Сегодня впервые после пожара «Адмирала» компания ASG вновь показала, чем занимается в своих особняках в историческом центре Казани. До конца 2017 года ASG намерена завершить работы на 7 домах, вложив «несколько сот миллионов рублей». Корреспондент «БИЗНЕС Online» оценил масштабы разрушений дома купца Ажгихина: когда-то со стороны ул. Галактионова от него оставалась целой лишь стена, крыша провалилась, перекрытия сгорели, а дом оккупировали клошары.
Сегодня впервые после долгого перерыва компания ASG публично показала ход работ в доме купца Василия Ажгихина XIX века на ул. Пушкина, 38/1
ASG ПРЕРЫВАЕТ МОЛЧАНИЕ
Сегодня впервые после долгого перерыва компания ASG Алексея Семина публично показала ход работ на одном из своих объектов в центре Казани. Речь о доме купца Василия Ажгихина XIX века на ул. Пушкина, 38/1. Этот угловой дом вот уже несколько лет по вечерам сияет подсветкой и темными окнами, внутри же реставраторы и строители продолжают восстанавливать утраченное.
Общая площадь этого трехэтажного дома — примерно 3 тыс. кв. м, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» замгендиректора ASG Алмаз Давлетшин. Когда-то он представлял собой несколько литер, объединенных в общее домовладение: они строились и перестраивались с 1856 года. Дом был передан компании в 2012 году, в рамках соглашения о частно-государственном партнерстве между ASG и исполкомом Казани. ASG пришлось договариваться с собственниками, остававшимися тут до последнего, — в частности, выкупить площади булочной, которая каким-то образом еще работала в уцелевшей части дома. Тогда объект представлял собой довольно-таки ужасное зрелище, особенно со двора — как после взрыва бомбы, снесшей внешнюю стену и обнажившей внутренности дома. Со стороны ул. Галактионова целой оставалась фактически одна внешняя стена, после серии пожаров во многих местах рухнули деревянные перекрытия, не было кровли, утрачены многие элементы декора, внутри были видны следы жизнедеятельности казанских клошаров и так далее. Но и сейчас внутри остаются элементы отделки, охраняемые государством: участки метлахской плитки на полу, остатки лепнины и штукатурки в центральном подъезде, мраморная лестница, высокие потолки... Внутри дома сохранились остатки кирпичной арки, по которой когда-то с улицы подвозили товар в лавки купцов — вероятно, это станет уникальной деталью какого-нибудь интерьера. Стены в основном очищены от штукатурки, обнажая полнотелый старинный кирпич. А вот перекрытия пришлось делать заново — старые, деревянные, сгорели, и теперь это бетонные плиты.
Что здесь будет после реставрации — а второй ее этап с черновой отделкой компания намерена завершить в 2018 году, — пока неизвестно. Но отсутствие парковок, большой пеший трафик, близость остановки автобусов и троллейбусов, обилие студенческой молодежи определяют возможные направления. Первый этаж — вероятно, офисно-магазинный, второй-третий — ресторанно-развлекательный.
Внутри остаются элементы отделки, охраняемые государством: участки метлахской плитки на полу, остатки лепнины и штукатурки в центральном подъезде, мраморная лестница, высокие потолки...
Все это уже будет определяться совместно с будущими арендаторами, надеются в ASG. К слову, размер арендной платы в «семинских» особняках будет зависеть от их месторасположения. В тех, что подальше от центра, 300 - 400 рублей за «квадрат», а тут, на Пушкина, и 3 тыс. рублей — впрочем, все зависит от спроса, заметил Давлетшин в разговоре с журналистами.
Впрочем, не факт, что это стоит таких денег. По мнению гендиректора компании «А-Девелопмент» Мурата Ахмерова, на первом этаже уровень ставок, скорее всего, будет на уровне от 1 до 1,5 тыс. рублей. Он согласен с минусами расположения: парковки на Пушкина нет. «На Галактионова запарковаться, в принципе, можно, но достаточно сложно, — отмечает эксперт. — Там с одной стороны только можно запарковаться. Так что если говорить про первый этаж этого дома, то там может быть что-то связанное с общепитом. Потому что рядом с университетом такой трафик большой, и, если посмотреть на помещения напротив по Галактионова, там весь первый этаж в ресторанной тематике. Но если делать там магазин, то магазину опять-таки нужна парковка». Если же говорить про верхние этажи, то, вероятно, они скорее пойдут под гостиницу или хостел, торговлю там не поставишь, а офисы... «Так сейчас все бизнесмены на машинах», — вновь указывает на крупный минус эксперт. А продавать здание собственник вряд ли будет, считает Ахмеров.
