В качестве традиционного послесловия празднику Победы наша газета предлагает читателям рейтинг главных фигур татарстанских предприятий ОПК. На этот раз в приоритете достижения и провалы за последний год. О том, как Николай Колесов расставляет своих людей, Сергей Когогин пытается уйти в тень, Радик Хасанов перевооружил боеприпасное производство, а Халил Гиниятов, напротив, подорвался на «пороховой бочке», читайте в нашем обзоре.
Обширная империя Николая Колесова в РТ (как собственные, так и крэтовские предприятия), хотя яркими событиями не отметилась, работает как часы
КОЛЕСОВ, ИВАНОВ, ДЬЯЧКОВ И ДРУГИЕ МАСТОДОНТЫ
Рейтинг влиятельности оборонщиков «БИЗНЕС Online» публикует второй год. При составлении обновленной версии мы постарались максимально учесть события, произошедшие на татарстанских предприятиях ОПК за год. «Необходимо осмыслить, кто из первоначального списка отметился в прошедшем году конкретикой в деле освоения новой техники и технологий, а кто просто сторожил дни и часы», — порекомендовал выступивший одним из экспертов источник «БИЗНЕС Online» в ОПК. Специфика отрасли такова, что далеко не все из сделанного за год вынесено на публику, однако умение показать свою работу лицом — тоже одно из слагаемых влияния, не так ли?
При этом, конечно, сохранился фактор общей влиятельности, и, как бы ни перемещались по доске персоналии типа Николая Колесова, Сергея Когогина или Александра Лаврентьева, мы понимаем, что это своего рода «гордые фигуры на носу корабля». Поэтому не должно смущать то, что гигант — гендиректор АО «Концерн „Радиоэлектронные технологии“» (КРЭТ) Колесов в нашем рейтинге сместился с королевского 1-го места на 2-е. Его обширная империя в РТ (как собственные, так и крэтовские предприятия), хотя яркими событиями не отметилась, работает как часы. Поэтому подопечные ему руководители компаний в основном сохранили (с некоторыми нюансами) свое положение в рейтинге. Это гендиректор ОАО «НПО «Радиоэлектроника им. Шимко» Ронис Шарипов (30), гендиректор ОАО «Радиоприбор» Рустем Абдуллин (35), гендиректор ОАО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» Илдус Курбиев (38), гендиректор ПАО «Казанский электротехнический завод» (находится в управлении у КРЭТ) Владимир Гинсбург (13).
Зять Колесова — гендиректор АО «Завод „Элекон“» Николай Ураев (31) — рассказал, что сейчас на оборонный заказ приходится лишь 10% объема производства, остальное — это космос и авиация. Также он отметился двумя «ретрозаявками». Первая — о перезапуске производства музыкальной аппаратуры (усилителей, колонок и проигрывателей пластинок), которой завод славился в советские времена. Вторая — о смене названия предприятия на «народное» и тоже советское «Седьмой завод». Среди аргументов — номерные названия оборонных заводов до сих пор воспринимаются как гарантия качества и надежности.
Гендиректор АО «Завод „Элекон“» Николай Ураев (в центре) отметился двумя «ретрозаявками»
АО «КОМЗ», возглавляемое выдвиженцем Колесова Сергеем Раковцом (17), может начать поставки за рубеж систем радиоэлектронной борьбы «РЭБ» «Рычаг-АВ». Сообщалось, что в ближайшее время может быть развернуто серийное производство модернизированной версии системы — «Рычаг-АВМ», которая будет на порядок превосходить предшественника. И глыбой над ними по-прежнему высится аксакал радиоэлектронной отрасли — создатель системы «свой – чужой» Ильдус Мостюков (26).
