В пять лет осталась сиротой, продолжала петь после перенесенного рака горла и мечтала умереть посреди сцены — в филармонии им. Тукая сегодня проводили в последний путь аплодисментами легендарную певицу Альфию Авзалову. Попрощаться с эпохой прибыли не только коллеги по цеху, но и высшее руководство республики — Минтимер Шаймиев, Фарид Мухметшин, Асгат Сафаров... Свои истории, связанные с Авзаловой, пришедшие рассказали и корреспондентам «БИЗНЕС Online».
Попрощаться с легендарной татарской певицей Альфией Авзаловой пришли не только коллеги по цеху, но и высшее руководство республики
«ОНА ГОВОРИЛА: «ВОТ БЫ УМЕРЕТЬ ПОСРЕДИ СЦЕНЫ!»
Концертный зал филармонии им. Тукая, рассчитанный на 600 мест, не смог вместить сегодня всех желающих, пришедших попрощаться с легендарной татарской певицей Альфией Авзаловой, которая скончалась в четверг на 85-м году жизни. Несмотря на ранее субботнее утро и разгар дачного сезона, проводить любимую артистку в последний путь пришли несколько тысяч человек — кто-то стоял в проходах, а кому-то и вовсе пришлось дожидаться окончания церемонии в фойе здания или даже на улице...
Народ начал собираться задолго до открытия дверей филармонии в 8:30. «Она говорила: „Вот бы умереть посреди сцены!“», — рассказал «БИЗНЕС Online» друг семьи, автор книги и фильма об Авзаловой, писатель Рабит Батулла. Постамент с телом покойной расположили на сцене Татарской филармонии, с экрана улыбалась сама Авзалова, а в зале звучали лирические песни в ее исполнении. Те, кто хотел попрощаться с любимой певицей, также поднимались на сцену, а потом занимали места в зрительном зале. Народная артистка Татарстана Флера Сулейманова не скрывала слез. «До всех нас очередь дойдет уж», — произнесла она, вытирая глаза. «Мы были знакомы, наши дети учились в одном классе в 126-й школе Советского района, — рассказал „БИЗНЕС Online“ экс-депутат Госдумы Фандас Сафиуллин. — Она и Ильгам Шакиров внесли революционные изменения в культурную и песенную жизнь татар. Широтой песен, широтой голосов они разбудили национальное самосознание народа, разбудили чувство гордости и избавили от зажатости».
Казалось, здесь собрался весь культурный и даже политический бомонд Татарстана. Среди тех, кто пришел попрощаться с певицей, были ее земляки, выходцы из Актанышского района республики — госсоветник РТ Минтимер Шаймиев и глава минобразования РТ Энгель Фаттахов, глава союза писателей республики Данил Салихов и гендиректор Сетевой компании Ильшат Фардиев, а также нынешний глава района Фаил Камаев. Немного поодаль стояли председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин и глава аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров. Большую корзину живых цветов от имени «Таттелекома», который возглавляет Лутфулла Шафигуллин, возложил руководитель его пресс-службы, народный поэт Рустам Закуан. Здесь же было едва ли не все старшее и среднее поколение татарской эстрады — Рафаэль Ильясов, Хамдуна Тимергалиева, Римма Ибрагимова, Расим Низамов, Айдар Файзрахманов, Зуфар Билалов и Зайнап Фархетдинова.
Минтимер Шаймиев: «У нас цариц было не так много, но вот среди певиц — это Альфия. Такие таланты — редкость... Вот такую талантливую дочь мы провожаем сегодня»
«БАТУЛЛА НАЗВАЛ ЕЕ «МОҢ ПАТШАБИКӘСЕ» — «ЦАРИЦА МОҢ». ЭТО СРАВНЕНИЕ КАК НИКОГДА УДАЧНОЕ»
Официальную церемонию гражданской панихиды, которая стартовала через полтора часа после начала прощания с певицей, вел министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин. По его словам, Авзалова была человеком, который любил жизнь. «Встреча с ней — это сама по себе отдельная жизнь», — заметил министр.
