Решение о банкротстве Татагропромбанка вынес вчера Арбитражный суд Татарстана. Временная администрация агентства по страхованию вкладов обнаружила, что обязательства банка в 1,8 раза превышают сумму его активов. Впрочем, как выяснил «БИЗНЕС Online», практически всю сумму долгов уже закрыло своей страховкой АСВ.
Арбитражный суд РТ признал Татагропромбанк банкротом в связи с тем, что стоимость имущества банка оказалась недостаточной для выполнения всех обязательств перед кредиторами
ТРИ «СМЕРТНЫХ ГРЕХА» ТАТАГРОПРОМБАНКА
Вчера судья Арбитражного суда РТ Сергей Баранов признал Татагропромбанк банкротом. Истцу, то есть Центробанку России, удалось доказать, что стоимость имущества банка оказалась недостаточной для выполнения всех обязательств перед кредиторами. Для этого потребовалось второе судебное заседание: предыдущее, прошедшее 25 апреля, было отложено из-за того, что Центробанк не предоставил суду все нужные документы, в частности, неисполненные платежные квитанции клиентов.
Выступая, представитель отделения Национального банка по РТ Саид Насыбуллин напомнил суду, что Татагропромбанк был зарегистрирован 11 ноября 1990 года. Он перечислил все ошибки, которые совершил банк еще накануне отзыва лицензии, который случился 5 апреля 2017 года. Так, ТАПБ был замечен в неисполнении федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нарушал нормативные акты Банка России, а также забыл про требования закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». «Учитывая значение всех нормативов достаточности собственных средств капитала — ниже 2 процентов, снижение размера собственных средств капитала ниже минимального значения уставного капитала, установленного на дату регистрации кредитной организации, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных федеральным законом „О Центральном банке Российской Федерации“, — у Татагропромбанка с 5 апреля 2017 года была отобрана лицензия на осуществление банковских операций», — напомнил предысторию событий Насыбуллин. В итоге назначенная временная администрация от АСВ, сообщил Насыбуллин, ожидаемо обнаружила у банка все признаки несостоятельности, за чем, собственно, и последовало заявление в арбитражный суд о признании Татагропромбанка банкротом.
Что же обнаружили «временщики» в банке, неформально входящем в группу Татфондбанка Роберта Мусина? Насыбуллин озвучил только один и главный признак несостоятельности ТАПБ — это недостаточность стоимости имущества банка для исполнения обязательств перед кредиторами. Так, на момент отзыва лицензии 5 апреля имущество банка оценивалось в 953 млн. 920 тыс. рублей, а размер обязательств перед кредиторами — в 1 млрд. 681 млн. рублей. Таким образом, размер обязательств превысил стоимость имущества банка на 727 млн. 194 тыс. рублей, то есть в 1,8 раза, сообщил Насыбуллин. А это значит, что размер дыры в Татагропромбанке с 600 млн. рублей, о котором было заявлено в момент отзыва лицензии, в процессе переоценки вырос до 727 млн. рублей.
— Татагропромбанк не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, — заключил тем временем представитель Нацбанка. Он попросил суд признать банк банкротом и открыть конкурсное производство.
— Вы хотите признать Татагропромбанк несостоятельными по мотивам недостаточности имущества? — уточнил судья Баранов.
— По признаку недостаточности и имущества для исполнения обязательств перед кредиторами, — пояснил Насыбуллин.
— Понятно, — отозвался судья, полностью удовлетворенный услышанным.
Представитель временной администрации АСВ в банке, то есть в данном случае ответчика, Евгения Хайруллина, перед которой лежала огромная кипа документов высотой не менее 10 см, была тем не менее немногословна. Она лаконично отметила, что результаты обследования финансового положения банка озвучены корректно. Хайруллина посчитала заявление Центробанка РФ обоснованным и также попросила суд признать Татагропромбанк банкротом.
Посетив на непродолжительное время совещательную комнату, судья принял решение признать банк несостоятельным и открыть конкурсное производство сроком на один год. Конкурсным управляющим было привычно назначено АСВ. Также суд принял решение прекратить полномочия руководства Татагропромбанка, «за исключением полномочия органов управления в части принятия решения о заключении соглашения об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств должника». Одновременно суд прекратил полномочия временной администрации Татагропромбанка. Заседание о возможности завершения конкурсного производства назначили на 21 мая 2018 года.
ТАПБ был замечен в неисполнении федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нарушал нормативные акты Банка России, а также забыл про требования закона «О противодействии легализации доходов...»
