«Холодно, некомфортно и дорого», — таковы, по мнению исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, главные стоп-факторы россиян для внутреннего туризма в майские праздники. Летний реванш может приблизить развитие речных круизов, но, по признанию экспертов «БИЗНЕС Online», уровня инфраструктуры и сервиса, к примеру, в Татарстане, не хватит для рывка в данном направлении. На этом фоне растет спрос наших соотечественников на отдых в Крыму, тогда как за рубеж собираются только 6% россиян.
«КРЫМ МОЖЕТ РАССЧИТЫВАТЬ НА ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ТУРПОТОК ЛЕТОМ»
Почти каждый второй россиянин летний отпуск в этом году планирует провести дома. «Выбор наш на этот год — это дом, милый дом. Именно дома планируют провести отпуск этим летом 47 процентов опрошенных», — заявил сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. Еще 29% наших сограждан планируют выбраться на дачу, а до другого города или села в России доберутся не менее 12%. Тем не менее есть и те счастливчики, которые все-таки планируют загорать на море. Порядка 11% выбирают Черноморское побережье Кавказа, а 10% отправятся в Крым. Что касается полуострова, то, по словам Федорова, направление демонстрирует стабильный рост начиная с 2014 года, когда число желающих осмотреть красоты присоединенного полуострова сразу подскочило до 9%, тогда как еще в 2013-м на эту территорию осмеливались выезжать только 2% россиян. «Крым может рассчитывать на значительный турпоток летом в этом сезоне», — уверен гендиректор ВЦИОМа. Что любопытно, в мечтах россиян полуостров по-прежнему также занимает лидирующие позиции. «37 процентов опрошенных в мае этого года сказали, что если бы у них была такая возможность и необходимы средства, то они бы предпочли отдыхать в Крыму», — добавил Федоров. Конкурировать с ним может разве только Краснодарский край и другие черноморские курорты — туда хотел бы по возможности отправиться 31% россиян.
О далекой загранице (не включая страны бывшего СССР) теперь, согласно опросу, мечтают 22% опрошенных. Причем этот показатель отчего-то не растет в последние годы, пиковое значение (33%) было зафиксировано в 2013 году, а до этого и вовсе в 2006-м (34%). Но мечты мечтами, а реально паковать чемоданы для дальней поездки за рубеж планируют этим летом лишь 6% россиян. Впрочем, это уже удвоение — год назад только 3% опрошенных съездили в другие страны за пределами бывшего Союза.
Тем не менее, как мы указали, большинство все-таки останется дома. Отчего же они никуда не едут? На этот вопрос социологи получили вполне ожидаемый ответ: 44% опрошенных признались, что попросту нет денег — эта же причина лидировала в опросах и год назад. Еще 17% — настоящие трудоголики — все лето будут работать без отпуска. При этом 12% опрошенных объясняют свой выбор остаться дома семейными обстоятельствами вроде рождения ребенка. 8% честно сказали, что болеют, так что явно не до поездок. И лишь 7% указали, что даже нет желания куда-то выбираться, иными словами, настоящие домоседы.
Валерий Федоров
Впрочем, в этом году социологи зафиксировали интересную тенденцию: россияне готовы тратить на отдых гораздо больше, чем прошлым летом. 39 806 рублей на одного отдыхающего — такова средняя сумма, которая лишь за год выросла на 18% (в 2016-м — 33 553 рубля). «Стало понятно, что российские граждане готовы тратить деньги с большей охотой на отдых в этом году, чем это было последние два года», — отметила исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Естественно, именно москвичи и петербуржцы готовы выложить больше всех за свой летний отпуск — более 53 тыс. рублей на человека. Тем не менее большинство (48%) респондентов копят на отдых весь год, при этом 22% заявили, что могут позволить оплатить его за счет текущих доходов, и лишь 5% намерены взять на эти цели кредит.