Алмаз Давлетшин: «Перед Универсиадой все было на виду — строительные леса, рабочие. А после выполнения первого этапа реставрации мы „зашли“ внутрь»
ДО КОНЦА ГОДА В ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЛОЖАТ «СОТНИ МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ»
Несмотря на сложности, компания с 2013 года продолжала вести работы на своих исторических объектах.
«Перед Универсиадой все было на виду — строительные леса, рабочие, — говорит Давлетшин. — А после выполнения первого этапа реставрации мы „зашли“ внутрь. Работали во дворах, было очень много земляных работ — все инженерные сети здесь были изношены, необходимо вести новые. Велись проектные, изыскательские, реставрационные работы, все это требует согласований и получения разрешений в министерстве культуры».
Разумеется, сказалось и громкое дело «Адмирала», согласился Давлетшин с предположением корреспондента «БИЗНЕС Online». Напомним, что после пожара торгового центра, где погибли 17 человек, под подозрением оказался и владелец ASG Алексей Семин. Под арестом оказалось имущество компании — в том числе и штаб-квартира, где размещаются мастерские. Поэтому темпы работ замедлились. А сам Семин по вполне понятным причинам остается за пределами России: суд по делу «Адмирала» продолжается, и на скамье подсудимых в числе 12 человек — гендиректор компании Роберт Хайруллин. «Безусловно, я вернусь, — обещал миллиардер в интервью „БИЗНЕС Online“ в 2015 году. — Если бы я хотел эмигировать, я бы давно это сделал...» Пока, однако, не возвращается.
В этом году в ASG намерены завершить второй этап реставрации примерно на 7 объектах — до состояния черновой отделки внутренних помещений. В частности, в течение строительного сезона работы будут вестись в доме Ажгихина (Пушкина, 38/1), усадьбе Урванцовых (Большая Красная, 16 и Карла Маркса, 11), номерах Михайлова (Лобачевского, 3), а также в здании на улице Чернышевского, 28 постройки XVIII века. По словам Давлетшина, всего в этом году будет вложено «несколько сотен миллионов рублей». Компания сделала переоценку своих инвестиций: если ранее говорилось, что особняки в центре Казани обойдутся группе Семина в 5 млрд. рублей, то теперь говорят о 6 млрд., а вложено уже 2,5 млрд. рублей.
В целом в компании не торопятся. И здесь совпадают как интересы ASG (нужны огромные деньги), так и методика реставраторов, говорит пресс-секретарь компании Светлана Бородина. Поспешишь — и вся сырость, высолы кирпичной кладки, невыведенная впопыхах вековая плесень выступит на отделке. В компании не рассматривают особняки как дома на продажу — это объект долговременных инвестиций и престижа. Подробнее с позицией самого Семина мы знакомили читателей в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online», когда миллиардер рассказал, зачем ему вообще эти исторические руины и как выход Казани на новый уровень будет способствовать капитализации ASG.
Первые архивные упоминания о доме, известном под названием «Дом В.Л. Ажгихина», относятся к 1856 году
ИСТОРИЯ ДОМА: ОТ ПОСТРОЙКИ ДО РЕСТАВРАЦИИ-2017
Как сообщила «БИЗНЕС Online» главный архитектор проекта Юлия Васильева, первые архивные упоминания о доме, известном под названием «Дом В.Л. Ажгихина», относятся к 1856 году. Домовладение гражданки Анны Крейден, а затем и ее наследников, в 1893 году переходит к купцу Федору Беренсу. Он подает прошение об очередной перестройке дома, и главный архитектор Казани Константин Олешкевич выполняет генеральный план участка, из которого видно, что домовладение приобрело свой окончательный контур застройки. А в 1906 году хозяином дома становится сарапульский купец Василий Лукич Ажгихин (по другим данным, мещанин, но в ASG все-таки предпочитают называть его купцом из Сарапула). Именно его фамилия вошла в историю, а усадьба приобрела знакомый нам вид. Вероятно, при нем на главном фасаде появился вензель в виде букв «В» и «А», но не исключено, что это инициалы автора проекта, архитектора В. П. Александрова. Хотя все-таки скорее купца: нехарактерно было для казанских архитекторов вписывать свое имя на фасаде.
В целом усадьба имела двойное назначение: торговое и жилое, что характерно для многих купеческих и доходных домов того времени. Здесь располагался широко известный в 90-х годах XIX века «Инструментальный магазин Беренса», который сдавал напрокат рояли. А подвальные и первые этажи со стороны Большой Лядской улицы и Николаевской площади сдавались под склады и магазины. В доме также были устроены отдельные квартиры с изолированными входами и кухнями, так что в советские годы здесь без существенных разрушений сделали перепланировку под многоквартирное жилье.
