Чемоданное настроение 5 млн. россиян, которые готовятся вылететь летом в Турцию, испорчено предупреждением Росавиации о том, что чартеры в эту страну вновь могут быть закрыты. Тревожное сообщение появилось на пике продаж. Воспринимать ли предупреждение регулятора как пожелание или как запрет и стоит ли «бледнолицым» из Татарстана рваться на золотые пески Турции?
Чемоданное настроение 5 млн. россиян, которые готовятся вылететь на отдых в Турцию, испорчено предупреждением Росавиации о том, что чартеры в эту страну вновь могут закрыть
«В СВЯЗИ СО СЛОЖНОЙ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИЕЙ В ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКЕ...»
Российские авиакомпании накануне получили рассылку от Росавиации, в которой ведомство предупреждает игроков рынка о возможной приостановке чартерных перевозок из России в Турцию. Вкупе с сегодняшними новостями о взрыве в турецком городе Диярбакыр, где пострадали четыре человека, все это может привести к серьезной турбулентности на рынке авиаперевозок в страну Ататюрка. Напомним, очередное охлаждение отношений России и жаркой курортной страной наступило после запретительно высоких пошлин, введенных Турцией сначала на российскую пшеницу, растительное масло и прочие сельхозтовары, и достигло апогея после того, как Турция приветствовала решение Дональда Трампа о ракетной атаке на авиабазу Шайрат в Сирии.
Авиаперевозчики получили текст за подписью замруководителя Росавиации Олега Клима следующего содержания: «В связи со сложной внутриполитической ситуацией в Турецкой Республике, возможно приостановление выполнения чартерных рейсов российских авиакомпаний в аэропорты Турции. Прошу принять необходимые меры при планировании существующих чартерных программ», — цитирует туристический портал tourdom.ru.
Факт получения подобного «привета» туркомпаниями из Татарстана «БИЗНЕС Online» сегодня подтвердил председатель ассоциации туристических агентств Татарстана Рамиль Мифтахов. «Мне кажется, что это больше политическое заявление для турецкой стороны. Учитывая, что политическая ситуация после бомбежки Сирии стала вновь неожиданно клониться в сторону США, чтобы охладить пыл [Турции] — мы так думаем, — эта публикация и вышла», — считает Мифтахов.
Рамиль Мифтахов не верит, что запрет на турецкие чартеры все же будет введен / Фото: «БИЗНЕС Online»
Глава ассоциации туристических агентств РТ считает, что запрет, в случае если он будет принят, сильнее всего ударит по турецким отельерам, ведь закрыть вылет можно одномоментно (как было после инцидента с российским самолетом), а на получение разрешения может потребоваться четыре-пять месяцев. К тому времени интерес россиян к Турции может охладеть вместе с завершением турсезона. Так что, как считает Мифтахов, турецкое туристическое лобби не должно допустить повторного запрета на вылет россиян на родину Ататюрка. «Это сигнал турецким бизнес-кругам, чтобы они донесли свою точку зрения до президента Эрдогана», — полагает Мифтахов. Что же делать людям, которые купили путевки по системе раннего бронирования? «Ждать! — коротко, но емко дает совет глава ассоциации. — Ничего не нужно сдавать или менять, просто спокойно ждать своего отдыха и ни о чем не думать». Собеседник издания не верит, что запрет на турецкие чартеры все же будет введен.
По существующим на данный момент планам, еженедельно в Турцию с территории Татарстана будет вылетать до 30 чартеров, говорит Мифтахов. О своих планах «поднимать» Турцию уже заявили такие туроператоры, как «Анекс», «Пегас Туристик», Coral, «Интурист». «На раннее бронирование очень высокий спрос, это всколыхнуло массы жителей Татарстана, если это отменить, будет колоссальный объем [аннулированных туров]», — говорит Мифтахов. Он заверяет, что турецкие отели уже готовы принять толпы «бледнолицых» из Татарстана и других регионов России. «Они, как кони в стойле, ждут, когда же первые рейсы прилетят и они начнут обслуживать русских туристов», — уверяет он.
