Денис Калинкин: «Станет ли генплан мощным двигателем развития города или палкой в колесе? Профессионализм разработчиков дает нам основание полагать, что мы получим наилучший результат» Денис Калинкин: «Станет ли генплан мощным двигателем развития города или палкой в колесе? Профессионализм разработчиков дает нам основание полагать, что мы получим наилучший результат» Фото: «БИЗНЕС Online»

КОНТРОЛЬ НАД КАЗАНСКОЙ АГЛОМЕРАЦИЕЙ И ОТКАЗ ОТ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОЭТАЖЕК НА ПЕРИФЕРИИ

До 27 июля исполком Казани получит от НИИ генплана Москвы проект генерального плана города до 2035 года, предварительное согласование которого после обсуждений с экспертным сообществом должно состояться до 1 сентября. Документ, который разрабатывали с 2015 года за 80 млн. рублей, примут в конце 2018 года на сессии Казгордумы. Об основных параметрах концепции развития города сегодня шла речь на деловом понедельнике в исполкоме Казани.

«Это основополагающий документ, определяющий развитие города на годы вперед, — сказал глава исполкома Казани Денис Калинкин. — В нем сведено огромное количество информации и расчетов, поэтому его разработка занимает длительное время. Желая получить максимально отработанный документ, мы терпеливо ждем. От этого зависит, станет ли генплан мощным двигателем развития города или палкой в колесе. Профессионализм разработчиков дает нам основание полагать, что мы получим наилучший результат».

Напомним, что к середине ноября прошлого года НИИ генплана Москвы разработал обобщенную концепцию градостроительного развития столицы РТ до 2035 года «Устойчивая Казань», выжав лучшее из четырех вариантов: «Компактный город», «Расширяющийся город», «Большая Казань» и «Открытая Казань». Два последних варианта подготовили казанские специалисты. Мэр Казани Ильсур Метшин ранее попросил все вопросы изменения генплана выносить на обсуждение профессионального сообщества. По словам главы управления архитектуры и градостроительства города Владимира Фомина, итоговая концепция уже обсуждалась с застройщиками, архитекторами. Но проект еще раз широко обсудят с депутатами, ведущими проектировщиками, застройщиками, экологами города. Далее последует процесс согласования с федеральными и региональными министерствами и ведомствами. До конца 2018 года пройдут публичные слушания по генплану — они состоятся на избирательных участках, где обычно проходят выборы.

«Принципиальным отличием от действующего генплана является отказ от строительства крупных многоэтажных жилых районов в периферийных частях города по восточной дуге, присоединенных в 2007 году», — сказал Фомин. Предлагается в рамках развития компактного города сконцентрировать многоэтажное жилищное строительство в первую очередь на территории «Салават Купере», вдоль берега Волги в районе речного порта, а также Березовой рощи в Западном Заречье. Ожидается, что численность населения Казани увеличится к 2035 году до 1,4 млн. человек, а средняя обеспеченность жилплощадью вырастет с нынешних 24,7 кв. м до 32 кв. м на человека.

С помощью данных сотовых операторов определены реальное население города и его границыЧтобы открыть, нажмите

Проект генерального плана разрабатывается с учетом развития Казанской агломерации, с сохранением связей, но без изменения границ муниципального образования. «Это позволило определить контуры Казанской агломерации, учесть потоки маятниковой миграции, развитие прилегающей к Казани территории, — сказал глава управления. — Был произведен анализ данных сотовых операторов, которые позволили с большой точностью просчитать каждодневную рабочую миграцию в рамках агломерации». В зону влияния Казанской агломерации войдут новые осваиваемые территории Зеленодольского, Лаишевского и Верхнеуслонского районов. Цель — контроль над использованием территории за пределами Казани для предотвращения разбалансированности и нагрузки на инфраструктуру в связи с чрезмерным строительством. Первый такой звоночек, собственно, уже дал президент РТ. Рустам Минниханов посоветовал главе Пестречинского района не увлекаться жильем, ведь денег на школы и детсады потом не напасешься.

