Ведомство Александра Груничева открыло новый фронт противостояния со страховыми компаниями, оштрафовав
 ПАО «Росгосстрах» за нарушение антимонопольного законодательства
Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ГРУНИЧЕВ РАСКРЫЛ СГОВОР СТРАХОВЩИКОВ

Республиканское УФАС открыло новый фронт противостояния со страховыми компаниями, оштрафовав ПАО «Росгосстрах» за нарушение антимонопольного законодательства — пока на символические 50 тыс. рублей. Штраф наложен за непредоставление страховщиком в срок документов, запрашиваемых антимонопольным ведомством. Однако главное разбирательство с обоими ответчиками по делу — ПАО «Росгосстрах» и российским союзом страховщиков — еще впереди. Поводом для возбуждения дела, начатого еще в декабре 2016 года, стали многочисленные жалобы от автовладельцев в отношении страховой компании, которая под любым предлогом отказывалась заключать договоры ОСАГО. «В качестве причин страховые компании указывали в том числе отсутствие бланков страховых полисов», — утверждают в ведомстве Александра Груничева. Антимонопольщики установили, что в 2014 году 30% всех заключенных полисов ОСАГО на территории Татарстана приходилось на долю «Росгосстраха», тогда как в 2016 году доля договоров общества в этом сегменте упала почти в два раза — до 16%. «Последствием такого сокращения количества заключенных договоров явилось создание дефицита на рынке ОСАГО» — сделали вывод в УФАС. По их сведениям, из 59 офисов и отделений «Росгосстраха» лишь 18 обеспечивали бесперебойную выдачу полисов, а остальные, получается, «уклонисты».

Бланки ОСАГО страховым компаниям по закону выдает российский союз автостраховщиков. В РСА в ответ на запрос антимонопольного органа развели руками: в 2016 году «Росгосстрах» изначально запросил значительно меньше бланков, так что дефицит был неминуем. Это дало повод записать союз в соучастники. «Это значит, что российский союз автостраховщиков, располагая сведениями о ситуации на рынке, не предпринял попытку стабилизировать и урегулировать ее, — посчитали в УФАС. — Также стоит отметить, что изготовление бланков страховых полисов и установление количества договоров носят заявительный характер и зависят от воли страховой компании без учета фактической потребности в обеспечении бланками страховых полисов».

В итоге комиссия татарстанского УФАС России объяснила подобные действия ПАО СК «Росгосстрах» и РСА заключением внутреннего соглашения. «Такое соглашение не только обеспечило невозможность заключения договора ОСАГО в момент обращения гражданина, но и привело к ограничению конкуренции: иные страховые организации вынуждены были заключать договоры в том количестве, которое раннее обеспечивал „Росгосстрах“, а в случае достижения необходимого показателя страховой организации-конкуренту приходилось необоснованно отказывать в заключении договора по причине отсутствия бланков полисов», — заключили в ведомстве. Это и привело к дефициту на рынке ОСАГО. Заметим, что тенденция начала набирать силу после жесткой кампании ЦБ и УФАС по борьбе с «допами» — дополнительными услугами, которыми страховые компании пытались обусловить заключение убыточных, с их точки зрения, договоров ОСАГО. Как только эта лазейка исчезла, возникли перебои с полисами.

В заключении УФАС, опубликованном на сайте, есть и позиция самой страховой компании. «Ответчик пояснил, что в связи с обновлением кадрового состава не все сотрудники офисов продаж были обеспечены доверенностями, где были предусмотрены полномочия, без которых они не могли заключать договоры ОСАГО. Однако подтверждающие данную информацию документы в адрес татарстанского УФАС России не были представлены», — следует из сообщения УФАС по РТ. Получить комментарий в офисе «Росгосстраха» в РТ «БИЗНЕС Online» не удалось — в юротделе компании отказались отвечать на вопросы издания, запрос в адрес руководства также остался без ответа.

Отметим, в первом полугодии 2017 года, по данным самого РСА, татарстанские страховые компании направили в свои офисы почти 11 млн. бланков ОСАГО, в четвертом квартале 2016-го — 10,5 млн. бланков. Стоимость полиса ОСАГО сильно зависит от разных факторов, но для Казани на период использования авто от 10 месяцев с мощностью двигателя 70–100 л. с. составляет от 13 до 16 тыс. рублей.

