТ» С ДВУХ СТОРОН
Пока Казань приступает к ответственным мероприятиям по банковским банкротствам, из Санкт-Петербурга «прилетела» новая информация от Центробанка: после громких банковских крахов регулятор намерен создавать в регионах собственные структуры, которые будут проводить «визуальную оценку» бизнеса заемщиков и залогодателей, по-видимому, больше не доверяя опыту и решениям банкиров, которые раздают деньги кому ни попадя, без реальных залогов и поручительств. А кроме того, те же центры будут проводить оценку деловой репутации кандидатов на банкирские должности, подлежащие согласованию в ЦБ. Об этом сообщила журналистам зампред ЦБ Ольга Полякова в кулуарах международного финансового конгресса.
«ЦСНД (сопровождения надзорной деятельности) будет в большинстве регионов. Что касается визуальной оценки, это будет практически в каждом регионе. Если мы говорим о залоговом обеспечении, которое приняла кредитная организация, работающая на Дальнем Востоке или в Сибири, несмотря на то что мы функцию надзора централизовали, нам все равно нужно понимать, есть ли этот залог, где он находится и соответствует ли это тем данным, которые предоставляет нам кредитная организация», — заявила Полякова. Центры будут подчиняться непосредственно главному управлению безопасности и защиты информации Центробанка.
СРО запустила проверку по просьбе опального лидера «Открытой России» в РТ Ильи Новикова, сотрудника «Райдэна», недавно уехавшего из страны
Похоже, Центробанк устал разгребать завалы мертвых кредитов лопнувших банков и принимает меры. Кстати, и «Эрнст энд Янг», аудитор Татфондбанка, входящий в «большую четверку» аудиторов, как стало известно сегодня, проходит двойную проверку — от федерального казначейства и профессионального СРО. Последняя запустила проверку по просьбе казанской УК «Райдэн», а точнее, опального лидера «Открытой России» в РТ Ильи Новикова, сотрудника «Райдэна», недавно уехавшего из страны.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.