Владимир Путин подписал закон о двухуровневой банковской системе, согласно которому с 1 июня все кредитные организации РФ получат статус универсальных Владимир Путин подписал закон о двухуровневой банковской системе, согласно которому с 1 июня все кредитные организации РФ получат статус универсальных Фото: ©Алексей Дружинин, РИА «Новости»

В ЧЕМ УРЕЖУТ «БАЗОВЫЕ» БАНКИ

Владимир Путин на прошлой неделе подписал закон о двухуровневой банковской системе, согласно которому с 1 июня все кредитные организации РФ получат статус универсальных. Размежевание начнется позже. Новые требования к капиталу (для базовых лицензий сохранится действующий минимум 300 млн. рублей, для универсальных его повысят до 1 млрд. рублей) вступят в силу с 1 января 2018 года. После этого у владельцев тех банков, что не дотянули до миллиарда, будет еще год, чтобы при желании поправить дело и все-таки вступить в отряд универсальных солдат. Впрочем, не стоит относиться пренебрежительно к банкам с базовой лицензией — в эту категорию попадет немало крепких середняков и «малышей», которые вполне комфортно чувствуют себя в занятой нише и не хотят рисковать, осваивая новые горизонты. Нужно ли каботажному судну, приносящему стабильный доход, выходить на внешние линии?

Теперь о сути реформы. Фактически она делит финансовую систему страны не на два, а на три уровня. Верхний — 10 «системно значимых» кредитных организаций, перечень которых периодически составляет ЦБ. К этим банкам, на долю которых приходится 60% активов всей системы, применяется ужесточенный порядок регулирования. Среднее звено теперь составят универсальные банки, для которых — пока, во всяком случае — принципиально ничего не изменится. И, наконец, третий уровень — банки с базовой лицензией, которым слегка упростят регулирование в обмен на некоторое «поражение в правах».

О чем конкретно идет речь? Первоначальная мысль разделить игроков на федеральных и региональных энтузиазма у банкиров не вызвала. Ведь она, в частности, подразумевала, что регионалы окажутся заперты в своеобразной клетке: филиалы им разрешалось бы открывать лишь в том субъекте РФ, где зарегистрирован головной офис. Однако даже небольшие банки часто имеют интересы и постоянных партнеров в соседних регионах, так что столь радикальная идея получила отставку. В итоге территориальные ограничения остались только в плане «иностранного» бизнеса. Так, банки с базовой лицензией не смогут открывать за рубежом филиалы или дочерние организации, а также счета в иностранных банках (если те не создаются для участия в зарубежной платежной системе). Их ограничат в операциях с иностранными клиентами — например, по выдаче банковских гарантий, размещению привлеченных средств и привлечению драгметаллов во вклады. «Базовые» банки будут не вправе приобретать права требования к иностранным организациям, осуществлять с ними лизинговые операции и т. д.

Именно раздачей денег «своим» или избранным грешат многие банки: история Роберта Мусина и группы ТФБ —  яркий пример

Такое урезание полномочий вряд ли сильно огорчит «малышей». Серьезнее выглядит другое ограничение. Они смогут кредитовать российские компании лишь в том случае, если максимальный размер риска на одного или группу связанных заемщиков не превышает 20% капитала банка (сегодняшний максимум по нормативу Н6 — 25%). Как известно, именно раздачей денег «своим» или избранным грешат многие: история Роберта Мусина и группы ТФБ, а теперь еще и «Спурта» — тому яркий пример. Также банки с базовой лицензией вправе работать только с ценными бумагами из котировального списка первого уровня (либо соответствующими требованиям Банка России). И никаких «мусорных» бумаг, за покупками которых часто стоят различные махинации.

