Объем активов-нетто «Спурта» за март сократился на 42% или 9 млрд. рублей до 12,2 млрд. рублей. Это подтверждает заявления о том, что «руководство банка принимает все необходимые меры, чтобы своевременно исполнять принятые обязательства и соблюдать нормативы, установленные регулятором За первый квартал 2017 года Спурт Банк был вынужден вернуть клиентам почти 6 млрд. рублей, около трети всех заемных средств / Фото: «БИЗНЕС Online»

«СПУРТ» ЦЕПЛЯЕТСЯ ЗА ЖИЗНЬ

После того как на дно отправилась большая часть банковской флотилии Роберта Мусина, в центре внимания банковского сообщества оказался «Спурт», столкнувшийся с дефицитом ликвидности в феврале-марте текущего года. Надо признать, команда Евгении Даутовой держится более чем достойно, отчаянно борясь за плавучесть своего судна и при этом не уходя в режим полного «радиомолчания». К сожалению, пока что принимаемые меры не принесли ожидаемого результата — впав однажды в панику, клиенты «Спурта» так и не успокоились. Остается надеяться, что ситуация все же стабилизируется и мы не увидим, как воплощается в жизнь классическая «страшилка» финансистов про набег клиентов, который может повалить даже крепкий банк с неплохим портфелем.

Оценим динамику пассивов согласно рэнкинга портала «Банки.ру» (в основе — последние данные ЦБ). Самый крупный их источник — депозиты физлиц, которые «похудели» за март на 18%, или на 2,1 млрд. рублей, до 9,6 млрд. рублей на 1 апреля 2017 года. Конечно, для банка, который в основном фондируется за счет вкладов граждан, — это серьезное потрясение. Всего же за январь-март «физики» унесли с депозитов 2,31 млрд. рублей. Из-за этого банку в середине марта пришлось ввести ограничения на вывод средств — сначала 50 тыс. рублей в сутки на человека, а месяц спустя лимит был снижен до 30 тыс. рублей.

Оттоку не помешало то, что у физлиц и приравненных к ним ИП есть страховка от агентства по страхованию вкладов — 1,4 млн. рублей на человека. Компании лишены и такой защиты, поэтому делали ноги гораздо активнее — хотя бы на всякий пожарный. Только в марте юрлица опустошили свои счета на три четверти (или на 2,2 млрд. рублей), оставив на 1 апреля на счетах лишь 789 млн. рублей. А всего за первый квартал текущего года предприятия изъяли из банка 3,88 млрд. рублей.

Следующий источник средств, обычно используемый для краткосрочных операций, в том числе стабилизации ситуации — межбанковские кредиты. За март размер привлеченных МБК в банке Даутовой сократился на 52%, или на 2,7 млрд. рублей, до 2,5 млрд. рублей.

Таким образом, отток пассивов за март составил около 7 млрд. рублей. Серьезность проблемы признают и составители отчетности «Спурта» за 2016 год. «В марте 2017 года банк столкнулся с проблемой оттока привлеченных ресурсов. Данное обстоятельство было вызвано чередой распространяемых в соцсетях и СМИ слухов о будущих проблемах у всех местных банков на волне отзывов лицензий... В результате за первый квартал 2017 года банк был вынужден вернуть клиентам почти 6 млрд. рублей, около трети всех заемных средств», — говорится в документе. Небывалая для местных кредитных организаций откровенность, однозначно заслуживающая уважения, — увы, как мы уже говорили, клиентов она не успокоила. Напротив, судя по всему, за первые две декады апреля ситуация только усугубилась. Как мы уже писали, существует определенная надежда на привлечение в банк инвестора, связанная с продажей принадлежащего Даутовой завода «КЗСК-Силикон».

Забегая вперед, во вторую часть нашего ежемесячного обзора, посвященную активам и прибыли, скажем, что в тактическом плане банк отреагировал на штурм вкладчиков и «юриков» адекватно — сбросил активы. Объем активов-нетто «Спурта» за март сократился на 42%, или на 9 млрд. рублей, до 12,2 млрд. рублей. Это подтверждает заявления о том, что «руководство банка принимает все необходимые меры, чтобы своевременно исполнять принятые обязательства и соблюдать нормативы, установленные регулятором». Косвенным подтверждением успешности такого беспрецедентного балансирующего маневра стал и сравнительно скромный убыток — 18,2 млн. рублей на 1 апреля (против прибыли 10,9 млн. рублей на 1 марта).

