Поставленную правительством задачу конверсии оборонки зеленодольский завод намерен решить довольно экстравагантным путем — строить по соседству с ракетными крейсерами плавучие дома Поставленную правительством задачу конверсии оборонки зеленодольский завод намерен решить довольно экстравагантным путем — строить плавучие дома Фото: zdship.ru

КАКУЮ ПРОБЛЕМУ РЕШАЕТ ПЛАВУЧИЙ ДОМ

«Прорабатываем интересную тему — плавучие дома, — рассказал „БИЗНЕС Online“ генеральный директор АО „Зеленодольский завод им. Горького“ Ренат Мистахов. — Сегодня востребованы самоходные дома, в которых есть кухня, спальня, баня и так далее. Взять крупные города — Петербург, Москву, Казань: везде есть реки, озера, при этом людям сложно в черте города создать нужную им инфраструктуру, чтобы уединиться, отдохнуть. Плавучий дом решает эту проблему — позволяет передвигаться на отдыхе с одного места на другое, в зависимости от желания. У него свой дизель-генератор, своя система накопления отходов, водоснабжения».

Зачем это нужно заводу? Напомним, президент РФ Владимир Путин поставил перед оборонщиками задачу доведения гражданской продукции до 50%. На том же акцентировал внимание во время недавнего визита в Зеленодольск вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин.

«Стратегически понимая необходимость загрузки предприятия гражданскими заказами, наши акционеры в лице холдинга „Ак Барс“ под руководством Ивана Михайловича Егорова ставят задачу — ищите гражданку, предлагайте разные варианты, — говорит Мистахов. — Рано или поздно они будут востребованы, причем в России сегодня почти нет заводов, которые бы строили гражданские суда. Пока мы в гражданской тематике ходим с предложениями, как пионеры: судно на сжиженном газе, скоростной теплоход, дома эти... Словом, мы в поиске. При этом штучный выпуск нам неинтересен, нужна такая же хорошая серия, как военные корабли».

Напомним, 90% продукции АО «Зеленодольский завод им. Горького» — гособоронзаказ. Это малые ракетные корабли (МРК) проектов 21631 «Буян-М» и 22800 «Каракурт», патрульные корабли проектов 22160 и 22100 «Океан», противодиверсионные катера проекта 21980 «Грачонок». При этом предприятие одно из немногих в отрасли усиленно продвигает гражданскую тематику. Были построены: скоростные теплоходы А-45 (работает на Лене), четыре А-45-1 (Енисей), два А-145 (Ямало-Ненецкий автономный округ); два теплохода А-217-1 (Архангельская область). Сегодня на стапелях находятся еще два А-145, их строительство — инициатива материнской для завода холдинговой компании «Ак Барс». Заказчиков на них пока нет — строительство идет на кредитные деньги. Также завод прорабатывает проект строительства судов на сжиженном природном газе, соглашение о сотрудничестве в его реализации подписано с ООО «Газпром газомоторное топливо». Интересно, что в этой теме можно заметить отголоски хаусботовских намерений. Заявлено, что для Татарстана построят два дизель-электрохода на газомоторном топливе. По завершении навигации эти прогулочные суда будут использовать как прибрежные отели.

По словам гендиректора, с конкретным предложением по плавдомам завод должен выйти в 2017 году.

Полноценный хаусбот — это нечто среднее между яхтой и загородным домом Полноценный хаусбот — это нечто среднее между яхтой и загородным домом

КОГДА НА ХАУСБОТЕ СТРАШНОВАТО

А что это вообще такое — плавучий дом или хаусбот (от английского houseboat — дом-лодка, плавдом; также называют boathouse, лодка-дом)? Самый простой вариант: два поплавка, а на них домик. Дошел своим ходом куда-то, якорь бросил, отдыхаешь. Но полноценный хаусбот — это нечто среднее между яхтой и загородным домом. На таком речном судне, двигающемся с максимальной скоростью 20 км/ч, есть все стандартные для «сухопутного» дома несколько комнат, а то и второй этаж, инженерные системы, бытовая техника (стиральная машина, кондиционер, теплый пол и т. д.), мебель и даже всякие «излишества» типа бани, солярия, бара, а также чисто речные дела типа навигационных огней, кругового прожекторного освещения, эхолота, системы очистки забортной воды.

