В Казани стартовала серия общих собраний кредиторов банков, «лопнувших» за последнее время. Первым в «Гранд Отель Казань» накануне отчитался конкурсный управляющий Анкор Банка. Результаты оказались неожиданными — активы банка, по его версии, составили 9,1 млрд рублей при требованиях кредиторов в 6,3 млрд рублей. Почему же тогда 6 июня ЦБ РФ подал заявление о возбуждении в отношении собственников банка уголовного дела?
3 марта 2017 года у Анкор Банка была отозвана лицензия, а 10 апреля Арбитражный суд РТ признал банк банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство
АКТИВЫ И ПАССИВЫ
Напомним, что 3 марта 2017 года у Анкор Банка была отозвана лицензия, а 10 апреля Арбитражный суд РТ признал банк банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство. Конкурсным управляющим стало ГК «Агентство по страхованию вкладов», которое выплатило 8799 вкладчикам банка страховые выплаты на общую сумму 5,167 млрд рублей, став таким образом крупнейшим кредитором банка. Позднее требования, перешедшие к АСВ в результате выплаты им возмещения по вкладам, были предъявлены от имени ФНС России. Решением АСВ представителем конкурсного управляющего назначен Максим Медведков.
Вчера в конференц-зале «Гранд Отель Казань» прошло первое собрание кредиторов. Собрались порядка 20 человек, которые заслушали отчет Медведкова о проделанной работе. Он сообщил, что по состоянию на 1 июня 2017 года активы Анкор Банка составили 9,148 млрд рублей, в том числе 5,9 млн рублей находилось на корреспондентских счетах в других кредитных организациях, 127,8 млн рублей хранилось на счете в АСВ, 5,935 млрд рублей выданы заемщикам или размещены другим способом, 1,5 млрд рублей размещены в ценных бумагах, еще 465 млн рублей вложены банком в ЗПИФ и уставные капиталы компаний.
На эту же дату кредитный портфель Анкор Банка состоял из 22904 кредитов на общую сумму 4,463 млрд рублей (основной долг), в том числе просроченная задолженность 1,265 млрд рублей. По кредитам начислены проценты на сумму 295,7 млн рублей. Также на балансе банка учитываются 6 договоров уступки прав требований (цессий) на общую сумму 1,169 млрд рублей.
Имущество банка оценивается в 1,093 млрд рублей, в том числе 419,9 млн рублей в виде долгосрочных активов, предназначенных для продажи (земельный участок в Одинцовском районе и два помещения в Москве). Основные средства банка представляют собой пять помещений в Казани, земельный участок в Тверской области, 8 автомобилей (Hyundai Porter Н-100, Toyota Corolla, две Skoda Octavia, два Mercedes-Benz S350 4Matic, Hyundai EQUUS и Land Rover), а также неотделимые улучшения в помещениях банка, мебель и оргтехнику общей балансовой стоимостью 785,5 млн рублей.
По состоянию на 1 июня 2017 года конкурсному управляющему предъявлены требования 733 заявителей на общую сумму 6,324 млрд рублей, из них пока что установлены и включены в реестр требования 504 кредиторов на общую сумму 119,2 млн рублей, в том числе требования 451 кредитора первой очереди на сумму 64,2 млн рублей и 53 кредиторов третьей очереди на сумму 54,9 млн рублей. Кредиторов второй очереди нет. На рассмотрении находятся требования 225 заявителей на общую сумму 6,2 млрд рублей.
По мнению регулятора, бóльшая часть кредитов, выданных банком, была невозвратной
«СКОЛЬКО В РЕАЛЬНОСТИ УДАСТСЯ ВЫРУЧИТЬ ЗА ИМЕЮЩИЕСЯ НА БУМАГЕ АКТИВЫ?»
На первый взгляд, отчет конкурсного управляющего претендует на скандальную сенсацию. Получается, что активы ликвидированного банка значительно превышают требования кредитора, что довольно необычно — зачем было банкротить банк, если он мог расплатиться со своими кредиторами, да еще около 3 млрд рублей оставалось? Где та «дыра» в 3,6 млрд рублей, о которой в конце июня сообщил ЦБ РФ по результатам проведенного временной администрацией обследования финансового состояния Анкор Банка?
«Относительно небольшая просрочка по кредитам ни о чем не говорит. С 99-процентной вероятностью банк использовался для кредитования бизнеса своих акционеров. Там была такая же история, как в ТФБ. Мы не знаем, по скольким кредитам, выданным аффилированным структурам, сроки погашения выставлены в отдаленном будущем, — по ним нет просрочки, но на самом деле они являются невозвратными. Так же подозрительно выглядят вложения в ЗПИФ и ценные бумаги — скорее всего, это тоже „мусорные“ бумаги», — прокомментировал «БИЗНЕС Online» отчет конкурсного управляющего Анкор Банка топ-менеджер одного из работающих в Татарстане банков на условиях анонимности. По его словам, чтобы оценить реально финансовую дыру, надо внимательно изучать кредитное досье тех компаний, которые получали ссуды. «Отчет конкурсного управляющего о сумме активов говорит лишь о том, что имеется на балансе банка, но вот вопрос — сколько в реальности удастся выручить за имеющиеся на бумаге активы?», — отметил он.