«АК БАРС» БАНК «КОНВЕРТИРОВАЛ» СЧЕТА В БУМАГИ

Продолжим разговор о местных банках, из которых средства «юриков» утекали наивысшими темпами. Входивший в империю Мусина Татагропромбанк растерял 55% от и без того опустошенных счетов, на которых в итоге осталось ничтожных 2,6 млн. рублей. Впрочем, с ним все было ясно уже в январе-феврале, и у компаний было предостаточно времени, чтобы забрать деньги, чем они успешно и воспользовались. Говоря о кредитных организациях, связанных с именем Роберта Ренатовича, упомянем и нижегородский Радиотехбанк, со счетов которого в марте компании забрали 19%, или 132 млн. рублей, но оставили еще 554 млн. рублей. Сам банк не видит в этом ничего тревожного. «Данное снижение обусловлено сезонным повышением деловой активности со стороны клиентов банка. В начале финансового года производится заключение новых договоров с контрагентами и более интенсивно осуществляются расчеты. В связи с этим наблюдается незначительное снижение объема средств предприятий и организаций на 1 апреля», — пояснила нам пресс-служба Радиотехбанка.

В Алтынбанке братьев Рината и Талгата Абдуллиных корпоративные счета сократились на 19% до 892 млн. рублей. Однако при этом их объем наполовину выше прошлогоднего значения.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» председатель правления Алтынбанка Ринат Абдуллин, средства на корпоративных счетах сократились под действием сезонного фактора – начала активных строительных работ. В банке обслуживается много строительных компаний и начался сезон закупки строительных материалов. Большая часть средств была снята с депозита НО «Государственный жилищный фонд при президенте РТ» для возобновления интенсивного строительства жилого района «Салават Купере», где Алтынбанк планирует открыть новый дополнительный офис к концу года.

Кроме того, 14%, или 1,78 млрд. рублей, забрали компании из Татсоцбанка. Тем не менее в распоряжении Анастасии Колесовой на 1 апреля текущего года оставалось 11,2 млрд. рублей, или на 4% больше, чем годом ранее. Не будем исключать того, что в данном случае речь может идти о расходах КОМЗа или «Элекона», которые входят в сферу влияния отца прекрасной банкирши, Николая Колесова. Отметим также, что каких-либо признаков слабости в последнее время Татсоцбанк не подавал — напротив, демонстрировал стабильный прирост прибыли.

Наконец нельзя не упомянуть отток сразу 13,7 млрд. рублей, или 7%, до 183,6 млрд. рублей с корпоративных счетов крупнейшего местного игрока, «АК БАРС» Банка. При этом в марте он недосчитался и 4,5 млрд. рублей (4,2%) от депозитов «физиков» — впрочем, на фоне «остатка» в 102,3 млрд. рублей это не впечатляет. Итого по двум источникам отток составил 18,2 млрд. рублей.

==table1553==

«Ряд клиентов поменял инструмент инвестиций, переложившись в ценные бумаги банка», — пояснили в пресс-службе «АК БАРС» Банка. Объем размещенных облигаций и векселей увеличился за март на 18,9 млрд. рублей, или на 39%, до 66,9 млрд. рублей, так что приток ликвидности через долговые бумаги перекрыл отток денег «физиков» и «юриков». Вполне возможно, что часть клиентов-юрлиц переложили свои деньги в другие инструменты. Как уточнила нам пресс-служба АББ, для банка доходность ценных бумаг находится примерно на том же уровне, что и доходность депозитов — разница лишь в предпочтениях клиента. По векселям срок варьируется от 3 до 18 месяцев, облигации ограничены сроком погашения: у рублевых — декабрь 2017 года, у валютных — 2018 и 2022 год, доходность — на уровне рынка, от 5 до 10% годовых.

ВЕСЕННИЙ «ПРИЛИВ» В АВТОКРЕДИТБАНКЕ

Самый сильный приток денег от предприятий — плюс 85,5% до 421 млн. рублей — зафиксировал Автокредитбанк, подконтрольный Фоату Комарову. Уточним, что последние полгода в этой кредитной организации наблюдаются заметные колебания в диапазоне 180 - 760 млн. рублей.

Продолжает наращивать средства на счетах клиентов и Акибанк, входящий в орбиту влияния одного из самых могущественных бизнесменов РТ гендиректора Сетевой компании Ильшата Фардиева. За март банк, возглавляемый Ильдаром Галяутдиновым, увеличил их объем на 4,9%, или 293 млн., до 6,3 млрд. рублей. Так что можно констатировать: еще одна информационная атака своей цели не достигла. Напомним, что Акибанк в завершение 2016 года стал одной из первых мишеней анонимных рассылок и предметом слухов о неких проблемах. Но, как видим, сегодня он жив, здоров и довольно упитан.