ЕСЛИ НЕ БУДЕТ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ТУРПОТОК В ТУРЦИЮ БУДЕТ СОПОСТАВИМ С 2015 ГОДОМ
Данные социологов по динамике внутреннего и выездного туризма подтверждают и туроператоры. Как уже писал «БИЗНЕС Online», в феврале и апреле был зафиксирован ажиотажный спрос на выездные направления, во многом он объяснялся программами раннего бронирования, когда цены на туры были ниже на 25 - 30%, чем сейчас. Тем не менее, по словам Ломидзе, аналитики полагали, что появление на туристическом рынке Турции приведет в первую очередь к перераспределению потоков выездного туризма. Однако картина складывалась несколько иначе. «В феврале-марте объем продаж практически на всех выездных направлениях, за исключением Турции, показывал плюс 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Турция — плюс 50 - 70 процентов», — рассказала исполнительный директор АТОР. Однако уже в апреле-мае ажиотажный спрос прекратился: все выездные направления показывают теперь только по 5 - 12% роста. «Наши аналитики считают, что к концу сезона картина, в принципе, может быть несколько иной, и общая динамика на выездных направлениях может быть 5 - 7 процентов по сравнению с прошлым годом, но не 20 - 30 процентов, как мы видели в феврале и марте», — отметила Ломидзе.
Что касается Турции — любимой российский здравницы, то по ней тоже нет той динамики, которая отмечалась в начале года. Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ломидзе, к настоящему моменту продано более 700 тыс. турпакетов на время летнего сезона. В целом по итогам года она ожидает, что турпоток на турецкое побережье может быть сравним с сезоном 2015 года, когда гостеприимство турков оценили 3,5 млн. россиян. Впрочем, все это при условии, что ничего критичного не произойдет. «Это очень важная оговорка. При сохранении нынешней конъюнктуры, если не будет какого-то политического напряжения, если не будет никаких инцидентов, может быть сопоставимо с 2015 годом», — считает исполнительный директор АТОР. При этом один такой инцидент уже случился: в начале апреля в СМИ просочилась информация, что якобы Росавиация разослала всем письма с предупреждением, что может приостановить чартерное сообщение с Турцией из-за «сложной внутриполитической обстановки в стране». Тогда, по словам Ломидзе, продажи туров рухнули сразу на 80%, но постепенно вновь вышли на стабильный уровень.
ЧИСЛО ТУРИСТОВ, ОТДОХНУВШИХ НА НАШИХ КУРОРТАХ, БУДЕТ В 1,5 РАЗА БОЛЬШЕ ТЕХ, КТО ВЫЕЗЖАЛ ЗА ГРАНИЦУ
А вот по внутреннему туризму картина выглядит несколько противоречивой. «Если говорим про организованный туризм, то в феврале – марте динамика была позитивная — плюс 3–5 процентов, максимум 10 процентов на некоторых курортах. С завершением программ раннего бронирования спрос примерно такой же, как был в прошлом году, в некоторых случаях чуть ниже», — заметила представитель АТОР.
По мнению Ломидзе, сложившаяся ситуация объясняется прежде всего экономическими причинами. Если выездные направления поддержал укрепившийся рубль, когда цена туров стала более прогнозируемой, то по внутреннему туризму, даже с учетом акций раннего бронирования, цены были выше, чем годом ранее, пусть и ненамного —на 5–7% «Даже такое незначительное повышение цен все равно оказалось существенным для наших туристов. Мы не можем говорить об ажиотажном спросе на отдых внутри страны», — полагает Ломидзе.
Впрочем, если оценивать в абсолютных цифрах, то, как считают аналитики АТОР, Россия по-прежнему во время летних отпусков будет лидировать с большим отрывом от выездных направлений. «Число туристов, отдохнувших на нашем побережье, на наших курортах, будет превышать число туристов, выезжающих за границу, примерно в 1,5 раза по итогам года», — ожидает Ломидзе.
