«Реконструкция — да, но не снос», — с таким письмом по поводу будущего здания на Право-Булачной, 51 обратилась архитектор Анна Медлева к министру строительства РТ. Она предлагает объявить международный конкурс проектов и не превращать город в «насос по выкачиванию денег». Камиль Исхаков, чья внучка владеет зданием, принял идею сохранить уникальный фасад благосклонно. Однако некоторые эксперты «БИЗНЕС Online» характеризуют объект как «посредственную архитектуру того времени».
Сегодня последний день работает комбинат «Здоровье», после чего здание должны закрыть на реконструкцию
ДОЧЬ АРХИТЕКТОРА КОМБИНАТА «ЗДОРОВЬЕ» — ИРЕКУ ФАЙЗУЛЛИНУ: «Я ПРОШУ ВАС ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПО ОСТАНОВКЕ ЭКСТРЕННОГО СНОСА»
Сегодня последний день работает комбинат «Здоровье», после чего здание должны закрыть на реконструкцию. Во всяком случае, так ранее заявил владелец здания ООО «Здоровье» (принадлежит Карине Камаловой, внучке помощника президента РТ Камиля Исхакова). Эту позицию подтвердил «БИЗНЕС Online» и сам Исхаков. Из слов экс-мэра Казани следовало, что реконструкция предполагает разбор старого здания и возведение нового, при этом проекта строительства пока нет. «Сначала надо разобрать то, что есть, и начать возводить [новое], до этого времени все определится окончательно», — заметил Исхаков в разговоре с «БИЗНЕС Online». Отметим, в пресс-службе исполкома Казани в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» сообщили, что проекта нового облика комбината «Здоровье» действительно не поступало.
Эта позиция спровоцировала появление открытого письма, которое написала Анна Медлева, дочь архитектора Владимира Медлева — соавтора проекта комбината «Здоровье». Обращение адресовано министру строительства РТ Иреку Файзуллину, а сама Анна также профессиональный архитектор. Она обращается к Файзуллину как к главному архитектору РТ (письмо есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). «Как профессионал, я хочу обратить Ваше внимание на то, что данный объект, построенный в 1978 году, является отличным примером средовой архитектуры с чертами национального своеобразия, — пишет она. — Авторами проекта являются архитекторы Л. Ершова и В. Поспелов („Гипрокоммунстрой“, г. Москва). А вот над пластикой фасадов, его национальным своеобразием по распоряжению главного архитектора Казани Агишева М. Х. работал мой отец, Медлев Владимир Петрович, являясь главным специалистом в области архитектуры института „Ремпроект“».
Здание хорошо вписалось в градостроительную среду, отмечает Медлева со ссылкой на мнение коллег, и получилось инновационным как по архитектурному замыслу, так и по функциям. В итоге оно стало визитной карточкой города, оказавшись в списке из 15 наиболее интересных архитектурных сооружений советской Казани по книге известного архитектора-градостроителя Сергея Саначина. И наконец, Медлева предлагает Файзуллину срочно вмешаться в ситуацию, указывая на то, что владельцы не представили и не согласовали никакого проекта будущего здания.
Над пластикой фасадов и национальным своеобразием здания работал архитектор Владимир Медлев
«Как человек неравнодушный к Казани, ее истории, культуре и архитектуре как зеркалу, которое отражает все исторические периоды жизни нашего общества, я прошу вас принять меры по остановке экстренного сноса здания комбината „Здоровье“ и взять на контроль процедуру прохождения новым собственником всех согласований», — пишет она.
Медлева не спорит, что в нынешнем виде здание морально и физически устарело, но предлагает вынести проект нового объекта на широкое обсуждение экспертов. «Как дочь архитектора, который имел непосредственное отношение к проектированию здания, выражаю свою заинтересованность и готовность принять самое активное участие в дискуссии, рассмотрении предлагаемых проектных решений, а также в непосредственном проектировании здания или организации конкурсной процедуры, связанной с разработкой концепции нового здания комбината „Здоровье“», — заключает она.
Здание хорошо вписалось в градостроительную среду. И получилось инновационным как по архитектурному замыслу, так и по функциям
«МЫ БЫ УСПОКОИЛИСЬ И ДАЖЕ ПОАПЛОДИРОВАЛИ, ЕСЛИ БЫ НАМ ПОКАЗАЛИ ПРОЕКТ ЛУЧШЕ»
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Медлева удивилась решительности собственников здания. И дело не только в том, что комбинат проектировал ее отец. «Даже если бы к этому дому не имел отношения мой папа, у меня бы новость о сносе вызвала те же самые эмоции. Есть городская сложившаяся ткань, есть дома-символы, дома-образы, дома-ориентиры. Нельзя с ними так безжалостно поступать. Комбинат „Здоровье“ — это один из таких домов. Я не была бы архитектором, если бы на это не среагировала», — рассказала она.
