Песошин — это первый случай, когда уроженец Казани становится председателем правительства Песошин — это первый случай, когда уроженец Казани становится председателем правительства

«В ТАТАРСКОМ КРАЕ ВСЕГДА БЫЛА ТАКАЯ ЛИНИЯ — ВО ВЛАСТЬ ИЗ КАЗАНИ КАНДИДАТОВ НИКОГДА НЕ БРАЛИ»

Назначение Алексея Песошина премьер-министром Татарстана — это знаковое событие для республики. Мы приближаемся к 100-летию образования Татарстана в 2020 году. За это время первыми лицами республики, а первыми лицами считалась партийная власть, были 23 человека — 23 первых лиц, включая первых секретарей крайкома и обкома партии. Последним был Рево Идиатуллин — первый секретарь Татарского республиканского комитета КПСС (1990 - 1991) — один-единственный из Казани, но он работал уже в конце существования Советского Союза, когда партия как власть из себя уже ничего не представляла. То есть в Татарстане всегда была такая линия — во власть из Казани кандидатов никогда не брали.

Среди председателей правительства, а их было 20, Песошин — двадцатый, это первый случай, когда уроженец Казани становится председателем правительства. Я не говорю что русский и прочее, а именно казанец. Всегда председатели правительства Татарстана были из других городов республики, из сел и вообще других регионов.

И стаж у глав правительства такой: наибольший стаж — 16 лет — был у Гумера Усманова, с 1966 по 1982 год. Второй на этом месте (почти 12 лет) — Рустам Минниханов, а четыре председателя правительства работали по 7 лет, из них последний — Ильдар Халиков.

Потом любопытен тот факт, что среди руководителей советского периода было очень много пришлых, и Фикрят Табеев в том числе, и Рашид Мусин не были родом из Татарстана. Мусин — из Башкирии, Табеев — из Рязанской области, Семен Игнатьев — совсем со стороны, Равиль Муратов — то же самое. Сейчас эта тенденция искоренена.

«ОЧЕНЬ МНОГИЕ РЕГИОНЫ ЗАВИДУЮТ ТАТАРСТАНУ, ПОТОМУ ЧТО У НАС БОЛЕЕ-МЕНЕЕ ХОРОШО ОТЛАЖЕНА СИСТЕМА ВЛАСТИ»

С чем это может быть связано? Казань в какой-то степени всегда была вольным невольным городом. Если вспомнить традиции Казанского университета, то эти традиции отличались тем, что при университете были ссыльные, которых присылали сюда, именно в эту зону.

И хорошо, что уроженец Казани был назначен именно сейчас, накануне 2020 года — в преддверии столетия республики. Чем хорошо и интересно? Тем, что каждый татарстанец, независимо от национальности и независимо от того, где он находится — в Москве или где-нибудь за рубежом, — должен что-то сделать для своего края, для своей республики, для Татарстана. Такая теория небольших малых дел — тогда мы почувствуем свою сопричастность, потому что сейчас такой период — очень много нытья и недоброжелательства, много зависти. Многие регионы завидуют Татарстану, потому что у нас более-менее хорошо отлажена система власти, система ответственности в большей степени, чем у других. Да, у нас много недостатков, и во всей стране они есть. Но в данном случае интересна обратная связь и желание что-то сделать для республики.

К сожалению, завидуют в основном правительства соседних территорий. И вместо того, чтобы посмотреть опыт Татарстана, изучать его, взять пример, начинаются ревностные моменты, и пресса очень быстро реагирует на это. Любой какой-то пшик в Татарстане — допустим, траты на пуск завода не возмещаются федеральными органами, новые дороги не возмещаются, новые парки... Но такой программный целевой подход, который есть в РТ, мало где есть.

В этом отношении внушает оптимизм то, что впервые во главе правительства встал технократ, обладающий нормальным техническим образованием, математик: окончил нормальный дневной вуз, защитил кандидатскую диссертацию без всяких должностей. Выбор для республики очень полезный, очень интересный. Это уже потом мне подсказали, что Песошин — это первый премьер-министр республики русский по национальности. Хотя этническая принадлежность здесь не играет никакой роли. Большое значение здесь имеют деловые качества. С другой стороны, тенденция такая, что все время было влияние силы, а сейчас приходит время технократов — работа на опережение. И я думаю, что это правильный сигнал.