Отметилась и еще одна казанская вотчина Колесова — всего лишь год назад заработавшее АО «Стелла-К». Оно выпускает вертолетный бортовой комплекс обороны «Витебск» и его экспортный вариант «Президент С». «Витебском» уже оборудовали все эскадрильи вертолетов Ми-8АМТШ авиабазы Восточного военного округа в Забайкальском крае. Египет установил «Президент С» на свои Ми-17. Таким же комплексом оборудованы российские вертолеты, базирующиеся на сирийской авиабазе Хмеймим.
Отметим и умение Колесова расставлять на ключевые посты своих людей. Так, под занавес 2016 года гендиректором одного из ключевых авиастроительных предприятий — «Технодинамика» — был назначен бывший первый зам Колесова по КРЭТ, выходец из Набережных Челнов Игорь Насенков. Добавим, что и Колесов, и Насенков вошли в состав сформированной 2 февраля авиационной коллегии при правительстве РФ.
Коротко и о других мастодонтах ОПК. Сохранил свои позиции генеральный директор АО «НПО „Государственный институт прикладной оптики“» Владимир Иванов (8). Предположительно, главные казанские оптики участвуют в работе над тепловизионными приборами для перспективного противотанкового ракетного комплекса «Корнет-ЭМ», испытания которого, судя по сообщениям СМИ, находятся в финальной стадии... Стабилен и другой оптик — гендиректор АО «Швабе — Технологическая лаборатория» Федор Броун (22). В актив ему можно записать участие в работе над оптронными перископами для подводных лодок, в том числе атомных — проектов «Борей» и «Ясень». Это сложные комплексы, объединяющие оптико-электронные системы и станции радиотехнической разведки.
21-е место Топа — за Наилем Латыповым, гендиректором АО «Казанское ОКБ „Союз“», за его сегмент воздушно-космической обороны можно быть спокойным.
Гендиректор ОАО «ICL-КПО ВС» Виктор Дьячков за прошедший год отметился интригующим заявлением по поводу работ в области квантового компьютера
Незыблем в нашем рейтинге гендиректор ОАО «ICL-КПО ВС» Виктор Дьячков (15). Среди прочего за прошедший год он отметился интригующим заявлением по поводу работ в области квантового компьютера: «Люди, которые занимаются квантовой физикой и квантовым компьютингом, обращают внимание на то, что в последнее время об этом перестали писать. Последнее, что я читал, — это то, что в Японии канадские ученые что-то такое сделали и сказали, что через год уже можно будет программы писать для данных изделий. А потом тему полностью закрыли. И эту ситуацию сравнивают с той, которая была в области ядерной физики, когда ученые вплотную подошли к созданию атомной бомбы: тогда тоже вся информация была закрыта. И сейчас по квантовому компьютеру информация закрыта».
МОРСКАЯ ВИТРИНА ТАТАРСТАНА
А «сверг» Колесова с 1-го места рейтинга генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров, у которого был целый каскад успехов по оборонной тематике именно за отчетный год. «Он и Ренат Мистахов (генеральный директор входящего в холдинг АО „Зеленодольский завод им. Горького“ — прим. ред.) работают на очень высоком уровне, — отметил источник. — У них самый заметный результат, о котором справедливо и во всеуслышание сказали самые высокие чины — замминистра обороны Юрий Борисов и вице-премьер Дмитрий Рогозин».
Не будем перечислять бесконечные заводские закладки и спуски на воду кораблей. Лишь напомним, что 27-миллиардный контракт на три малых ракетных корабля (МРК) проекта 21631 «Буян-М» стал одним из самых громких соглашений, заключенных на главном ВПК-форуме страны «Армия-2016». А в августе стало известно, что завод построит пять МРК совершенно нового проекта — 22800 «Каракурт».
«Сверг» Колесова с 1-го места рейтинга генеральный директор АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Иван Егоров, у которого был целый каскад успехов по оборонной тематике
Добавим, что продукция завода им. Горького весь год создавала ему эффектную рекламу. Сначала зарубежные СМИ сообщили, что МРК «Зеленый Дол» и «Серпухов» отстрелялись по ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) из Средиземного моря. Эксперты «БИЗНЕС Online» тогда отмечали, что это беспрецедентный случай в новейшей истории отечественного флота: в чужих водах ВМФ не применял оружия со времен холодной войны. А затем много шума наделало фото этих же кораблей, совершающих переход через Ла-Манш, сделанное командующим ВМС Нидерландов. И наконец, месяц назад в Средиземное море отправился противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок».