В новейшие времена конца XX — начала XXI века дом, увы, постигла судьба ветхого центра Казани. Он утратил кованые навесы и парапетные ограждения со стороны ул. Галактионова, пропала одна из центральных розеток и практически весь внутренний декор. После расселения пустой дом подвергся разрушениям. Рухнула часть стен и перекрытий, полностью исчезли полы и «столярка» окон и дверей, утраченными оказались целые объекты в составе здания, дождь и снег лились в проваленную крышу, продолжая дело разрушения. В доме обитали бомжи, греясь у костров, отчего, возможно, и случались пожары. В таком виде дом и достался компании Семина.
ASG пришлось принять противоаварийные меры. Помимо Васильевой, над проектом реставрации работали архитекторы-реставраторы Степан Новиков, Ксения Львова и Гульсина Шарафеева. Был усилен фундамент, проведена его гидроизоляция. В ходе реставрации пришлось снять всю штукатурку и конструктивно связанную с ней лепнину наружных фасадов — обнажилась кирпичная кладка, что дало поводы для намеков на варварскую реставрацию. Но эти меры были необходимы, отмечает Васильева. Многие внешне сохранившиеся элементы было невозможно использовать — они потеряли прочность, фасад со стороны улицы Пушкина пошел трещинами шириной до 5 см, раствор кладки подвергся выщелачиванию — и ее пришлось укреплять. Декоративные детали фасада пришлось отливать заново, попутно восстанавливая утраченные в 70-е годы прошлого века элементы центральных розеток. Помимо лепнины, восстановлена ковка, проведены кровельные работы. К Универсиаде-2013 дом уже радовал глаз свежим голубеньким фасадом, по вечерам сияя архитектурной подсветкой, — в АSG обещали лишь завершить внешний вид, оставив внутреннюю отделку до лучших времен.
В 2017 году на доме предстоит усилить оконные и дверные проемы, установить окна, оштукатурить стены и сделать стяжку полов, а также завершить реконструкцию крыши.
КАК АЛЕКСЕЙ СЕМИН СТАЛ «УПРАВДОМОМ» ДЛЯ ТЫСЯЧИ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ НЕДВИЖИМОСТИ В КАЗАНИ
Напомним историю того, как казанские руины оказались под контролем Семина. В 2012 году контролируемая им группа компаний ASG передала многодетным семьям Казани 300 га земли (10% от владений ASG в Высокогорском районе) и одновременно взяла на реставрацию около двух десятков исторических зданий в центре Казани. Обе проблемы были хорошо «подогреты» в СМИ и воспринимались как серьезная головная боль властей. К Универсиаде-2013 нужно было срочно что-то делать с трущобным видом исторических зданий, плюс ко всему у муниципалитета практически не осталось свободных земель для многодетных. А воплощать инициативу тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева каким-то образом было нужно.
Тогда ASG взяла на первый этап реставрации своих объектов в историческом центре 500 дней, которые истекли 25 июня 2013 года. Как напоминал в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» Семин, изначально компания бралась восстановить 17 зданий. Реально с учетом передачи новых объектов она «взяла на поруки» 26 домов. Из переданных объектов примерно полтора десятка имеют статус памятников федерального, регионального значения, а также вновь выявленных памятников.
Дом был передан компании в 2012 году в рамках соглашения о частно-государственном партнерстве между ASG и исполкомом Казани
Поднятие из руин старинных казанских зданий затормозило планы компании по московскому и питерскому рынку исторической недвижимости. После Игр, по словам миллиардера, политическое влияние на восстановление исторического центра Казани ослабло, и все пошло ни шатко ни валко. Даже с учетом сделанного Семин заявлял, что исторический центр столицы РТ обновили только на 30%.
Продолжение реставрации исторических объектов ASG усугубил пожар в ТЦ «Адмирал» в марте 2015 года, здание которого принадлежало группе Семина.
Первым объектом ASG, в котором появились интерьер и мебель, стал дом Банарцева по ул. Карла Маркса, 18. Это произошло в 2015 году, а в 2016 году ASG объяснила причины приостановки реконструкции объектов в Старо-Татарской слободе и в других частях города согласованием проектов итогового этапа реставрации зданий в минкультуры РТ и поиском арендаторов для совместного восстановления внутренних помещений — интерьеров плюс оборудования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.