«НУЖНО В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ПРАЗДНОВАНИЮ 100-ЛЕТИЯ ТАТАРСТАНА СДЕЛАТЬ В КРЕМЛЕ МУЗЕЙНЫЙ ЗАЛ ВСЕХ ПЕРВЫХ ЛИЦ РЕСПУБЛИКИ»

Самые яркие представители Совмина ТАССР? Очень интересно работал в свое время Абдулхак Абдразаков, который потом в Москву ушел. У Усманова была феноменальная память, как компьютер. Но есть одна существенная деталь — работать в перестроечное время и работать руководителем председателя правительства Татарстана значительно сложнее. Объясню почему. В советский период у нас 80% промышленности было союзного подчинения, а с ними кабинет министров практически не работал, работал обком партии. Почти 18% из 100 было в подчинении российского правительства — РСФСР, с ними в какой-то мере правительство республики работало, и только 2% было местного подчинения. А сейчас фактически со всем приходится работать правительству Татарстана. Когда председателем правительства являлся Усманов, круг полномочий был один, когда работал Мухаммат Сабиров, он был совершенно другим. Это существенная деталь, поэтому нагрузка и ответственность правительства была значительно выше. И сравнение это в какой-то степени некорректное.

Но мы не будем хвалить кого-то. Разные были обстоятельства. Мы знаем, что среди первых руководителей очень сильный был Игнатьев. Но это уже не правительство, а руководитель республики. Мы вообще предложили в период подготовки к празднованию 100-летия Татарстана сделать в Кремле музейный зал всех первых лиц, чтобы можно было ознакомиться с их биографиями. Очень любопытная судьба — практически все руководители республики, которые работали до 1937 года, были репрессированы, потом реабилитированы. Если посмотрите архивы, практически всех постигла такая участь. Мы многих вещей не знаем, и молодежь, к сожалению, тоже.

«БЫЛИ ПОПЫТКИ ПОСТАВИТЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КАБМИНА РУССКОГО...»

В октябре 1982 года Усманов, как только его избрали, после рокового стечения обстоятельств, когда Мусин внезапно умер, предлагал второго секретаря обкома партии Василия Дергунова поставить председателем кабинета министров ТАССР. На каком-то уровне в ЦК партии этот вопрос был согласован, но когда дело дошло до Юрия Андропова, он категорически сказал: «Как? Что скажет Запад: многомиллионный татарский народ не нашел среди своих рядов председателя правительства?» Тогда был такой период. Сейчас, наоборот, нужно сохранять баланс. Но тогда Андропов тормознул, и председателем правительства стал Ильдус Садыков из Нижнекамска.

Да и сегодня назначение премьер-министром русского человека не имеет никакого значения, точно также, неважно какой национальности хирург, важно, чтобы он был профессионалом. Национализм вообще не присущ Татарстану и Казани особенно. Национализм возникает тогда, когда не могут за счет профессиональных качеств добиться и за счет национальности хотят выторговывать, требуют какие-то должности. Это тупиковый вариант. С другой стороны, национальное самосознание, национальность тоже нужно сохранять, это очень важно. А для этого важно чувствовать, что у татар кровь чуть-чуть да быстрее бегала. Ведь не случайно в годы войны по числу героев СССР на тысячу человек татары были на передовых позициях.

Да, есть прослойка русских, которые считают и упрекают, что в правительстве Татарстана и на руководящих должностях одни татары. В этом отношении нужно всегда учитывать разные точки зрения. Очевидно, что национальный состав, особенно на территории, где проживает этот этнос, имеет место. Но упор все-таки должен быть на профессионализм. При прочих равных эти две вещи учитывались и будут учитываться. Важно, чтобы на руководящие должности приходили с реальным опытом работы — производственным реальным опытом, реальным опытом жизни. Без этого очень сложно, мы все время будем наступать на грабли — не решив общих вопросов, всегда будешь натыкаться на частности.

Шамиль Агеев