. Как сообщил Андрей Афонин (в центре), возмещение от АСВ смогут получить физлица, которые в последние дни до крушения Татфондбанка написали заявление о расторжении договоров доверительного управления

«ЭТО НЕБОЛЬШАЯ, НО ВАЖНАЯ ПОБЕДА»

Как сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор НО «Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан» Андрей Афонин, возмещение от АСВ смогут получить физлица, которые в последние дни до крушения Татфондбанка написали заявление о расторжении договоров доверительного управления и которым «ТФБ Финанс» отправил средства на текущие лицевые счета физических лиц, открытые в ТФБ. Деньги с расчетного счета «ТФБ Финанс» были списаны, но так как на корреспондентском счете в банке средств не было, они до клиентов не дошли. «Из-за отсутствия информации о статусе денежных средств, возвращенных в результате расторжения договоров доверительного управления, такие граждане не могли получить страховое возмещение через банки-агенты, действующие от имени АСВ и за его счет, а также войти в реестр кредиторов», — говорится в пресс-релизе минэкономики РТ. Как рассказал «БИЗНЕС Online» Афонин, в эту категорию попал 421 человек, у которых зависло в общей сложности 327,76 млн. рублей. Отметим, что это почти треть от общего количества пострадавших в «ТФБ Финанс» (около 1,5 тыс. физлиц).

«Вчера нам сообщили, что АСВ приняло соответствующее решение и все эти физлица включены в список на выплаты застрахованных сумм. Они хоть сегодня могут идти и получать свои деньги в уполномоченных банках в пределах 1,4 миллиона рублей», — сообщил Афонин, предложив всем клиентам «ТФБ Финанс», которые вошли в эту категорию, свериться с пофамильным списком по телефону (843) 524-90-90.

«Это небольшая, но важная победа», — охарактеризовал случившееся генеральный директор НО «Фонд поддержки предпринимательства РТ». По его словам, ранее АСВ приравнивало перевод «ТФБ Финанс» денег вкладчиков на их личные счета в ТФБ к другим многочисленным попыткам юрлиц спасти свои зависшие деньги, направляя их на счета вкладчиков в надежде получить страховку. «После двух месяцев переговоров нам удалось убедить, что такая аналогия не имеет под собой оснований и эти деньги должны попасть под страховку. В итоге АСВ пошло навстречу и решило выплатить страховки во внесудебном порядке», — отметил он.

. За два дня до своего ареста Тимур Вальшин при личной встрече с Андреем Афониным передал информацию о наличии такой категории клиентов компании

«ОН ДАЛ ИНФОРМАЦИОННУЮ СПРАВКУ — СКОЛЬКО, КАКИЕ, НА КАКУЮ СУММУ»

Что любопытно, большую роль в этой победе сыграл бывший директор «ТФБ Финанс» Тимур Вальшин. За два дня до своего ареста он при личной встрече с Афониным передал информацию о наличии такой категории клиентов компании. «Он не скрывался, мы с ним нормально поговорили. Он мне дал информационную справку — сколько, какие, на какую сумму. Спасибо ему огромное, он реально помог, в противном случае мы об этом узнали намного позже. А так мы сразу стали работать, — отметил вклад Вальшина Афонин. — Позже эти люди приходили на встречи в ТПП РТ с документами, которые подтверждали, что деньги зачислены на их лицевой счет в ТФБ, то есть то, что они ушли из «ТФБ Финанс». По всей видимости, именно наличие этого козыря и убедило АСВ не ждать заведомо проигрышных для агентства судебных исков.

Отметим, что впервые о наличии такой категории клиентов «ТФБ Финанс» было заявлено 11 апреля в Верховном суде РТ, во время рассмотрения апелляционных жалоб на задержание сотрудников компании. Адвокаты подсудимых зачитали письмо нового гендиректора «ТФБ Финанс» Андрея Козлова, в котором говорилось, что содержание под стражей сотрудников компании затрудняет работу по возврату денег клиентов. «Сложилась ситуация, при которой в последний момент руководство „ТФБ Финанс“ направило платежные поручения от своих клиентов в Татфондбанк с тем, чтобы перечислить им их сбережения, — рассказал Козлов. — Но банк из-за проблем с ликвидностью платежные поручения клиентов не исполнил, однако их деньги — несколько сотен миллионов рублей — зависли на счетах ТФБ. Таким образом, „ТФБ Финанс“ свои обязательства выполнил, а Татфондбанк — нет. Сейчас мы занимаемся возвратом имущества клиентам». Впрочем, эти доводы не произвели впечатления на судью, который не стал менять меру пресечения.

Агентство по страхованию вкладов приняло решение о внесудебном урегулировании претензий клиентов «ТФБ Финанс», которые успели расторгнуть договоры доверительного управления, но не успели вернуть свои деньги из ТФБ до введения моратория

«ЕСТЬ БОЛЬШИЕ ШАНСЫ ДОКАЗАТЬ УМЫШЛЕННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ»

По словам Афонина, минэкономики РТ продолжает успешную деятельность и сейчас ведет работу по клиентам «ТФБ Финанс», которым после разрыва договоров доверительного управления деньги перечислялись на лицевые счета в ИнтехБанке и «Тимер Банке». «Общее количество таких физлиц и общую сумму я вам пока сказать не смогу, знаю лишь, что речь идет о менее сотни человек», — сказал он.