АСВ ВЫПЛАТИЛО ПОЧТИ ВСЕ ДОЛГИ ТАТАГРОПРОМБАНКА
Заседание суда вчера не атаковали ни возмущенные вкладчики, ни даже любопытствующие журналисты — кроме сотрудника «БИЗНЕС Online», присутствовал еще только один корреспондент. И понятно почему: из всех обязательств банка в 1,681 млрд. рублей 1,65 млрд. покрывает страховка АСВ. Как сообщили сегодня «БИЗНЕС Online» в агентстве по страхованию вкладов, по состоянию на 15 мая 2017 года в банк-агент, то есть «АК БАРС» Банк, обратилось около 2,9 тыс. вкладчиков Татагропромбанка. На эту дату выплачено 1,55 млрд. рублей, что составляет 93,7% страховой ответственности. «Осталось выплатить около 100 миллионов рублей. Признаки забалансовых вкладов в настоящее время не выявлены», — заявили нам в АСВ.
Что касается размера требований юрлиц (если таковые еще есть среди клиентов ТАПБ), которые не могут рассчитывать на компенсацию от АСВ, в агентстве пояснили, что эта информация будет получена в ходе начинающегося с сегодняшнего дня конкурсного производства, «в рамках процедуры которого в том числе будет произведено составление реестра требований кредиторов и инвентаризация активов банка, их оценка, взыскание и реализация».
По запросу «БИЗНЕС Online» Центробанк РФ предоставил бухгалтерский баланс Татагропромбанка на 5 апреля 2017 года, в котором отражаются как собственные данные банка, так и новые, актуализированные по результатам обследования временной администрацией. В разделе «Активы» вместо заявленных банком 1,329 млрд. рублей после проверки устояло только 953,9 млн. рублей, то есть они «усохли» на 376 миллионов. Основные разночтения у представителей АСВ возникли по «средствам в кредитных организациях»: в реальности их оказалось не 299,9 млн. рублей, а вдвое меньше — 151,5 млн. рублей. «Чистая ссудная задолженность» была уменьшена с 596,4 млн. до 379 млн. рублей, а «чистые вложения в ценные бумаги» на 8,89 млн. рублей — до выразительного нуля. Во всех этих случаях легко предположить, что банк был связан и живыми деньгами, и облигациями с Татфондбанком либо близкими к нему структурами. Пассивы ТАПБ, как решило АСВ, были отмечены в отчетности вполне адекватно и не потерпели изменений после вмешательства «временщиков» — 1,681 млрд. рублей.
Роберт Мусин
БЫВШИЙ БАНК УНИКСА И ПЛОЩАДКА ИСЛАМСКОГО БАНКИНГА
Татагропромбанк — один из самых «скромных» банков Татарстана. Он занимал 400-е место в банковской системе России и 14-е — среди двух десятков кредитных организаций республики. Банк зарегистрирован в ноябре 1990 года под наименованием ТОО «Коммерческий «Менделеевский Сельхозбанк». В 1999 году указом президента РТ Минтимера Шаймиева на базе «Менделеевского Сельхозбанка» был учрежден Татарстанский Аграрно-Промышленный Банк (ООО «Татагропромбанк»). В 2010 году был передан баскетбольному клубу «УНИКС», миноритарием была дочь экс-главы Нацбанка Евгения Богачева Ольга Ахсанова. Именно через этот банк и проходили финансовые операции клуба. В 2012-м УНИКС продал всю свою долю новым владельцам, тесно связанным с группой ТФБ Мусина.
До признания банкротом, согласно базе данных «Контур.Фокус», капитал Татагропромбанка на 46,6% принадлежал ООО «Новая нефтехимия». Остальное имущество банка в равных долях по 5,9% контролировалось следующими компаниями: ООО «Солеа» — бенефициары Айдар и Раиса Камаловы; ООО «Ав16» — Гульчачак Рамазанова; ООО «Рента-Н» — Айрат Садыков; ООО «Ав1» — Артем Бакшаев; ООО «Активные технологии» — Линар Нугманов; ООО «Синергия Профит» — Альберт Туйкин; ООО «Лесное» — Олег Ломовцев; ООО «Реал Истэйт» — Руслан Закиров; ООО «Инбентли солюшнс» — Азат Ибрагимов и ООО «Траверз Компани» — Вадим Соловьев. Хотя к ООО «Новая нефтехимия» Мусина миноритарии напрямую вроде бы не относятся, ряд упомянутых компаний связан с ним тем или иным образом.