ОДИН ИЗ ПРЯНИКОВ — СТРАХОВКА ДЛЯ МСБ

Какие плюшки они за это получат? Прежде всего к банкам с базовой лицензией будет применяться упрощенное регулирование. Это вовсе не означает, как думают некоторые, что им позволят пуститься во все тяжкие — команда Эльвиры Набиуллиной предпочитает кнут иным мерам воздействия на подопечных и менять курс не намерена. Банки будут все так же обязаны соблюдать основные нормативы ЦБ, раскрывать годовую и промежуточную финансовую отчетность с аудиторскими заключениями. Зато с них снимут обязанность раскрывать данные о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом. Есть и еще один нюанс: если капитал базового банка перевалит за 3 млрд., а он так и не удосужится сменить тип лицензии, он все равно лишится поблажек в регулировании.

Разумеется, базовым банкам оставят все основные операции: вклады граждан, денежные переводы, покупка и продажа валюты, кредитование «физиков» и «юриков» и открытие счетов. Последний пункт предусматривает еще один бонус, который еще не введен, но вот-вот появится. Крах почти трети татарстанских банков вывел на первый план такую проблему, как беззащитность малого и среднего бизнеса в таких ситуациях. И если для компаний федерального масштаба потеря 3 - 5 млрд. рублей всего лишь неприятность, то для МСБ даже миллион может стать критичным — а в «пожаре» ТФБ на счетах у предпринимателей сгорели миллиарды. Как полагают эксперты, именно это подтолкнуло власти и законодателей к шагу, на который они долгое время не решались.

«Буквально в мае внесен законопроект, в соответствии с которым в банках с базовой лицензией средства организаций, малых предприятий будут застрахованы в системе страхования, — рассказал «БИЗНЕС Online» автор законопроекта об универсальных и базовых лицензиях, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Поскольку мы определили, что для банков с базовой лицензией главной нишей является кредитование МСБ, то посчитали, что для таких банков можно такую систему страхования внедрить на сумму 1,4 миллиона. рублей — так же, как и для физлиц. На самом деле, как выяснилось, из 5,5 миллиона малых предприятий 90 процентов — это микробизнес, для которого 1,4 миллиона — приличная сумма. Законопроект уже готов, мы его отправили на согласование в ЦБ и в минфин, чтобы они свою точку зрения высказали, чтобы было легче проводить через Думу».

Стоит добавить, что самим банкам при этом придется вносить страховые взносы (не исключено, что это приведет к некоторому удорожанию услуг). С другой стороны, это может повысить надежность базовых банков в глазах МСБ и развернуть поток клиентов, в последние месяцы дрейфующих в сторону федералов.

Так выглядят параметры разделения банковской системы на текущий момент. Но нельзя исключать, что это только начало, в дальнейшем «корабли» могут развести еще дальше. В этой связи некоторые эксперты (см. ниже) побаиваются, что «базовые» банки начнут оттирать от клиентов мелкими шажками, запрещая им все больше и больше.

БАЗОВУЮ ЛИЦЕНЗИЮ В ТАТАРСТАНЕ С ХОДУ ПОЛУЧАТ ЧЕТЫРЕ БАНКА?

О том, как разделятся российские банки, «БИЗНЕС Online» рассказал начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий. «На 1 марта из 616 действующих кредитных организаций у 289 капитал был меньше 1 млрд. рублей, в том числе у 47 капитал был меньше 300 млн. рублей (преимущественно у НКО и у санируемых банков). Среди 242 кредитных организаций с капиталом от 300 млн. рублей до 1 млрд. рублей немало региональных банков, в том числе и из Татарстана. Из кредитных организаций РТ, раскрывших отчетность на сайте ЦБ на 1 апреля — из 15 не дотягивал у 6. Это Автоградбанк, Камский Коммерческий Банк, Алтынбанк, АвтоКредитБанк, ИК Банк и Сетевая Расчетная Палата», — отметил Осадчий.

