Третье уголовное дело возбудили сотрудники СК по РТ в отношении Роберта Мусина и «неустановленных должностных лиц». По версии следствия, менее чем за неделю до того, как в Татфондбанк пришла временная администрация, в холдинге отказались от залога в 310 млн. рублей по кредитам, совокупная задолженность которых превышает 1 млрд. рублей. К сожалению, обеспечение это на сегодня не представляет ценности. Но, как говорится, лиха беда начало.
Третье уголовное дело возбудили сотрудники СК по РТ в отношении Роберта Мусина, по которому сумма ущерба составила 1,4 млрд. рублей
УЩЕРБ ПО НОВОМУ УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ РОБЕРТА МУСИНА СОСТАВИЛ 1 МЛРД. РУБЛЕЙ
Очередной болезненный, но предсказуемый удар нанес сегодня следком Татарстана по председателю правления ПАО «Татфондбанк» Роберту Мусину, защита которого в пятницу в Верховном суде РТ попробует обжаловать заключение банкира под стражу. Стало известно о том, что на прошлой неделе в отношении главы банковского холдинга возбуждено третье по счету уголовное дело по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»).
По информации «БИЗНЕС Online», в данном случае речь идет о незаконном выводе залогового имущества по 7 кредитам, выданным Татфондбанком ООО «ТДК-Актив» в 2013 - 2015 годах на общую сумму 1,148 млрд. рублей (к 28 октября 2016 года совокупная задолженность составляла 1,4 млрд. рублей). В качестве одного из залогов по данным кредитам служили векселя самого же банка с датой выдачи 31 октября 2016 года. 9 декабря Мусин подписал заключение кредитного комитета ТФБ о частичном выводе залога в виде одного векселя залоговой стоимостью на сумму 310,98 млн. рублей. По мнению следствия, в результате вывода залога часть кредитных обязательств перед банком осталась без обеспечения. В следкоме РТ данные действия оценили как «причинение существенного имущественного вреда кредитно-финансовой системе РФ». Сумма ущерба составила те самые 1,4 млрд. рублей, то есть остаток задолженности фирмы.
ПРОЛОГ К ЗАЛОГОВЫМ ВОЙНАМ
Напомним, что аналогичный эпизод с выводом залога в виде векселя стоимостью 207 млн. рублей (также от 31 октября 2016 года) по кредиту на сумму 847 млн. рублей, выданного Татфондбанком ООО «Урман», две недели назад лег в основу второго уголовного «дела Мусина», которому предъявили обвинение по ч. 2 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»). Не удивительно, что у компании «Урман» обнаружились косвенные связи с торговой сетью DOMO, аффилированной в свою очередь с Мусиным.
И в этот раз связи ООО «ТДК-Актив» с Мусиным вполне прозрачны. Компания была зарегистрирована в 2011 году. Основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг. Первым учредителем «ТДК-Актив» значилось ликвидированное в июле 2016 года ООО «Амай», которым владел Амир Гатин. Он также входит в учредители еще нескольких аффилированных с Мусиным компаний, например ООО «Селена-Синтез» (акционер ТФБ). Примечательно, что первым гендиректором компании значился Андрей Козлов — нынешний генеральный директор инвестиционной компании «ТФБ Финанс». Напомним, что это та самая компания, которая в конце 2016 года оказалась в центре скандала, связанного с переводом средств клиентов банков группы ТФБ в доверительное управление и покупкой на них облигаций ТФБ.
В конце 2015 года в ООО «ТДК-Актив» сменился учредитель — им стало ООО «Ягодинская слобода», которое ранее было «дочкой» другого актива Мусина — обувной фабрики «Спартак», но сейчас его учредителями числятся ООО «Лэнд Истейт» и ООО «Траверз Компани» (владеет 17,9% долей «Новой нефтехимии» — главной кубышки Мусина, юридически принадлежащая его партнеру, бывшему директору ООО «Новая Электроника» Владимиру Соловьеву).