Медлева некоторое время занимала должность главного архитектора ВДНХ. «У нас не такая большая династия, к сожалению. Хотя, честно говоря, еще моя бабушка по материнской линии мечтала стать архитектором. В Казани было, по-моему, подразделение ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские, Москва), куда она сдавала экзамены, причем достаточно успешно. Поскольку у нее были проблемы с математикой, видимо, по этим причинам она не пошла туда учиться... Уже в старших классах мои родители понимали, что они поженятся, и оба мечтали поступить в Казанский инженерно-строительный институт на архитектурный факультет. Конечно, им повезло, они учились у Мунира Агишева, который был практикующим профессором, а это очень важно. Мне кажется, что у детей, рожденных в такой ситуации, как сдача госэкзаменов и надвигающаяся защита дипломов в архитектуре, шансов стать кем-то другим немного», — шутит она. Казань ей не чужая — она здесь выросла, училась в КИСИ у единственного татарского академика Академии восточной архитектуры Сайяра Айдарова, откуда перевелась в Московский архитектурный институт.
С комбинатом у нее связаны детские воспоминания об отце, который ушел из жизни в возрасте 61 года. «Я помню, как папа меня туда водил, когда здание было построено. Я была маленькой девочкой, это был сложный период в нашей семье, потому что мама с папой как раз разводились. У меня осталось это воспоминание: „Пойдем, я покажу тебе дом-корабль. Почему корабль, спрашиваю. А он отвечает: придешь, увидишь“. И я увидела эти круглые окна. У меня действительно возникла ассоциация с каким-то „Титаником“. Это очень похоже на иллюминаторы. Комбинат здоровья, вода, стихия... Папе, видимо, как-то хотелось привнести эту составляющую», — вспоминает дочь архитектора.
По ее словам, первоначально Казань заказала проект здания московскому «Гипрокоммунстрою, который занимался разработкой типовых сооружений. Но проект до конца не подошел.
«Наверное, Агишеву (Мунир Агишев — главный архитектор Казани в то время — прим. ред.) пришлось ставить задачу переработки проекта, потому что он не мог реализовать на территории республики, в центре столицы объект, который будет с национальной точки зрения обезличенным. Я не знаю, были ли эти круглые окна в оригинальном проекте, который сделали авторы Ершова и Поспелов, — рассказала Медлева. — Надо сказать, в итоге получилось достаточно элегантно. Национальный орнамент здорово вписан в декоративные элементы фасада, в медальоны».
Поэтому дочь архитектора категорически против сноса здания, тем более без обсуждения проекта нового. «Мы бы успокоились и даже поаплодировали, если бы нам показали проект лучше, чем был комбинат „Здоровье“. Лично я бы первой сказала: «Низкий вам поклон, уважаемые градоначальники, собственники, потому что вы действительно берете на себя ответственность в той мере, в которой должны ее на себя брать. Но нет же проекта, обсуждать нечего», — говорит она.
Камиль Исхаков благосклонно воспринял предложение Анны Медлевой
КАМИЛЬ ИСХАКОВ: «НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ХОРОШЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Тем не менее у комбината «Здоровье» охранного статуса нет. Согласно российским законам здание может получить такой статус только спустя 50 лет существования. Медлева сомневается в присвоении такого статуса, даже если бы комбинат просуществовал еще десятилетие, однако она настаивает на том, что его достойны хотя бы отдельные фасадные элементы — со стороны Право-Булачной улицы.
«Мне кажутся интересными фасадные решения. Безусловно, сегодня есть уже другие строительные материалы. Но это средовой объект, который с точки зрения масштаба и пропорций вписался туда идеально. Несмотря на кажущийся по тем временам его громадный масштаб, он там встал, не разрушая ничего, не оттягивая на себя. Он очень грамотно был вписан в городскую среду. Он не мог не полюбиться горожанам по всем параметрам», — уверена Медлева.
В конце 1970-х этот дом стал одним из первых объектов средовой культуры, что делает его уникальным и сейчас. «Таких домов-маяков, домов-ориентиров того периода в городе не так много», — настаивает архитектор, добавляя, что неспроста здание попало в книгу Саначина. «Когда мы говорим про советскую Казань, мы вспоминаем про цирк и комбинат „Здоровье“. И это же все есть на открытках той, уже старой Казани», — добавляет она.