==table1554==

Прибавка местного отделения Сбербанка в относительном выражении невелика — всего 2,2%, но в абсолютном выражении самая увесистая — 1,56 млрд. рублей. Из прочих игроков можно отметить традиционные колебания средств на счетах таифовского Аверса: плюс 1,5% до 80 млрд. рублей. В результате благодаря снижению средств компаний на счетах «Зенита» банк под руководством Камиля Юсупова вышел на второе место нашего рейтинга по данному показателю.

В целом же отметим, что компании, мягко говоря, не горели желанием наращивать средства на счетах местных кредитных организаций. Без учета федералов прирост зафиксировали только 4 из 15 банков, что, впрочем, могло быть отчасти обусловлено сезонными факторами, например, завершением периода налоговых выплат.

Местный филиал Сбербанка, крупнейшего держателя депозитов в стране, еще сильнее укрепил свое лидерство в Татарстане, нарастив объем депозитов на 771 млн. до 206,5 млрд. рублей Местный филиал Сбербанка, крупнейшего держателя депозитов в стране, еще сильнее укрепил свое лидерство в Татарстане, нарастив объем депозитов на 771 млн. до 206,5 млрд. рублей Фото: ©Игорь Зарембо, РИА «Новости»

ДЕПОЗИТНОЕ УСКОРЕНИЕ РОССЕЛЬХОЗБАНКА

Что касается сбережений граждан, то, за исключением рассмотренных выше игроков, заметным оттоком никто не отличился. Но 10 из 15 местных банков (без учета федеральных участников, в том числе «Зенита») в итоге зафиксировали отток, в сумме граждане вывели с депозитов 7,3 млрд. рублей. Пару слов по Радиотехбанку: здесь сокращение вкладов граждан, в отличие от средств «юриков», составило микроскопические 1,1%, или 23 млн. рублей, а итоговый объем — 2,14 млрд. рублей.

Напомним, что на этой неделе по решению АСВ начались выплаты страховых возмещений вкладчикам «Татагропрома». Оператором назначен «АК БАРС» Банк, так что по итогам апреля он может рассчитывать на приток новых вкладчиков — как мы уже говорили, традиционно у банка-агента оседает около половины суммы выплат: многие предпочитают открыть новый вклад, не отходя от кассы.

В целом снижение интереса граждан к депозитам может быть обусловлено объективным фактором — падением доходностей. Так, максимальная ставка по депозитам 10 ведущих банков за три месяца снизилась на 0,6 п. п. с 8,4% в первой декаде января до 7,8% в первой декаде апреля. Это вполне могло отправить рантье на поиски альтернативных вариантов для инвестиций: ценных бумаг, недвижимости и т. д.

Давно известно, что если где-то что-то прибыло, то в другом месте убыло. Впрочем, местным банкам прибавок от вкладчиков более 5% в марте не достались. Большую их часть вполне укладывается в «естественный прирост» (процентные начисления, валютная переоценка и т. д.), за исключением плюс 8,6% Алтынбанка и 11,8% у Автокредитбанка. Но такие суммы — 6 млн. и 27 млн. рублей соответственно — могли внести на депозиты и сами бенефициары кредитных организаций.

Тем временем местный филиал Сбербанка, крупнейшего держателя депозитов в стране, еще сильнее укрепил свое лидерство в Татарстане, нарастив объем депозитов на 771 млн. до 206,5 млрд. рублей. Его федеральный коллега ВТБ24 добрал практически ту же сумму — 779 млн. рублей, — но итоговый результат заметно скромнее 29,2 млрд. рублей. Следующий «варяг», 100-процентно государственный Россельхозбанк, зафиксировал в РТ прирост частных вкладов на 784 млн. рублей — лучший абсолютный показатель, пусть и с минимальным отрывом от преследователей. И благодаря относительно небольшому депозитному портфелю относительная прибавка у РСХБ также выглядит посолиднее — 8,8%. «Положительную динамику вкладов населения мы связываем с увеличением базы зарплатных клиентов филиала, с высокой надежностью банка и привлекательными условиями по всем категориям вкладов для физических лиц», — пояснила нашему изданию директор регионального филиала АО «Россельхозбанк» Ляля Кудерметова. При этом данные по динамике средствам предприятий и организаций в РСХБ на этот раз предоставить отказались.

Итак, в марте мы наблюдали преимущественно отток средств со счетов и компаний, и граждан. Изменилась ли тенденция в апреле, кто из банкиров зафиксировал очередные потери, а кто привлек свежие деньги от клиентов, наши читатели узнают из следующего обзора.

==table1555==
==table1556==