Затем слово взял самый именитый земляк Авзаловой — первый президент Татарстана Шаймиев. Поблагодарив всех, кто пришел попрощаться с «татарской Пугачевой», он, обращаясь к Авзаловой исключительно по имени и в настоящем времени, перешел к своим воспоминаниям. «Она была дочерью татарского народа в самом прямом понимании этого слова — в пять лет осталась сиротой», — отметил он. По словам нынешнего госсоветника РТ, после того как Авзалову услышали композиторы Сара Садыкова и Александр Ключарев, они удивились и признали талант, дарованный Всевышним. «Талантливых людей рождается много, но раскроется ли этот талант, зависит от самого человека. Старание Альфии, ее находчивость привели ее к тем успехам, которых она добилась. Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова — это украшение нашей эпохи, настоящее богатство, наследие. Они объездили весь СССР с гастролями, оставив неизгладимое впечатление и след в душе каждого», — продолжил Шаймиев.
«В документальном фильме Батулла назвал ее „моң патшабикәсе“ — „царица моң“. Это сравнение как никогда удачное, с большим глубоким смыслом, это большое счастье, это на самом деле так. У нас цариц было не так много, но вот среди певиц — это Альфия. Когда нужно было, Альфия пела на 14 языках мира! Встречаясь с представителями разных народов, она пела на их языке. Такие таланты — редкость... Вот такую талантливую дочь мы провожаем сегодня», — добавил первый президент Татарстана, который говорил почти 15 минут. «Возможно, я расчувствовался и говорю очень долго, но не могу не рассказать об этом. Когда мы были маленькими, между районами проходили олимпиады самодеятельных артистов. Наша деревня тогда входила еще в Калининский район с центром в Поисево, а Альфия приехала выступать от Актанышского. Тогда мы узнали, а телефонов еще не было, что в Актаныше появилась „девчонка, которая так поет!“. Мы тогда даже позавидовали им», — поделился воспоминаниями своей ранней юности Шаймиев.
В зале собрались порядка 2 тыс. человек
«Смотрю на Салавата, как он возился с Альфией, выводил ее на сцену, водил за ручку. Такие моменты не забываются. Это воспитательный момент — привитие уважения к старшему поколению. Это пример того, как должно быть. Это качество, присущее нашему народу. И говорить хочется, и ее саму послушать хочется. Спасибо Альфие, спасибо ее детям, их мужьям. Спасибо, Альфия, спи спокойно. Ты была в душе народа, есть и будешь», — заключил первый президент РТ. Шаймиев не зря вспомнил о Салавате Фатхетдинове: в трудные 90-е, когда многие артисты остались без работы и средств к существованию, именно он поддержал легендарных исполнителей Авзалову и Шакирова, приглашал выступать на свои концерты, а также, добившись аудиенции президента Шаймиева, выбил для них заветные квадратные метры в центре Казани. Правда, самого артиста сегодня на церемонии не было, хотя его ждали — из толпы то и дело доносилось: «А Салават пришел?»
Тем временем слово взял Камаев. Он также вспомнил о трудном детстве Авзаловой и рассказал о намерении присвоить имя легендарной артистки Центральному дому культуры Актаныша: «У нас в районе более 10 лет проходит песенный конкурс имени Авзаловой, в парке стоит бюст, экспозиция в краевом музее...» — отметил он.
«ТНВ НИ ОДНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ АЛЬФИИ АВЗАЛОВОЙ НЕ ПОКАЗАЛ...»
Не обошлось и без критических стрел — они были направлены на местное телевидение. Писатель Батулла рассказал «БИЗНЕС Online», что последние 7 лет Авзалова тяжело болела, никого не помнила, не узнавала даже своих детей, перенесла два инсульта и не выдержала третьего. При этом была настолько сильна духом и не переставала петь. «Ушла эпоха. Кто может ее заменить? Никто не может. В 2013 году я снял про нее полнометражный документальный фильм. Его посмотрело очень мало людей, даже по телевизору не показали. В нем она так красиво говорит, настолько прекрасно поет, с таким интересом рассказывает о своей профессии. Она была умна. Не смогла перенести третий инсульт... Она для татарского народа больше, чем Пугачева», — уверен наш собеседник.