Замечание источника «БИЗНЕС Online» нашли подтверждения после внимательного изучения анализа бухгалтерского баланса Анкор Банка на 3 марта 2017 года, который имеется в материалах конкурсного управляющего. Сравнивая официальные данные банковской отчетности с результатами обследования ЦБ РФ, можно отметить, что регулятор из указанных в отчетности 3,4 млрд рублей чистой ссудной задолженности тогда засчитал Анкор Банку лишь 600 млн рублей. То есть, по мнению регулятора, бóльшая часть кредитов, выданных банком, была невозвратной.
По состоянию на 1 июня 2017 года остаток денег на корреспондентских счетах в Банке России и на счете банка в АСВ составляет 127,8 млн рублей
«МНОГИЕ НЕ ЗАХОТЯТ ДОВОДИТЬ ДО СУДА, ГДЕ ОНИ ОДНОЗНАЧНО ПРОИГРАЮТ»
Живых денег в конкурсной массе Анкор Банка и вовсе кот наплакал. Спустя три месяца с момента начала конкурсного производства там имеется лишь 168,3 млн рублей — в основном это депонированные в Банке России обязательные резервы (140,9 млн рублей), а также 25,3 млн рублей, поступивших в счет погашения ссудной задолженности. В то же время расходы конкурсного производства составили около 45 млн рублей, в том числе расходы временной администрации — 1,85 млн рублей. Основная сумма была потрачена на выплаты зарплат и компенсаций сотрудникам банка (42,2 млн рублей).
Таким образом, по состоянию на 1 июня 2017 года остаток денег на корреспондентских счетах в Банке России и на счете банка в АСВ составляет 127,8 млн рублей. Впрочем, по мнению выступающего, приток денег в конкурсную массу активизируется в августе, после того как заемщики начнут получать требования о возврате долга. «Многие не захотят доводить до суда, где они однозначно проиграют», — отметил конкурсный управляющий.
По словам управляющего, выплаты кредиторам планируется начать в октябре — сначала кредиторам первой очереди (то есть АСВ), а затем дело дойдет до кредиторов третьей очереди. Собравшимся пояснили, что всем участникам очереди будут выплачиваться долги в равных долях.
Присутствовавший на собрании кредиторов представитель АСВ добавил, что агентство также проводит свою проверку причин банкротства Анкор Банка
ПРИЗРАК УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Многих участников собрания кредиторов интересовал вопрос о причинах банкротства Анкор Банка. В уже упомянутом сообщении ЦБ РФ, опубликованном в конце июня, говорится о том, что в преддверии отзыва лицензии руководство банка осуществило ряд сделок с ценными бумагами, имеющих признаки вывода ликвидных активов, а также сокрытия ранее выведенных активов. Параллельно стало известно, что еще в прошлом году из банка исчезли 340 млн рублей умершего во время операции в Израиле давнего друга экс-владельца Анкор Банка Андрея Коркунова, гендиректора «Уренгойгазспецстроймонтажа» Анатолия Сынаха.
Медведков потвердил, что проведенная ЦБ РФ проверка финансовых операций выявила признаки уголовно наказуемых деяний, осуществленных бывшими руководителями и собственниками АО «Анкор Банк», и 6 июня регулятор подал заявление в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела. Соответствующий запрос от следственного комитета уже поступил конкурсному управляющему. Присутствовавший на собрании кредиторов представитель АСВ добавил, что агентство также проводит свою проверку причин банкротства Анкор Банка.
Сам конкурсный управляющий в данный момент занимается выявлением сомнительных сделок, совершенных руководством Анкор Банка в преддверии банкротства, — проводится анализ заключенных банком договоров банковского счета, депозитных, кредитных договоров, договоров аренды, договоров купли-продажи, договоров уступки прав требований (цессий) на предмет их соответствия требованиям закона, а также коммерческой целесообразности. «В случае обнаружения соответствующих обстоятельств будут приняты меры по привлечению к гражданско-правовой и (или) уголовной ответственности лиц, виновных в банкротстве банка», — говорится в отчете Медведкова.
Между тем, местонахождение вице-президента «Опоры России», члена высшего совета партии «Единая Россия» и главного акционера Анкор Банка Коркунова неизвестно. По некоторым данным, он скрывается за границей.
После принятия доклада конкурсного управляющего к сведению участники собрания провели выборы комитета кредиторов из трех человек. Чудес не произошло — в него вошли все три кандидатуры, предложенные совместно АСВ и налоговиками, которые вместе владели подавляющим числом голосов кредиторов. Членами комитета кредиторов Анкор Банка стали Ильнар Гимраев, Альфия Заляева и Алсу Третьяк.
Напомним, в ближайшее время такие же общие собрания проведут ИнтехБанк (14 июля, «Центр волейбола») и Татфондбанк (17 июля, «Баскет-холл»). Вот только обсуждение там ожидается гораздо более жаркое.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.