Из всех обязательств банка в 1,681 млрд. рублей 1,65 млрд. покрывает страховка АСВ
Как сообщается на сайте Татагропромбанка, на 1 января 2017 года 32,88% активов составляли кредиты юридическим лицам, 33,04% — кредиты банкам, 8,36% — основные средства и хоззатраты, 21,11 % — денежные средства, 2,67% — кредиты физическим лицам, 1,3% — прочие активы и 0,64% — средства в ФОР. Пассивы банка на ту же дату представляют собой следующее: 62,90% — вклады физических лиц, 29,17% — собственные средства, 1,37% — средства на расчетных счетах клиентов, 2,90 % — резервы банка, 0,33% — депозиты предприятий и организаций, 2,68% — прочие пассивы, 0,65% — выпущенные ценные бумаги. В кредитном портфеле банка на 1 января 35,62% составляли кредиты компаниям, работающих в обрабатывающих производствах, 15,2% — оптовой и розничной торговле, 24,41% — строительстве, 9,70% — в сфере транспорта и связи.
Изюминкой и особой ценностью для репутации Татарстана Татагропромбанка было то, что он являлся стартовой площадной для первого в России исламского банка — Центра партнерского банкинга. Чуть больше года он предоставлял клиентам банковские услуги по канонам шариата, но в апреле остановил свою работу из-за отзыва лицензии у головной структуры.
Впрочем, власти поспешили заявить о создании преемника столь важного исламского проекта. На днях президент РТ Рустам Минниханов на пленарном заседании IX международного экономического саммита «Россия — исламский мир: KazanSummit-2017» заявил, что в Казани планируется создание международного центра партнерской экономики. А еще ранее глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина рассказывала, что в республике будет создан центр развития исламской экономики в России, в котором партнерский банкинг занимает лишь небольшой сегмент. В число учредителей центра, по ее словам, должны войти правительство РТ, АИР РТ, а также банки, в том числе и международные. Среди потенциальных партнеров Минуллина назвала Сбербанк и «АК БАРС» Банк, который, по ее словам, выразил заинтересованность в проекте. Сюда же теоретически может войти в качестве партнера и Исламский банк развития. Минуллина не исключила, что у новой организации будут филиалы по России, а в перечне направлений, которые может профинансировать новая организация, могут оказаться халяль-туризм, халяль-медицина и даже халяль-IT.
Изюминкой и особой ценностью для репутации Татарстана Татагропромбанка было то, что он являлся стартовой площадной для первого в России исламского банка — центра партнерского банкинга
«НЕДВИЖИМОСТИ ТАМ НА ПРИЛИЧНУЮ СУММУ ХВАТИТ. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, НА ПОЛОВИНУ ДОЛГА»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов прокомментировать уход с рынка Татагропромбанка.
Евгений Богачев — экс-председатель Нацбанка РТ:
— Цена банкротства — всего 700 миллионов рублей. Это не миллиарды! Я не знаю, кто сейчас хозяева этого банка, поэтому не могу про них ничего сказать. Когда-то, в 2010 году, банк перешел к другим владельцам. 7 лет прошло, так что я не знаю, кто им руководил, но дыра эта небольшая. 700 миллионов не сумма, любая финансовая организация могла ее взять под свое крыло.
То, что не спасли, объясняется, наверное, тем, что к нему тянутся «хвосты» Татфондбанка. К тому же сегодня желающих спасать банки становится меньше. Почему? Идет волна закрытия банков. Делается ставка на сверхкрупные банки. В России закрыто 300 банков за три года, и дальше это будет только продолжаться. Люди боятся рисковать, боятся вложить даже небольшие деньги.
Мне странно, что кредиторов Татагропромбанка вообще не слышно. Вкладчики ТФБ везде — и на площади они выходят, и транспаранты несут. Так что там, наверное, настолько небольшие суммы, что агентство по страхованию вкладов, видимо, уже выплатило всем деньги. Сейчас, я думаю, уже мало кредиторов там осталось. Будет банкротство, будет дирекция по ликвидации. У них ведь не одно здание, недвижимости там на приличную сумму хватит. По крайней мере, на половину долга.
Поэтому сегодняшнее решение суда и не произвело впечатления какой-то бомбы. Лицензия уже отозвана. А банкротили через суд, потому что не представили вовремя документы на первоначальных слушаниях. Сейчас это уже не сенсация. Наконец поставлена точка, банк ликвидирован окончательно.
Людмила Китайцева — председатель совета банковской ассоциации Татарстана:
— 700 миллионов рублей, недостаток которых был выявлен в Татагропромбанке, — сумма некритичная. Просто у них были свои завязки с Татфондбанком, и они все оказались в одной группе. Поэтому я даже ждала, когда же все это произойдет. И вот это произошло... А вкладчиков их мы не видим на митингах потому, что у них, значит, нет сумм свыше 1,4 миллиона рублей, которые выплачивает АСВ, или они их все уже взяли.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.