Марат Муратов  Предполагалось, что самые лакомые куски «Вамина» достанутся Марату Муратову — принадлежащая ему управляющая компания «Просто молоко» арендует 7 молокозаводов Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАЙДЕШЬ ДЕНЬГИ — МОЛОДЕЦ, А ЕСЛИ НЕТ, ТО НАЙДЕМ ДРУГИХ ЖЕЛАЮЩИХ»

Напомним, что наследство «Вамина» перешло в собственность АО «Татагролизинг» (100% принадлежит МЗИО РТ) после того, как в 2014–2015 годах оно выкупило долги компании на сумму 8,5 млрд рублей у «АК БАРС» Банка, Сбербанка и Россельхозбанка. Предполагалось, что самые лакомые куски достанутся Марату Муратову — начиная с 2013 года принадлежащая ему управляющая компания «Просто молоко» арендует 7 молокозаводов (Казанский, Набережночелнинский, Мамадышский, Нижнекамский, Бугульминский, Новошешминский и Муслюмовский).

В октябре 2016 года Муратов заявил о планах купить эти молочные комбинаты себе в собственность за бросовые 1,5 млрд рублей, да еще и с рассрочкой на три года. Однако после ухода с поста премьера Ильдара Халикова планы Муратова стать новым «молочным королем» начали встречать скепсис. Руководство Татарстана не устраивала цена, предложенная Муратовым.

Тем не менее, как рассказывают «БИЗНЕС Online» информированные источники, ему был дан шанс выкупить активы, но не за 1,5, а за 4–4,5 млрд рублей: найдешь деньги — молодец, а если нет, то найдем других желающих. В результате Муратов нашел деньги лишь на два небольших, но лакомых актива: Мамадышский маслодельно-сыродельный комбинат и Кукморский маслодельно-молочный комбинат. По сведениям «БИЗНЕС Online», сделка по продаже была осуществлена в мае 2017 года. Стоимость сделки и ее условия не разглашаются. Фактически у Муратова есть хорошая стартовая площадка, чтобы все-таки дорасти до олигарха: теперь он может буквально как сыр в масле кататься. Производство этих продуктов — самые маржинальные сектора молочной отрасли.

«Агросила», подконтрольная гендиректору АО «Сетевая компания» Ильшату Фардиеву, сообщила о приобретении в собственность Набережночелнинского молочного комбинатаФото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЬШАЯ РАСПРОДАЖА: НАЛЕТАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО!

Тем временем «Татагролизинг» объявил среди узкого круга потенциальных покупателей о срочной «большой распродаже» активов, оставшихся после того, как Муратов воспользовался своим «правом первой ночи». Как «БИЗНЕС Online» уже сообщал, на днях холдинг «Агросила», подконтрольный гендиректору АО «Сетевая компания» Ильшату Фардиеву, сообщил о приобретении в собственность Набережночелнинского молочного комбината (НЧМК). Эксперты оценили рыночную стоимость актива примерно в 1 млрд рублей «исходя из оборота и средней маржинальности на той продукции, которая на НЧМК представлена», но, по сведениям «БИЗНЕС Online», в реальности Фардиеву он достался со значительной скидкой — примерно за 500–600 млн рублей.

По всей видимости, «Татагролизинг» вынужден идти на дисконт, так как его поджимает время. Как сообщил нам сам Муратов, 30 июня завершается очередной полугодовой срок аренды активов, который продлевался уже 7 раз. Но сейчас продления не будет. Как полагают некоторые наши источники, это связано с позицией «АК БАРС» Банка, потребовавшего возврата займа, который был выдан «Татагролизингу» в конце 2014 года на выкуп долгов «Вамина». По их мнению, банк действует в рамках своей программы расчистки «токсичных» кредитов. Кроме того, руководство республики твердо решило в кратчайшие сроки завершить многолетнюю эпопею с наследством «Вамина», так как без эффективного владельца активы постепенно приходят в упадок и не развиваются. Еще немного — и большинство молокозаводов остановятся сами собой из-за износа оборудования.

Владимир Шатунов Владимир Шатунов: «Если реконструкцию делать поэтапно, то лет за пять завод можно полностью «вытащить» по качеству продукта» Фото: «БИЗНЕС Online»

Не так давно в интервью «БИЗНЕС Online» директор казанского молочного завода Danone Владимир Шатунов говорил, что заводы, которые были под управлением «Вамина», находятся в ужасающем состоянии и в их развитие не вкладывалось ничего. «По информации компетентных источников, не вкладывалось даже в поддержание внутреннего состояния, не говоря уж о внешнем», — отмечал он. По мнению Шатунова, приводить завод к европейскому уровню гораздо тяжелее, чем построить новый, либо это нужно делать серьезно и поэтапно. «По-хорошему, если есть средства, экспертиза и знания, как это можно сделать, года достаточно. Это если просто остановить завод и заняться его восстановлением. В этом случае лет через 10 можно выйти на гарантированную прибыль. Если реконструкцию делать поэтапно, по отдельным корпусам, то лет за пять завод можно полностью „вытащить“ по качеству продукта. Тогда можно будет получать прибыль в течение одного-двух лет. Но завод будет очень медленно двигаться вперед», — рассказал Шатунов.

Несмотря на то что многие эксперты разделяют мнение Шатунова о том, что выгоднее и дешевле построить молкомбинат с нуля, сразу после объявления большой распродажи на татарстанские молочные заводы зачастили делегации потенциальных покупателей. По сведениям «БИЗНЕС Online», большинство молокозаводов уже нашли своих инвесторов, за исключением Нижнекамского. По некоторым данным, к нему всерьез приценивался глава «ЕвроГрупп» Алексей Миронов, недавно вложившийся в сельское хозяйство Нижнекамского района. Однако пока состояние завода якобы его обескураживает.