Решение о сносе комбината «Здоровье» Медлева уже обсудила с коллегами по цеху. «Мнение профессионалов однозначно: реконструкция — да, но не снос», — уверяет она. Но на решение собственников Медлева повлиять не может, тем более законодательство также не оставляет наследникам архитекторов каких-либо прав что-то решать. «У наследников в этом случае прав нет. У нас в стране все плохо с авторским правом. Каждый раз, подписывая договор на проектирование, мы с этим вопросом бьемся, стоим на смерть. Приобретая проект, заказчик приобретает и авторские права на дом. Он не отнимает авторства у архитектора, но приобретает право распоряжаться объектом так, как он считает нужным», — сожалеет она.
Так что пока остается только настаивать на том, чтобы здание не сносили, а реконструировали, вернув ему первоначальное предназначение общедоступных городских бань, куда в советское время ходили жители центра Казани, застроенного преимущественно частными домами. «Это же была бомба... Ничего подобного в городе не было. Это первый общественный комбинат здоровья, где горожане могли не просто помыться, как в бане. В тот период центр Казани был преимущественно застроен частными домами, у многих людей не было водопровода, а была колонка во дворе. Конечно, люди ходили в бани».
Медлева предложила объявить конкурс проектов и заявила о готовности представить свое видение или поучаствовать в нем на правах консультанта. «Давайте сохраним этот объект, вернем ему статус комбината здоровья, давайте сделаем там потрясающие парные, солевые гроты, разные технологии применим для релаксации, оздоровления», — предлагает архитектор. Можно привлечь международные архитектурные студии, можно объявить конкурс на всю страну, говорит она. «Поскольку мой папа имел к этому отношение, это было бы и интересно, я бы сделала это с большой любовью, — призналась она. — Архитектура не может быть безэмоциональной, архитектура не может быть безответственной и безразличной. Когда она такая, тогда порождается огромное количество керамических коробок. И город теряет лицо, свою самобытность, превращается только в насос по выкачиванию денег».
Напомним, Исхаков заявлял «БИЗНЕС Online», что назначение нового здания будет прежним, но Медлева вносит толику сомнения. «Сегодня он говорит, что будет не хуже, чем в Сандунах, а завтра там вырастет 20-этажный жилой дом, облицованный керамической плиткой с вентилируемыми фасадами. И что? Да, не хуже, чем комбинат „Здоровье“. Наверное, тем, кто там поселится, будет не хуже», — иронизирует архитектор.
Тем временем сам экс-мэр Казани благосклонно воспринял предложение Медлевой. Корреспондент «БИЗНЕС Online» по телефону ознакомил его с сутью открытого письма архитектора. «На первый взгляд хорошее предложение, — с энтузиазмом сказал он корреспонденту издания. — Я тоже вокруг этого...» Впрочем, обстоятельного разговора не получилось, поскольку сегодня Исхаков находится в Болгаре на заседании совета по исламскому образованию.
РАБОТНИКОВ И КЛИЕНТОВ КАМИЛЬ ИСХАКОВ ПОЗВАЛ НА НОВОЕ МЕСТО, А АРЕНДАТОРОВ — НЕТ
Тем временем последний рабочий день комбината «Здоровье» проходит в суете — арендаторы послушно последовали распоряжению, которое получили 10 дней назад, и начали переезд. По-прежнему не все из предпринимателей нашли новые площади, а те, кто нашел, не всем довольны. Например, круглосуточный продуктовый магазин переезжает в здание жилого дома, где уже не сможет открыть ночной бар. По словам продавцов, выручка от этого упадет. При этом возвращаться на старое место после реконструкции никто из них и не мечтает: арендаторы уверены, что новые бани будут элитными и подбор предпринимателей для их обслуживания будет соответствующим. Теряет выручку и бассейн, который работал в стенах комбината. Сейчас руководство расторгает договоры и возвращает деньги за абонементы. Однако официально придираться не к чему — договор аренды у всех истек, а комбинат не стал его продлевать.
