Военные и пресса вот уже третий год усиленно рекламируют продукцию зеленодольских корабелов: то ракетные залпы по террористам, то «устрашающие» рейды через Ла-Манш Военные вот уже третий год усиленно рекламируют продукцию зеленодольских корабелов: то ракетные залпы по террористам, то «устрашающие» рейды через Ла-Манш / Фото: prav.tatarstan.ru

НА 5 ЛЕТ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ РАБОТЫ

С 21,8 млрд. до 57,2 млрд. рублей (или на 62%) увеличился объем полученных АО «Зеленодольский завод им. Горького» авансов. Об этом говорится в бухгалтерской отчетности предприятия за 2016 год. То есть при текущем темпе работы татарстанские судостроители будут стабильно загружены работой еще как минимум 4,5 года. После успешных пусков ракет по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) с малых ракетных кораблей (МРК) зеленодольского производства уверенность в качестве продукции у главного заказчика — минобороны — должна была только увеличиться.

И действительно, в августе прошлого года последовал допзаказ на три МРК отличившегося в Сирии проекта 21631 «Буян-М» (автор — Зеленодольское проектно-конструкторское бюро). Первый корабль (заложен в минувшем апреле) будет сдан в 2021 году, второй и третий — в 2022-м (ранее строительство предполагалось завершить в 2019 - 2020 годах). Кроме того, летом же завод получил заказ 5 МРК нового проекта 22800 «Каракурт». В конкурсе зеленодольцы обошли ряд верфей, поскольку, как отмечали эксперты, зарекомендовали себя одними из лучших судостроителей по тематике малых боевых кораблей.

Как следует из отчетности, в 2016 году завод по гособоронзаказу (ГОЗ) передал пограничникам сторожевой корабль проекта 22100 «Океан» и еще два таких же начал строить; вел строительство МРК «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон»; 6-патрульных кораблей проекта 22160; двух противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок»; двух кабельных судов; 5 «Каракуртов».

Также по военной тематике завод строил два фрегата проекта «Гепард 3.9» для Вьетнама. Оба сегодня проходят испытания и должны быть переданы заказчику в январе-марте 2018 года. Кроме того, как сообщается в отчетности, Россией и Шри-Ланкой согласован и парафирован контракт на поставку аналогичного фрегата. Окончательное согласование (подписание) запланировано на 2017 год. Добавим, что Рособоронэкспорт предоставил заводу финансирование на 1,3 млрд. рублей.

В минувшем ноябре замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что предприятие обеспечено заказами до 2020 года и ему однозначно найдется место в госпрограмме вооружений на 2018 - 2025 года. В безоблачном ближайшем будущем не сомневаются и на заводе: в 2016 году на приобретение, изготовление, реконструкцию и модернизацию основных средств фондов было израсходовано 726 млн. рублей (в 2015-м — 895 миллионов). Отметим, что в условиях санкций в эксплуатацию вводились станки не только российского, но и итальянского и тайваньского производства.

Добавим, что продукция завода им. Горького весь год создавала ему эффектную рекламу. Сначала зарубежные СМИ сообщили, что МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» отстрелялись по ДАИШ из Средиземного моря. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда отмечали, что это беспрецедентный случай в новейшей истории отечественного флота: в чужих водах ВМФ не применял оружия со времен холодной войны. А затем много шума наделало фото этих же кораблей, совершающих переход через Ла-Манш, сделанное командующим ВМС Нидерландов.

Предправления Сбербанка Герман Греф не сомневается в надежности и платежеспособности одного из важнейших предприятий ВПК РФ Герман Греф не сомневается в надежности и платежеспособности одного из важнейших предприятий ВПК РФ / Фото: «БИЗНЕС Online»

БОЛЬШЕ ПОЛУЧАЛ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Выручка завода увеличилась на 198 млн. рублей (+1,6%) с 12,492 млрд. до 12,69 млрд. Чистая прибыль выросла на 23% с 6,4 млн. до 7,9 млн. рублей.