В ноябре замминистра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что завод обеспечен заказами до 2020 года и ему однозначно найдется место в госпрограмме вооружений до 2025 года. Кроме того, замминистра заверил, что минобороны поддерживает инициативу предприятия с передачей ему Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ЗПКБ), которое «скоро войдет в холдинг». То есть Егоров и Мистахов продемонстрировали свое влияние на практике: они смогли склонить на свою сторону чашу весов в споре с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым, который, насколько известно, не в восторге от идеи расстаться с ЗПКБ. Намек на скорый исход интриги появился 10 апреля. Официально сообщалось, что Рахманов и Егоров заключили соглашение о сотрудничестве: «Меморандум закрепляет намерения сторон развивать партнерство в области проектирования кораблей и судов». Соответственно, упал в рейтинге оппонент Егорова и Мистахова — гендиректор ЗПКБ Виталий Волков (25).
В тандеме с Егоровым вверх закономерно идет и Мистахов (12). Отметим, что на «Армии-2016» он представил Борисову и главкому ВМФ Владимиру Королеву новую для российского флота автоматизированную программу по обслуживанию кораблей.
ЧЕЛНИНСКАЯ БРОНЯ
Да, мы помним о том, что ПАО «КАМАЗ» сегодня сугубо штатский завод, но не можем не включить в рейтинг его гендиректора Сергея Когогина (3). Даже несмотря на то, что в начале февраля он окончательно подчистил хвосты и в угоду европейским партнерам вышел из состава совета директоров оборонных Мотовилихинских заводов. «Если гендиректор КАМАЗа возглавляет совет директоров чисто оборонного предприятия, то я не столько о себе персонально забочусь, сколько о компании — она тоже находится под риском, — прокомментировал Когогин отставку. — Поэтому я нашел повод, как выйти из состава совета директоров Мотовилихи».
Но, видимо, «отмыться» от былого на 100% не судьба, ведь минимум 80% парка грузовых автомобилей минобороны приходится на семейство грузовиков двойного назначения «Мустанг». К тому же именно Когогин привел в Набережные Челны такие военные темы, как «Тайфун-К», «Тайфун-ВДВ», «Торнадо-К»; «малая платформа»; «Платформа О»; Iveco 65Е19WM («Рысь»). Отметим, что из названий этих машин исчезла аббревиатура «КАМАЗ» — техника теперь идет с индексом К.
Все это богатство вместе с военным Заводом специальных автомобилей КАМАЗ отдал в АО «Ремдизель», которое возглавляет Фаиз Хафизов (21). За прошедший год защищенные автомобили «Тайфун-К» поступили на вооружение разведчиков и подразделений спецназа Западного военного округа (ЗВО), бригад спецназа Южного военного округа и были замечены в Сирии. А «Рособоронэкспорт» принял программу по продвижению бронеавтомобиля на внешний рынок. Также в разведподразделения ЗВО и Воздушно-десантных войск поставлено более 50 бронеавтомобилей «Рысь». Такие же машины получат военные полицейские. Засветилась «Рысь» и в Сирии. Также сообщалось, что в 2017 году минобороны закупит партию других ремдизелевских защищенных автомобилей — «Тайфуненок».
АО «Астейс» Александра Пухненкова выстрелило контрактом на поставку Росгвардии бронеавтомобилей «Патруль», созданных специально для спецопераций в городских условиях
Также «Ремдизель» создал опытный образец десантируемого бронеавтомобиля «Тайфун-ВДВ», его серийное производство начнется в 2019 году. Кроме того, предприятие готовится стать сервисным центром Минского завода колесных тягачей, который, как известно, поставляет России шасси для Ракетных войск стратегического назначения.
