С 1 сентября в Казани появится семь новых образовательных центров на базе 13 разных школ и одного садика, заявил начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин

КАЗАНСКИЕ ШКОЛЫ УКРУПНЯЮТ

Ошеломительную новость для родителей учеников 13 школ города озвучил сегодня на пресс-конференции начальник управления образования Казани Ильсур Хадиуллин. «Я сразу хочу сказать, что это не оптимизационные мероприятия, которые связаны с сокращением и урезанием финансирования, а [мероприятия, связанные] с созданием новой модели управления в нашей городской системе образования, повышением качества образования и обеспечением равных возможностей для всех детей», — объявил в самом начале Хадиуллин.

До первого сентября 2017/18 учебного года в столице Татарстана объединят 13 средних образовательных учреждений в семь новых образовательных центров. Реорганизованы будут гимназия №5 и школа №134 Авиастроительного района, гимназия №75 и школа №133 Московского района, лицей №83 и школа №95 Приволжского района, гимназия №8 и школа №79, школа №22 и №85, школы №101 и №166, школа №110 и детский сад №76 Советского района. К слову, всего в Казани функционируют 167 школ и 335 детских садов. В 7 новых образовательных центрах будут учиться 7272 ребенка.

По словам Хадиуллина, в местных СМИ уже появилась неверная информация о том, будто бы реорганизация проводится с целью оптимизации финансовых затрат и сокращения учителей. Однако чиновник это опровергает. Во-первых, это более эффективное использование финансовых ресурсов. «Мы не сокращаем, — еще раз обратил внимание начальник управления образования. — Дело в том, что на сегодняшний день фонд школы формируется, исходя из количества обучающихся... Чем больше детей в школе, тем больше финансирования». Средняя затрата на одного ученика составляет около 50 тыс. рублей в год. Но, если в классе меньше 25 детей, эта сумма уменьшается, уверяет Хадиуллин: «Чтобы все получили 100 процентов, надо набрать классы по 25 детей». С другой стороны, как родителей может обрадовать новость, что в классе его ребенка будут учиться намного больше народу, чем было раньше? Как быть с качеством образования? Этот вопрос остается без ответа.

Во-вторых, смысл укрупнения школ — это логичный и всеми желаемый уход от второй учебной смены. Сегодня, к слову, в Казани 58 школ, в которых 16 тыс. детей учатся в две смены. Среди списка обновляемых учебных заведений получать знания после обеда перестанут гимназии №8, №75, школы №22, №101. После этого на свободных площадях появится возможность ввести дополнительное образование. «Для этого мы изучили опыт Москвы и Санкт-Петербурга. В столице, конечно, образовательные центры очень крупные, мы не пошли по этому пути, мы не будем повторять ошибок Москвы. Там центры, состоящие из 15 - 16 зданий», — рассказал Хадиуллин.

После объединения повысится и статус обычных школ, которые примкнут к гимназиям. «Дети будут получать документ образца статусной школы», — заверил чиновник. Он добавил, что таким образом повысится качество образования, особенно в отстающих школах.


ДЕТЕЙ БУДУТ РАСПРЕДЕЛЯТЬ ПО ПРИНЦИПУ ГОЛОСОВ БОЛЬШИНСТВА, А РУКОВОДСТВО ШКОЛ СОКРАТЯТ

Объединять школы будут по двум ключевым принципам: территориальной близости и объединению перегруженных со слабозагруженными по численности детей. «Мы не намерены переводить детей из [своего] здания в другие здания. Конечно, будут некоторые изменения, но это не массово», — заявил Хадиуллин.

В преддверии объединения уже некоторые «трения» возникли при слиянии гимназии №8 и школы №79. Управление образования предлагает «перебросить» 218 учеников начальных классов в присоединяемую к ним школу, поскольку там занимаются всего 428 детей, тогда как в гимназии — больше тысячи. «Они практически на одной территории, там недалеко, всего одна остановка. Поэтому здесь надо думать: если большинство против, тогда руководство школы принимает решение совместно с родителями. „Пожалуйста, в этом году не переводите“», — объяснил чиновник. Есть вопросы и по школе №134, где учатся 230 детей. «Мы эту школу объединяем с пятой гимназией с сохранением и русских, и татарских классов. Это касается всех наших центров. Везде будут сохранены классы с татарским языком, русским, профильные классы», — продолжал объяснять выступающий. Все эти проблемы, заверил Хадиуллин, будут решаться по итогам голосования большинства.

Несмотря на заявления Хадиуллина о том, что увольнений педагогов не будет, некоторые руководящие должности все-таки сократят. «Мы не можем везде сохранять ставки руководителей... [В случае с директорами] сокращается одна ставка. Конечно, там будут изменения и в составе завучей. Мы не можем на 900 детей 10 ставок завучей оставить», — объяснил чиновник. Четырем директорам уже предложили ставки завучей, один руководитель перешел на работу в другое место. Всего, по его информации, в объединяемых школах преподают 487 учителей.

