УШЕДШИЙ В ОТСТАВКУ ГУСМАН ИСХАКОВ НАМЕРЕН СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА РАЗВИТИИ ЦЕНТРА КОРАНА

Сегодня, как и прогнозировала накануне газета «БИЗНЕС Online», закончилась целая эпоха в жизни мусульман Татарстана: муфтий Гусман Исхаков  объявил о своей добровольной отставке. В отличие от прошлой смены муфтия в 1998 году, все прошло внешне чинно: без скандала, без драк, без информационной войны. Вся борьба осталась «под ковром» в духе суровой эпохи. Как дипломатично заметил на специально созванной пресс-конференции первый заместитель муфтия Ильдус Фаизов, Исхаков покинул свой пост по состоянию здоровья…  

 ГУСМАН ИСХАКОВ УШЕЛ ПО-АНГЛИЙСКИ

Увы, у старого муфтия не оказалось времени и моральных сил самому прийти на итоговую пресс-конференцию. Поэтому новость об уходе Гусмана Исхова журналистам сообщил не сам муфтий (теперь уже бывший), а и.о. председателя ДУМ РТ Ильдус хазрат Фаизов.

«Сегодня состоялся очередной второй пленум. На нем муфтий хазрат отчитался по итогам работы ДУМ РТ во второй половине 2010 года. Также мы заслушали отчет компании «Идель-хадж» по итогам паломничества в 2010 году (ДУМ РТ является одним из учредителей компании – ред.). О своей работе отчитался совет улемов. Также сегодня об уходе по собственному желанию с поста муфтия объявил Гусман хазрат, - рассказал Фаизов. - Он мотивировал это решение тем, что решил сосредоточиться на развитии центра изучения Корана «Рашида» (назван в честь матери муфтия – ред.). Он сказал спасибо всем, с кем работал. Несмотря на то, что СМИ представляют это как масштабное событие, то ничего особенного в связи с уходом муфтия не произошло. Ничего криминального в этом нет».  

Правда, среди имамов в кулуарах звучали реплики о том, что пленум прошел достаточно бурно. «Было жарко», - загадочно бросил один из участников заседания.

ТРИ ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУ 

Фаизов заявил, что прошедшая в некоторых СМИ информация о кадровых «чистках» в районных мухтасибатах (якобы готовится уход в отставку половины мухтасибов РТ более чем в 20 районах РТ) никак не связана с сегодняшними событиями и не носит такого массового характера. «Вот перед самым съездом у нас умер мухтасиб Черемшанского района. Я думаю, что это никак не связано со съездом», - заметил хазрат.

Все происходящие перестановки и.о. председателя ДУМ РТ объяснил вяло текущим процессом и связан иногда со смертью, иногда с добровольным уходом лидеров районных мусульманских общин.    

Отвечая на вопрос, кто станет следующим муфтием,  Фаизов рассказал о схеме смены власти в соответствии с уставом ДУМ РТ. Ее подробно описала «БИЗНЕС Online» вчера. Кандидатов определят на следующем пленуме, который состоится через три месяца. Далее «шорт-лист» будет представлен участникам съезда мусульман РТ, и они уже сделают свой выбор. Фаизов не исключил, что тоже может войти в список. «Я сам никогда себя никуда не выдвигал, но если возникнет такая необходимость, то я могу дать свое согласие. Но это дело будущего», - объяснил и.о. муфтия.   

По его словам, к кандидатам на пост муфтия есть несколько требований. Первое - стаж работы не менее четырех лет на посту имама мечети, второе - религиозное образование, а третье - опыт работы в религиозной сфере. 

 
НАМАЗ СОБЛЮДАЛ ДАЖЕ В ГДР

Несколько слов следует сказать о личности  Исхакова, который бессменно возглавлял ДУМ РТ на протяжении 12 лет. Он выходец из религиозной семьи, с малых лет следовал канонам ислама. Как он сам рассказывал, даже во время службы в Советской армии (он служил в частях  группы советских войск в ГДР), он не оставлял намаз. 

Отслужив в армии, Исхаков поступил в единственное мусульманское учебное заведение в СССР - медресе «Мир Араб» (г. Бухара), через которые прошли практически все российские муфтии. Кстати, именно тогда  Исхаков подружился здесь с молодым чеченцем – будущим муфтием, а потом и президентом Чечни Ахмадом Кадыровым.

Вообще, даже его оппоненты отмечают, что Гусман хазрат обладал определенной харизмой и мог найти общий язык почти со всеми. «Если бы Гусман хазрат не стал муфтием, то он мог бы быть министром иностранных дел», - заявил сегодня его заместитель Валиулла Якубов. 

После четырех лет учебы  Исхаков работает в структурах духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в Уфе, которое возглавлял Талгат хазрат Таджутдин. В дальнейшем, они даже породнились.

Далее биография будущего муфтия надолго оказалась связана с работой в башкирском городе Октябрьский, где он был одновременно имамом и ректор медресе «Нуруль-Ислам». Этот опыт ему пригодился в дальнейшем. Сразу после назначения на должность муфтия Татарстан он занялся созданием российского исламского университета (РИУ). Тогда ему удалось заручиться поддержкой республиканских властей, который не только дали зеленый свет, но и даже стали его соучредителями через институт истории РТ. Также к реализации образовательного проекта подключились зарубежные инвесторы, в частности Исламский банк развития. Вообще, Гусман хазрат всегда был известен тем, что его знали во многих ближневосточных странах и даже поговаривают, что он был вхож в королевскую семью Саудовской Аравии. Именно он, кстати, сопровождал первого президента РТ Минтимера Шаймиева во время его поездки по Ближнему Востоку и стал для него своего рода проводником в сложном мире саудовской монархии.  

Как бы то ни было, сегодня закончилась целая эпоха в жизни  мусульманской уммы Татарстана. Если первый этап – с конца 80-х до конца 90-х годов прошлого года – он был связан с возрождением мусульманской традиции и характеризовался неким романтизмом и даже наивностью, то  второй период (он связан с именем Исхакова) – это период становления мусульманских институтов. На этот сложный период пришлось многое: это и массовое строительство мечетей, и возрождение на серьезной основе образования, и коммерциализация ислама, и противоречивые попытки разобраться, где «чистый» ислам, а где «нечистый». Надо сказать, этот путь Татарстан прошел в целом хорошо и спокойно – были и более жесткие варианты…

Впереди новый этап, требующий качественного рывка. Удивительно, что точно такой же этап переживает и вся республика –обновление кадров, поиски новой стратегии и идеологии…

Арслан Минвалеев,
Ринат Билалов,
Малик Арсланов