Серьезный рост в нашем рейтинге у гендиректора официального партнера КАМАЗа — АО «Астейс» — Александра Пухненкова (27). До поры до времени словно копившая силы компания за этот год выстрелила контрактом на поставку Росгвардии бронеавтомобилей «Патруль», созданных специально для спецопераций в городских условиях. Ожидается, что в ближайшее время эти машины начнут выпускаться массовой серией. Кроме того, МВД заключило контракт на поставку двух командно-штабных машин (КШМ) Р-145БМА. Создаваться они будут на базе «Патруля». Также «Астейс» получил заказ на бронирование 29 водометных «КАМАЗов», предназначенных для пресечения массовых беспорядков. А вообще, как рассказал «БИЗНЕС Online» Пухненков, в работе у компании более десятка специальных тем.
ГУД-БАЙ, КХТИ
Прибавил в весе гендиректор основного российского производителя боеприпасов для малокалиберной артиллерии сухопутных войск, ВМФ и ВКС — АО «ПО «Завод им. Серго» — Радик Хасанов (5). На сегодня он завершил модернизацию боеприпасного производства, которое, как утверждается, стало одним из лучших в Европе, а по некоторым видам оборудования в мире аналогов единицы. Кроме того, Хасанов отметился своего рода демаршем, причем с участием Владимира Путина. Президент РФ проводил в Туле совещание по наращиванию ОПК выпуска гражданской продукции, осмотрел соответствующую выставку. «В планах окружения Владимира Владимировича не было остановки возле экспозиции ПОЗиСа, но Хасанов проявил инициативу, оказался на пути, и президент со свитой задержался там аж на 7–8 минут, — рассказал источник „БИЗНЕС Online“ в оборонке. — Что в итоге? Товарищи, которые тот смотр устроили, ведь декларируют долговременные планы конверсии — „мыслят“ десятилетиями. И, по моим данным, Владимир Владимирович, поговорив с Хасановым, сказал им что-то вроде: „Не вешайте мне лапшу на уши! Какие 20–30-е годы? Посмотрите, что этот зеленодолец уже выдает. Давайте сокращайте сроки“. И за это Хасанову тут же, за спиной Путина, высказали претензию». В связи с этим отметим, что минпромторг РТ под руководством министра — вице-премьера РТ Альберта Каримова (9) сделал анализ того, с чем оборонные предприятия Татарстана придут к 2020 году, когда будет резко сокращено финансирование ОПК...
А модернизировало производство Хасанову АО «Казанский ГипроНИИавиапром» под руководством Бориса Тихомирова (7). В нашем Топе он сдал одну позицию из-за скандальной истории со своим замом. Да, в феврале Авиастроительный райсуд Казани амнистировал (в связи, что символично, с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне) фигуранта дела о коррупции в институте — замдиректора Сергея Хрунина, но осадок, как говорится, остался. Хрунин был признан виновным в 7 преступных эпизодах, предусмотренных ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Ему было назначено условное наказание с испытательным сроком на три года... Отметим новое для Татарстана предложение Тихомирова о 5D-проектировании, когда процесс стройки контролируется от проекта до монтажа оборудования, чтобы, как говорит гендиректор, «космодром Восточный не получился».
Борис Тихомиров сдал одну позицию из-за скандальной истории со своим замом
Возвратимся к боеприпасной отрасли. Звездным назвал прошедший год источник «БИЗНЕС Online» для директора ФКП «Казанский завод точного машиностроения» Артура Хисамеева (14). Во-первых, к предприятию присоединили коллег из Самарской области — Чапаевский механический завод. Во-вторых, президент РТ Рустам Минниханов объявил о том, что на заводе создается научно-исследовательский центр. Таким образом, «Точмаш», который еще недавно собирались едва ли не закрыть, становится одним из боеприпасных центров России.