О том, что местные телеканалы не уделили должного внимания нынешнему событию, пожаловалась корреспонденту «БИЗНЕС Online» и руководитель литературно-драматургической части Татарского ТЮЗа им. Кариева Халиса Уразова. «В этот же день умер Алексей Баталов, так про него весь день по телевизору показывали. А ТНВ обмолвился тремя словами о том, что Альфия апа скончалась, — и на этом все. Ни одного ее выступления не показали, ни документального фильма, ни записи концертов — ничего! Ну как так можно? Очень обидно. Все каналы включала: ни вчера, ни сегодня нигде ни одного сюжета не было. Альфия апа же особенная для татарского народа. Есть же готовый документальный фильм, даже его не показали. Если мы сами не будем их возвеличивать, кто это сделает, кроме нас?» — сокрушалась Уразова.
Занавес закрылся, закончилась торжественная церемония, и несколько тысяч человек проводили Авзалову в последний путь громкими продолжительными аплодисментами. При этом народ не переставал приходить попрощаться с любимой артисткой даже после того, как закрылись кулисы, и люди еще долго не хотели расходиться после того, как тело, завернутое в белый саван, увезли на Ново-Татарское кладбище.
Авзалова будет похоронена на Ново-Татарском кладбище
«ЕЕ СЛОВА — «ПОСЛЕ СЕБЯ Я ВИЖУ ХАНИЮ ФАРХИ» — ВЕЛИКИЕ ДЛЯ МЕНЯ...»
А «БИЗНЕС Online» успел пообщаться с деятелями культуры, которые пришли проводить легендарную певицу в последний путь. Народный артист РТ Нафкат Нигматуллин был немногословен: «Тяжело говорить... Мы были с ней очень близки. Я как будто потерял маму». А один из немногих представителей молодого поколения татарских артистов на панихиде, Фирдус Тямаев, произнес несколько теплых слов об Авзаловой: «Эпоха не ушла, Альфия апа все время будет с нами. И даже если не стало ее самой, с нами остались ее творчество, ее композиции, моң. И, я думаю, эти песни воспитает еще много поколений».
Еще одна легендарная татарская певица, Сулейманова, в разговоре «БИЗНЕС Online» вспомнила, как когда-то вместе с Авзаловой и Шакировым ездила отдыхать: «Когда говорят о героях нашего времени, подразумевают именно ее. Она была очень дружелюбной, компанейской. Вместе с ней, с Ильгамом Шакировым, Раисой Тимофеевой, вместе с музыкантами мы ездили отдыхать, как говорят, дикарями. Еще она очень любила красиво накраситься». А худрук ГОНИ РТ Анатолий Шутиков вспомнил, как Авзалова заставила плакать аттестационную комиссию: «Это была уникальная певица. Человек с таким голосом рождается, наверное, раз в 100 лет. Я помню один случай, когда проходила аттестация певцов разных филармоний, мы тогда аттестовали и Альфию. Ее концерт проходил в ДК „Химиков“. Выйдя тогда на сцену, она сказала: „Я приветствую комиссию венгерской песней „Журавли“. Это исполнение было до слез».
Поделился своей историей и певец, народный артист РТ Асаф Валиев: «Помню один случай. Мама привела меня на концерт Альфии Авзаловной, мне было года три. Она выступала в таком длинном платье, что совсем не было видно ног. Видимо, я с таким изумлением вглядывался, что на вопрос мамы, красиво ли поет Альфия апа, ответил: „Да, но где ее ноги? У нее же их нет“. С тех пор, можно сказать, я ее знаю. А когда начал работать в филармонии, с ней познакомились уже официально, тем более мы земляки. Много где мы с ней выступали вместе: в Киеве, в Венгрии. Горжусь, что мне пришлось с ней работать». Не сумев сдержать слез, Хания Фархи произнесла лишь несколько слов: «Это мать нашей эстрады. Мы часто с ней встречались. И ее слова — „После себя я вижу Ханию Фархи“ — великие для меня...»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.