Теряет выручку и бассейн, который работал в стенах комбината. Сейчас руководство расторгает договоры и возвращает деньги за абонементы
Сложнее ситуация складывается у еще одного собственника комбината — ИП Дорофеев, который владеет небольшой долей в здании — 2/100. Год назад свою долю помещения предприниматель сдал в аренду на 10 лет. Сейчас на этих метрах расположено кафе «Вилка-Ложка». Неделю назад владелец заведения рассчитывал договориться с руководством «Здоровья» и продолжить работу рядом со стройкой. Но недавно стало известно, что комбинат уже написал письмо в «Водоканал» с просьбой расторгнуть договор, а кафе без воды работать не сможет. В качестве компенсации ему предложили помещение на улице Лобачевского, однако оно не подошло по формату. По оценкам владельца кафе, в связи с вынужденным переездом на новое место его убытки составили около 7 млн рублей. Однако собственник отсрочил дату его выезда — «Вилка-Ложка» остается в комбинате еще на две недели. Такую же преференцию получил еще один арендатор большого помещения, в котором находится фирма по изготовлению печатей.
Отметим, сам комбинат терять клиентов не собирается. В фойе помещения для посетителей разместили карту проезда к другим баням — Адмиралтейскому оздоровительному комплексу (Бани №5). Туда же предполагается перевести часть сотрудников комбината, которые на такой перевод реагируют довольно вяло: «Владелец-то тот же». Вероятно, рабочих мест хватит не всем, так как некоторые работники, по их признанию, будут писать заявление «по собственному».
По оценкам владельца кафе, в связи с вынужденным переездом на новое место его убытки составили около 7 млн рублей
«НА ПАМЯТНИК ОН, КОНЕЧНО, НЕ ТЯНЕТ, ЧЕРЕЗ ГОД МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ...»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили художественную ценность здания на улице Право-Булачной, 51 и примерили на него статус памятника архитектуры.
Ирина Карпова — старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции КГАСУ, архитектор-реставратор:
— Тут однозначного ответа быть не может. Да, этот объект вписался, мы его помним, знаем, он формирует угол. Мне бы хотелось, чтобы сохранили черты этого здания. Пускай внутри оно будет современным, новым, но чтобы по фасаду, улице оно оставалось уже давно вписанным в среду.
Что касается своеобразия архитектуры, то да, действительно, здание имеет национальный колорит своего времени. Это образец сочетания советской и татарской национальной архитектуры. Любое здание морально устаревает, его нужно приспосабливать под функции, которые отвечают современному обществу, требованиям. Его реконструкция возможна, но проще, конечно же, снести и построить заново, чем реконструировать.
Александр Дембич — завкафедрой градостроительства КГАСУ, кандидат архитектуры:
— Честно говоря, комбинат особой ценности не представляет, на мой взгляд. Он явно не шедевр архитектуры, замечательный представитель архитектуры своего времени. Это такая посредственная архитектура того времени.
Конечно, неизвестно, что там проектировщики Исхакова создадут. Может быть, будет еще хуже в 10 раз, но это не повод говорить о том, что здание нужно обязательно сохранить, что оно представляет собой архитектурную ценность. Конечно, проект будет выноситься на градостроительный совет. Ну что значит «конечно»? У нас почему-то многие вещи не выносятся на градостроительный совет, хотя должны бы выноситься.
Сам комбинат терять клиентов не собирается. В фойе помещения для посетителей разместили карту проезда к другим баням — Адмиралтейскому оздоровительному комплексу (чтобы увеличить, нажмите)
С точки зрения его физического состояния, я думаю, здание вполне может быть отремонтировано и дальше прекрасно функционировать. Я не знаю, почему его решили снести. Есть некоторое подозрение, что они там собираются соорудить нечто грандиозное. Если надстраивать этаж, то я считаю, что фундаменты, которые там существуют, должны выдержать дополнительную нагрузку. По действующим регламентам невозможно слишком сильно поднять это здание. Здесь действуют регламенты проекта охранной зоны Казанского кремля, проекты планировки территории «Центр». Они все не позволяют слишком высоко поднять здание, поэтому мне не совсем понятно, зачем все это делается.
Фарида Забирова — зампредседателя татарстанского республиканского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК):
— На памятник он, конечно же, не тянет, но сейчас большое внимание уделяется объектам этого периода. Их сносят один за другим. Оригинальность данного проекта можно рассмотреть, но должно пройти 40 лет, а здание 1978 года. Через год оно может претендовать, но самое главное — это социальный проект, людям некуда ходить, общественных бань вообще не остается. Здесь, мне кажется, спасать здание нужно в первую очередь как социальный объект. Что касается архитектурной оригинальности, то в здании есть некоторые моменты. Насколько я знаю, фасад там точно оригинальный, не типовой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 164
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.