Главная пара татарской эстрады отметит в следующем году свое 30-летие. Зуфар Билалов и Зайнап Фархетдинова уже давно легенды популярного музыкального жанра, но по-прежнему полны идей и творческих планов. В интервью «БИЗНЕС Online» они рассказали о том, чего не хватает национальной эстраде, об отношении к творчеству Элвина Грея и идее создания собственного музыкального фестиваля.
Главная пара татарской эстрады — Зуфар Билалов и Зайнап Фархетдинова — в следующем году отметит свое 30-летие
«КАК НАЧИНАЛОСЬ? НОРМАЛЬНО. ПОСЛЕ АРМИИ УВИДЕЛ, ВЛЮБИЛСЯ, И ПОШЛО-ПОЕХАЛО»
— Зуфар, Зайнап, вы вместе почти 30 лет, и почти столько же времени существует и ваш творческий союз. А с чего все начиналось?
Зуфар: Да, в следующем году жемчужная свадьба. Как начиналось? Нормально. После армии увидел, влюбился, и пошло-поехало.
Зайнап: Все началось с коллектива «Иделкаем», который находился при доме культуры «Меховщиков». Ему мы посвящали все свободное от учебы время. Туда ходили все студенты из музыкальных вузов, то есть исключительно с музыкальным образованием. Тогда работали очень профессионально, и требования были на высоком уровне. Вот мы вместе туда ходили, дружили, а затем дружба переросла в любовь.
— Вы поженились и сразу решили выступать вместе?
Зуфар: Да, так и получается. Мы поженились, и у нас уже были совместные песни. Хотя Зайнап через какое-то время после свадьбы устроилась в Государственную филармонию имени Тукая, проработала там солисткой около года.
Зайнап: Филармония тогда находилась на улице Гоголя. Там выступали Ильхам абый, Альфия Авзалова. Поработав там, мы создали свой дуэт. Но мы не только дуэт, мы показали себя прежде всего как солисты. У нас разные голоса — он тенор, у меня меццо-сопрано, и, используя эту разность, мы сделали так, чтобы наш дуэт звучал красиво. Зуфар исполнял 10 - 15 композиций, и я так же. Как-то поровну все делили. Кончено, мы выступаем и по отдельности, когда приглашают. Но намеренно такого, что хочется выступить без него, не было. Хотя вот в честь юбилея, который я отмечаю в этом году, мне придется сделать сольную программу. Точнее, она уже почти готова, чуть-чуть ее еще отшлифуем.
«Я НЕ ПОШЕЛ ПО ЭТОЙ ДОРОГЕ, ХОТЯ МЕНЯ ГОТОВИЛИ ДЛЯ ОПЕРНОГО ТЕАТРА СОЛИСТОМ. ПРОСТО НЕ ЗАХОТЕЛ»
— Зуфар, а ведь вы выпускник Казанской консерватории. На оперном поприще никогда не хотели себя попробовать?
Зуфар: Я не пошел по этой дороге, хотя меня готовили для оперного театра солистом. Просто не захотел. Моему сердцу были ближе народные мотивы и песни, было желание вместе с Зайнап создать свою творческую студию и группу, что мы и сделали через некоторое время. Но ностальгия по классическим произведениям присутствует. Иногда люблю слушать классическую музыку в исполнении симфонических оркестров, песни Лемешева, Паваротти.
— Вы продолжаете петь татарскую классику?
Зуфар: Мы поем классику, работаем в том амплуа, в котором когда-то начинали. И нас так воспринимают несколько поколений. Просто мы используем новые направления, новые звуки, новую обработку. А так, чтобы в корне поменять свой стиль, это будет неправильно.
— Но ваш репертуар как-то менялся все эти годы?
Зуфар: Он менялся и не раз. Бывало, мы за год выпускали два альбома. А что такое два альбома? Это значит 25 - 28, пускай даже 20 новых песен в год. И вот каждый год мы меняли репертуар, обновляли его: 70 - 75 процентов — новые песни, остальное — несколько старых популярных композиций. Плюс, когда на горизонте появляются новые молодые голоса, конечно, все авторы стремятся услышать свои песни в исполнении именно нового артиста. Так было и с нами. И в то время мы работали с такими композиторами, как Роберт Тимербаев, Ильфат Давлетшин, Наиль Шаймарданов, первым был Азат Хусаинов, Раис Нагимов, Саубан Чуганаев, Инсаф Хабибуллин.