Павел Сигал Ближе всего к миллиардной отметке по капиталу на 1 апреля находился Автоградбанк Павла Сигала (900,5 млн. рублей)

Исключим из последнего перечня Сетевую Расчетную Палату, которая все же является небанковской кредитной организаций. В оставшейся пятерке ближе всего к миллиардной отметке по капиталу на 1 апреля находился Автоградбанк Павла Сигала (900,5 млн. рублей). Тем не менее кредитная организация заняла выжидательную позицию и пока не метит на универсальный статус. «Получение новой лицензии будет осуществляться с 1 января 2018 года. На начальном этапе АО „Автоградбанк“ планирует получить базовую лицензию. Перечень осуществляемых на сегодняшний день банковских операций полностью удовлетворяет возможности базового лицензирования. В дальнейшем мы не исключаем возможности изменения лицензии на универсальную», — рассказала нам руководитель сектора управления рисками АО «Автоградбанк» Светлана Хрипко.

Зуфар Гараев Зуфар Гараев при большом желании может «добить» КамКомБанк до необходимой суммы

Далее в местном рейтинге следует КамКомБанк с объемом собственных средств 801 млн. рублей, который при большом желании можно «добить» до необходимой суммы. Именно это, судя по всему, и собирается сделать кредитная организация, основными акционерами которой являются председатель правления «АК БАРС» Банка Зуфар Гараев (доля в капитале 39,99%) и экс-зампред АББ Рустем Миргалимов (31,11%), возглавлявший совет директоров группы «Разгуляй». «Недостатки для банков с базовой лицензией заключаются в том, что они не вправе осуществлять операции с иностранными юридическими лицами, а также с физическими лицами, личным законом которых является право иностранного государства. Кроме того, в них не допускается открытие корреспондентских счетов в иностранной валюте, а также есть ограничения по работе банка на рынке ценных бумаг. Камский коммерческий банк до 1 января 2019 года будет иметь статус банка с универсальной лицензией. И в последующем намерен сохранить этот статус, чтобы не иметь ограничений в своей деятельности», — недвусмысленно заявила нам Розалия Габдуллина, председатель правления банка.

Ринат Абдуллин: «Если мы почувствуем, что закон был принят именно для ликвидации банков, имеющим капитал меньше 1 миллиарда рублей, то докапитализируем»

А вот в Алтынбанке (капитал на 1 апреля 608 млн. рублей) не намерены форсировать события. «Наш банк растет, форсировать вопрос роста капитала, если не будет препятствий для функционирования банков, мы искусственно не будем. Ну а если мы почувствуем, что закон был принят именно для ликвидации банков, имеющим капитал меньше 1 миллиарда рублей, то докапитализируем», — сообщил нашему изданию совладелец и председатель правления ООО «Алтынбанк» Ринат Абдуллин, который разделяет точку зрения, что базовые банки могли выделить в отдельную категорию не без задней мысли.

Фоат Комаров Фоат Комаров вряд ли посчитает нужным удвоить капитал Автокредитбанка, если даже имеет такую возможность

Оставшихся двух игроков, Автокредитбанк и ИК Банк, трудно всерьез рассматривать как претендентов на универсальную лицензию. Их капитал составляет примерно по 450 млн. рублей, и вряд ли владельцы — соответственно Фоат Комаров и болгарский бизнесмен Иво Каменов — посчитают нужным удвоить его, если даже имеют такую возможность. Оно того просто не стоит: чистая прибыль «Автокредита» в последние годы составляла 25 - 30 млн. рублей, а ИК Банк, заработав в 2015 году 9,5 млн., в прошлом году скатился в убыток на 24 миллиона.

Таким образом, из 5 организаций, которые пока не проходят по капиталу в универсальные банки, четыре гнать лошадей не намерены и удовлетворятся базовой лицензией (по крайней мере, на первых порах). Исключением стал КамКомБанк, сразу претендующий на универсальный статус.