Себестоимость выросла опережающим темпом — на 601 млн. рублей (5,2%) до 12,205 млрд. При этом составители отчета пояснили, что затраты на производство валовой продукции составили 15,766 млрд. рублей, что на 1,007 млрд. меньше, чем в 2015 году. Однако их структура заметно изменилась. Так, затраты на сырье и материалы сократились на 3,89 млрд. рублей до 8 млрд. Однако расходы на услуги и работы, выполненные сторонними организациями, удвоились до 4,7 млрд. рублей. Таким образом, основное давление на себестоимость оказали расходы на услуги подрядчиков и аутсорсинговых компаний. Поэтому валовая прибыль снизилась на 403 млн. рублей (минус 45%) до 485 млн.

Объем долгосрочных займов предприятия вырос на 5,8 млрд. рублей до 20,1 млрд. Объем задолженности перед крупнейшим кредитором завода — ОСБ «Татарстан» — увеличился на 1,6 млрд. (или на 14%) до 12,9 млрд. Похоже, предправления Сбербанка Герман Греф не сомневается в надежности и платежеспособности одного из важнейших предприятий ВПК РФ. Объем задолженности перед ВТБ и вовсе удвоился до 5,8 млрд. рублей. Видимо, предправления ВТБ Андрей Костин тоже лояльно настроен к финансированию корабелов.

Отметим, что кардинально улучшился баланс прочих статей. Завод получил положительное сальдо прочих расходов и доходов в размере 276 млн. рублей против отрицательного сальдо 1,106 млрд. рублей за 2015 год. Поступления из федерального бюджета выросли на 380 млн. рублей до 645 миллионов. Основания таких поступлений не уточняются, но речь может идти о компенсации убытка перед налогообложением за счет увеличения налоговых активов предприятия. Уточним, что убыток завода перед налогообложением сократился на 561 млн. рублей до 87 млн. Это лучший результат за время наших наблюдений. Как и в предыдущих периодах, чистая прибыль ЗИГа образовалась за счет налоговых активов.

И пара слов о зарплатной политике. Среднесписочная численность работников снизилась на 31 человека до 4981 сотрудников. Расходы на оплату труда выросли на 302 млн. рублей (или на одну пятую) до 1,8 млрд. Средняя зарплата увеличилась на 2,8 тыс. рублей (или на 10%) до 30,7 тыс. рублей, что на 300 рублей выше, чем средняя официальная начисленная зарплата в РТ по итогам 2016 года.

... Иван Егоров и Ренат Мистахов Фото: Зеленодольский завод им. Горького

ТЕПЛОХОДЫ ДЛЯ ЭМИРАТОВ

Но самые главные новости завода связаны с гражданской сферой, и это радует, поскольку 90% продукции предприятия — гособоронзаказ, и поставлена задача довести «цивильное» производство до 50%.

19 мая на международном форуме Kazansummit-2017 завод им. Горького подписал с ARJ Holding из ОАЭ контракт на строительство двух скоростных пассажирских судов проекта А145Е. Это несомненный большой успех зеленодольских корабелов. Вряд ли сегодня в России найдется судостроитель, который может похвастать тем, что продал свою продукцию за границу. Интересно, что завод им. Горького — не первая татарстанская компания, с которой завязал отношения ARJ Holding. В минувшем феврале на оборонной выставке IDEX-2017 в ОАЭ генеральный директор челнинского ООО «Атон-Импульс» Артур Туктаров рассказал Рустаму Минниханову о совместном проекте с эмиратской компанией по созданию в ОАЭ мелкосерийного производства вездеходов-амфибий «Викинг». Вчера Туктаров сообщил «БИЗНЕС Online», что дело находится в стадии переговоров, которые завершатся примерно через два месяца, и охарактеризовал ARJ Holding как серьезную компанию...