«НАЧАЛО СЕЗОНА УПУЩЕНО, В ТОМ ЧИСЛЕ КАЗАНЬЮ»
Еще одно важное направление — это экскурсионные туры по России, к которым как раз относится Татарстан. Ломидзе заявила, что спрос в апреле и мае по этим направлениям оказался ниже, чем в прошлом году. «Мы считаем, что основная причина — это погода, — предположила она. — Если раньше теплело и люди выезжали хотя бы на выходные, то сейчас мы видим, что спрос ниже где-то на 15–20 процентов. Это коснулось в том числе Казани». Как мы не раз писали, столица Татарстана в последние годы традиционно входит в пятерку самых популярных экскурсионных направлений России наравне с Москвой, Санкт-Петербургом и Золотым кольцом.
Подвела Казань да и другие экскурсионные направления не только погода, но и цены. «Стоимость даже экскурсионных поездок в этом году выросла — рост цен составил где-то 5–7 процентов, — отметила Ломидзе. — Но традиционно на майские все объекты размещения на экскурсионных направлениях тоже поднимали цены. В результате оказалось, что и желающих поехать особо нет, потому что холодно, некомфортно, не погуляешь, к тому же еще и дорого». Поэтому, как предполагает Ломидзе, если цены останутся на уровне майских праздников, то, конечно, экскурсионные направления в этом году пострадают. «Сейчас начинается сезон длинных отпусков. Для экскурсионных направлений это тоже высокий сезон, безусловно. Но все-таки начало сезона упущено, в том числе Казанью. Мы бы рекомендовали как-то пересмотреть цены», — считает представитель АТОР.
Однако есть и другое направление туризма, которое также затрагивает Татарстан, но при этом демонстрирует стабильную динамику, — это круизные туры. Как отметила Ломидзе, хотелось бы роста в данном секторе от года к году, но он все равно держится на одном и том же уровне. «В этом году наши круизы на международном рынке „выстрелили“. В принципе, круизы Санкт-Петербург — Москва всегда входили в самые запрашиваемые иностранными туристами маршруты. В этом году появились другие маршруты, которые в том числе затрагивают и Татарстан», — рассказала она нашему корреспонденту.
Этот успех круизных операторов Ломидзе связывает с интересным предложением для туристов, когда они могут выбирать как программу питания на корабле, так и экскурсии. «Для того чтобы как-то диверсифицировать продукт и привлечь новых туристов или сохранить прежних, были предложены круизы-лоукостеры», — добавила она. Это любопытное предложение позволяет сэкономить, поэтому пользовалось спросом в том году, востребовано и этим летом.
«В СРАВНЕНИИ С НАШИМИ РЕЧНЫМИ КРУИЗАМИ ТУРЦИЯ ОДНОЗНАЧНО ВЫИГРЫВАЕТ И ПО ЦЕНАМ, И ПО СЕРВИСУ»
Впрочем, эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что базы для развития речного туризма в виде комфортабельных теплоходов в республике пока недостаточно.
Евгения Лодвигова — заместитель главы муниципального образования Казани:
— Что касается экономической ситуации, в плане цен на проживание в отелях надо высказать благодарность нашему бизнесу — они в гостиницах держат одни из самых дешевых цен в Поволжье и в России. Конечно, это происходит благодаря конкуренции — у нас много достойных отелей для людей с разным вкусом и размером кошелька. К примеру, в майские праздники у было много туристов, погода их не испугала.
Если говорить о круизах по Волге, я считаю, что у нас нет хороших кораблей, а старые, которые ходят по рекам, очень дорогие. В сравнении с нашими речными круизами Турция однозначно пока выигрывает и по ценам, и по сервису. С другой стороны, сейчас хорошие туристические пакеты предлагаются в Болгары, Свияжск, становятся популярными речные экскурсии по Казанке и Кабану. Развлекательный комплекс «Ривьера», несомненно, молодец: бизнес идет в ногу со временем, с потребностями клиентов.