А вот другой боеприпасник, директор ФКП «Казанский государственный пороховой завод» Халил Гиниятов (40), увы, серьезно сдал свои позиции. Причина — регулярные ЧП. В 2016 году сообщалось о четырех пожарах, в которых погиб один человек, еще пятеро пострадали. Кульминацией стала мартовская трагедия, унесшая жизнь пожарного Эдуарда Илларионова. По данным Ростехнадзора, доля износа опасных объектов на заводе — 90%, функционируют 127 зданий и сооружений, которые отработали расчетный срок эксплуатации. По 84 зданиям до сих пор не проведена экспертиза промышленной безопасности. Кроме того, в ряде случаев предприятие не выполняет рекомендаций экспертов. Приволжское управление Ростехнадзора подало в Кировский районный суд Казани документы на дисквалификацию семи руководителей предприятия, за исключением, впрочем, самого директора.
Химическая тематика была бы неполной без упоминания АО «Казанский химический научно-исследовательский институт» и его гендиректора Вильдана Уваева (39). Позиции руководителя в Топе несколько пошатнулись из-за грехов его предшественника, Равиля Фатхутдинова. Он обвиняется в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями. Конкретно речь идет о хищении средств ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности РФ». Некоторым утешением в этом деле может служить новость о том, что в 2017 году НИИ завершит испытания нового общевойскового комплекта боевой экипировки военнослужащего.
И наконец, из нашего Топа выбыл другой химик — ректор КНИТУ-КХТИ Герман Дьяконов, дни которого у руля вуза сочтены. Среди множества скандалов недавнего времени подчиненные Дьяконова, по версии следствия, отметились и хищением денег, выделенных по госконтракту на разработку инновационной брони. Несмотря на все скандалы, Дьяконов поначалу все-таки выдвинул свою кандидатуру на выборах ректора, но затем снял ее, по некоторым данным, выторговав себе лично индульгенцию от следствия.
Директор ФКП «Казанский государственный пороховой завод» Халил Гиниятов (слева) серьезно сдал свои позиции. Причина — регулярные ЧП
И ВНОВЬ НАДЕЖДА НА ИНДИЮ?
Гендиректор ПАО «КВЗ» Вадим Лигай (6) заметно сдал свои позиции. Шутка ли, выручка предприятия сократилась в 1,8 раза: с 42,472 млрд. рублей в 2015 году до 24,195 млрд. в 2016-м, следует из опубликованного на днях отчета компании по стандартам МСФО. Но подчеркнем, что падение казанских производителей идет на фоне продолжающегося не первый год всероссийского и даже мирового кризиса вертолетостроения. Эксперты отмечают немалые усилия КВЗ по выправлению ситуации. «Позитива стало больше, есть работа, вернулась полная рабочая неделя, появился блеск в глазах, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт по вертолетной тематике, старший научный сотрудник Академии им. Жуковского Евгений Матвеев. — Первые шаги гражданской программы „Ансат“, заказы на Ми-17В-5. КВЗ работал на будущее в прямом и переносном смысле слова. Без оплаты. Без гарантий. Но работал. Впереди не один трудный год».
Действительно, «Ансат» за этот год продвигали всеми доступными силами. Один, с медицинским модулем, был передан минздраву РТ. Второй, в VIP-версии, получили «Русские вертолетные системы» — они стали первым частным эксплуатантом «Ансата», а затем приобрели и медицинский вариант. ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» решила купить 6 таких машин (а заодно 10 тоже казанских Ми-8МТВ-1). И наконец, на днях минобороны объявило о приобретении очередной партии учебно-тренировочных «Ансат-У» — 10 машин почти на 2 млрд. рублей.
Далее. МЧС РФ заказало четыре Ми-8МТВ-1, еще одна такая же вертушка требуется работающей в труднодоступных районах России авиакомпании «Арго». Авиабаза Центрального военного округа в Каменск-Уральском получила 16 Ми-8МТВ-5.