Зайнап: Да, были молодые, было много сил. К тому, над чем мы тогда усиленно работали, к тому репертуару, мы тихонько возвращаемся. Те песни, которые в то время недослушали, которые не донесли до народа. У нас есть свой большой архив, он хранится на нашей базе. Как раз на предстоящем юбилее в августе что-то из него я и исполню.
— Это вы говорите о количестве песен, а тематика меняется?
Зуфар: Да какая у нас, татар, тематика — любовь, деревня, эти, эни, тоска по родине, природе — не такая уж обширная. Есть несколько философичных тем, и на этом все.
Зайнап: Зато меняется преподнесение композиций. Если вначале я пела про деревню как-то определенно, то спустя время про эту же деревню я хочу спеть уже по-другому. Мы меняемся, и меняется отношение к вещам, к событиям, и это отражается на подаче песен.
— Почему так немного тем для песен? Остальные не воспринимаются татарской публикой?
Зуфар: Да, потому что не воспринимаются, их не поймут. Татары все равно в большинстве своем консервативный народ. Вот молодежь, которая сейчас есть, может слушать и новую музыку, новые направления, появляющиеся на татарской эстраде. А старшее поколение, повторю, люди консервативные, им зачастую не нравятся современные тенденции.
Зуфар Билалов: «Татары в большинстве своем консервативный народ. Вот молодежь может слушать и новую музыку, а старшее поколение — люди консервативные, им зачастую не нравятся современные тенденции»
«МОҢ» — ЭТО ЖЕ НЕ КАКОЕ-ТО ТЕХНИЧНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ, ЭТО ТО, ЧТО ИДЕТ ИЗ ДУШИ»
— Есть несколько вечных тем для обсуждения на татарской эстраде, и одна из самых животрепещущих — это «моң».
Зайнап: Очень его мало, потому много плагиата, нет песен, которые идут из души. Многое, что ни послушай, одно и то же: артист слышит популярную вещь у российского или иностранного исполнителя, переводит слова на татарский и поет якобы новую песню. И те авторы, которые сейчас гремят на нашей эстраде, то они Лепса переделают, то еще кого — и давай на татарский лад петь. А «моң» — это же не какое-то техничное исполнение, это то, что идет из души.
— Всему виной то, что мы называем шоу-бизнесом?
Зуфар: Действительно, существует шоу-бизнес, зарождением которому послужила, наверное, вот эта штамповка песен. Кто-то понял, что на этом можно зарабатывать, потому в песни вкладываются деньги, а не душа. Вот и выходит, что песен, которые будут слушать, десятилетиями, целыми поколениями фактически нет.
Зуфар: Появляются новые композиторы, например, Айдар Тимербаев. Очень много аранжировщиков, просто хорошие потом все уходят в Москву. У нас, к примеру, были два своих музыканта, которые много лет с нами работали, они с нами выросли, многому научились, но уехали с певицей Максим. Это нормальная ситуация. Хотя сейчас они все равно потихоньку помогают нам, делают аранжировки.
Зайнап: Нет. И раньше все равно был дефицит хороших композиторов. Они были, но мало. Хотя сейчас нам повезло, мы работаем с замечательными музыкантами.
Зуфар: Раньше телевидения-то не было, один канал, одна радиостанция. И все это мы смотрели, слушали перед школой, с 7 до 8 утра, с такой жадностью и жаждой, потому что выбора не было, было мало артистов. Не всякий мог отважиться выйти на сцену, боялись, это была очень большая ответственность. Тогда понимали, что такое сцена — священное место. А сейчас технологии, везде все есть, все доступно, шоу-бизнес.
Когда мы выходили на сцену, мы хотели петь и, на самом деле, не думали о деньгах. В первые годы нас, может, даже и обманывали те люди, которые администрировали нас. Нам ведь нужно было общение, сцена, народ. Мы в месяц давали по 90 концертов, это 1990 - 1992-е годы.