. Антимонопольщики установили, что в 2014 году 30% всех заключенных полисов ОСАГО на территории РТ приходилось на долю «Росгосстраха», тогда как в 2016 году доля договоров общества в этом сегменте упала почти в два раза
Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

АНТИМОНОПОЛЬЩИКИ ПРОИГРАЛИ СУД ПО ДОРОГИМ АВТОЗАПЧАСТЯМ

Это уже не первое противостояние между УФАС по РТ и участниками страхового рынка. Около года назад УФАС по РТ выдало предписание РСА на почве непомерно завышенных цен на автозапчасти. Антимонопольщики Татарстана тогда признали незаконными справочники, которыми пользуются страховщики при расчетах выплат автостраховок. УФАС установило, что в этом справочнике реальные рыночные цены были занижены: на автозапчасти — на 30%, а на материалы — на 25%. Общий ущерб владельцев страховок в Татарстане за 2015 год был оценен в 1,4 млрд. рублей, недоплаченных автовладельцам.

Как УФАС смогло доказать нерыночность заложенных в справочнике цен? «Расчеты цен в Поволжском регионе, куда входит Татарстан, проводились по данным Самары и Тольятти — городов с крупными оптовыми поставками автомобильных запчастей. Причем составителей справочника не смутило, что некоторых деталей просто не было в наличии в опрошенных магазинах», — рассказывал журналистам на тот момент замруководителя УФАС по РТ Павел Кóзел. В итоге ведомство потребовало от РСА провести широкий мониторинг цен на автозапчасти и материалы и исправить данные справочника.

РСА не стал с этим мириться и попытался опротестовать решение татарстанских антимонопольщиков в арбитраже. В первой инстанции автостраховщики потерпели поражение: арбитраж РТ оставил решение УФАС в силе. Однако апелляционная инстанция — Одиннадцатый апелляционный суд в Самаре — буквально на днях, 30 мая, встала на сторону автостраховщиков, постановив отменить решение УФАС. Таким образом, РСА взял реванш. Продолжатся ли судебные тяжбы на сегодняшний день, неизвестно, а вообще, и это решение можно обжаловать в двухмесячный срок. Впрочем, дискуссия о стоимости деталей утратила смысл: согласно недавно вступившим в силу поправкам, страховщики возмещают ущерб не деньгами, а «натурой», то есть ремонтом в аккредитованных автомастерских.

Ответом же на дефицит полисов в печатном виде стало внедрение их продаж в электронном виде — правда, и там, судя по жалобам автовладельцев, не все так гладко. «Стало проще, но не все еще хорошо, потому что сейчас начались другие проблемы, — говорит региональный представитель  федерации автомобилистов России Рамиль Хайруллин. — Вроде бы есть возможность купить автостраховку через сайт, но тут начинаются проблемы на самих сайтах. Кто-то оплатить не может, у кого-то форма не грузится, у кого-то скидка не читается. Сейчас начались проблемы технического характера, поэтому мне кажется, что это нужно делать не через сайты компаний, а напрямую через сайт РСА. По-моему, так будет лучше». Но это, видимо, тема следующего расследования УФАС.

. Около года назад УФАС по РТ выдал предписание
 РСА на почве непомерно завышенных цен на автозапчасти
Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

«КАК ВЫ ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ: ТЕМНОЙ НОЧЬЮ ЗА ГОРОДОМ РАБОТНИКИ РСА И «РОСГОССТРАХА» СГОВАРИВАЮТСЯ?»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали новый фронт борьбы антимонопольного ведомства и игроков рынка автострахования.

Рустэм Сабиров — вице-президент союза страховщиков Татарстана, директор ООО «Полиссервисконсалтинг»:

— Наше УФАС в области страхования самое активное во всей России, всем остается только удивляться и недоумевать по поводу того, с чем это связано. По крайней мере, в сфере автострахования антимонопольное ведомство проявляет свою активность достаточно регулярно. А предыдущее «громкое» разоблачение автостраховщиков, связанное с якобы завышением цен на автозапчасти, неделю назад не устояло в суде. Правда, в СМИ информации об этом не было.