... В банке «Спурт» 28 апреля ЦБ ввел временную администрацию

«УЙТИ НА ПОНИЖЕНИЕ» ЖЕЛАЮЩИХ НЕТ

Что касается 9 игроков с капиталом более миллиарда (включая «Спурт» Евгении Даутовой), то ни у одного из нет причин «деклассироваться». Наименьшим объемом собственных средств располагает «Заречье» — 1,2 млрд. рублей, причем эта сумма не меняется последние годы, плюс-минус 40 - 60 миллионов. В любом случае вряд ли банк, имеющий в акционерах Казанский вертолетный завод с его зарубежными связями и контрактами, откажется от иностранной составляющей бизнеса. Сказанное справедливо и в отношении «внука» «Татнефти», банка «Девон-Кредит» (капитал 2,5 млрд. рублей). Между ними в рейтинге расположился Банк Казани Оскара Прокопьева с 2 млрд. рублей собственных средств, чья позиция также однозначна.

«Безусловно, многие банки будут заинтересованы в получении универсальной лицензии, не столько для осуществления всех видов банковских операций, сколько для поддержания репутации в глазах клиентов. Собственный капитал Банка Казани на 1 января 2016 года составлял 1,15 миллиарда рублей, а к январю составил почти 2 миллиарда рублей. Помимо этого, банк подал документы в территориальное учреждение Банка России на увеличение уставного капитала еще на 130 миллионов рублей. Это даст прирост к уставному капиталу 16,5 процентов. В планах этого года прибавить еще 500 миллионов рублей. Мы становимся более стабильными, развивая при этом свою федеральную сеть», — заявили нам представители банка.

Выше пока что идет «Спурт», в котором 28 апреля ЦБ ввел временную администрацию. А первые пять строк татарстанской табели о рангах занимают структуры с капиталом, превышающим 3 млрд. рублей (напомним, по достижении этой отметки ЦБ даже для базовых банков вводит стандартное регулирование). Это «АК БАРС», «Аверс», Татсоцбанк, Акибанк и Энергобанк. «Размер капитала Татсоцбанка более чем в два раза превышает указанную планку размера капитала и составляет на 1 мая 2017 года 6,7 миллиарда рублей, поэтому Татсоцбанк будет признан банком с универсальной лицензией», — приводит общий резон начальник управления банковских рисков и отчетности АО «Татсоцбанк» Александр Храмов.

==table1571==

«ГОТОВЛЮ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЧТО ОНИ НЕ ДОЛЖНЫ СДАВАТЬ ФИНАНСОВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО»

Эксперты и банкиры поделились с «БИЗНЕС Online» своим взглядом на двухуровневую банковскую систему, которую вводят в России.

Анатолий Аксаков — председатель комитета Госдумы по финансовому рынку, президент ассоциации региональных банков России:

— Я автор этого законопроекта, поэтому, конечно, положительно отношусь. Я считаю, что это для региональных банков и малых, тех, которые подпадают под определение базовых, конечно, плюс, поскольку нагрузка для них уменьшится значительно, количество нормативов будет более чем в два раза меньше по сравнению с тем, что будут исполнять банки с универсальной лицензией. Во-вторых, мы уже сейчас готовим предложения по уменьшению количества отчетности, которые они должны будут сдавать в Центральный банк. В том числе я лично готовлю предложения по тому, что они не должны сдавать финансовую отчетность по международным стандартам. Она является серьезным бременем для этих кредитных организаций, приходится довольно дорого платить аудиторам, нанимать специалистов недешевых, хотя сама отчетность ЦБ точно не нужна, поскольку он для анализа банков использует другую отчетность.

«В ЗАКОНЕ НЕ ПРОПИСАНО ПРО ПРЕИМУЩЕСТВА, КОТОРЫЕ ОБЕЩАЛИ»

Гарегин Тосунян — президент ассоциации российских банков:

— Я к закону отношусь сдержанно. Все те преимущества, которые должны были быть у небольших банков в обмен на эти ограничения, зависят от последующей деятельности Центрального Банка. В законе не прописано про преимущества, которые обещали, так что вопрос, как это на практике будет реализовано. Если действительно будут даны компенсирующие преимущества, то есть пропорциональность регулирования будет в пользу банков небольшого размера, а не только в ущерб, то тогда, значит, можно будет сказать о сбалансированности подхода.