Таким образом, тандем завода им. Горького и питерского проектировщика ООО «Агат Дизайн Бюро» еще раз подтвердил свое реноме самого плодовитого российского строителя пассажирских судов. Напомним, что А145 вместе с теплоходами родственного проекта А45 (один теплоход А45 работает на Лене, четыре А45-1 — на Енисее) — едва ли не единственный в России прецедент по более-менее массовому строительству пассажирских судов.

Скоростные теплоходы А145 предназначены для перевозок до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне со скоростью около 40 узлов на расстояние 200 миль. Головное судно проекта было спущено на воду 18 августа 2011-го, первое серийное — 26 мая 2012-го. Отметим, что судно комфортабельно, чем российский пассажир теплоходов такого класса, прямо скажем, не избалован.

Стоит такое судно, минимум на треть состоящее из импортных комплектующих, немало — $9 миллионов. Тем не менее АО «Холдинговая компания «Ак Барс», в которое входит завод им. Горького, рискнуло вложиться в строительство первой пары, изначально не имевшей покупателей. Большие надежды возлагались на Краснодарский край, ведь проект А145 рассчитан прежде всего на Черное море. В 2010 году президент РТ Минниханов и тогдашний губернатор Краснодарского края Александр Ткачев договорились, что «эти корабли очень нужны». Гости из администрации Сочи приезжали на завод. Но что-то не получилось. Тогда же началась обработка потенциальных клиентов из ОАЭ, которым было нужно четыре таких судна. Но купил первую пару Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), начавший обновление пассажирских речных судов.

Дмитрий Рогозин: «Проект скоростного теплохода А145 говорит о том, что зеленодольские корабелы переходят в разряд судостроителей, которые могут делать очень качественные вещи для очень придирчивых покупателей Дмитрий Рогозин: «Зеленодольские корабелы переходят в разряд судостроителей, которые могут делать очень качественные вещи для очень придирчивых покупателей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«...МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС У ДРУГИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ»

В 2015 году стало известно о том, что завод заложил еще два А145 (строительство вновь финансирует холдинг «Ак Барс»). Во многом для того, чтобы загрузить работой алюминиевый цех, который, по мысли руководства завода, будет остро востребован, когда начнет обновляться речной флот. Покупателей на эту пару до сих пор не просматривалось, и можно было бы предположить, что Эмираты приобретают именно ее. Но, как рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов, суда для ОАЭ только будут закладываться. Вместе с тем сдать их планируется уже в декабре. Если срок будет выдержан, останется только поаплодировать руководству завода, которое заявляло, что намерено строить А145, как раньше «Метеоры», — по 12 в год. Как рассказали «БИЗНЕС Online» в «Агат Дизайн Бюро», отличия теплоходов для Эмиратов от ямало-ненецких судов минимальны — усилена система кондиционирования.

Напомним, в апреле лестную оценку А145 дал вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин: «Проект скоростного теплохода А145 говорит о том, что зеленодольские корабелы переходят в разряд судостроителей, которые могут делать очень качественные вещи для очень придирчивых покупателей. Это совсем другой класс работ. В гражданском судостроении требования подчас более жесткие, поэтому оно резко повышает и качество военного производства. Эта синергия и демонстрируется зеленодольскими корабелами». Схожей точки зрения придерживается ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «Суда, различную технику и оборудование для водного транспорта отечественная промышленность изготавливает и поставляет за границу регулярно. Так, по данным министерства промышленности и торговли России, объем экспорта судостроительной отрасли в 2016 году составил 52 миллиарда рублей, из них 48,8 миллиарда — работы по линии ВТС, а 3,2 миллиарда рублей — экспорт гражданской продукции. В случае с теплоходами А145 скорее можно говорить о том, что завод вышел на рынок, характеризующийся высокой конкуренцией, и это весьма отрадно: он смог выдержать конкуренцию с другими производителями. Успешная реализация этого проекта может вызвать интерес у других потенциальных клиентов — как государственных, так и частных — в ОАЭ и принести компании новые заказы. Интерес может быть и в других государствах этого региона, где водный транспорт весьма развит. Также это может стимулировать спрос на другую продукцию компании и всего отечественного судостроения».