Сергей Пасечник — гендиректор генеральный директор магазина путешествий Companion SP:
— Татарстан этим летом, я думаю, отдаст предпочтение Турции, хорошо знакомой и любимой многими, с прямыми перелетами, безвизовым входом и достаточно частыми полетами. С учетом того, что у них был простой, цены турецкие отели предложили очень хорошие — на весь сезон. Можно было даже выбирать.
В то же время Майя Ломидзе уже говорила, что из тех, кто съездил в Крым, процентов 70–80 не получили того, что хотели, и были разочарованы. Поэтому если там и будет какой-то прирост, то только за счет тех, кто едет по очень дешевым ценам и понимает, какой сервис за такие деньги его там ждет. Отдых в Сочи, к сожалению, в большинстве своем по отзывам наших туристов по итоговым ценам получается не дешевле многих европейских стран. Взять ту же Грецию, Испанию, Турцию или Болгарию. Правда, в Сочи не нужны загранпаспорт, виза и иностранный язык. Но количество предложений по размещению после Олимпиады достаточно большое. Насколько хорош там сервис, не знаю. Я надеюсь, что они начали успевать обслуживать тот поток, который принимают.
Речными круизами наша компания занимается очень мало, потому что ничего нового в плане судоходства не предложено. Оно по-прежнему очень дорогое, нет какого-то свежего пиара. Татарстан мог бы приобрести какой-то новый теплоход, сообщить всем об этом. Это было бы уместно. Для туристов нужны какие-то скоростные катера, которые могли бы делать удобными переезды из Казани до Болгара и Свияжска, потому что трансфер до Болгара есть, но он несколько неудобен и длителен. Три часа в автобусе многим тяжело ехать.
Поэтому, конечно, Татарстану требуется освежить тему речного отдыха, начиная от пляжа «Локомотив», набережной, яхтинга. Элементарно нет инфраструктуры для приема яхт, для обслуживания такого класса судов. Пока все на доморощенном уровне. Пляж «Локомотив» чуть-чуть изменился, но не сильно, его пока нельзя продавать как продукт, хотя эта ниша действительно свободна.
Гульнара Фахриева — директор компании «Диля-тур»:
— Поток туристов на российские курорты за последние годы не особо уменьшился. Многим туристам так и не открыли доступ за границу, поэтому они едут к нам. На российских курортах стараются поднимать уровень обслуживания, сервиса. Отели, санатории становятся лучше. Поэтому, думаю, количество отдыхающих у нас не особо уменьшится. Есть экономварианты, есть средние, есть и дорогие.
В России почему хорошо малобюджетным отдыхать? Вот из нашего региона, из Казани, специально сделали автобусные туры на курорты — цены просто великолепные. За 9 тысяч рублей можно поехать на 10 дней в небольшой экономичный пансионат даже с трехразовым питанием. Так что туристы даже с небольшими деньгами тоже смогут съездить на Черное море и отдохнуть.
Эдуард Замалиев — управляющий гостиницей «Регата» центра гребных видов спорта Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма:
— Учитывая то, что из всех жителей России только 12 процентов имеют загранпаспорта, а ездят за рубеж из них гораздо меньше — 8–9 процентов, словам Ломидзе можно поверить. Хотя на турпотоке открытие Турции, конечно, отразилось. Она остается популярной. Большинство туристов переориентировались на более демократичные, недорогие управления. Но загрузка наших курортов была максимальной в прошлом году. Я думаю, плюс 50 процентов к этому потоку они вряд ли примут. Увеличение будет, но не в полтора раза.
А речные круизы тоже переживают нелегкие времена. Флот устаревает, обновления крайне редки. Вот в прошлом году были обмеление, засуха, трехпалубники у нас по Волге не могли пройти. В этом году ситуация получше, бронирование идет очень хорошо. Кроме этого каких-то новых направлений нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.