Что касается инозаказчиков, то ВВС и ПВО Армии Сербии приобрели два Ми-17В-5, один такой вертолет получило МВД Кении. В завершающей стадии находятся переговоры о поставке Ми-17В-5 в Таиланд. Обсуждается возможность новых поставок в Афганистан, теперь, по всей видимости, в обход США: Пентагон решил отказаться от закупки Ми-17 в пользу своих UH-60A Black Hawk. Но главная надежда КВЗ связана с Индией. Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству до конца года намерена заключить контракт на поставку ВВС Индии партии из 48 Ми-17В-5.
Гендиректор ПАО «КВЗ» Вадим Лигай заметно сдал свои позиции
К рекламе пока еще перспективного вертолета Ми-38 «подключили» ни много ни мало Путина. На одной из рабочих встреч он рассказал о том, что представители одной из арабских стран посмотрели характеристики Ми-38 и заверили, что готовы купить «прямо сейчас». «Это реально хороший, международного уровня продукт», — цитирует президента России «Интерфакс»... А разочарованием года для КВЗ, можно, пожалуй, назвать новость о том, что «Вертолеты России» к 2020 году создадут легкий однодвигательный вертолет. Это означает крест на теме «Актай».
Добавим, что из состава совета директоров КВЗ выбыл его бывший гендиректор, президент ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев (4). Отметим, что он несколько критически относится к деятельности «Вертолетов России». «Есть вертикально интегрированная структура, потому есть сложности с взаимодействием, с ограничением финансирования и так далее, то есть надо за все просить, а когда мы работали, ничего не надо было просить, я сам принимал решения», — говорил он беседе с «БИЗНЕС Online». При этом заметим, что даже Лаврентьев с его огромным опытом и стратегическим видением не смог предвидеть кризис отрасли в целом и КВЗ в частности. «Наш завод оказался готов к нынешней непростой ситуации в отечественной экономике, — говорил он в начале 2015 года. — Поэтому ни по наступившему году, ни по 2016-му падения продаж у нас не намечается. А с учетом того курса рубля, в котором очутилась вся страна, так как продукция Казанского вертолетного завода экспортоориентированная, конечно, у нас ситуация значительно лучше, чем у остальных».
С продвижением «Ансата» для санавиации прибавил в весе директор ООО «Казанский агрегатный завод» Георгий Муштаков (36). Потенциально это массовый заказ на разработанные и выпускающиеся предприятием вертолетные медицинские модули. Кроме того, как стало известно осенью, военные медики разрабатывают единую систему эвакуации больных и раненых из любой точки России с помощью вертолетов, автомобилей и железнодорожного транспорта. И у компании Муштакова есть серьезные предложения в этой области.
На вертолетную тематику с недавних пор завязано ОАО «КМПО» под руководством Дамира Каримуллина (28) — оно делает часть узлов двигателя ВК-2500 (раньше его делали на Украине). Причем производство наращивается. В этом году Объединенная двигателестроительная корпорация планирует произвести 130 таких движков, а к 2019-му завершит программу импортозамещения в этой сфере.
Помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов (в центре) сохраняет свое место
«ДАУТОВА ВООБЩЕ-ТО СПАСАЕТ АВИАПРОМ»
Противоречива картина в авиапроме. Несмотря на громкие заявления о возрождении Казанского авиазавода им. Горбунова — филиала ПАО «Туполев» (КАЗ) и показ восстановленного участка электронно-лучевой сварки и печного отжига, есть ощущение, что сделано немного. «Кроме планов громадья, работ пока нет», — говорит источник «БИЗНЕС Online» в авиастроительной отрасли. Тем не менее, возможно, мы многого не знаем, поэтому помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов (11) сохраняет свое место. Отметим его инициативу по консолидации усилий татарстанских малых авиаторов. Есть мнение, что без развития такой авиации — основы пирамиды всего авиапрома — нам большой авиапром не возродить.