«СТОИТ ДОЖДАТЬСЯ ОФИЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОСЛЕ ЭТОГО О ЧЕМ-ЛИБО ДУМАТЬ»
В ассоциации туроператоров России (АТОР) также считают, что «письмо счастья» от Росавиации не является руководством к действию. «Это не запрет ни в коем случае, это предупреждение, это просьба регулятора учитывать возможность появления этого фактора, который может с какой-то вероятностью повлиять — или не повлиять — на перевозку», — передает сообщение АТОР Gazeta.ru .
Другой взгляд на это у эксперта в сфере пассажирских перевозок, который после разговора с корреспондентом «БИЗНЕС Online» пожелал остаться неназванным. «Росавиация послала авиакомпаниям недвусмысленное предупреждение, их просто так не посылают, — заметил источник. — Мы сегодня живем в такое время, когда никто ни от чего не застрахован. Скорее всего, это формат оказания давления на турецкую сторону. Дружба должна быть двусторонняя: сейчас мы с ними дружим, а они с нами — нет. Дела у управляющих турецкими курортами обстоят сейчас очень плохо. Европейцы в эту страну вообще не ездят, это считается небезопасным. Единственные, кем теперь турки теперь могут свои курорты наполнить, — российские туристы. Если и они туда не поедут, у них турпоток упадет окончательно. Другое дело — неясно, куда россиянам теперь выезжать. Сами европейцы внутри Европы стали путешествовать, там свободных номеров для нас в гостиницах нет. Крым и Сочи не смогут поглотить такой поток туристов, крупнейшие операторы скоро могут столкнуться с отложенным спросом. Есть еще Египет, но не факт, что там сейчас безопаснее, чем в той же Турции...»
Даже в самой ассоциации туроператоров не исключают, что в будущем в Турции может повыситься градус нестабильности. 16 апреля в стране пройдет референдум об изменении конституции, результат которого сложно спрогнозировать. Российские СМИ даже намекают на вероятность новой попытки государственного переворота. На это в разговоре с «БИЗНЕС Online» обратил внимание и постоянный представитель Татарстана в Турции Айрат Гатауллин. «Я бы не сказал, что в Турции наблюдается какой-то политический кризис. Однако на этой неделе будет референдум. Насколько могут быть связаны эти два события (референдум и предупреждение Росавиации — прим. ред.), пока непонятно», — сообщил он многозначительно, посоветовав дождаться официальной информации и «после этого о чем-либо думать». На вопрос о том, стоит ли сейчас покупать путевки в Турцию, представитель Татарстана на родине Ататюрка ответил в том смысле, что нужно прислушиваться к сообщениям российского МИДа и российских органов власти.
Гатауллин не смог оперативно оценить прирост турпотока из Татарстана в Турцию, поскольку отпускной сезон еще не начался. «Курортные районы пока не открыты для туристов, там проводятся подготовительные работы, все будет видно ближе к лету», — говорит он.
Как бы то ни было, воздушные гавани пока не намерены менять расписание своих рейсов. «После сообщения Росавиации никаких изменений в расписании аэропорта не произошло, само информационное письмо регулятора носит скорее предупредительный характер и не накладывает на авиакомпании обязательств по приостановке рейсов, — сообщил „БИЗНЕС Online“ коммерческий директор международного аэропорта Бегишево Феликс Козлов. — В текущем расписании из Бегишево запланированы рейсы в Анталью с конца апреля авиакомпаний „Северный ветер“ и Azur air, а также выполняются регулярные рейсы в Стамбул турецкой авиакомпании Atlas Global. Всего на 2017 год нами запланирован пассажиропоток на турецком направлении более 60 тысяч человек, что составляет 15 процентов от общего объема».