Кстати, по данным «БИЗНЕС Online» «Ягодинская слобода» и «Траверз Компани» также отметились на «празднике всепрощения», устроенного Мусиным в последние дни перед введением моратория: 2 декабря он подписал соглашение о расторжении залога в виде прав требований по депозитным договорам ООО «ПСО Казань» и ОАО «ЗИГ» на общую сумму 3,2 млрд. рублей, под которые ТФБ предоставил кредит «Ягодинской слободе» на сумму 479 млн. рублей и «Траверз Компани» на сумму 2,7 млрд. рублей. По данным «БИЗНЕС Online», ПСО «Казань» держало в депозите свыше 1 млрд. рублей (пресс-служба компании это отрицает). Возможно, этот эпизод также ляжет в основу следующего уголовного дела в отношении Мусина. Всего же, по сведениям источников «БИЗНЕС Online», в часы агонии ТФБ массово отказывался от залогов и обеспечений по кредитам на сумму в 13,8 млрд. рублей.
Заметим, что из этой же серии — подробно описанные «БИЗНЕС Online» взаимоотношения между Татфондбанком и ГЖФ. Фонд под руководством Талгата Абдуллина заложил в качестве обеспечения по кредитам мусинских фирм земли на 1,2 млн. кв. метров кадастровой стоимостью 2,8 млрд. рублей. Точно так же в последние дни перед введением в банк временной администрации стороны попытались расторгнуть договор залога, однако не успели провести сделку через Регпалату. Сейчас вопрос рассматривается в Арбитражном суде.
ЭПИЗОДЫ НАКРУЧИВАЮТСЯ КАК СНЕЖНЫЙ КОМ
Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере») было возбуждено управлением ФСБ по РТ 16 февраля этого года, а первый фигурант дела появился уже 3 марта, когда материалы дела были переданы в следственное управление СК по Татарстану. В этот день был задержан глава банковского холдинга Мусин, который вернулся из Москвы, где Центральный Банк РФ часами ранее объявил об отзыве лицензии ПАО «Татфондбанк».
Мусин был задержан у трапа самолета в казанском аэропорту, доставлен на допрос, после чего ему предъявили обвинение, а поздним вечером Советский районный суд Казани отправил его в СИЗО до 16 апреля, срок заключения под стражей уже продлен до 16 июля. Вторым фигурантом дела 17 марта стал первый заместитель Мусина в Татфондбанке Рамиль Насыров. Однако, в отличие от своего бывшего руководителя, Насырову удалось избежать заключения под стражу. На время следствия он находится под домашним арестом. Еще два фигуранта — генеральный и финансовый директора строительной компании «Сувар Девелопмент» Андрей Мочалов и Денис Семенов — 18 марта также были отправлены под домашний арест. Однако спустя неделю Верховный суд Татарстана отменил решение первой инстанции, и топ-менеджеры строительной компании вышли на свободу. Суть обвинений тоже связана с выводом залогов: обязательства по кредиту НКНХ, под который Татфондбанк привлек кредит в 3,1 млрд. рублей, были через двухступенчатую схему переведены на «Новую нефтехимию». Сейчас Банк России пытается через Арбитражный суд перевести долг обратно на структуру ТАИФа.
Кроме того, еще в марте управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ анонсировало еще один эпизод в «деле Мусина», связанный с выводом средств на сумму 1,7 млрд. рублей. «Этот эпизод существует, но по нему не принято процессуальное решение, он дорабатывается и направляется для его принятия, — рассказал начальник УЭБиПК МВД по РТ Ильдар Сафиуллин 15 марта на пресс-конференции. — Мы двигаемся поэтапно. На данный момент мои сотрудники выявили вот такую сумму ущерба. Дальнейшая работа покажет. Пока сумма до конца не определена».
К сожалению, пока что два из трех эпизодов «дела Мусина» не сулят никаких профитов кредиторам. В качестве выведенных залогов выступают векселя самого банка, возврат которых в конкурсную массу ничего существенного для возврата долгов ТФБ не даст. Но, может, это только начало?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.