С другой стороны, это зависит в целом от отношения бизнес-среды, потому что сегодня и так многие клиенты опасаются обслуживаться в банках ниже Топ-10, потому что слишком часты отзывы лицензий, и это напрягает людей. Поэтому в какой-то степени разделение еще на типы лицензий может людей сомневающихся стимулировать к тому, чтобы они преимущество отдавали совсем крупным банкам. Если мы [ЦБ и банковское сообщество] ситуацию нормализуем и покажем, что выводы правильные сделаны — те, кто нарушал закон, устранены с рынка, ЦБ будет точечно нарушителей наказывать, а не широкомасштабно, как было в последние три года — тогда народ успокоится и будет в зависимости от удобства обслуживаться и в тех, и в других банках, потому что у небольших банков есть свои преимущества. Если же мы не сумеем это напряжение снять, а оно будет сохраняться, то, конечно, вымывание клиентуры будет, и это будет нарушать еще больше конкурентную среду. Тут важно, чтобы другие деятели не приводили к этому нарушению, потому что когда банки ограничивают по доступу к ЖКХ, гарантиям, к налоговым и другим инструментам и программам, то в этом случае, конечно, ситуация будет не самая благоприятная получаться. Закон законом, но основная часть — в механизмах реализации.

«ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОГРАНИЧЕНИЯ — БОРЬБА С КРИМИНАЛЬНЫМ ВЫВОДОМ КАПИТАЛА»

Максим Осадчий — начальник аналитического управления БКФ:

— Основная цель ограничения — борьба с криминальным выводом капитала за рубеж, с так называемым транзитом. Борьба с этим явлением активизировалась после вскрытия «молдавской схемы», когда с помощью коррумпированных молдавских судей и приставов из России были нелегально выведены многие миллиарды долларов. В частности, сотни миллионов долларов в рамках этой схемы оказались в английских банках.

В результате этой новации возникнут проблемы у небольших банков, обслуживающих предприятия, ведущие внешнюю экономическую деятельность. Некоторые из этих банков просто лишатся таких клиентов. Также результатом этой новации станет адаптация индустрии отмывания к новым условиям. Во-первых, криминальный транзит переместится из «базовых» в «универсальные» банки. Во-вторых, возрастет стоимость криминального транзита.

«ЗАКОН ПИШЕТСЯ В БЛАГИХ ЦЕЛЯХ, НО КАК ОН БУДЕТ РАБОТАТЬ, ПОКАЖЕТ ТОЛЬКО ОПЫТ»

Ринат Абдуллин — председатель правления ООО «Алтынбанк»:

— На сегодняшний день надзор для всех банков одинаковый, и мы как малый банк вынуждены сдавать массу отчетных документов, которые, собственно, нас и не касаются в связи с нашим характером деятельности. Хотелось бы надеяться, что принятие такого закона будет способствовать развитию таких небольших банков и переходу к более крупным банкам, меньше будет расходов на составление требуемой на сегодняшний день отчетности.

Конечно, беспокойство вызывает то, что у нас идет ранжирование операций банков в зависимости лишь от капитала банка или от участия собственника — государства. В случае ТФБ показал, что банк был по существу государственный и капитал был большой, но это не спасло организацию от отзыва лицензии. Поэтому идет совершенствование надзора — в данном случае при выделении банков с базовой лицензией, — и у ЦБ больше времени останется для анализа рисков в крупных банках, чтоб не допустить повторной ситуации, которая имело место в РТ.

Закон, как известно, пишется людьми в благих целях, но как он будет работать в РФ, может показать только опыт. И какова цель ЦБ — либо ликвидировать небольшие банки (что на самом деле не совсем правильно, надо ликвидировать, как я считаю, неэффективные банки с плохой системой управления), либо это будет возможность для роста более качественной банковской системы РФ. Сейчас сказать о том, что будет на основании того закона, который написан, сложно, поскольку практика — лучший критерий исполнения законодательства.