«Мы знаем, это болезненный процесс для родителей, детей и педагогов», — успокаивающе завершил Хадиуллин. На вопрос журналистов о том, будет ли продолжена подобная работа по объединению в следующем году, начальник управления образования сказать затруднился, заметив лишь, что вопрос будет решаться в конце следующего учебного года, а власти Казани не ставят цели по укрупнению всех школ города. Тем не менее он признал, что постановления об изменениях могли быть приняты немного раньше (официальный документ был подписан 26 июня). «Всегда у нас постановления выходили в конце мая, но нынче так получилось, что связано с определенными особенностями, трудностями. Однако мы проводили консультации, мы изучали опыт других городов», — объяснился Хадиуллин. По его словам, управление образования проводило собрания с родителями и, если те говорят, что «ничего не знали, значит, они лукавят». В середине сентября, заверил чиновник, руководители новых центров будут выступать перед родителями с отчетами о проделанной работе и задачами на следующий год.


«В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ ХОРОШИЕ ШКОЛЫ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ХОРОШИМИ»

Представители школ, в которых происходят объединения, от комментариев в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отказались, зато сторонние эксперты заявили, что категорически против подобных реорганизаций.

Павел Шмаков, директор казанской школы «Солнце»:

— Москва этим занимается уже несколько лет, и это вызывает очень бурную реакцию учителей и родителей. С точки зрения экономии денег, это однозначно выгодно. И с точки зрения того, что у детей появится выбор между большим количеством кружков, это тоже очень хорошо. Но с точки зрения того, что в большинстве случаев хорошие школы перестают быть хорошими, это тоже правда. Поднимается средний уровень — плохие становятся лучше, а хорошие становятся хуже.

Я отношусь к этому плохо, мне это не нравится. Я всегда считал, что надо плохое улучшать, но не ценой того, чтобы ухудшалось хорошее. Есть такая русская пословица: лучшее — враг хорошего. И чтобы поднять низкий уровень плохих школ, надо специально заниматься. Нужно проводить конкурс учителей, конкурс директоров. И это должно быть позицией города — добавлять школам денег, если они могут их освоить, менять директоров, если они плохо работают, собирать родительские собрания. Нужна специальная большая работа по улучшению того, что плохо. А сейчас хотят все усреднить.

Подобное было в советские времена, когда были хорошие школы двух типов: физматшколы и языковые. И было много одинаковых плохих школ. Вот сейчас мы к этому и идем. И одновременно станет меньше плохих школ. Но мне кажется, что принцип усреднения, чтобы хорошего стало меньше, неправильный.

Нужно развивать таланты людей. Я считаю, что для ребенка лучше, чтобы он учился не на 4 и 4, а чтобы он учился на 5 и 3. Очень важно, чтобы у ребенка были «пятерки», чтобы развивались его таланты. И только во вторую очередь надо заниматься тем, чтобы помогать ему в слабых вещах.

Сама политика, когда что-то хорошее начинает умирать, это очень плохо. У нас в России всегда очень ценились мастера, ценились люди, которые мастерски умеют что-то делать. И то, что мы сегодня идем против этой тенденции в духе усреднения, это плохо.

Волынец Ирина, председатель центрального совета национального родительского комитета:

— Когда у нас была реформа высшего образования и объединились высшие учебные учреждения, то ни студенты, ни преподавательский состав не были довольны этим процессом. Потому что у каждого вуза были свои традиции, свои устои, своя преподавательская школа. То же самое касается и школ. В каждой школе при выборе их родителями для своих детей обращается большое внимание на выпускников этой школы. И здесь директор школы отвечает за результат. Соответственно, он сам и устанавливает какие-то критерии и правила. И у родителей есть воля выбрать то направление, к которому они склоняются. Это в том случае, если каждая школа является автономной. А когда школа объединяется, это ведет к некой унификации нашей образовательной системы, которая и так очень сильно пострадала после перестройки. И эта еще одна капля не то что может стать последней, но может пойти не на пользу нашим школам и детям, которые там учатся. Даже если брать такие бытовые вопросы, как питание, то раньше каждая школьная столовая готовила сама и дети имели возможность есть свежую горячую еду, а теперь у нас готовят огромные пищевые комбинаты и развозят по школам еду, которую потом надо разогревать, да и качество ее часто оставляет желать лучшего.

Так вот я и опасаюсь, что если у нас будет общая система в плане организации учебного процесса, то все это опять приведет к «уравниловке» и «усредниловке». Потому что есть специализированные школы, в каждой школе есть свой режим, свои правила. Часто родители отдают детей в ту школу, которую они закончили сами, потому что они могут помочь им там учиться, они сами прошли эту систему. Здесь же остается только догадываться, как будет складываться это объединение, и есть большие сомнения в том, что все это лучшим образом отразится на качестве образования, на психологическом климате в школьном коллективе. Если сейчас каждая школа — это такой отдельный, замкнутый организм, то теперь сложно представить, как это все будет выглядеть после объединения.

И в этой связи я хотела бы сделать еще одно дополнение. Я недавно была на встрече с директором одной из престижных казанских школ, и прямо при мне одна из учительниц принесла заявление на увольнение. Причина была в том, что она была вынуждена перейти на работу в коммерческую структуру из-за низкой зарплаты в школе. Поэтому хотелось бы обратиться к руководству нашей республики с просьбой рассмотреть вопрос об учреждении внебюджетного фонда поддержки учителей. Если у нас сейчас в республике происходят такие инновации, по которым наши чиновники вынуждены тоже подстраиваться под «федеральную повестку дня», то пусть мы будем инноваторами и в этой сфере. Чтобы мы могли как-то поддерживать наших учителей, которые являются гордостью нашей республики.