Корпус хаусбота, точнее, его «поплавки» обычно изготавливаются из алюминиевых листов, хотя в последнее время набирают популярность и пластиковые понтоны. Для надстроек применяются традиционные строительные материалы — сталь, дерево, пластик. Малая осадка (примерно 90 см) позволит приставать почти к любому берегу. Средние размеры хаусбота варьируются от 4 до 7 м в ширину и от 11 до 35 м в длину. Как правило, силовая установка — два двигателя, а также электрические подруливающие устройства. Для управления достаточно прав на управление катером. Поставить на учет хаусбот не особо хлопотно, а стоимость регистрации зависит от длины — примерно 10 тыс. рублей за погонный метр. ГИМС может сама дать заключение о безопасности судна, а может потребовать экспертизу проекта.

Виктор Мачоган: «У саратовцев цена начинается от 7-8 миллионов. А вот их двухэтажный флагман примерно 37 миллионов стоит. У меня самый дешевый полностью укомплектованный хаусбот — 4,5 миллиона, самый дорогой — порядка 20 миллионов» Виктор Мачоган: «Поскольку это судно понтонного типа, сильный шторм такой дом не опрокинет, даже если волна будет перехлестывать через палубы»

Можно ли остановить плавдом в черте города? «В Питере можно — там есть места подходов, — рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель директора ООО «Судостроительный комплекс „Иона“» Рем Гайнуллин. — В Казани нет причалов, мест стоянок. Куда подойти 12–14-метровому судну, чтобы пассажиры могли выйти на пирс, прогуляться по городу?» Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор самарской компании «Мачоган» Виктор Мачоган, это прямая аналогия с автомобилем: если вы зарегистрированы в ГИМСе, есть номера, а на месте, где решили бросить якорь, нет знака, что стоянка запрещена, то останавливаетесь.

Не опасно ли ходить на хаусботе — вдруг потонет? «На одном своем изделии я дошел до Москвы — 1800 километров — и все лето там на нем жил, — рассказывает Мачоган. — В Куйбышевском и Горьковском водохранилищах попал в изрядные шторма, 1,5–2-метровую волну хаусбот спокойно выдержал. Поскольку это судно понтонного типа, сильный шторм такой дом не опрокинет, даже если волна будет перехлестывать через палубы. Просто это будет некомфортно и страшновато».

Сколько прослужит плавдом? Гайнуллин уверен, что минимум 15 лет. Мачоган полагает, что сколько угодно — зависит от того, как обслуживать. Одна из главных проблем — пережить долгую зиму, поэтому надо использовать материалы, выдерживающие низкие температуры. «Если вы построили себе, к примеру, 20-метровый дом, нежелательно вынимать его из воды на зиму — это затратно и опасно, — подчеркивает бизнесмен. — Я делаю хаусботы, которые можно оставлять вмерзать в лед и даже зимой использовать. Почему? Понтоны из пластика выдерживают заморозку и разморозку, я их сам произвожу. А вот дома на алюминиевых понтонах надо обязательно на зиму доставать из воды».

На таком речном судне, двигающемся с максимальной скоростью 20 км/ч, есть все стандартные для «сухопутного» дома: несколько комнат, а то и второй этаж, инженерные системы, бытовая техника, мебель и даже всякие «излишества» типа бани, солярия, бара Есть все стандартное для «сухопутного» дома: несколько комнат, а то и второй этаж, инженерные системы, бытовая техника, мебель и даже всякие «излишества» типа бани, солярия, бара

В Западной Европе, США, Австралии хаусботы — обычная вещь, а в России это пока экзотика. Во-первых, из-за длинной зимы, существенно сокращающей навигацию. Во-вторых, из-за дороговизны плавдома. «Стоимость небольшого плавдома с минимумом необходимого и недорогой внутренней отделкой начинается от 600 тысяч, — говорит Гайнуллин. — Но это без мотора, который добавит к этой цене сразу примерно 500 тысяч. Товарищ в Питере по моему проекту дачу строит размером 14 на 6 метров с тремя комнатами — стоимость составляет 2 миллиона». Но, видимо, это все-таки самый минимум. «У саратовцев цена начинается от 7–8 миллионов, — рассказывает Мачоган. — Это самые малюсенькие, 10-метровые дома (кстати, если плавдом короткий, он внешне страшненький получается). А вот их двухэтажный флагман примерно 37 миллионов стоит. У меня самый дешевый полностью укомплектованный хаусбот — 4,5 миллиона, самый дорогой — порядка 20 миллионов».