Касаясь перспектив судебных исков других категорий клиентов «ТФБ Финанс», которые просят признать недействительными договоры доверительного управления и заявляют о том, что их ввели в заблуждение, Афонин отметил, что решение по каждому иску будет приниматься в индивидуальном порядке. «Конечно, смешно будет слышать о введении в заблуждение при подписании договора от человека с экономическим или юридическим образованием. Но в других случаях есть большие шансы доказать умышленное введение в заблуждение», — высказал свое мнение директор фонда поддержки предпринимателей РТ, отметив, что фактов, подтверждающих это, довольно много. Например, по его словам, в одном из городов начальник допофиса ТФБ лично ходил по квартирам и подписывал договоры. «Клиентский сервис продвинулся очень далеко. Мы теперь к клиенту приходим на дом», — с сарказмом прокомментировал эту технологию выманивания денег Афонин.

Ранее АСВ приравнивало перевод «ТФБ Финанс» денег вкладчиков на их личные счета в ТФБ к другим многочисленным попыткам юрлиц спасти свои зависшие деньги, направляя их на счета вкладчиков в надежде получить страховку

«ЭТО ДЛЯ НАС ПЛОХО, ДЕНЕГ В БАНКЕ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВОК БОЛЬШЕ НЕ СТАНОВИТСЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к победе вкладчиков «ТФБ Финанс», однако заявили, что это не приближает день выплат для вкладчиков ТФБ.

Александра Юманова — представитель инициативной группы пострадавших клиентов Татфондбанка:

— Решение АСВ о включении в реестр клиентов «ТФБ Финанс», расторгнувших договор, очевидное. У этих людей есть документальное подтверждение того, что у них были деньги на счетах. Но я не вижу в этом жеста доброй воли АСВ, это был вопрос времени. Как только временная администрация подключила платежную систему, это стало возможно. Но в целом новость хорошая, сейчас в отношении этой категории вкладчиков все происходит в рамках закона.

Я думаю, что сейчас будет много таких случаев, не только «ДУшники», есть и физлица, которые доносили средства на вклад, и они могут получить право на возврат этих сбережений, которые не попали сначала в страховку.

Но в то же время это плохо для нас, ведь решение АСВ увеличивает долю лиц, которым агентство выдало деньги по страховке, а значит, увеличивает долю удовлетворенных требований людей к Татфондбанку, а денег в банке для удовлетворения заявок больше не становится.

Анатолий Аксаков — глава ассоциации региональных банков, член комитета Госдумы РФ по финансовому рынку :

— По существующей судебной практике суды признавали права вкладчиков на включение их в реестр АСВ. К примеру, такое было в отношении забалансовых вкладчиков, которые документами подтвердили факт передачи денег, но не знали, что их вводят в заблуждение. А они, по сути, становились жертвами мошенников, сбережения их в банк фактически не попадали. По примеру этой логики, по-видимому, поступило и АСВ, когда включило права требования вкладчиков «ТФБ Финанс». Таким образом регулятор принял сторону слабой стороны.

Ирина Кузнецова — представитель инициативной группы клиентов «ТФБ Финанс»:

— Я, конечно, порадуюсь за тех людей, которые деньги получат, но для моего мужа, который расторг договор после моратория, это, кажется, никакой роли не сыграет.

Меня другое удивляет: суды при рассмотрении исков от клиентов «ТФБ Финанс» ведут себя сейчас странно. Один и тот же судья Вахитовского суда Альбина Хабибуллина может принять решение о том, что вкладчик был введен в заблуждение и постановить выплатить ему вклад, а в отношении другого истца отказать, хотя формально ситуация одинаковая. Но я не пойму, как в разных городах две тысячи вкладчиков могут внезапно захотеть стать инвесторами? Это не может быть массовым гипнозом. Я считаю, что это намеренное введение людей в заблуждение. Так банк хотел исправить свое положение, а началось это после аудиторской проверки Центробанка, когда были введены ограничения по работе со вкладами. Менеджмент банка придумал эту программу, когда инвестиции в облигации походили на депозит, людей обзванивали и убеждали в том, что их деньги застрахованы.

Вторая тенденция по судебным процессам по делам «ТФБ Финанс» — сознательное затягивание рассмотрения дел. АСВ начали требовать привлекать в суды операционисток Татфондбанка в качестве свидетелей. На этих основаниях для вызова их в суды переносятся рассмотрения дел. Кроме того, я ни за что не поверю, что операционистка придет в суд и начнет давать показания на себя.

В конечном итоге я не знаю, виноваты фигуранты дела «ТФБ Финанс» в лице Вальшина и остальных менеджеров или нет — на этот вопрос должен ответить суд. Я понимаю, что, скорее всего, злого умысла с их стороны не было, они просто пытались в соответствии с указаниями руководства всеми путями спасти банк. Но не надо было делать этого за счет других людей. Миллион рублей от рабочих или пенсионеров — это деньги, которые они не за один день заработали, они их годами копили. И теперь Вальшин и другие подозреваемые должны приложить все усилия, чтобы не только 400 человек вернули свои сбережения, но и все вкладчики «ТФБ Финанс».