А вот директор КАЗа Николай Савицких (24) после ухода с поста гендиректора «Туполева» изрядно потерял в своем весе, ведь перевод на завод — очевидное понижение, хотя Николай Владимирович и стал первым заместителем нового руководителя «Ту» Александра Конюхова. Наши источники говорят о том, что новый шеф «Туполева» прислал в Казань целую команду «надсмотрщиков» за КАЗом, по сути, ограничивших самостоятельность Савицких. Впрочем, редактор отраслевого портала Aviarunet Роман Гусаров считает все эти изменения чисто косметическими: «Не думаю, что у Савицких влияния на ситуацию в Казани было больше, а станет меньше. И вообще, сложно все с вашим заводом».
Зато резко набрал высоту бывший технический директор КАЗа и экс-директор ликвидированного казанского филиала КБ «Туполева» Эдуард Соркин (19), 1 января назначенный директором центрального конструкторского бюро туполевской фирмы. Впрочем, источник «БИЗНЕС Online» полагает передвижение Соркина вверх в рейтинге своего рода авансом: «Согласился бы с этим, если бы он возродил филиал в Казани как юридическое лицо. От этого вообще зависит будущее КАЗа». Отметим, что первые шаги в этом направлении Соркин предпринял еще в ноябре прошлого года, когда, по нашим данным, руководству «Ту» из Казани ушло предложение вновь разделить КАЗ на конструкторское бюро и собственно завод. «Впрочем, это идея не только Соркина, но и всех людей, с этим делом связанных: они однозначно считают, что это была ошибка», — указывает другой наш источник.
Место Соркина на ключевом для КАЗа посту техдиректора занял Наиль Гайнуллин (37) — коренной казанский авиастроитель, бывший директор технологического центра завода. Это новая персоналия в нашем Топе.
Продолжает вести борьбу за проекты Ту-324 и Ту-334 советник премьер-министра РТ Назир Киреев. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что во время своего крайнего визита в Казань Соркин дал понять: эти машины пока не забыты.
Напомним, что в делах КАЗа, в том числе в проекте по возрождению производства Ту-160, участвует и КНИТУ-КАИ — его ректор Альберт Гильмутдинов (33) сохранил позиции в нашем Топе. Кстати, прославленный вуз можно поздравить с юбилеем — 11 мая он отметит свое 85-летие. Символический успех Гильмутдинова — реализация давнего замысла по транспортировке Ту-144 — одного из 7 сохранившихся в мире этих сверхзвуковых пассажирских самолетов — от 6-го здания КНИТУ-КАИ на ул. Дементьева ко 2-му, на ул. Четаева.
Cтратегическое значение заводов имело для Евгении Даутовой и обратную сторону: из-за этого пришлось свернуть вопрос о привлечении иностранных инвесторов
К авиапрому же отнесем, как это не выглядит на первый взгляд странным, и историю совладелицы ОАО «Казанский завод синтетического каучука» и председателя правления Спурт Банка Евгении Даутовой (29). ЦБ РФ ввел в Спурт Банке временную администрацию в лице АСВ «в связи с неустойчивым финансовым положением и наличием угрозы интересам кредиторов и вкладчиков банка». «Спурт», напомним, кредитовал проекты КЗСК и «КЗСК-Силикон», оказавшиеся сегодня под угрозой. Дело может спасти предполагаемая сделка с «Ростехом».
Силиконы — стратегическое сырье, использующееся в оборонной промышленности, которое в России больше никто не производит. «Мало кто знает, что Даутова вообще-то спасает авиапром в стране, — подчеркивает источник „БИЗНЕС Online“. — Казанский завод — единственный производящий герметики, без которых нет современной авиации. Не станет завода, откажет Запад, и сборку авиатехники можно прикрывать. Бывает, что такие, как Даутова, терпят временные неудачи, но их подвиг от этого не мельчает». Сама Даутова в интервью «БИЗНЕС Online» обмолвилась, что без ее продукции и ракеты в Сирии летать бы не смогли. Отметим, что стратегическое значение заводов имело для Даутовой и обратную сторону: по нашим сведениям, из-за этого пришлось свернуть вопрос о привлечении иностранных инвесторов.