Поэтому в нашей стране популярен облегченный вариант хаусбота — летняя плавдача, некапитальное загородное жилье. И кстати, поэтому же довольно популярной становится аренда хаусбота. В сети можно встретить объявления типа такого: «Аренда плавдачи. Имеются баня, каюта на 6 спальных мест, кают-компания с VIP-отделкой, оборудованная кухня (газовая плита), мангал, самовар». Впрочем, Гайнуллин предупреждает, что рынок аренды хаусботов хотя и развивается, «но он, скажем так, подпольный». Дело в том, что коммерческое использование судна — это обязательное оформление через речной регистр, что дорого и сложно, не все готовы пойти на такие траты.

Полноценный хаусбот — это нечто среднее между яхтой и загородным домом Если вы зарегистрированы в ГИМСе, есть номера, а на месте, где решили бросить якорь, нет знака, что стоянка запрещена, то останавливаетесь

ОТДЫХ НА РЕКЕ ВНОВЬ ИНТЕРЕСУЕТ ЛЮДЕЙ

Какова перспектива хаусботов в России? Как говорит Гайнуллин, первые плавдома у нас появились примерно в 2010 году. Именно тогда в его компанию стали обращаться в год по одному-два человека, желающих построить хаусбот. В 2012-м смельчаков стало заметно больше. «А сейчас только к нам приходят по 10 человек в год, — говорит замгендиректора „Ионы“. — А реальная потребность гораздо больше, потому что мы знаем — потом начинают продавать, перепродавать. Например, в Чистополе сейчас несколько плавдомов продают».

Мачоган провел для нас небольшой ликбез. Оказывается, хаусботы в нашей стране как явление существуют едва ли не с 60-х годов. Тогда в советских популярных научно-технических журналах публиковались проекты простейших плавдач, которые люди «из фанерки пилили». Была и раскладная алюминиевая лодка-прицеп. В разложенном состоянии получалось понтонное суденышко с палаткой в виде надстройки. В новейшей истории России дело сдвинулось с мертвой точки примерно два года назад. Хаусботы «набирают популярность, становятся модными». И если раньше люди воспринимали плавдачу как плавучий сарай, то сейчас уже считается, что это не для «голодранцев», позволить себе такое могут только богатые.

Есть и оттенок российской специфики. «Мы же только недавно все стали богатыми, — иронизирует Мачоган. — Все, у кого были какие-то деньги, шли по обычному пути: 7-метровая лодочка с мотором, потом — смена мотора на более мощный, затем увидели 15–17-метровые пластмассовые катера и кинулись их покупать — по миллиону долларов. А сейчас пришло понимание, что это не совсем то для наших условий, а продать при этом сложно. Главное было пыль в глаза пустить...»


Впрочем, по мнению Мачогана, умение «пустить пыль в глаза» пригодится и для продвижения плавдомов: «По хаусботам в мире два лидера — американцы и австралийцы. Американцы по обыкновению берут масштабами: чтобы подлиннее, пошире, побольше всего было напичкано — духовок, микроволновок, стиральных и посудомоечных машин, меньше всего их заботит дизайн: с виду их хаусботы — это такие длинные гаражи. За счет размера они и производят впечатление. Австралийцы тоже любят большие размеры, место не экономят, но внешне их плавдома выглядят иначе: стекла много, дизайн очень интересный. И это правильно! Ведь по большому счету хаусбот — это все равно игрушка, а не вещь первой необходимости, людям, которые его покупают, должно быть чем похвастаться, впечатление произвести. И вот когда я строю, для меня первое — чтобы дизайн был достойный».

Гайнуллин в вопросе о популярности хаусботов призывает не зацикливаться только на них. По его мнению, мы наблюдаем подъем интереса к отдыху на воде вообще, особенно в последние три года.

Малая осадка (примерно 90 см) позволит приставать почти к любому берегу Малая осадка (примерно 90 см) позволит приставать почти к любому берегу

«ПРОЦЕНТОВ 40 — ПРОСТО СУМАСШЕДШИЕ»

Если завод им. Горького выйдет на рынок хаусботов, кто будет его конкурентом? В России такие суда предлагает немало компаний и индивидуальных предпринимателей. По словам Гайнуллина, достаточно интенсивно плавдома строят в Марий Эл, Петербурге и Подмосковье. Но относительно серийное производство есть только в Саратове (компания «Лодка Хаус») — первый хаусбот там спустили на воду в октябре 2012 года.