«НЕКОТОРЫЕ БАНКИ ГРЕШИЛИ ПОКУПКОЙ ЦЕННЫХ БУМАГ, КОТОРЫЕ НЕ ИМЕЛИ ВЕСА»

Венера Иванова — председатель финансового комитета ТПП города Набережные Челны:

Венера Иванова Венера Иванова: «Некоторые банки грешили тем, что покупали ценные бумаги, которые практически не имели веса и были некачественными. Теперь тут ограничение появится, чтобы была менее рисковая система работы банка»

— Мне кажется, что большой потери для небольших банков этот закон не приносит, особого влияния на банковский рынок не окажет. Но некоторые виды отчетности небольшим банкам не надо будет предоставлять, это снижение нагрузки. А надзор останется. Помимо прочего, у банков с базовой лицензией будет небольшое ограничение по работе с ценными бумагами, то есть им нужно будет покупать ценные бумаги, только включенные в котировальный список. Да, некоторые банки грешили тем, что покупали ценные бумаги, которые практически не имели веса и были некачественными. Теперь тут ограничение появится, чтобы была менее рисковая система работы банка.

Айдар Багавиев — директор по комплаенсу ПАО «АК БАРС» БАНК:

— По мнению «АК БАРС» Банка, разделение банковских лицензий на базовые и универсальные является реализацией риск-ориентированного подхода к надзору в банковском секторе. Преимуществом новой системы для небольших банков с базовой лицензией является упрощенное регулирование, позволяющее снизить стоимость банковских услуг. Вместе с тем упрощенное регулирование несет в себе существенные ограничения — как на осуществление отдельных операций, так и на территориальные возможности по ведению бизнеса. Вновь введенные запреты, с одной стороны, являются на сегодняшний день минусом новой системы для банков с базовой лицензией, с другой — стимулом для роста и повышения финансовой устойчивости участников, обладающих желанием и потенциалом для получения универсальной лицензии.

По состоянию на 1 апреля 2017 года балансовая стоимость активов «АК БАРС» Банка оценена в 432 миллиарда рублей, собственный капитал составил 69,9 миллиарда рублей. Масштабы деятельности ПАО «АК БАРС» БАНК и выстроенная система внутреннего контроля и подготовки отчетной информации соответствуют всем требованиям к банкам с универсальной лицензией.

«РАНЕЕ «ОБДЕЛЕННЫМ ВНИМАНИЕМ» НАДЗОРА БУДЕТ СЛОЖНЕЕ СКРЫВАТЬ ФАКТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

Александр Храмов — начальник управления банковских рисков и отчетности АО «Татсоцбанк»:

— Новая система упростит деятельность небольших банков, для которых нецелесообразно построение системы управления банковскими рисками аналогичной по своей детализации и масштабу действующим системам в крупных системно-значимых банках и, как следствие, содержание большого штата высококвалифицированных специалистов. Новая система регулирования может показать себя вполне эффективно и положительно сказаться на рентабельности деятельности небольших по размеру кредитных организаций. При этом необходимо понимать, что деятельность любой кредитной организации невозможна без эффективной системы оценки банковских рисков, независимо от размера капитала и объема операций. Для стабильно работающих небольших банков ограничения на трансграничные операции или вложения в сомнительные ценные бумаги не окажут заметного негативного влияния. Для кого-то, возможно, будет более существенным снижение максимального размера кредитного риска на одного или группу связанных заемщиков с 25 до 20 процентов от размера собственных средств банка с базовой лицензией, так как небольшие банки всегда имеют весьма ограниченный круг заемщиков. С другой стороны, банкам, которые использовали в своей деятельности сомнительные операции или вложения и в силу своего небольшого размера были «обделены достаточным вниманием» надзорных органов, сейчас будет сложнее скрывать свое фактическое финансовое положение.