... Сейчас развернулась битва за последний интересный актив — Казанский молочный комбинат
Фото: prav.tatarstan.ru

КАЗАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ: КТО ДАСТ БОЛЬШЕ?

Таким образом, сейчас развернулась битва за последний интересный актив — Казанский молочный комбинат. Интерес к нему, по нашим данным, проявляли группа «Нэфис», холдинг «Агросила», компания «Эссен Продакшн» и «Лакталис Восток» — подразделение международной группы Lactalis со штаб-квартирой во Франции.

Впрочем, ажиотажа вокруг продажи КМК не наблюдается. Более того, по нашим данным, «Нэфис» уже отказался от его покупки: «Татагролизинг» хочет выручить за Казанский молочный комбинат порядка 1,1 млрд рублей, но потенциальные покупатели требуют существенно снизить цену. «На самом деле КМК находится не в очень хорошем состоянии. Во-первых, требуются инвестиции для того, чтобы дополнить линейку продукции теми позициями, которые в составе холдинга „Просто молоко“ производили другие площадки. Например, сыры. Во-вторых, несмотря на то что предприятие в рабочем состоянии, ему тем не менее необходимы деньги на плановую модернизацию. И в-третьих, в последнее время предприятие работает не в полную силу. Требуются вложения в восстановление оборотов предприятия. Идеально, если новый игрок будет располагать мощной сетью дистрибьюции хотя бы в радиусе 500–600 километров от Казани», — рассказала «БИЗНЕС Online» Мария Яшенкова, генеральный директор и владелец консалтинговой компании «Брайт Консалтинг» (специализируется на повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и ретейла).

По ее словам, для «Агросилы» КМК тоже не сильно интересный проект. «Все их молочное производство сосредоточено в Закамской зоне. Им проще развернуться в Набережных Челнах», — пояснила она, напомнив, что «Агросила» уже прикупила Набережночелнинский молкомбинат.

Леонид Барышев Возможный реальный претендент — совладелец «Эссен Продакшн» Леонид Барышев, который уже несколько лет обдумывает возможность создания своего молочного направления Фото: «БИЗНЕС Online»

По мнению эксперта, возможный реальный претендент — совладелец «Эссен Продакшн» Леонид Барышев, который уже несколько лет обдумывает возможность создания своего молочного направления. «Собственного производства молока, в отличие от „Агросилы“, у него нет, но ничто не мешает ему покупать молоко на рынке, как это делало „Просто молоко“. По крайней мере, Барышев, в отличие от Муратова, обладает оборотными средствами на покупку молока. К тому же у Барышева есть своя отлаженная дистрибьюция (да и собственная розничная сеть — прим. ред.). Она, конечно, несколько отличается от молочной, но ее легко скорректировать, — сказала Яшенкова. — Будем надеяться, что кто-то все-таки заключит сделку, потому что нет никакого смысла закрывать эти площадки, они нормальные, работоспособные. Сложности там — это проблемы предыдущего холдинга».

... До 30 июня завершить сделку не получится — чтобы провести ее через банк, понадобится около месяца. В этом случае непонятна дальнейшая судьба КМК и его сотрудников
Фото: prav.tatarstan.ru

«ЖЕЛАЮЩИЕ ЗАНЯТЬ ОСВОБОДИВШУЮСЯ НИШУ УЖЕ В ОЧЕРЕДИ СТОЯТ»

В любом случае, по мнению Яшенковой, до 30 июня завершить сделку не получится — чтобы провести ее через банк (скорее всего, это будут кредитные средства), понадобится около месяца. В этом случае непонятна дальнейшая судьба КМК и его сотрудников после 30 июня.

Впрочем, по словам экспертов «БИЗНЕС Online», даже если КМК остановится, дефицита молока в Казани не будет. «В 2010 году КМК занимал 60–70 процентов доли рынка сырого молока. Потом эта доля постоянно падала за счет прихода новых игроков, особенно когда активно стал развиваться Зеленодольский молочный комбинат (принадлежит холдингу „Ак Барс“). Сейчас объемы у „Просто молоко“ в Казани не такие уж большие. Они входят в тройку лидеров, но не более. Так что их мгновенно восполнят другие игроки», — рассказал директор компании «КЖК-Логистик» (дистрибьютор молочной продукции) Искандер Зигангараев.

«Желающие занять освободившуюся нишу уже в очереди стоят. Сейчас очень многие игроки из других регионов пытаются зайти в Казань, продавая молоко по достаточно низкой, практически демпинговой цене, для того чтобы завоевать татарстанский рынок. Например, удмуртский агрохолдинг „Комос Групп“ (торговые марки „Село Зеленое“, „Молочная Речка“), чувашский „Ядрин Молоко“ („Ядринмолоко“, „Наша Корова“) компания „Алев“ из Ульяновской и Самарской областей („Кошкинское“, „Милье“, Normula). Интервенция на рынок Казани и Татарстана эти компании начали в 2014 году и с тех пор только расширяют свое присутствие. С другой стороны, следует заметить, что во многих высокомаржинальных группах (например, йогурты, творожки, детская продукция) значительную долю занимают Pepsi и Danone», — в свою очередь, описала ситуацию на рынке гендиректор и владелец «Брайт Консалтинг». Она подчеркнула, что если допустить остановку КМК, то потом этот рынок обратно будет очень трудно отвоевать — места на полках будут заняты конкурентами. «Но если инвестор будет со своей понятной дистрибьюцией, то это реально», — отметила она. Проблема в другом — если сотрудников КМК уволят, то обратно собрать большой коллектив узких специалистов будет сложно, предупреждает Яшенкова.