Жаль, но на саратовской верфи, узнав о причине интереса «БИЗНЕС Online» к теме хаусботов, решили не отвечать на наши вопросы. Зато кое-что прояснил Мачоган: «В Саратове — большой цех, завод. Когда-то эти ребята купили в США семейную верфь по производству таких судов, привезли часть производства сюда. Все правильно — возить из Америки дорого, а чтобы человек реально заинтересовался, должно быть фабричное качество. Вот у меня не совсем фабричное производство, да и сотрудников — я, четверо рабочих и два снабженца. Но потихоньку совершенствую качество. Сейчас пытаюсь все стандартизировать. Но все равно каждое судно — индивидуальной постройки. А в Саратове, можно сказать, поток. Да, всего штуки три-четыре в год они делают, но это все равно объем, ведь стоят дома прилично... Нет, я с саратовцами не конкурирую, наоборот, они, как ледокол, это все пробивают, а я за ними в фарватере двигаюсь. Без преувеличения, 40 процентов тех, кто занимается этой темой, — просто сумасшедшие. Может, и меня кто-то к ним относит, но у меня хотя бы деньги есть — я на свои с ума схожу. А те начнут убеждать, что, хотя они еще ничего не построили, построят лучше всех».

Тем не менее сумеет ли большая военная верфь конкурировать в сегменте хаусботов с малым бизнесом? Собеседники «БИЗНЕС Online» в этом вопросе настроены скептически: «Флаг им в руки, конечно, но за те деньги, за которые они будут продавать, дело не пойдет, я уверен», — категоричен Гайнуллин.

Для завода им. Горького хаусботы могут стать и способом поддержания на плаву уникального алюминиевого цеха с тремя десятками опытных сварщиков Для завода им. Горького хаусботы могут стать и способом поддержания на плаву уникального алюминиевого цеха с тремя десятками опытных сварщиков Фото: president.tatarstan.ru

Примерно так же настроен Мачоган: «Для большого завода, думаю, идея не очень хорошая, потому что покупатель хаусботов — очень узкий сегмент. Выложить 20 миллионов за плавдом большая часть людей посчитают сумасшествием. Даже если я буду продавать хаусботы по 5 миллионов, у меня очередь не выстроится. Многие хотят сделать бюджетную модель, но у меня, как ни стараюсь, меньше 4 миллионов не получается. Это все равно дорого. Нет людей, которые бы это массово покупали. К тому же для того, чтобы такое судно построить, нужны квалифицированные люди. У меня 6 сотрудников, сам работаю с утра до ночи — и конструктор, и сварщик, но не скажу, что сверхприбыль получаю. А завод наберет 30 человек на зарплату и будет строить по 5 кораблей в год, себестоимость получится под 40 миллионов. Думаю, это маленькая ниша для семейных верфей».

Добавим, что для завода им. Горького хаусботы могут стать и способом поддержания на плаву уникального алюминиевого цеха с тремя десятками опытных сварщиков. Как видим, профильные для него скоростные теплоходы А-145 в массовую серию пока не пошли. Чтобы цех не пропал, ему необходимо обеспечить загрузку. Отметим, что, по словам директора компании «Мачоган», какого-то сильно специализированного оборудования для производства хаусботов не требуется — все необходимое, скорее всего, на таком серьезном производстве, как завод им. Горького, есть.

Несмотря на скепсис наших собеседников, отметим, что профильные эксперты высоко оценивают усилия зеленодольского завода по освоению гражданской продукции. «У завода имени Горького огромные заделы в гражданской области, большая перспектива, директор ведет политику как можно большего расширения номенклатуры», — говорил «БИЗНЕС Online» президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев. Да, из гражданки предприятие пока строит только теплоходы А-45, А-145, А-217 (что уже хорошо выделяет его на фоне других российских верфей), но и перспективных предложений выдает немало: газоходы, рыболовецкие суда, прогулочные кораблики. Словом, не будет удивительным, если в этой массе цивильной продукции найдут свою маленькую нишу и хаусботы — дома для богатеев, которым захотелось бродяжьей жизни.

Видео: Игорь Бурцев. Фото: Виктор Мачоган 
(используется с разрешения Виктора Мачогана и взято с его сайта: machogan.ru)