К слову, о «Ростехе». В наш рейтинг того и гляди будет впору включать индустриального директора авиационного кластера госкорпорации Анатолия Сердюкова, который в прошлом году вошел в совет директоров КВЗ, а в нынешнем — в совет директоров КАМАЗа. Связи экс-министра с Татарстаном ширятся и крепнут. Напомним в этой связи, что в нашем Топе присутствует былой сподвижник Сердюкова — депутат Госдумы РФ от Татарстана, член комитета ГД по обороне, член комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ, член комиссии ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, Ринат Хайров (34).
Завершая авиапромовскую тему, упомянем ООО «Фирма „МВЕН“», под руководством Виктора Ермоленко (32) ведущее работы по парашютной тематике в интересах минобороны.
Продолжают поступать военным и силовикам беспилотные летательные аппараты от ЗАО «Эникс», руководимого директором — главным конструктором Валерием Побежимовым
ЗА ПОМОЩЬЮ — К МЕДВЕДЕВУ
Неплохо идут дела у казанских разработчиков и производителей беспилотных авиационных комплексов. Продолжают поступать военным и силовикам беспилотные летательные аппараты (БЛА) от ЗАО «Эникс», руководимого директором — главным конструктором Валерием Побежимовым (16). Например, недавно 5 комплексов отправлены в войска Центрального военного округа. Есть все основания предположить, что БЛА «Элерон» будут закуплены Росгвардией. 9 февраля они были продемонстрированы руководству службы в рамках первого заседания ее научно-технического совета. Отметим, что Росгвардия уже использует эти аппараты — в своем татарстанском авиаотряде. Вероятнее всего, «Элероны» будут задействованы для обеспечения безопасности Кубка конфедераций (аналогичные задачи они выполняли на Универсиаде-2013 и на Играх в Сочи). Добавим, что в минувшем августе стало известно о том, что «Элероны» применялись в сирийской кампании. Отметим, что «Эникс» планомерно идет вперед. В сентябре появилась информация о том, что фирма разработала новый комплекс с БЛА Т-16. Он способен нести до 6 кг полезной нагрузки, в том числе в размещаемых на пилонах под крылом внешних контейнерах.
Однако главным событием для «Эникса» можно назвать открытие в октябре 2016 года в поселке Каинки под Казанью центра подготовки операторов БЛА для спецслужб и военных. Аналогов такому центру в России нет. Плюс он постепенно становится плацдармом для, по сути, бездомных татарстанских авиамоделистов.
Знаковым стал прошедший год для АО «НПО ОКБ им. Симонова» под руководством Александра Гомзина (18), которое подняло в первый полет «Альтаир» — первый российский тяжелый БЛА военного назначения. Плюс ОКБ сделало заявку на создание на его основе гражданского комплекса высотного мониторинга. С просьбой о поддержке проекта Минниханов обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву. Судьба начинания должна решиться летом. Впрочем, как полагают эксперты, идея о гражданском использовании военных наработок выдвинута для того, чтобы максимально использовать имеющиеся возможности и компенсировать затраты по проекту минобороны, которые, вероятно, превысили расчетные.
В беспилотную тематику пошел и гендиректор ОАО «Казанский завод „Электроприбор“» Павел Шацких (23). Предприятие разработало и освоило выпуск обзорных систем для БЛА. К подвесам для беспилотников уже проявили интерес силовые структуры.
Таким увидели прошедший «оборонный» год в лицах «БИЗНЕС Online» и наши эксперты. Однако эти суждения, безусловно, не истина в последней инстанции — приглашаем читателей высказать свою точку зрения.
==table1570==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.