Отдельно в проекте прописано транспортное обслуживание «Салават Купере» с организацией скоростного трамвайного движения от существующих линий в Авиастроительном и Московском районахФото: tatarstan.ru

ДУБЛЕР ДЛЯ ГОРЬКОВСКОГО, ТРАССЫ ДОСТУПНОСТИ «САЛАВАТ КУПЕРЕ» И ЖИРНЫЙ МИНУС КОЛЬЦЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

К 2035 году в городе запланировали строительство 354 км улично-дорожной сети (УДС), более 10 развязок. В первую очередь для разгрузки Горьковского шоссе предлагается строительство дороги общегородского значения вдоль западного хода железной дороги, далее вдоль набережной Волги до трассы Казань — Боровое Матюшино. Еще один вариант — строительство дороги по улице Тэцевской с выводом на федеральную трассу М7. Также предлагается строительство дороги вдоль проектируемой трассы ВСМ: развязки предусмотрены на улице Васильченко, на пересечениях проспекта Ибрагимова, улиц Декабристов и Копылова, а также на пересечении с проектируемым продолжением Аметьевской магистрали (эта трасса пройдет вдоль железной дороги до федеральной трассы М7).

Помимо вылетных магистралей предусмотрена кольцевая дорога-дублер вдоль существующей трассы М7. Кроме того, для обеспечения транспортной доступности запроектировано продолжение дороги по улице Тэцевской через жилой комплекс «Салават Купере» с выходом на федеральную трассу М7.

Отдельно в проекте прописано транспортное обслуживание «Салават Купере» с организацией скоростного трамвайного движения от существующих линий в Авиастроительном и Московском районах. Предлагается три варианта — за 3,1 млрд. рублей, 4 млрд. рублей и за 5,4 млрд. рублей, но все они с вырубкой леса на протяжении 5,2 тыс. метров.

Наконец, генплан предусматривает замыкание Большого казанского кольца с продолжением строительства улицы Баки Урманче в «Солнечном городе» до пересечения с улицей Тихорецкой, где предусмотрено строительство транспортной развязки.

Затронута в проекте и организация казанской кольцевой железной дороги по предложению минтранса РТ. Ранее сообщалось, что за 15 млн. рублей уже разработана технико-экономическая оценка проекта, а на строительство дороги потребуется 22,4 млрд. рублей.

«С учетом опыта реализации аналогичного проекта в Москве разработчики генплана не выявили положительного влияния на развитие транспортной инфраструктуры города и считают более целесообразным развивать городской пассажирский транспорт», — озвучил мнение московских разработчиков Владимир Фомин.

Транспортное обслуживание района «Салават Купере»Чтобы открыть, нажмите

РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ ПЛАТНОЙ ПАРКОВКИ, СЕТЬ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ДОРОЖЕК И ТРАМВАЙ В «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

Но денег на дороги и развязки надо очень много. Напомним, транспортный план Универсиады с ее 11 развязками обошелся примерно в 33 млрд. рублей. На случай финансового голода разработчики предусмотрели «демотиваторы» для автомобилистов, дабы сдерживать темпы автомобилизации. Предполагается, что парк легковых автомобилей к 2025 году в Казани составит 422,8 тыс. штук, а к 2035-му возрастет до 550 тысяч. В 2010 году этот показатель оставлял 318,8 тыс. автомобилей. Уровень автомобилизации (количество легковых автомобилей физлиц на 1 тыс. жителей) к 2025 году составит 320 машин, к 2035-му — 395. Для сравнения: в 2010 году было 252 автомобиля на 1 тыс. жителей.

Развитие единого парковочного пространстваЧтобы открыть, нажмите

«Реализация всех мероприятий по УДС является затратной для бюджета города, поэтому также предлагается демотивация использования личного транспорта и приоритетное развитие общественного транспорта», — сказал Фомин. К слову, для исследования людских потоков в Казани уже используется big data — на основе анализа данных сотовых операторов. Эту модель после утверждения генплана планируется передать создаваемому бюджетному транспортному бюро на базе «Казгражданпроекта» для мониторинга, актуализации и разработки комплексных транспортных схем.

Среди мер демотивации — развитие платного парковочного пространства с четырьмя перехватывающими парковками (сейчас одна у Энергоуниверситета) и семью многоэтажными паркингами. Зона платной парковки к 2035 году распространится до границ Большого казанского кольца. В документе предложена сеть велосипедных маршрутов с дифференциацией на велодорожки на рекреационных территориях (рядом с ними предложено разместить лыжные трассы), велодорожки в составе пешеходных зон, велодорожки в составе поперечного профиля улично-дорожной сети.