В свою очередь руководитель пресс-службы МАК «Казань» Адель Гатауллин сообщил «БИЗНЕС Online»: «Если оценивать запланированную на лето-2017 программу полетов, то здесь мы видим, что в целом тенденция определенно положительная: авиаперевозчики активно бронируют слоты на выполнение чартерных и регулярных рейсов в турецкие Анталью и Даламан, планируется открытие дополнительных регулярных рейсов в Стамбул».
Для сравнения, если летом 2015 года в Анталью из Казани выполняли рейсы 5 авиакомпаний, то в 2017 году заявки на выполнение перелетов прислали 8 авиаперевозчиков, 6 из которых планируют выполнять чартерные туристические рейсы.
В аэропорту считают, что до введения официального запрета о значительном сокращении объемов перевозок говорить рано.
«Однако мы не исключаем, что авиакомпании и туроператоры проведут переформатирование части полетных программ для отправки своих пассажиров регулярными рейсами», — отмечает Гатауллин.
5 МЛН. ТУРИСТОВ ЗАМЕРЛИ В ОЖИДАНИИ
Очевидно, если запрет все-таки будет введен, последствия для туриндустрии могут быть куда более серьезными, чем во времена предыдущих «санкций». Ведь запрет на чартеры в Турцию были введен Россией в ноябре 2015 года, то есть в конце сезона, когда все отдохнувшие уже приехали домой с загаром, а путевки на новый сезон продавать еще не начинали. Здесь же ситуация совершенно иная. Глубина продаж, по данным билетных операторов, составляет 6 - 8 месяцев.
По данным российского союза туриндустрии, на данный момент объем перевозок Россия — Турция еще не восстановлен до докризисного уровня. В 2016 году Турцию посетили 866 тыс. россиян, что на 76,3% меньше аналогичных показателя 2015 года. Однако планы на 2017 год у туроператоров весьма оптимистичные — на данный момент более 50% всех забронированных и купленных по акциям раннего бронирования туров приходится именно на Турцию. Этим летом турецкие курорты рассчитывали принять около 5 млн. российских туристов.
Судя по сезонному расписанию на сайте МАК «Казань», из Казани в Турции как чартерными, так и регулярными рейсами можно улететь самолетами авиакомпаний «Вимавиа», «Северный ветер» (Nord Wind Airlines), «Таймыр Авита», Azur air и «Уральские авиалинии». Аэропорты прилета — Анталья и Даламан.
Напомним, что авиасообщение между Россией и Турцией было приостановлено с ноября 2015 года до августа 2016 года, что стало ответной реакцией Москвы на сбитый турецким истребителем российский бомбардировщик Су-24. Падение турпотока из России в Турцию в первые месяцы 2016 года превысило 90%. Однако после письма с извинениями, которое турецкий президент Реджеп Эрдоган прислал президенту РФ Владимиру Путину, власти отменили табу на перелеты. Первый чартер в Турцию вылетел 2 сентября.
«ЭТО АБСОЛЮТНО ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКЦИЯ. КОГДА ВОЖДИ ВОЮЮТ, ПРОСТОЙ НАРОД СТРАДАЕТ»
«БИЗНЕС Online» опросил экспертов в туристической индустрии, стоит ли серьезно относиться к сообщению Росавиации и не пора ли отказаться на время от покупки билетов в Турцию.
Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:
— Я вижу, как реагирует туристическое сообщество на это сообщение, возникает паника. Когда был сбит самолет, были введены туристические санкции со стороны России. Сейчас, когда все отлажено и налажено, на заявления туристического лидера, видимо, была такая политическая реакция: если вы снова хотите других взаимоотношений, то Россия готова повторить туристические санкции в сторону Турции.