Зайнап: Сейчас есть продюсеры, и это хорошо. Молодежь будет не через кого-то работать. Мы же работали кустарным способом, с администрациями.
Зайнап Фархетдинова: «Моң» — это же не какое-то техничное исполнение, это то, что идет из души»
«Я ВОТ С УДОВОЛЬСТВИЕМ СЛУШАЮ ЭЛВИНА ГРЕЯ»
— Есть надежда, что появятся артисты, которые достойно сменят ваше поколение исполнителей?
Зайнап: Конечно, есть.
Зуфар: Дай Бог. У нас и сейчас есть,в том числе красивые парные исполнители, с хорошими голосами, но нужен репертуар. Мы тогда работали с сильными музыкантами, Азат Хусаинов аккомпанировал нам на концертах, были профессиональные ребята. И сейчас, конечно, у нас профессионал, но их очень мало.
— Кого бы вы выделили из молодежи на татарской эстраде?
Зуфар: Кого-то конкретно называть не буду, но хорошие голоса есть, талантливые певцы.
Зайнап: Я вот с удовольствием слушаю Элвина Грея. Когда я в первый раз его услышала, я сказала Зуфару: «Ух ты, какой приятный голос!» Радик мне сразу приглянулся, я поняла, что у этого есть большое будущее. То, что он делает для сегодняшней молодежи, это очень хорошо.
— Вот эта стычка его с Салаватом, как вы к ней относитесь?
Зуфар: Они просто пиарятся за счет друг друга. Больше тут нечего говорить.
«МЫ ВСЕГДА РАБОТАЛИ НАД ПЕСНЯМИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ, ТОГДА НАМ ЭТО НЕ КАЗАЛОСЬ ШТАМПОВКОЙ»
— Если вернуться к количеству песен (два альбома в год), получается какая-то штамповка. Некоторые музыканты выпускают альбом раз в два-три года, а то и дольше, выжидая, когда он созреет.
Зайнап: Да, наверное, это и была штамповка, но мы про это не думали. Нам нужно было обновлять репертуар, чтобы зритель на концерте не смотрел и не слушал одно и то же. Мы всегда работали над песнями с удовольствием, тогда нам это не казалось штамповкой. Нас выручали еще народные песни, классические композиции. Мы исполняли произведения Фасиля Ахметова, Сары Садыковой. Но это было раньше, в самом начале.
Зуфар: Мы не слишком задумывались, просто авторы приносили нам песни, и подсознательно мы чувствовали, что они станут популярными. «Кар булса, карламам, боз булса, былызмам», «Гомерлэр зая узмасын» — это классика, они всегда востребованы.
— Еще одна тема — живые выступления. Некоторые артисты в интервью нашей газете говорят, что вживую должен петь не только исполнитель, но и музыкальное сопровождение должно быть живым. Здесь к чему вы больше склоняетесь?
Зайнап: Поскольку мы всегда работали с обычным народом, который из своего кармана платит деньги, 100 - 500 рублей, они не с пятитысячными купюрами приходят, нам очень непросто. У меня тоже есть мечта — возить музыкантов с инструментами, аппаратуру, я ночами не сплю, но это очень дорого. Хотя какую-то часть своих живых инструментов мы берем.
Как правило, аранжировку мы используем уже готовую, но в дополнение на концерте используем баян, курай и т. д., оживляем выступление. Плюс живой голос, естественно. Как российские артисты, мы не можем возить собой целыми автобусами музыкантов, аппаратуру. Да и дай бог бы привели бы еще в порядок клубы, дворцы. Мы же выступаем по деревням в том числе. Иногда просто негде подключить инструменты.
— Некоторые артисты говорят, что публика не видит разницы между выступлением с живым оркестром и под минус...
Зуфар: Действительно, среди публики процентов 10 может понимать, что выступление полностью живое. И очень важный момент — техническая сторона. Нужны хорошие специалисты, которые умели бы работать с техникой. Хорошие уезжают в Москву, там большие деньги. Сейчас у нас основные силы брошены на юбилей Зайнап и фестиваль, о котором мы говорили. Пока есть силы, пока есть голоса надо поездить по России, поездить с живым ансамблем — вот наши цели.