Сеть основных велосипедных связей (предложения)Чтобы открыть, нажмите

ГОРОДСКОМУ ОЗЕЛЕНЕНИЮ ПРИДАДУТ ПРАВОВОЙ СТАТУС, А ЗАСТРОЙЩИКОВ ПОПРОСЯТ ДЛЯ НАЧАЛА СОЗДАВАТЬ ИНФРАСТРУКТУРУ

Параллельно с разработкой генплана в городе утвердили границы исторического поселения Казани, отсутствие которого с 1 декабря 2016 года привело к полной остановке выдачи разрешений на строительство в столице РТ. Заповедный статус автоматически охватил всю Казань целиком, и любой проект, даже на окраине города, потребовал согласования с министерством культуры РТ. Теперь для застройщиков и собственников земельных участков вне границ исторического поселения ситуация существенно упростилась.

Примерная площадь исторического поселения составляет 23,5 кв. километров. Границы проходят там, где сосредоточены большая часть объектов культурного наследия и окружающая их историческая застройка, охватывая всю историческую центральную часть города вплоть до улицы Вишневского, а также улицы Ершова до Октябрьского городка, часть Кировского района и всю Адмиралтейскую слободу. В Казани расположено 553 объекта культурного наследия (ОКН), состоящих на государственной охране. Из них федеральных — 119, республиканских — 370, местных — 64. Выявленных ОКН на территории Казани, ожидающих присвоения категории, — 118, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, — 57.

Фомин напомнил, что застройщикам и собственникам земельных участков в историческом центре Казани необходимо соблюдать охранные требования и иметь положительное заключение от минкультуры РТ для получения разрешения на новое строительство в границах исторического поселения. В связи с этим сроки выдачи разрешения увеличатся с 7 дней до одного месяца. Обременения по сохранению касаются не только исторически ценной градоформирующей застройки, но и видовых панорам, природного ландшафта, планировочной структуры. Кроме того, для получения разрешения на строительство в историческом центре необходимо пройти межведомственную комиссию по вопросам градостроительной деятельности в исторических поселениях при президенте РТ.

Границы исторического поселения будут отображены в проекте генерального плана города и правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), которые разрабатываются параллельно с генпланом, как и местные нормативы градостроительного проектирования.

«Самая большая сложность в том, чтобы генеральный план оказался живым, работающим документом, — заявил глава исполкома. — Невероятно сложно быть провидцем и реалистом, ведь он рассчитан до 2035 года. Надо заложить такую основу, которая не вызовет вопросов у специалистов, работающих с генпланом через 10 - 20 лет. Именно поэтому одновременно с ним институтом ведется разработка правил землепользования и застройки, а также местных нормативов градостроительного проектирования. Комплексность — это сильная сторона документов».

Для жесткого регулирования жилищного строительства и контроля над ним в ПЗЗ предлагается ввести временное ограничение застройки территории до создания застройщиками условий ее комплексного освоения и полноценной инфраструктуры.

«Очень важным считаем в ПЗЗ требование начинать застройку только после создания инфраструктуры и улично-дорожной сети», — прокомментировал этот момент Калинкин.

Новшеством генплана станет раздел, посвященный природно-рекреационному комплексу, который создается с учетом земельного и градостроительного законодательства РФ. Суть механизма заключается в учете и придании правового статуса существующему городскому озеленению, постановке на кадастровый учет данных территорий и установлении минимальных показателей для вновь создаваемых участков в каждом новом микрорайоне.

«Это, кстати, ответ на справедливую критику со стороны экологов, — сказал Калинкин. — Мы старались вооружить разработчиков не только существующими документами, но и донести до них проблематику».

Как оказалось, в процессе разработки генплана возникла необходимость проведения новой топосъемки Казани, в последний раз осуществлявшейся в 1997 - 1999 годах. «Новая топосъемка хоть и дорогостоящее дело, но она нужна. Завтра на это деньги не найдем, но поставим в лист ожидания», — в заключение сказал глава исполкома города.