Рост пассажиропотока в Турцию с начала открытия направления составил 861 процент (по сравнению с авиаперевозками в период санкций — прим. ред.), потому что что была сделана 50-процентная скидка на ранние продажи. Глубина продаж — 6 - 8 месяцев. Турция достаточно серьезно продана. Если возникнет запрет, то коллапс будет достаточно серьезный — для туроператоров и турагентств. Поэтому надеюсь, что турецкий бизнес отреагирует на это сообщение, надеюсь, что это был такой им сигнал, что Россия готова пойти на крайние меры, если политическое руководство Турции снова решило поменять свою линию. Это абсолютно политическая акция. И ясно, что, когда вожди воюют, простой народ страдает.
Сейчас объемы продаж процентов на 20, наверное, меньше, чем во времена хороших, «жирных» годов, потому что невозможно сразу его восстановить. Но сейчас ситуация близка к тому, чтобы отыграть падение. Но сейчас даже если Турцию не закроют, информационный фон уже такой, что направление пострадает все равно, у людей есть опасения.
Лично я не имею ничего против Турции, но в этой ситуации нужно обратить внимание на курорты тех стран, которые не имеют политических противоречий с Россией или во внешнем мире. Есть много теплых стран: Мальдивы ни с кем не воюют, Кипр, Таиланд... Нужно немного становиться политическим аналитиком.
Гульнара Фахриева — директор турагентства «Диля-тур»
— Даже не все авиакомпании получили это сообщение, так что, видимо, это просто информационное письмо. Пока ничего серьезного мы не видим. Прогнозировать поведение авиакомпаний не могу. Надеемся, что все будет хорошо. Пока никто не отказывается от приобретенных в Турцию туров. Если нет официального запрета российских властей, туристы пока никак не могут отказываться от купленных путевок. Думаю, все проблемы должны решаться по мере поступления. Объем перевозок в Турцию на сегодня вернулся на уровень, который был до «закрытия» этой страны. Люди соскучились по направлению, оно им нравится, и они хотят там отдыхать.
«ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БОЛЬШЕ ДЛЯ ТУРЕЦКИХ ПАРТНЕРОВ, ЧЕМ ДЛЯ НАС»
Светлана Пименова — директор туристической компании «Итиль-Тур»:
— Я думаю, что ситуация с Турцией некритичная. На мой взгляд, сообщения Росавиации будут стимулировать турецкую сторону контролировать ситуацию по приему туристов из России, поскольку скоро в Турции состоятся выборы. Поэтому эта информация больше для турецких партнеров, чем для нас. Также это должно стимулировать туристов ездить на наше побережье: Крым, Сочи, Краснодарский край. Поэтому, я думаю, информационная политика связана и с местным отдыхом. Паниковать раньше времени не стоит, полностью перевозки не закроются. Стоит дождаться выборов в Турции. По моим прогнозам, если обстановка в стране будет стабильной и спокойной, то чартеры не отменят. Действительно, было произведено много продаж для туристов по раннему бронированию, россияне любят турецкое направление отдыха. Все-таки наше побережье неприлично дорогое, и люди заранее планировали свой отпуск. Цена и качество у турецкой стороны лучшее на сегодняшний день. С Турцией очень сложно конкурировать, и пока на туристическом рынке их никто не может догнать.
Сергей Пасечник — гендиректор «Компаньон СП:
— Думаю, что пока сообщения носят рекомендательный характер, но с намеком. Конечно, это влияет на рынок и является предупреждением крупным туроператорам. Как показал опыт, это сильный удар по финансовой составляющей. Одно дело — договориться с отелями, туристическими операторами, авиакомпаниями, а другое дело, когда все приостанавливается, как в ситуации в прошлом году. Я думаю, перевозки будут планироваться более осторожно, хотя все уже давно спланировано, вывешено на сайтах и ведутся продажи к лету. Если рейсы вдруг отменят, то, конечно, туроператоры должны будут предложить туристам другой вариант перелета. Пока идет некоторое нагнетание ситуации. Некоторые планировали и ждали отдыха, другие выбрали новые направления со всеми последними событиями, но есть и те люди, для которых все эти политические напряжения не являются причиной для приостановки их планов на отдых.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 170
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.