«В АЗНАКАЕВО НА РОДИНЕ ЗАЙНАП 10 КОНЦЕРТОВ ЗА 5 ДНЕЙ, ЭТОТ РЕКОРД ЕЩЕ НИКТО НЕ ПОБИЛ»
— Что с количеством приходящей на концерт публики, бывают ли проблемы как с заполняемостью зала?
Зуфар: По-разному, но, конечно, не так, как раньше. Если прежде мы в одних Челнах давали по 20 концертов, в Азнакаево на родине Зайнап 10 концертов за 5 дней, этот рекорд еще никто не побил, то сейчас такого уже нет. У нас среднего возраста слушатели. Молодежь ходит, но в разных регионах по-разному. В Москве много молодежи. Как это объяснить? Смена поколений. Как рынок у нас скачет, так же и на эстраде происходит скачок в сторону нового.
Зайнап: Да, сейчас таких толп, как раньше, нет.
— И все же почему так происходит?
Зуфар: Потому что тогда был информационный голод. Развлекательных моментов в жизни мало было. Сейчас же на каждом шагу концерты, клубы, пекарни, кафе. Тогда народ ждал, кто же появится, кто приедет, хотелось послушать хоть кого-нибудь, куда-нибудь сходить.
Зайнап: Еще один важный момент: даже когда мы в то время выпускали по две концертные программы, мы делали это на высшем уровне, качественно. Плюс к этому мы никогда не пели под фонограмму. Да, у нас тоже была штамповка, мы не стояли на месте и не ждали годами, когда пластинка созреет, и при этом на концерте все равно выступали на высшем уровне. Повлияло еще и то, что тогда были достойные солидные конкурсы, которые я бы сравнивал с сегодняшним «Голосом». Сейчас конкурс обмельчал.
«ВПЛЕТАЯ ДЖАЗОВЫЕ ВЕЩИ В ТАТАРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ТЕМ САМЫМ ОНИ ЧТО, ХОТЕЛИ ПОСМЕЯТЬСЯ?»
— Раз уж заговорили про конкурсы: я видела вас на «Үзгәреш җиле».
Зайнап: Да, мы там были. Не хочу юлить, скажу так, для такого типа голосов — хороший проект, пускай работают. Но в целом, вплетая джазовые вещи в татарские произведения, тем самым они что, хотели посмеяться?
Зуфар: По уровню музыкального сопровождения он действительно хороший, но с голосами однозначно надо поработать. И да, слишком много джаза. Татарское искусство не приемлет даже российского звучания, а тут же американский жанр. И с этим многие согласятся, потому что есть фундаментальные классические вещи, которые нельзя трогать, их нельзя расшатывать. Они должны оставаться такими, какие они есть. А на «Үзгәреш җиле» разболтали народные песни. В основном концепт проекта получился неприемлемым для татарских композиций: как я уже сказал, слишком много джаза.
— Каким тогда должен быть «Ветер перемен», чтобы поднять татарскую эстраду на новый уровень?
Зуфар: Для того чтобы проект развивался, нужны новые голоса. И потом для таких фестивалей вредно субъективное отношение к подбору участников. В том смысле, что некоторые педагоги стараются продвинуть своих учеников. Это идет во вред общему делу. Нужно привлекать новые голоса, пусть даже неизвестные, надо искать.
Зайнап: Действительно, выпустили такие ненужные голоса и людей. После таких фестивалей и появляется желание сотворить что-то свое.
— Есть такие планы?
Зайнап: Да, есть. Я несколько лет была членом жюри разных музыкальных конкурсов, к примеру, «Татар моңы». На этих мероприятиях, как правило, требования, которые не совпадают с моими. У каждого, кто выходит на сцену, своя культура, своя манера исполнения, своя история. Я по-своему хочу преподнести молодых мальчиков, девочек на сцену, которые бы показывали тот самый «моң».
— Можете рассказать какие-то подробности?
Зайнап: Я пока не буду его озвучивать, не буду раскрывать детали. Пока проект мы продумываем, он на начальной стадии, но уже есть название...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 88
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.