Сейчас появляются претензии УФАС к страховым компаниям, которые не продают электронных полисов. Оно кругом видит сговор, как большевики в 37-м году. Как вы это представляете: темной ночью за городом работники РСА и «Росгосстраха» сговариваются? В чем тут интерес РСА? Что за глупость такая? Эти вопросы регулируются государством. А коммерческая компания «Росгосстрах» сама может определять свою политику и решать, сколько выдать полисов. Какие-то компании свою долю на рынке увеличивают, какие-то — уменьшают, это нормальное явление. «Росгосстрах» свою долю уменьшил, и связано это не со сговором, а с убытками, которые компания понесла в 2016 году (по итогам 2016 года «Росгосстрах» получил 33 млрд. рублей чистого убытка по МСФО прим. ред.). В том числе это произошло из-за ОСАГО. Может, УФАС лучше стоит задуматься о том, чтобы тарифы или коэффициенты поменять? Вот сейчас банковский кризис, завалили кучу банков не без помощи СМИ. Сейчас давайте завалим еще пару страховых компаний. Татарстанский рынок единственный в регионе остался, кто еще жив более-менее. Посмотрите, что в районах происходит. В Зеленодольском районе было представлено 30 филиалов страховых компаний, сегодня там остались одна-две компании, включая «Росгосстрах». Бизнес уходит из-за убытков.

Из всего этого я делаю вывод, что УФАС по РТ все вопросы, связанные с монополизацией рынков в республике, решило, раз так взялось за автострахование. Вопрос у меня в другом — кто оплатит этот «банкет», при котором десятки и сотни людей тратят время, средства, арендуют здания. В конечном итоге расходы на данные затеи обходятся государству очень дорого.

Мнение страховщиков однозначное — дело УФАС по РТ на почве соглашения между «Росгосстрахом» и РСА высосано из пальца. Это лишь попытки ведомства самоутвердиться и показать личную преданность, но это лишь отнимает время и деньги у бизнеса, а проблем не решает.

Уход с рынка страховых компаний компенсирует продажа электронных полисов. Это самый простой вариант, с текущего года данный механизм заработал.

. Дискуссия о стоимости деталей утратила смысл: согласно недавно вступившим в силу поправкам, страховщики возмещают ущерб не деньгами, а «натурой», то есть ремонтом в аккредитованных автомастерских
Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

Фарид Хамадеев — руководитель казанского филиала страховой компании ERGO:

— Возможно, «Росгосстрах» запросил меньше полисов, потому что захотел уменьшить количество своих договоров, а российских союз автостраховщиков на это не отреагировал, поэтому УФАС и возмутилось, ведь РСА контролирует выдачу полисов. Я считаю, что РСА в этом случае вовремя не отреагировал на действия «Росгосстраха». Не думаю, что здесь какой-то сговор, союз не проанализировал их маленький запрос. Отказывать же в заключении договора не имеют права, ОСАГО — обязательный вид страхования. И если у тебя есть лицензия, то ты обязан заключить этот договор. Конечно, есть условия, при которых возможен отказ в данный момент. Допустим, не работает система сверки КБМ, тогда человек приходит через некоторое время. При этом я не утверждаю, что данная ситуация не привела к кризису на рынке ОСАГО. Если «Росгосстрах» заказал меньше бланков, а другие компании — как обычно, то, естественно, бланков не хватит. Число заключенных договоров в конечном итоге, вероятно, не сокращается по той причине, что полисы привезли из других регионов. К тому же есть электронные полисы, они не связаны с бланками. Да и другие компании больше заказали.

Рамиль Хайруллин — региональный представитель федерации автомобилистов России:

— Как я понял, это предписание УФАС выдало за 2016 год. Сейчас, когда появились электронные полисы, проблем стало намного меньше. Личного посещения уже не требуется. А в прошлом году, во время этого переходного периода (кто хотел — продавал полисы, кто не хотел — не продавал), создавались проблемы для водителей. Все делалось, скорее всего, с единственной целью — чтобы продавить повышение цен. Страховщики говорили, что ОСАГО для них невыгодно. Они вообще требуют свободных тарифов, причем уже давно. Им очень нужны свободные тарифы, которые бы они сами устанавливали, и чтобы никто в этот вопрос не вмешивался. Они считают, что рынок все сам отрегулирует.

Но я против свободного рынка на автостраховку, потому что ОСАГО — дело не добровольное, а принудительное. Соответственно, нельзя позволять страховщикам взять и написать за него любую цену. Продукт-то этот в большинстве случаев социальный, он касается каждого, и каждый его должен суметь купить без сильного материального ущерба для себя.